Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сумма ущерба превысила 100 тысяч по европротоколу ОСАГО – что делать?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с действующим законодательством самостоятельно зафиксировать произошедшее ДТП с использованием европротокола вы можете при соблюдении следующих условий.
Стоит ли вообще заполнять извещение при ДТП?
Если мы напишем, что европротокол придётся составлять при любом ДТП, многие водители удивятся и подумают, что мы пишем какую-то ерунду. Но на самом деле, так и есть… Объясним, почему!
Европротокол — это не официальное название документа, а лишь «народное» определение способа оформления ДТП без участия ГИБДД. На самом же деле, потерпевшему или обоим водителям придётся заполнять извещение о ДТП. Именно так называется самокопирующийся бланк, который выдают страховщики при заключении договора ОСАГО.
И можно сказать, что это самое извещение необходимо заполнять всегда, при любом происшествии – по крайней мере, потерпевшему, намеренному обратиться по страховому случаю за возмещением по ОСАГО. Почему так?
Роль аварийного комиссара
Аварийный комиссар — специалист, оказывающий всестороннюю помощь участникам дорожно-транспортного происшествия. В его работу входит составление схем повреждений, подготовка фотографий, а в некоторых случаях — оказание первой медицинской и психологической помощи. Функции комиссара могут быть шире. Он может оказывать содействие при сборе и составлении документов, представлять интересы пострадавших в страховой компании, обеспечить вызов эвакуатора и т. д.
В 2023 году некоторые страховые компании предоставляют услуги аварийного комиссара бесплатно, в качестве дополнительной услуги при оформлении страховки. В этом случае основные его обязанности — определение страхового случая и оценка вреда. При подписании договора со страховой фирмой, вы можете заранее прописать расширение спектра услуг комиссара, если это предусмотрено.
Извещение о ДТП по европротоколу
Европротокол это и есть бланк извещения о ДТП.
Лицевая сторона извещения о ДТП в 2023 году состоит из следующих пунктов:
- Какое здание находится ближе всего к месту происшествия? При наличии дороги ее название также указывается.
- Дата и время аварии (указываются цифрами).
- Сколько транспортных средств получили повреждения?
- Есть ли раненые? Если ответ положительный, то придётся обратиться к сотрудникам ГИБДД для оформления ДТП.
- Пятым пунктом надо указать, что инспекторы ДПС не были вызваны для освидетельствования участников на состояние опьянения. Достаточно просто отметить «нет».
- Следующий пункт — материальный ущерб, нанесенный другим транспортным средствам, а также имуществу. Снова отмечается галочкой графа «нет».
- При наличии свидетелей необходимо указывать их контактные данные, а также ФИО.
- В 8 пункте надо поставить прочерк. Он обозначается как «Сотрудник ГИБДД, который проводил оформление ДТП (нагрудный номер)».
- Указываются модель и марка автомобиля. Допускается обозначение как на кириллице, так и на латинице. Нужно указать ещё и государственный номер, VIN-номер, данные свидетельства о регистрации (серия/номер).
- В графе вводится ФИО владельца автомобиля.
- В этот пункт надо вписать ФИО человека, который был за рулём транспортного средства на момент аварии.
- Указываются страховая компания и данные полиса.
- Здесь стрелкой надо обозначить область первого удара о ваш автомобиль. Обратите внимание, что вам предоставляется возможность выбора транспортного средства, на котором вы передвигались (грузовое, легковое авто, мотоцикл).
- Пожалуй, это наиболее важный пункт. Нужно перечислить детали кузова и любые элементы, получившие видимые повреждения. Прежде чем заполнить это поле, внимательно осмотрите свою машину на предмет любых, даже едва заметных дефектов.
- Здесь указываются дополнительные замечания, например, запись с видеорегистратора.
- Отметьте, какой манёвр совершал ваш автомобиль на момент аварии. Внимательно ознакомьтесь со всеми пунктами, прежде чем отдавать свои предпочтения какому-либо из них. Отмечайте клетки с правильной стороны, не путайте их. На укрупненных клетках, в нижней части, нужно обозначить количество отмеченных вами клеток. Это требуется, чтобы третьи лица не смогли дописать вашим почерком дополнительную недостоверную информацию.
- Этот пункт также очень важен. Вам надо нарисовать схему дорожно-транспортного происшествия. Обозначьте края дороги. На каждой из сторон вписывайте название улицы. Посредством стрелок обозначьте направление движения каждого автомобиля. Обозначьте конечное расположение обеих автомашин после аварии. Всё это должно соответствовать информации в заполненных выше полях европротокола. Не забудьте нарисовать дорожные знаки, разметку, светофоры — одним словом, всё, что имеет так или иначе отношение к происшествию.
- Поставьте подпись.
Оборотная сторона извещения в 2023 году:
- Обозначьте, какое поле вы заполнили на лицевой стороне: транспортное средство «A» или «B».
- Опишите обстоятельства аварии. Можно сделать это кратко, своими словами. Расскажите о том, как двигались по дороге оба участника ДТП и в какой момент между ними случилось столкновение.
- В третьем пункте напишите, кто был за рулем на момент аварии: непосредственный владелец машины или третье лицо.
- Занесите сведения о других транспортных средствах, если они стали участниками аварии, но помните, что такая ситуация потребует участия сотрудников ДПС.
- Дальше надо будет указать, было ли повреждено какое-либо имущество (если вы ответите на этот вопрос положительно, европротокол составлен быть не может).
- Напишите, может ли после аварии ваш автомобиль передвигаться своим ходом. Если нет, надо указать адрес, где находится в данный момент машина.
- В седьмом поле вводятся примечания, если они у вас будут.
Оба экземпляра извещения европротокола заполняются каждой из сторон. А также обе стороны ставят свою подпись на бланке.
Сделайте фотографии обоих автомобилей крупным планом. Снимать надо места повреждений, чтобы они были четко видны. При этом, глядя на снимок, должно быть понятно, что это именно ваш автомобиль, пострадавший в ДТП. Так вы доказываете, что предоставляете достоверные данные и не желаете никого обмануть. Постарайтесь снять машину так, чтобы были видны номера, в том числе VIN-номер, а также окружающая его среда. Это послужит доказательством, что зафиксированные дефекты были получены после ДТП.
Если не сдал европротокол
Иногда виновники ДТП не сдают собственные экземпляры европротокола в страховую компанию. Как в этом случае поступить потерпевшему?
В соответствии с действующим законодательством 2023 года, потерпевшая сторона имеет право подать заявление о выплате страховки и ожидать своевременной компенсации. Страховщик не может отказать ей на основании отсутствия экземпляра протокола со стороны виновника.
Если отмечаются задержки с выплатами, потерпевший может обратиться с жалобой в ФСФР. За каждый день просрочки начисляются пени.
Виновной стороне, задерживающей отправку извещения, следует учесть, что согласно федеральным законам, страховая компания имеет право потребовать у виновника ДТП возместить ту сумму, которую они выплатили пострадавшему клиенту. Если же у виновника имеется уважительная причина задержки, он может ходатайствовать в суде о восстановлении пропущенного срока.
Последовательность действий при оформлении ДТП с помощью «Помощника»
Использование цифровой версии облегчает водителям авто процесс заполнения бланка, а страховщикам – получения сведений. Сейчас используются камеры на телефоне, видеорегистраторы, GPS. Поэтому доказать факт и все особенности столкновения легко. Как заполнить Европротокол по ОСАГО через «Помощника»:
Возьмите смартфон и включите передачу данных или подключитесь к сети вай-фай.
- Войдите в личный кабинет в приложении.
- Укажите данные свои и второго водителя, информацию об авто.
- Покажите QR-код человеку для сканирования.
- Водитель ознакомится с информацией, проверит правильность личных данных.
- С помощью геолокации установите нынешнее местоположение автомобилей.
- На листе бумаги ручкой нарисуйте схему аварии с подписями улиц. Дайте машинам названия «А» и «В», согласно тому, кому принадлежат ТС и кто заполняет бланк.
- Сфотографируйте схему через приложение.
- Сделайте фотографии с места происшествия. Помощник будет подсказывать ракурсы, сколько снимков делать и каких. Не забудьте отдельно сфотографировать не только машины и общую картину, но и каждую поврежденную деталь.
- Начните заполнять все поля – место и дата происшествия, кто водители с указанием полных личных данных (ФИО, адрес, телефон и т.д.), свидетели, полная информация о транспортных средствах, кто собственники и непосредственно водители ТС, кто страховщик, место первого удара, полный перечень повреждений, обстоятельства аварии, примечания и подписи.
- Если информации для определенных граф нет, поставьте прочерки.
- Сфотографируйте бумажный заполненный бланк.
- Подпишите его и предложите сделать тоже второму водителю. Для этого предусмотрена кнопка «Подписать». Второй человек подписывает бланк виртуально со своего смартфона.
- Получите уведомление о принятии извещения вместе с номером. Его в течение пяти дней сообщите страховой компании.
- Желательно обменяться контактами со второй стороной, чтобы связаться в случае возникновения трудностей с получением выплат. Это поможет, если ОСАГО по Европротоколу сумма не устроит людей.
В каких случаях требуется приложение или ЭРА-ГЛОНАСС?
6. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, одним из следующих способов:
а) с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия;
б) с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.
6. При оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей при наличии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств либо страхового возмещения в пределах страховой суммы, установленной подпунктом «б» статьи 7 настоящего Федерального закона, при отсутствии таких разногласий данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, одним из следующих способов:
- с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия;
- с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.
Страховщики обеспечивают непрерывное и бесперебойное функционирование информационных систем, необходимых для получения сведений о дорожно-транспортном происшествии, зафиксированных способами, указанными в настоящем пункте. Неполучение страховщиком сведений о дорожно-транспортном происшествии, зафиксированных его участниками и переданных в автоматизированную информационную систему обязательного страхования в соответствии с настоящим пунктом, не является основанием для отказа в страховом возмещении или при отсутствии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств для осуществления страхового возмещения в пределах суммы, установленной пунктом 4 настоящей статьи.
Условия оформления европротокола
Воспользоваться процедурой оформления ДТП без участия сотрудников полиции можно только при соблюдении нескольких условий:
- Место ДТП — РФ.
- В ДТП участвовали только два ТС (в том числе с прицепами) и повреждены только они.
- Ничья жизнь и здоровье в ДТП не пострадали.
- У обоих водителей ТС, участвовавших в ДТП, оформлены полисы ОСАГО. Убедиться в том, что полис действителен, а указанные в нем данные водителя и реквизиты ТС верны, можно на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА).
- Если одно из ТС, участвовавших в ДТП, зарегистрировано на территории другого государства, но у владельца такого ТС имеется международный страховой полис «Зеленая карта». Для ознакомления с порядком назначения возмещения по «Зеленой карте» потребуется связаться с представителем РСА.
- Если кто-то из участников ДТП признает себя виновником аварии.
- Если потерпевший согласен с суммой возмещения, предусмотренной европротоколом.
Оформление Европротокола ОСАГО с помощью «Помощника ОСАГО»
Каждому клиенту страховщик в момент подписания договора на предоставление услуг выдает о бланк – «Извещение о ДТП». Именно этот документ заполняют обе стороны происшествия. Но если люди решили обойтись без участия Госавтоинспекции, то можно заполнить все в электронном формате быстрее. И не потребуется везти бланк страховщику лично.
Для этого необходимо иметь на смартфоне или планшете приложение «Помощник ОСАГО». Не обязательно двум водителям заполнять бланк (хотя второму человеку потребуется иметь смартфон с авторизованным кабинетом на Госуслугах, чтобы отсканировать QR-код). Достаточно с одного телефона заполнить бланк и подписать. Придерживайтесь правил:
- Не оставляйте поля незаполненными.
- Вписывайте сведения без ошибок, иначе страховщик не выплатит деньги по Европротоколу.
- Указывайте только данные, совпадающие с информацией в личном кабинете на портале Госуслуг.
- Заранее внесите сведения на ЕПГУ. Процесс заполнения бланка будет быстрее и точнее.
- Не забудьте поставить дату и подпись.
- Указывайте полностью названия улиц, марки машин и т.д. Все без сокращений.
- Обязательно нарисуйте от руки схему ДТП, а не просто опишите ее словами в приложении.
Последовательность действий при оформлении ДТП с помощью «Помощника»
Использование цифровой версии облегчает водителям авто процесс заполнения бланка, а страховщикам – получения сведений. Сейчас используются камеры на телефоне, видеорегистраторы, GPS. Поэтому доказать факт и все особенности столкновения легко. Как заполнить Европротокол по ОСАГО через «Помощника»:
Возьмите смартфон и включите передачу данных или подключитесь к сети вай-фай.
- Войдите в личный кабинет в приложении.
- Укажите данные свои и второго водителя, информацию об авто.
- Покажите QR-код человеку для сканирования.
- Водитель ознакомится с информацией, проверит правильность личных данных.
- С помощью геолокации установите нынешнее местоположение автомобилей.
- На листе бумаги ручкой нарисуйте схему аварии с подписями улиц. Дайте машинам названия «А» и «В», согласно тому, кому принадлежат ТС и кто заполняет бланк.
- Сфотографируйте схему через приложение.
- Сделайте фотографии с места происшествия. Помощник будет подсказывать ракурсы, сколько снимков делать и каких. Не забудьте отдельно сфотографировать не только машины и общую картину, но и каждую поврежденную деталь.
- Начните заполнять все поля – место и дата происшествия, кто водители с указанием полных личных данных (ФИО, адрес, телефон и т.д.), свидетели, полная информация о транспортных средствах, кто собственники и непосредственно водители ТС, кто страховщик, место первого удара, полный перечень повреждений, обстоятельства аварии, примечания и подписи.
- Если информации для определенных граф нет, поставьте прочерки.
- Сфотографируйте бумажный заполненный бланк.
- Подпишите его и предложите сделать тоже второму водителю. Для этого предусмотрена кнопка «Подписать». Второй человек подписывает бланк виртуально со своего смартфона.
- Получите уведомление о принятии извещения вместе с номером. Его в течение пяти дней сообщите страховой компании.
- Желательно обменяться контактами со второй стороной, чтобы связаться в случае возникновения трудностей с получением выплат. Это поможет, если ОСАГО по Европротоколу сумма не устроит людей.
Начало действия нового лимита
Нововведения Закона об ОСАГО начнут действовать с первого июня 2020 года. Они внесут изменения в процедуру оформления аварий без присутствия полиции. Применяться будут к ДТП, совершенным после 2 июня. С этого дня лимит компенсации по Европротоколу повышается до 100 тыс. руб. Компания-страховщик с этого момента сможет возместить ущерб страхователям и в случае несогласия участников.
В бланке извещения предусмотрена графа, где стороны излагают позиции (согласие/несогласие) относительно обстоятельств аварии.
Новые образцы будут выдавать с 01.06.2018г. при оформлении полиса ОСАГО и КАСКО. Они появятся и на сайтах страховщиков, чтобы в случае необходимости можно было загрузить и распечатать. Протоколы с разногласиями, по правилам ФЗ, будут оформляться лишь на таких бланках. Но отдельные компании рекомендуют рассматривать и старые, если вписаны несогласия (пункт 7 «ПРИМЕЧАНИЕ» с обратной стороны протокола).
Когда можно оформить по Европротоколу
Оформить аварию по упрощенной схеме можно не всегда. Для этого необходимо выполнение следующих условий:
- Нет пострадавших людей.
- Столкнулись и повреждены только два транспортных средства (далее — ТС), в том числе с прицепами — то есть другое имущество (например, забор, столб, дорожное ограждение, груз) не пострадало.
- У участников аварии есть действующие договоры ОСАГО (или «Зеленая карта»).
- Разногласий между водителями нет и это зафиксировано в извещении о ДТП.
- Спор между водителями есть, но информация о ДТП зафиксирована с помощью системы ГЛОНАСС либо одного из специальных приложений «Помощник ОСАГО»/ «ДТП Европротокол».
- Ущерб, который причинен ТС, не превышает максимального размера выплаты по страховке — не более 100 тыс. руб.
Ключевые пункты европротокола
Европротокол заполняется с двух сторон обоими участниками ДТП, а содержит он следующие пункты:
Сторона | Графа № | Название | Информация |
---|---|---|---|
Лицевая сторона | 1 | Место ДТП | Указывается точное место, где произошло ДТП. Если ДТП произошло рядом с каким-либо домом — указывается точный адрес этого дома (улица и номера). Если авария произошла на перекрестке — указывается название улиц. Если авария произошла за пределами населенного пункта — указывается название трассы, километр и направление движения. |
2 | Дата ДТП | Указывается точная дата ДТП — год, месяц, число и точное время. | |
3 | Количество поврежденных ТС | Нужно обязательно поставить число «2». Если же в ДТП было повреждено более 2 машин, то придется вызывать ГИБДД и составлять стандартный протокол. | |
4 | Количество раненых и погибших | Нужно в обеих ячейках поставить прочерк — если в ДТП кто-либо пострадал или даже погиб, то придется вызывать ГИБДД и составлять стандартный протокол. | |
5 | Проводилось ли освидетельствование участников аварии на состояние опьянения? | Здесь нужно выбрать пункт «Нет», поскольку отправить на освидетельствование может только сотрудник ГИБДД | |
6 | Материальный ущерб, нанесенный другим ТС | Тут нужно выбрать «Нет» в обоих случаях. Если же было повреждено другое ТС и/или имущество третьего лица, то в таком случае придется вызывать ГИБДД и составлять стандартный протокол. | |
7 | Свидетели | Желательно в этом пункте указать хотя бы 1-2 свидетелей ДТП (в случае возникновения спора страховая компания может опросить свидетелей). Необходимо указать их полное имя, телефон и домашний адрес. | |
8 | Оформление сотрудниками ГИБДД | Здесь необходимо выбрать пункт «Нет», поскольку европротокол оформляется без участия ГИБДД | |
9 | Транспортное средство | Тут указывается краткая информация о транспортном средстве (согласно свидетельству о регистрации ТС). | |
10 | Собственник ТС | Указывается полное имя владельца ТС, а также его домашний адрес. | |
11 | Водитель ТС | Указывается полное имя человека, который управлял ТС на момент аварии (ведь в общем случае машиной может управлять не только собственник ТС). | |
12 | Страховщик | Здесь необходимо указать краткую информацию о страховщике — название компании, номер полиса, срок действия и тип страховки. | |
13 | Место удара | Этот пункт представляет собой картинку, на которой изображено несколько транспортных средств — вы должны стрелкой указать место удара. | |
14 | Перечень и характер повреждений | В этом пункте необходимо разместить информацию о всех повреждениях. Также необходимо указать степень нанесенных повреждений (вмятина, трещина, царапина и так далее). | |
15 | Замечания | В этом пункте виновник аварии должен указать, что он признает свою вину, а ниже в этом же пункте он должен поставить свою подпись. Этот пункт является очень важным: если виновник ДТП не признает свою вину и не распишется в этом пункте, то никакой юридической силы этот протокол не имеет. | |
16 | Обстоятельства | В этом пункте необходимо поставить галочку во всех ячейках, которые соответствуют вашей ситуаций. С помощью этой информации можно узнать некоторую информацию о том, как двигались транспортные средства на момент аварии (например, обгонял ли один водитель другого). В конце этого пункта необходимо указать количество отмеченных ячеек (за счет этого повышается надежность протокола). | |
17 | Схема аварии | Тут необходимо нарисовать схему ДТП. На схеме нужно нарисовать дорогу, транспортные средства, стрелками отметить направление их движения, крестиком отметить точку место столкновения и так далее. Эта схема не должна противоречить предыдущим пунктам. | |
18 | Подписи | После составления протокола обе стороны должны подписать его. Если одна из сторон не согласна с некоторыми деталями, то она может попросить другую сторону внести изменения. После внесения изменений протокол подписывается. Если же другая сторона отказывается вносить изменения либо первая сторона не хочет ставить свою подпись, то европротокол аннулируется, а после этого следует вызвать ГИБДД и составить стандартный протокол. Следует помнить, что после подписания европротокола вносить в него какие-либо исправления в одностороннем порядке запрещено. | |
Лицевая | 1 | Транспортное средство | Указывается сторона, которая заполняет эту часть протокола. |
2 | Обстоятельства аварии | Здесь необходимо кратко описать обстоятельства аварии (место ДТП, дата, информация о движении вашего ТС, информация о движении ТС другого человека и так далее). | |
3 | ТС находилось под управлением | В этом пункте необходимо указать, кто именно управлял транспортным средством (собственник авто или какой-либо другой человек). | |
4 | Сведения о других ТС (в случае более 2 участников ДТП) | В этой графе необходимо указать информацию о других ТС, которые пострадали в аварии. Тут следует поставить прочерк поскольку европротокол составляется только тогда, когда пострадало только 2 транспортных средства (в противном случае придется вызывать ГИБДД и составлять стандартный протокол). | |
5 | Повреждение иного имущества | В этом пункте указывается информация о других людях, которые пострадали в ДТП. Тут необходимо поставить прочерк, поскольку европротокол составляется только тогда, когда пострадало только 2 транспортных средства (в противном случае придется вызывать ГИБДД и составлять стандартный протокол). | |
6 | Может ли сейчас ТС передвигаться своим ходом? | Вы ставите либо «Да», либо «Нет». Если вы поставили «Нет», необходимо указать информацию о том, как и куда вы будете эвакуировать свою машину. | |
7 | Примечания | Если ДТП было зафиксировано на фото- или видеоаппаратуру, то в этом пункте необходимо отразить этот факт. В конце этого пункта ставится дата; также здесь необходимо указать свое полное имя и поставить подпись. |
В каких случаях возможно самостоятельно оформить ДТП?
Подведем итоги данной статьи и рассмотрим следующую таблицу:
Ущерб | Разногласия | Наличие ГЛОНАСС или приложения |
Оформление |
до 100 000 | есть | есть | самостоятельно |
нет | ГИБДД | ||
нет | самостоятельно | ||
от 100 000 до 400 000 |
есть | ГИБДД | |
нет | есть | самостоятельно | |
нет | ГИБДД | ||
Для самостоятельного оформления также должны выполняться следующие условия: 1. В ДТП столкнулись ровно 2 автомобиля. 2. У каждого из водителей есть ОСАГО. 3. Вред причинен только самим автомобилям (нет пострадавших). |
Порядок заполнения Извещения о ДТП
Извещение о ДТП – важнейший документ, состоящий из двух частей: основного и самокопирного листа. Основную часть вместе заполняют и подписывают оба участника аварии. Как только основная часть будет заполнена, бланк необходимо разъединить, чтобы каждый участник получил свой экземпляр. Основной лист и самокопир – равнозначные документы.
Ответственность всех участников аварии определяется только по той информации, которая была внесена водителями на лицевой части бланка.
В соответствии с негласными правилами, основной лист бланка должен быть передан потерпевшей стороне, в то время как самокопир – виновнику аварии. По большому счету, нет никакого значения, кому какой лист достанется. А рекомендации основаны на том, что оригинальную часть бланка проще сканировать и пересылать страховой компании виновника аварии, чтобы она быстрее возместила убытки.
Нельзя вносить корректировки в Извещение после того, как экземпляры бланка был разъединены. Участники аварии самостоятельно должны заполнять оборотную сторону бланка, но это можно сделать в домашней обстановки, чтобы не терять время на дороге. В ряде случаев не помешает обращение к автоюристу для заполнения оборотной части бланка.
Оборотная сторона Извещения содержит специальный бланк, который должен быть заполнен каждым участником аварии отдельно. Информация, которая там будет отражена, позволит быстрее и точнее разобрать страховой случай специалистам.
Извещение можно считать правильно оформленным, если все необходимые графы были заполнены, экземпляры переданы каждому водителю и была заполнена оборотная сторона бланка.
В ряде случаев данные, которые были предоставлены на оборотной стороне бланка, не используются специалистами, чтобы подтвердить страховой случай. Но оформление этого документа необходимо, потому что нельзя давать страховой компании повода для того, чтобы она отказала кому-либо в законной выплате. Если некоторые обязательные графы заполнены не будут, то по закону страховщик может отказать в выплате.
Стоит ли вообще заполнять извещение при ДТП?
Если мы напишем, что европротокол придётся составлять при любом ДТП, многие водители удивятся и подумают, что мы пишем какую-то ерунду. Но на самом деле, так и есть… Объясним, почему!
Европротокол — это не официальное название документа, а лишь «народное» определение способа оформления ДТП без участия ГИБДД. На самом же деле, потерпевшему или обоим водителям придётся заполнять извещение о ДТП. Именно так называется самокопирующийся бланк, который выдают страховщики при заключении договора ОСАГО.
И можно сказать, что это самое извещение необходимо заполнять всегда, при любом происшествии – по крайней мере, потерпевшему, намеренному обратиться по страховому случаю за возмещением по ОСАГО. Почему так?