Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как подавать уточненные декларации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Уточнённая декларация по НДС представляется для информирования Налоговой службы о нарушениях в первичном отчёте, которые налогоплательщик самостоятельно выявил после его сдачи. Но не любая ошибка требует корректировки. О том, когда это необходимо, сказано в пункте 1 статьи 81 НК РФ.
Кто считает |
Формула (п. 4 ст. 75 НК РФ) |
Компания |
Пени за первые 30 календарных дней просрочки = 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ x сумма недоимки x количество дней просрочки Пени начиная с 31 дня просрочки = 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ x сумма недоимки x количество дней просрочки — 30 |
ИП |
Пени за первые 30 календарных дней просрочки и далее = 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ x сумма недоимки x количество дней просрочки |
Какие есть сроки для подачи уточненных деклараций?
На практике широко распространено мнение, что подать «уточненку» можно только за период, не превышающий трехлетний срок. Однако это не совсем соответствует действительности. Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию в порядке, установленном в данной статье. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.
Однако в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Таким образом, подача «уточнёнки» может быть осуществлена за пределами 3-летнего срока, а вот возврат излишне уплаченного налога возможен только в пределах этого срока. Данное правило применяется и в отношении возврата (зачета) излишне уплаченных авансовых платежей (п. 14 ст. 78 НК РФ).
Итак, основания для возврата переплаты наступают с даты представления налогоплательщиком уточненной декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган. Такой вывод сделан в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 №17750/10.
Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано налогоплательщиком в течение 3-х лет, начиная с даты фактического представления налоговой декларации за соответствующий налоговый период, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган (т.е. срок может быть только более ранним, чем законодательно установленный). Дата фактического представления налоговой декларации подтверждается отчетом оператора, через которого сдается налоговая отчетность в электронном виде.
Определяем, грозит ли нам ответственность за представление «уточнёнки»?
Законодательством поощряется намерение налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) самостоятельно выявлять допущенные ими искажения в отчетности и устранять их. Так, п. 3 и п. 4 ст. 81 НК РФ предусматривают условия освобождения от налоговой ответственности при сдаче «уточненки» к доплате, если соблюдаются следующие условия:
— когда уточненная декларация представляется после истечения срока подачи декларации, но до истечения срока уплаты налога, при условии, что уточненная декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки;
— когда уточненная декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, при условии, что одновременно соблюдаются следующие требования:
-
уточненная декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период;
-
до представления уточненной декларации налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
Когда надо сдать уточненную декларацию по НДС
Главная функция любой уточненной декларации по НДС – «усовершенствовать» актуальность сведений, отражающих подробности экономической жизни компании, и подтвердить, что НДС исчислен и оплачен в полном размере. Вследствие следующих бухгалтерских ошибок оформление «уточненки» является обязанностью, а не правом:
- Налогоплательщик сам заметил, что в ранее представленной декларации допущена ошибка или уменьшена сумма налога к уплате (п. 1 ст. 81 НК РФ)
Например, бухгалтер принял к вычету НДС по счету-фактуре с ошибками, из-за которых ФНС может отказать в вычете. К слову, это происходит, когда инспекторы не могут определить, кто именно является продавцом или покупателем – то есть неправильно указаны наименование организации или ИНН. Или, если по счету-фактуре нельзя определить, какой товар или услуга приобретались и сколько они стоят, по какой ставке исчислялся НДС (все подобные ошибки перечислены в пунктах 5 и п. 5.1 ст. 169 НК РФ).
Если обнаружена недоплата государству, компания обязана исчислить НДС в сторону увеличения и подать уточненную декларацию. Но до этого – внести изменения в первичные документы, погасить налог и пени. Тогда ИФНС не сможет оштрафовать компанию за неуплату налога (ст. 122 НК РФ, письмо Минфина от 13.09.2016 № 03-02-07/1/53498).
По общему правилу размер пени вычисляют по этой формуле:
ПЕНИ = СУММА ДОЛГА х ДНИ ПРОСРОЧКИ х СТАВКА ЦБ РФ / 300
- ИФНС прислала требование представить пояснения по сданной декларации или внести в нее исправления (п. 3 ст. 88 НК РФ)
Когда необходима подача уточнений?
Чаще всего причиной подачи корректировок к декларации на добавленную стоимость является человеческий фактор, именно поэтому эксперты рекомендуют использовать специализированное программное обеспечения для ведения налогового и бухгалтерского учета, а также подготовки отчетности для госорганов. Если организация самостоятельно выявила ошибки и недочеты, следует как можно скорее все исправить и направить уточненную версию в налоговую инспекцию в кратчайшие сроки.
Компании не требуется сдавать уточнение, если ошибка в декларации никак не влияет на величину налогового сбора – достаточно лишь разъяснить инспекторам причину недочета.
Если же неточность в документе была выявлена не самостоятельно сотрудниками организации, а представителями Федеральной налоговой службы, то компании грозят штрафы, а также особый порядок подачи разъяснений – например, обязательное предоставление сопроводительного письма, в котором будут разъяснены причины внесения корректировок.
Правовая сущность корректировки
Это делается в любом случае, но ФНС интересует, чтобы уточнения были внесены при обнаружении факта неотражения или неполного отражения данных, а также ошибок, приводящих к занижению налога.
Плательщик налогов может представить налоговикам ещё и уточненную декларацию при обнаружении недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению налога, подлежащего уплате. Уточненная декларация в таком случае не считается представленной с нарушением срока, даже если с внесением изменений плательщик вышел за его пределы.
На основе данных из уточненных деклараций налоговая инспекция в карточке расчетов плательщика с бюджетом должна скорректировать суммы налогов, которые необходимо оплатить. Если им подаётся исправленная декларация, в которой указан размер налога к доплате, инспекторы ФНС вправе на разницу выставить требование об уплате налога.
С правом плательщика представить в ФНС исправленную декларацию корреспондирует обязанность инспекции принять эту декларацию, провести в установленный срок камеральную проверку и вынести законное и обоснованное решение по ее результатам.
Кто именно обнаружит ошибки в случае, если исправленную декларацию подаёт сам плательщик не имеет правового значения. В статье не предусмотрено наличие или отсутствие какого-либо аудиторского заключения.
Буквальное толкование положений рассматриваемой статьи говорит о том, что обязанность представления исправленной декларации обусловлена фактом обнаружения ошибочности сведений самим плательщиком. Однако ничто не запрещает ему пригласить для этой цели аудиторов или консультантов.
Когда отвечать за ошибки не придется?
Уточненная декларация – реальный шанс избежать доначислений, пеней, штрафов. Если документ подан в налоговую до того, как недостоверные сведения выявлены инспектором в рамках камеральной проверки, за неполноту отражения сведений или за их неотражение наказывать не будут. И за занижение суммы налога ответственность нести не придется.
Также доначисления не грозят налогоплательщику, который подает уточненку после выездной налоговой проверки. Правда, это касается только исправления сведений, на которые инспекторы не обратили внимания. Если ошибки выявили в ходе проверки, подача уточненки не поможет избежать ответственности. Придется пересчитывать налог, корректировать сведения в налоговой декларации, платить все доначисленные суммы.
Подача уточненной декларации = занижение налоговой базы?
Это распространенный и крайне вредный миф. Налогоплательщики, которые так думают, не подают уточненки в надежде, что ИФНС не найдет ошибку. А налоговики ошибку находят и начисляют штраф.
Подача уточненной декларации не говорит о намеренном занижении налоговой базы. На основании одного лишь факта представления корректировочного отчетного документа компанию или ИП не могут обвинить в уклонении от уплаты налогов. Для привлечения налогоплательщика к ответственности должен быть прецедент – налоговое правонарушение с соответствующим составом, доказательной базой (письмо Минфина №03-02-07/1/2279 от 04.02.2013).
Что будет, если подать уточненку после выездной проверки?
Налогоплательщик получает Акт выездной налоговой проверки. Казалось бы, подавать уточненную декларацию бессмысленно. Проверка закончена, анализировать уточненные сведения никто не будет, и на результаты проверки новая декларация не повлияет.
На самом деле, шанс кое-что изменить есть. Если ИФНС не вынесено Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, она может провести дополнительные мероприятия налогового контроля. И для проведения таких мероприятий есть два инструмента: камеральная, выездная проверка.
Обратите внимание: ИФНС может назначить повторную выездную проверку, предметом которой станут сведения из уточненной декларации.
Камеральная проверка проводится, если назначение выездной нецелесообразно.
Как исправить неточности в уже поданной декларации на добавленную стоимость?
Этот вопрос интересует бухгалтеров многих предприятий. Однако, ответ на него довольно прост: если вы обнаружили, что в документе, который уже подан в налоговую службу, содержатся ошибки и неточности, необходимо подготовить и направить в налоговый орган корректировку. Имейте в виду, что большую роль здесь играет характер изменений: например, если вы исправляете декларацию в сторону уменьшения, то это наверняка вызовет более пристальное внимание со стороны инспектора налоговой службы. Следовательно, необходимо быть готовыми к дополнительным проверкам и предоставлению пояснений. Обратите внимание, что сроки сдачи такой уточненки не влияют на повышенное внимание со стороны налоговиков – неважно, когда вы направите корректировку: вслед за исходной декларацией или через квартал. При подаче пояснения к декларации учитывайте:
- Сроки оформления – 5 суток;
- Формат подачи – электронный.
Случаи, при которых сдается уточненка по НДС
Основная причина, когда требуется подача уточненной декларации по НДС – недочеты работы бухгалтера. Если ошибка выявлена самостоятельно в декларации по НДС, все корректировки можно внести до камеральной проверки и отправить документ в ФНС. Подать документ с исправлениями рекомендуется как можно раньше.
Наилучший вариант – заполнение в отчетный период, однако возможна подача, в том числе после его окончания. Могут быть ситуации, когда фирма подает документ с излишним размером налога, в таком случае можно подать корректировочный документ или не подавать ничего. При этом в последующем периоде исправления нельзя внести.
В некоторых случаях ошибка не влияет на сумму налога, тогда необязательно сдавать документ, при этом придется объяснить недочет инспекторам. При подаче корректировочного документа налоговая служба прекращает проверку первичной документации и изучает уточненные данные.
Важно помнить, что неточности, которые были выявлены сотрудником ФНС, несут для плательщика негативные последствия, возможно начисление штрафов. К уточненному документу может быть приложено сопроводительное письмо. В нем отображаются причины внесения корректировок. Составление возможно в произвольной форме.
Когда корректировка обязательна
Обязательно подавайте уточненку, если ошибка привела к занижению суммы уплачиваемого налога. Есть два варианта такой ошибки:
Закон говорит, что при занижении суммы налога к уплате подача уточненки — это обязанность налогоплательщика (п. 1 ст. 81 НК РФ).
Сдать уточненку нужно и в том случае, если стороны задним числом уменьшили цену реализованных товаров или услуг. Это приводит к тому, что у покупателя уменьшаются расходы, а значит вырастает сумма НДС к уплате. Такое изменение цены возможно при предоставлении ретроспективной скидки, о которой мы рассказывали в статье «НДС со скидок и премий».
Уточненку сдают не только налогоплательщики, но и налоговые агенты. Но корректировка нужна только в части тех плательщиков, по которым допущена ошибка.
Корректирующая налоговая декларация. Особенности подачи
В ситуации выявления ошибок в представленной налоговой декларации налогоплательщику следует обратиться к норме ст. 81 НК РФ, регулирующей порядок подачи уточненной налоговой декларации, особенности применения которой мы и рассмотрим в настоящей статье.
Итак, налоговая декларация сдана. Однако впоследствии налогоплательщик обнаружил, что в ней не отражены некоторые сведения либо имеются ошибки, которые приводят к изменению налогооблагаемой базы и соответственно влияют на исчисленный размер налога. Значит, согласно правилам ст. 81 НК РФ в налоговую декларацию требуется внести изменения. Указанные правила применяются также в отношении сборов (п. 7 ст. 81 НК РФ).
В зависимости от этого у налогоплательщика возникает обязанность либо право внести необходимые изменения в налоговую декларацию за соответствующий период.
Что касается возникающей обязанности налогоплательщика в случае занижения сумм налога, необходимо четко представлять, как она реализуется.
ПОРЯДОК ПОДАЧИ УТОЧНЕННОЙ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ
Согласно статьям 54 и 81 НК РФ при обнаружении в текущем налоговом периоде ошибок в исчислении налоговой базы, относящейся к прошлым налоговым периодам, перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки.
Таким образом, налогоплательщиком в текущем налоговом периоде подается уточненная налоговая декларация за тот налоговый период, в котором допущена ошибка (искажение). Дополнительно к такой декларации налоговый орган требует иногда справку-расчет, в которой объясняются причины внесения изменений в ранее поданные декларации.
Важно, что в уточненной налоговой декларации вы должны указать правильно исчисленные суммы налога (сбора), а не разницу между правильно исчисленной суммой налога (сбора) и суммой, отраженной в ранее представленной декларации. При этом результаты проведенных налоговым органом проверок за уточняемый налоговый период учитывать в корректирующей декларации не следует.
Срок представления уточненной декларации Налоговым кодексом РФ не установлен. Поэтому налогоплательщик может направить в налоговый орган уточненную декларацию в любое время после обнаружения ошибки. Ошибка будет считаться исправленной, только если налогоплательщиком подана уточняющая декларация.
Если же до момента подачи уточненной декларации налоговый орган начнет проверку (или налогоплательщиком будет получено решение о назначении налоговой проверки), в ходе которой будет выявлена ошибка, то подавать уточненную декларацию будет поздно.
Корректирующую налоговую декларацию следует подавать по форме, которая применялась в том налоговом периоде, за который производится перерасчет (п. 5 ст. 81 НК РФ).
Однако что делать, если налогоплательщик не может установить, когда ошибка или искажение были допущены? В этом случае перерасчет производится в периоде выявления ошибки (абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ), что отражается в декларации за текущий отчетный (налоговый ) период.
Рассмотрим пример подачи уточненной налоговой декларации в совокупности с внесением изменений в бухгалтерском учете налогоплательщика.
Организация во II квартале 2007 г. выявила ошибку, допущенную в I квартале 2007 г. Соответственно и бухгалтерская отчетность, и налоговые декларации за этот период были поданы с ошибками.
В этом случае организации необходимо подать уточненные декларации в отношении налогов, неправильные декларации по которым были сданы в I квартале (НДС, налог на прибыль и др.).
В бухгалтерском учете искажения исправляются в соответствии с порядком, предусмотренным п. 11 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н.
В соответствии с Указаниями в случае обнаружения искажений в рамках одного отчетного года (до его окончания) какие-либо исправления в поданную ранее бухгалтерскую отчетность вносить не нужно. Исправления учитываются в том месяце отчетного периода, в котором они были выявлены.
Следовательно, в нашем примере организация учтет изменения в бухгалтерской отчетности за первое полугодие 2007 г.
Обратите внимание! Если в результате уточнений сумма налога (сбора) уменьшается, налоговый орган вправе провести повторную выездную проверку уточняемого периода, но только если он находится в пределах трех лет, предшествующих году, в котором обнаружена ошибка (п. 10 ст. 89 НК РФ).
Рассмотрим некоторые из возникающих проблем.
С одной стороны, право налогоплательщика представлять уточненные налоговые декларации не ограничено каким-либо сроком, что признают и контролирующие органы (письмо ФНС России от 12.12.2006 N ЧД-6-25/1192@ «О порядке приема уточненной налоговой декларации (расчета)»).
Таким образом, в случае представления налогоплательщиком в текущем году уточненной декларации за периоды, по которым срок исковой давности истек, отказать в принятии такой декларации налоговый орган не вправе.
С другой стороны, выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ).
Следовательно, если организацией выявлена ошибка за период, который не может быть охвачен выездной налоговой проверкой, исправлять такую ошибку не имеет смысла. Во-первых, потому что налоговый орган не сможет проверить рассматриваемый период, даже если у налогоплательщика в результате уточнения возникнет недоимка. Во-вторых, потому что налогоплательщик не сможет вернуть или зачесть переплату, если в результате исправления ошибки сумма налога (сбора) будет уменьшена.
То есть за пределами трехлетнего периода пересмотр налоговых обязательств налогоплательщика (как в сторону их увеличения, так и в сторону уменьшения) невозможен.
В соответствии со ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам либо возврату. При этом заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ).
В этой связи может сложиться следующая ситуация.
Налогоплательщик подает в налоговый орган уточненную налоговую декларацию с уменьшением суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, а также заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога. Но на момент подачи заявления срок, в течение которого налоговый орган имеет право проверять поданную декларацию, уже истек. Поэтому у налогового органа отсутствуют законные основания для проведения полноценных контрольных мероприятий в отношении поданной декларации.
У налогового органа естественно возникает вопрос: что делать?
В таком случае Федеральная налоговая служба рекомендует налоговому органу принять уточненную декларацию, а поданное налогоплательщиком заявление о зачете (возврате) излишне уплаченных сумм налога рассмотреть с учетом самостоятельно представленных налогоплательщиком подтверждающих документов с последующим вынесением решения налоговым органом.
Из приведенной логики следует вывод: налогоплательщик, заинтересованный в проведении зачета, должен самостоятельно обеспечить налоговый орган документами, подтверждающими правомерность производимого зачета.
То есть, если налоговая декларация подана по истечении трех лет после окончания налогового периода, в котором возникла положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой начисленного НДС, возмещение излишне уплаченного налога не производится (Постановление ФАС Поволжского округа от 03.03.2005 N А65-18213/2004-СА1-23). Поэтому в отношении НДС ситуация, когда возмещение возможно, но сроки для проведения налогового контроля истекли, возникнуть не может.
Другой нестандартный случай связан с подачей уточненной налоговой декларации в отношении организации, которая перестала существовать, но у которой имеется правопреемник. Такой случай может иметь место при реорганизации юридического лица, проводимой в форме присоединения.
При присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо (п. 5 ст. 50 НК РФ).
Зачем нужна уточненка по НДС
Подача в ИФНС уточненной или корректирующей декларации по НДС позволяет налогоплательщику исправить ошибки, допущенные в ранее сданном варианте этого документа. При выявлении занижения начисленной суммы налога сдача уточненной декларации по НДС обязательна (п. 1 ст. 81 НК РФ). Корректировку декларации по НДС, в которой сумма налога была завышена, законодательство делать не обязывает, но налогоплательщик в ней заинтересован сам.
У налоговой инспекции при проведении камеральной проверки, инициированной по причине подачи уточненной декларации по НДС, уменьшающей сумму налога к уплате, есть право затребовать от налогоплательщика пояснения (п. 3 ст. 88 НК РФ). Пояснения (или расчет) должны содержать обоснование изменений, внесенных в уточненную декларацию по НДС, при этом налогоплательщик должен их предоставить в течение 5 дней после получения такого запроса.
Когда надо сдать уточненную декларацию по НДС
Главная функция любой уточненной декларации по НДС – «усовершенствовать» актуальность сведений, отражающих подробности экономической жизни компании, и подтвердить, что НДС исчислен и оплачен в полном размере. Вследствие следующих бухгалтерских ошибок оформление «уточненки» является обязанностью, а не правом:
- Налогоплательщик сам заметил, что в ранее представленной декларации допущена ошибка или уменьшена сумма налога к уплате (п. 1 ст. 81 НК РФ)
Например, бухгалтер принял к вычету НДС по счету-фактуре с ошибками, из-за которых ФНС может отказать в вычете. К слову, это происходит, когда инспекторы не могут определить, кто именно является продавцом или покупателем – то есть неправильно указаны наименование организации или ИНН. Или, если по счету-фактуре нельзя определить, какой товар или услуга приобретались и сколько они стоят, по какой ставке исчислялся НДС (все подобные ошибки перечислены в пунктах 5 и п. 5.1 ст. 169 НК РФ).
Если обнаружена недоплата государству, компания обязана исчислить НДС в сторону увеличения и подать уточненную декларацию. Но до этого – внести изменения в первичные документы, погасить налог и пени. Тогда ИФНС не сможет оштрафовать компанию за неуплату налога (ст. 122 НК РФ, письмо Минфина от 13.09.2016 № 03-02-07/1/53498).
По общему правилу размер пени вычисляют по этой формуле:
ПЕНИ = СУММА ДОЛГА х ДНИ ПРОСРОЧКИ х СТАВКА ЦБ РФ / 300
- ИФНС прислала требование представить пояснения по сданной декларации или внести в нее исправления (п. 3 ст. 88 НК РФ)
Это случается, если инспекторы, например, выявили несоответствия сведений, представленных вами и контрагентом. Согласившись с выявленными ИФНС ошибками, «уточненку» необходимо сдать в течение пяти дней (письмо ФНС от 03.12.2018 № ЕД-4-15/23367@). Если считаете, что ошибок в декларации нет, значит, вместо уточненного документа отправляете пояснения.
Когда можно обойтись без «уточненки»
Инспекторы не обидятся, если вы обсчитали сами себя и переплатили НДС. Зато «уточненка» по НДС с уменьшением налога чревата не только требованием обосновать, какие именно ошибки привели к неправильному исчислению налога, но и выездной проверкой.
Часто причиной подобного, не самого приятного для инспекторов уточнения, является тот факт, что компания просто забыла заявить вычет по НДС. В этом случае нужно разобраться, можно ли перенести вычет на более поздний период или нет, а, следовательно, нужна «уточненка» или нет.
Согласно п.2 ст. 171 НК РФ «таможенный» НДС в отношении определенных товаров и услуг, например, приобретаемых для перепродажи, можно заявить в течение трех лет после их отражения в «первичке». В письме Минфина России от 18.05.2015 № 03-07-РЗ/28263 говорится, что эти вычеты можно заявлять частями в разных периодах. Но если речь идет об основных средствах или нематериальных активах, вычет переносить можно, но заявлять его нужно один раз и в полном объеме (Письмо Минфина России от 19.12.2017 № 03-07-11/84699).
То есть, если вычетом можно воспользоваться позже, «уточненку» подавать не нужно – его заявляют в текущем периоде. Но если речь идет о налоге, исчисленном при получении предоплаты, или НДС, уплаченном налоговым агентом, – заявить их надо в том периоде, «в котором у налогоплательщика выполнены соответствующие условия, предусмотренные статьями 171 и 172 Кодекса» (Письмо Минфина от 21.07.2015 № 03-07-11/41908). То есть придется направлять уточненную декларацию по НДС, а забытый счет-фактуру – регистрировать в дополнительном листе книги покупок того квартала, когда возникло право на вычет.
В каких еще случаях нет абсолютной обязанности представлять уточненную декларацию:
- если выставлен или получен счет-фактура с корректировками;
- когда НДС налоговики начислили по итогам проверки (письмо ФНС от 21.11.2012 № АС-4-2/19576);
- декларация содержит технические ошибки, которые не влияют на сумму НДС. В пункте 1 статьи 81 Налогового кодекса РФ говорится, что налогоплательщик может подать исправленную декларацию, если сам сочтет нужным это сделать.
Общие правила исправления книги продаж и книги покупок
Скорректировать данные этих налоговых регистров необходимо и в том случае, когда обязанности в представлении уточненной декларации нет и налогоплательщику необходимо исправить технические ошибки. При обнаружении ошибок после окончания квартала, в котором они совершены, исправительные записи в книгу продаж или в книгу покупок производятся в дополнительных листах книги продаж (книги покупок), в которых были допущены ошибки (п. 4 Правил ведения книги покупок, п. п. 3, 11 Правил ведения книги продаж, утв. Постановлением N 1137)
Чтобы внести в книгу продаж или книгу покупок запись о ранее не включенных в них счетах-фактурах необходимо зарегистрировать «забытые» счета фактуры в дополнительном листе к книге продаж или книге покупок соответственно. А чтобы убрать ошибочную запись, в дополнительном листе к книге покупок (книги продаж) необходимо повторить «лишнюю» запись о счете-фактуре, указав числовые показатели счета-фактуры с отрицательным знаком.