Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Доплата разницы виновником по ОСАГО: что законно, а что нет?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если по тем или иным причинам вам не удалось зарегистрировать аварию сразу (а произойти это может по совершенно различным причинам), то ничего не запрещает при наличии согласия всех участников оформить ДТП позднее: через несколько часов, на следующий день, через несколько дней, неделю и так далее. Главное, не запустить этот срок, чтобы страховая компания не отказала по той причине, что повреждения явно получены ранее, чем дата происшествия.
Что делать в первую очередь?
Ваши действия в первую очередь будут зависеть от того, кто предъявил вам требование о доплате и каким образом.
Сперва потерпевший или страховщик могут просто позвонить или направить досудебное требование. Это даже лучше, есть больше времени на осмысление ситуации и поиск доказательств со своей стороны.
Доказательствами в этом случае могут быть фотографии или видеозапись, которую вы сделали на месте ДТП, где будет видно, какие повреждения были получены в ДТП. А нужны они потому, что требования скорее всего будут основаны на экспертизе истца и его фотографиях. Спорить с ними можно, только имея другие доказательства иного размера ущерба. Также можно попробовать запросить экспертизу или калькуляцию, на основании которых вам предъявляют конкретную сумму.
Что будет, если оформить ДТП после аварии?
А вот оформить ДТП задним числом не получится, если вы вызываете сотрудников ГИБДД. В случае же европротокола ничего не мешает провести такую махинацию.
Важное замечание!
- В данной статье описаны базовые принципы работы законодательства. Между тем, в судебной практике всё зависит от конкретных обстоятельств.
- В 96% всех случаев есть такие тонкости, которые могут повлиять на исход всего дела.
- Поэтому мы рекомендуем доверить дело профессионалам, которые изучат ваше дело и подберут правильную стратегию выигрыша.
На сайте TonkostiDTP работают профессиональные юристы по ДТП, с опытом во всех основных видах споров (ОСАГО, виновность, административные наказания).
У меня есть действующий полис ОСАГО. Что мне делать?
Деньги с виновника ДТП может требовать не только потерпевший, но и сам страховщик. Один из случаев, когда страховая компания требует сумму выплаченного ущерба с водителя в порядке регресса. Регресс – это так называемое право обратного требования. То есть страховщик, который уже заплатил за водителя, требует эти деньги назад. Ситуации, когда такое право появляется у страховщика по ОСАГО, указаны в статье 14 Закона, актуального на 2021 год.
Требования страховщика, как правило, основаны на законе и полностью избежать регресса сложно. Виновник может оспаривать не только само требование, но также спорить и по сумме страховой выплаты.
Когда срок действия полиса подойдет к концу, внимательно выбирайте страховую компанию, в которую обратитесь за прямым возмещением убытков. Теперь важно, с какими автосервисами заключены договоры у страховщиков. Раньше вы могли не обращать на это внимание, и если автосервис не устроит, забрать деньги и ехать куда захотите. Теперь не сможете.
Пошаговая инструкция возмещения
Пока судебным органом не будет установлен истинный виновник аварии, ни о каких взысканиях ущерба речи не может идти. Протоколом только устанавливается факт допущенного лицом нарушения, а вину может признать только суд.
После судебных разбирательств, выносится постановление, в нем определена степень ответственности и меры, применяемые во исполнение решения суда к стороне ответчика по иску. Это может быть как натуральная компенсация денежных средств, так и полная оплата сервисных работ по восстановлению автомобиля.
В 2023 году судом дается 10 суток на подачу кассационной жалобы, если второй участник процесса не согласен с вынесенным решением. По истечении всех сроков на обжалование, решение вступает в законную силу, и только после этого можно начинать процедуру взыскания ущерба с виновника ДТП:
- Если ответчик в добровольном порядке не спешит выплачивать причитающуюся сумму ущерба, то истец обращается в суд за возбуждением принудительного исполнительного производства по компенсации денежных средств.
- Судебные приставы исполнители дают ответчику еще 10 суток на добровольное погашение долга, если этого не случается, то могут конфисковать часть личного имущества в счет покрытия долгов перед истцом. Но обычно выплаты компенсируются со всех видов заработка виновного лица в принудительном порядке.
- Средства перечисляются на банковский счет, предварительного оговоренного в заявлении о возбуждении исполнительного производства.
После исполнения судебного постановления о взыскании ущерба с виновника ДТП производство прекращается, и дело в отношении собственника виновного авто закрывается.
Судебные решения взыскания ущерба с виновника ДТП без ОСАГО
В основном суды общей и надзорных инстанций защищают права страхователей, и выносят решения о выплате возмещений. Правда, если соблюдены все досудебные и судебные формальности.
Но страховые компании часто выступают со встречными требованиями к виновнику происшествия, если он совершил правонарушения в нетрезвом или наркотическом состоянии (регресс).
Также подобные требования может предъявить РСА, если он выплатил компенсацию пострадавшему гражданину, за виновное лицо, у которого отсутствовала обязательная страховка.
Суды автоматически признают виновным водителя в ДТП в 2023 году, если будет установлено:
- Отсутствие прав на управление авто, либо не сдавший экзамен на знание правил движения и вождения.
- Удостоверение водителя выдано на другую категорию автомобилей.
- К управлению допущен лишенный удостоверения водителя гражданин.
Алгоритм действий при подаче в суд иска от СК
Внимание! Если страховая компания все-таки подала в суд, виновнику ДТП необходимо сделать следующее:
- проверка документов. Следует исследовать предложенную информацию. При этом можно требовать у страховой компании подробного расчета и обоснования каждого элемента, обозначенного в смете, с отсылкой на дилеров и поставщиков запчастей. Это позволит точно установить достоверность предложенной к возмещению суммы.
- определить позицию. Ответчик по делу должен защититься, обосновав собственную позицию. Варианты могут быть различными. Некоторые признают вину полностью, некоторые частично, пытаясь доказать необоснованность тех или иных расчетов, а кто-то полностью отказывается исполнять требования.
Если обнаружены очевидные нарушения со стороны страховой компании в части соблюдения процедуры или определения характера требований, то следует об этом сразу заявлять в суде.
В остальном человеку придется полагаться на адвоката, который при установленной вине сможет совершить попытку снизить размер исковых требований.
На каких основаниях СК требует возместить ущерб
Любая страховая организация заинтересована в получении прибыли и ищет любую зацепку для пополнения своего капитала. Логично, что СК желает получить средства, которые она потратила, согласно договору со страховщиком (пострадавшим лицом), на возмещение ущерба имущества своего клиента. И требовать, естественно, деньги она может только с виновника ДТП. Но всегда ли такое требование возможно и является законным? Нет. Есть два случая, в каких СК потерпевшего лица может потребовать с виновника дорожно-транспортного происшествия, в результате которого пострадало имущество ее клиента, возмещение ущерба: первый – регресс (взыскание по полису ОСАГО) и второй – суброгация (при наличии у пострадавшего лица КАСКО). Теперь разберемся с этими двумя терминами.
Стоит ли ждать суда или заплатить сразу?
Для ответа на данный вопрос стоит оценивать и соотносить сумму предъявляемых к вам требований с возможными затратами на уменьшение размера требований. Речь идет о стоимости услуг представителя и стоимости судебных экспертиз. Если сумма требований небольшая, то есть смысл предложить потерпевшему мировое соглашение с условием, что вы платите меньшую сумму, но сразу, нежели потом через суд он сможет с вас получить эти деньги через год или даже больше.
Для примера, рассмотрим такой случай.
- Потерпевший требует с вас как с виновника 70 000 рублей.
- При этом, услуги представителя в суде по такому делу обойдутся ему в 20-40 тысяч рублей, а проведение судебной экспертизы примерно в 30 000.
- Но полностью признать требования потерпевшего незаконными скорее всего не удастся, и, потратив довольно-таки большую сумму денег, вы будете должны заплатить потерпевшему.
Поэтому и встает вопрос, что выгоднее, заключить мировое, допустим, на 50 000 рублей или судиться.
Еще стоит учитывать, что изначально потерпевший может не заявлять о расходах на юриста, которые заявит в случае вынесения решения в его пользу.
Когда возмещение ущерба при ДТП нужно требовать с виновника
Практика возмещения ущерба при ДТП показывает, что таких ситуаций, когда выплату денежных средств необходимо требовать с виновника аварии, достаточно много, рассмотрим самые распространенные из них:
- Сумма материального ущерба с учетом износа превышает лимит страховой компании. Например, стоимость восстановления транспортного средства составляет 500 000 руб., а лимит страховой компании составляет – 400 000 руб., в этом случае разницу можно взыскать с виновника ДТП.
- Данные о страховом полисе виновника не известны/виновник аварии не имеет страхового полиса (его полное отсутствие, окончание до момента аварии), равно как и наличие недействительного («липового»). Потерпевший имеет право требовать возмещения ущерба с виновной стороны.
- Ущерб транспортному средству был причинен не во время движения. Например, при неосторожном открытии двери автомобиля на стоянке один водитель поцарапал транспортное средство другого. Это не является страховым случаем, следовательно, ОСАГО не возмещает страхователю убытки. Материальный ущерб будет возмещать виновник происшествия.
- Виновником возмещается вред, причиненный жизни и здоровью, если сумма ущерба превышает лимит страховой организации.
- По ОСАГО не возмещается моральный вред, следовательно, компенсацию морального вреда следует взыскивать с виновника ДТП в судебном порядке.
Как подтверждать обоснованность доплаты за износ с виновника?
Конституционный суд в постановлении 6-П от 10.03.2017 предлагает при определении обоснованности доплаты с виновника учитывать следующие факторы:
- необходимость и экономическую обоснованность понесенных расходов;
- требования завода-изготовителя;
- условия эксплуатации транспортного средства;
- достоверно ли подтверждены понесенные расходы;
- есть ли более разумный и распространенный в обороте способ исправления повреждений;
- не произошло ли при использовании новых деталей, узлов или агрегатов значительного улучшения транспортного средства, которое приводит к несправедливому увеличению его стоимости за счет виновника (например, при замене деталей с нормальным износом на новые).
При этом представлять доказательства того, что размер фактического ущерба превышает сумму страхового возмещения, должен потерпевший.
Судебная практика и почему нужно не просто посчитать разницу?
Один важный момент, на котором обосновывается судебная практика (точнее, судьи) с момента выхода постановления КС – сам факт наличия разницы между расчётом без износа и с износом ещё нужно доказать.
Суть такой логики заключается в том, что если Вы подадите иск на виновника о взыскании разницы просто по результатам оценки страховой компании или экспертизы, то суд такие основания не зачтёт как достаточные. То есть Вы могли отремонтировать автомобиль по ценам и с учётом износа, несмотря на расчёты. А в суд необходимо предоставить доказательства того, что Вы реально понесли расходы на восстановительный ремонт больше, чем насчитала страховая компания – просто калькуляции для этого недостаточно.
Таким образом, судебная практика будет не на Вашей стороне, когда Вы подаёте иск о взыскании разницы напрямую с виновника, в случаях, если:
Вот цитат из судебной практики одного из решения судов:
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.03.2017 года N 6-П не предполагается безусловного взыскания с виновного лица стоимости восстановительного ремонта поврежденного автомобиля без учёта его износа, согласно экспертному заключению, не превышающей лимит страхового возмещения. Иные надлежащие доказательства того, что им понесены реальные, т.е. необходимые, экономически обоснованные, отвечающие требованиям завода-изготовителя, учитывающие условия эксплуатации транспортного средства и достоверно подтвержденные расходы, и они превышают сумму страхового возмещения, в материалах дела отсутствуют.
Абсурдность законности взыскания выплаты с виновника
Между тем, эксперты в области законодательства предвещают недолгую жизнь такой позиции нового закона и судебной практики, которые теперь повсеместно руководствуются вышеприведённым постановлением КС РФ и взыскивают разницу без износа с виновника.
Дело здесь в нелогичности этого постановления и противоречия целому ряду постулатов действующего законодательства. Рассмотрим самые распространённые из них.
Обоснование | Комментарий |
---|---|
ОСАГО — это страхование автогражданской ответственности, а не её части. | Ответственность может быть либо застрахована, либо нет. В действующем на 2021 год законодательстве нет ни одного упоминания части застрахованной ответственности. |
Согласно ст. 3 ФЗ «Об ОСАГО», основным принципом ОСАГО является экономическая заинтересованность водителей в страховании. | Фактически, если по ОСАГО возмещается только часть ответственности, то некоторым водителям, редко попадающим в ДТП, но вынужденным страховаться ежегодно на внушительные суммы, становится невыгодно оформлять полис ОСАГО. |
Исходя из логики взыскания с виновника разницы между расчётом с износом и без, то и в случае полной гибели автомобиля возмещению подлежит сумма стоимости новой машины. | Да, в случае с ремонтом потерпевший нигде не найдёт б/у деталей для этого, хотя автомобиль с пробегом, и здесь есть логика выплаты без учёта износа. А вот в случае гибели авто законодательная логика аналогична, но ведь потерпевший не продал бы небитый такой автомобиль до ДТП по цене нового. |
Согласно ФЗ «Об ОСАГО», водитель, заключая договор ОСАГО, передаёт страховой все обязательства по выплате в результате ДТП в пределах страховой суммы, а страховая берёт на себя все имущественные претензии третьих лиц, а также определяет порядок выплаты. Соответственно, все претензии должны быть только к страховой компании. | В защиту такой позиции говорит также статья 15 ГК РФ, которая устанавливает, что потерпевший может требовать полного возмещения вреда, если законом или договором не установлено уменьшение такого возмещения. И в нашем случае ФЗ «Об ОСАГО», устанавливая методику расчёта по единой базе, фактически уменьшает сумму компенсации. |
Следует иметь в виду, что все вышеперечисленные постулаты дают обоснование в нелогичности постановления КС РФ. Но они не будут доводами в суде в целях отмены иска о взыскании выплаты без износа по ОСАГО, кроме разве что последнего пункта, который основан на прямой норме законодательства.
Какой предел выплат по Европротоколу?
Статья 11.1 закона «Об ОСАГО», дает право участникам ДТП, в случае отсутствия спора по вине и каких-либо разногласий относительно ситуации, а также если вред причинен только транспортным средствам (без пострадавших, и если не повреждено иное имущество), у сторон ДТП есть полис ОСАГО, оформить дорожно-транспортное происшествие, без вызова на место ДТП, сотрудников полиции.
ДТП оформляется в таком случае, путем заполнения бланка извещения о ДТП. Каждый из участников ДТП, заполняет свой экземпляр извещения. После того как все пункты извещения верно заполнены, остается подписать его с обоих сторон, как потерпевшим, так и виновником. После чего, можно разъезжаться и подавать документы на возмещение в страховую.
Оформление ДТП путем заполнения извещения представляет собой, очень удобную процедуру и значительно экономит время.
Но удобно и быстро, не всегда значит хорошо и выгодно. Порой за удобство нужно платить.
Необходимо понимать, на что Вы идете и чем все может в итоге обернуться.
Экономия времени на лицо, но все мы знаем, что лимит по Европротоколу на данный момент составляет 100000 рублей (пункт 4, статьи 11.1 закона «Об ОСАГО»).
Но лимит выплат может быть увеличен до 400000 рублей, если ДТП было оформлено без участия уполномоченных на то, сотрудников полиции, а также при выполнении пункта 6, статьи 11.1 закона «Об ОСАГО». Данный способ предполагает фиксацию данных о ДТП и немедленную передачу их в автоматизированную систему обязательного страхования, при помощи специальных технических средств, или при помощи программного обеспечения.
Но ситуацию это не меняет и в случае превышения лимита по Европротоколу, хоть при лимите в 100000, хоть в 400000 рублей, возникает вопрос, что же делать и как получить недостающую сумму для возмещения ущерба сверх лимита?
Сегодня мы разберем весьма банальную ситуацию, когда вы оформили Европротокол в надежде на то, что ущерб будет менее суммы лимита в 100000 или 400000 рублей.
Но ситуация повернулась не в Вашу пользу, и после передачи документов в страховую компанию на возмещение ущерба, оказалось, что ущерб превысил все лимиты. Естественно если лимит превышен, суммы страхового возмещения не хватит для полного восстановления авто и ситуация склоняется к тому, что придется производить доплату за ремонт из своего кармана!
Как получить выплаты со страховой по Европротоколу?
К примеру, при стандартном оформлении на основании пункта 4, статьи 11.1 закона «Об ОСАГО», лимит выплат по протоколу, составит 100000 рублей. А после оформления и подачи документов в страховую, Вы определили, что для восстановления авто, необходимо 150000 рублей.
Или если Вы оформили ДТП по протоколу на основании пункта 6, статьи 11.1 закона «Об ОСАГО», с выполнением всех требований о передаче данных о ДТП в автоматизированную систему, что дает право на получение возмещения в пределах 400000 рублей, но для восстановления авто, понадобилась сумма в 500000 рублей.
Ситуации как видим требуют доплаты из своего кармана.
Возникает вопрос, можем ли мы потребовать от страховой доплаты, так как нам не хватает на ремонт?
Вопрос второй. Можем ли мы подать в суд на виновника ДТП и взыскать сумму сверх лимита с него?
Начнем с требований к страховой компании.
Как видите, я представил Вам исчерпывающие доказательства факта, что размер ущерба, превышающий размер максимальной выплаты, при оформлении ДТП по Европротоколу, не может быть взыскан, ни со страховой компании, ни с виновника ДТП.
Поэтому, если столкнулись с такой ситуацией, не тратьте время на оценку, походы в суд и прочие разбирательства.
Мой совет, получите максимальную сумму выплат, прокатитесь по автосервисам и найдите оптимальный вариант по стоимости ремонта. Бывает, что суммы, которую выплатила страховая, вполне хватает, чтобы восстановить автомобиль, или требуется совсем несущественная доплата.
Если остались вопросы, то задайте их нашим юристам, мы всегда готовы проконсультировать Вас и при необходимости, защитить Ваши права в суде.
Требуют доплатить – это законно?
Если формально подойти к данному вопросу, то конечно, любое требование законно. Не запрещено у нас требовать с кого угодно и что угодно. Важно то, удастся ли получить на законном основании желаемое.
Требовать ущерб в ДТП могут в следующих случаях:
- страховая компания отказала потерпевшему в возмещении;
- страховая выплатила потерпевшему сумму в 400 000 рублей, но этого мало – то есть размер реального вреда больше лимита;
- ущерб составил менее 400 000 рублей, и страховщик всё выплатил, но денег на ремонт все равно не хватило;
- страховая организация – банкрот, и потерпевший предъявил требования к виновнику ДТП;
- полиса ОСАГО у виновника не было, поэтому требуют всё с него.
Разберем подробнее все случаи и выясним, что законно, а что нет.