Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Таблица для расчета КБМ в 2020 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Прежде чем научиться рассчитывать КВС, следует вспомнить (или узнать) основные принципы ОСАГО. Обязательное страхование гражданской ответственности автовладельца требуется от каждого, кто приобрел автомобиль для себя. Из средств, собранных всеми собственниками автотранспорта, возмещаются затраты лицам, которым не повезло пострадать в ДТП.
Для проверки КБМ необходимы следующие данные:
- ФИО водителя;
- Дата рождения водителя;
- Серия и номер водительского удостоверения водителя;
- Действующий договор с АО «АльфаСтрахование»;
- Серия и номер ранее выданного водительского удостоверения водителя (при наличии).
Значение коэффициентов КБМ до 01 апреля 2022 г. :
Класс КБМ на период КБМ | Коэффициент КБМ на период КБМ (до 01.04.2022) | Коэффициент КБМ на период КБМ (после 01.04.2022) | Класс КБМ | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
отсутствие страховых возмещений за период КБМ | одно страховое возмещение за период КБМ | два страховых возмещения за период КБМ | три страховых возмещения за период КБМ | более трех страховых возмещений за период КБМ | |||
М | 2,45 | 3,92 | М | М | М | М | |
2,3 | 2,94 | 1 | М | М | М | М | |
1 | 1,55 | 2,25 | 2 | М | М | М | М |
2 | 1,4 | 1,76 | 3 | 1 | М | М | М |
3 | 1 | 1,17 | 4 | 1 | М | М | М |
4 | 0,95 | 1 | 5 | 2 | 1 | М | М |
5 | 0,9 | 0,91 | 6 | 3 | 1 | М | М |
6 | 0,85 | 0,83 | 7 | 4 | 2 | М | М |
7 | 0,8 | 0,78 | 8 | 4 | 2 | М | М |
8 | 0,75 | 0,74 | 9 | 5 | 2 | М | М |
9 | 0,7 | 0,68 | 10 | 5 | 2 | 1 | М |
10 | 0,65 | 0,63 | 11 | 6 | 3 | 1 | М |
11 | 0,6 | 0,57 | 12 | 6 | 3 | 1 | М |
12 | 0,55 | 0,52 | 13 | 6 | 3 | 1 | М |
13 | 0,5 | 0,46 | 13 | 7 | 3 | 1 | М |
Что такое КБМ в ОСАГО
Тарифы ОСАГО утверждаются на государственном уровне. Цена страхового полиса определяется путем умножения базового тарифа на ряд корректирующих коэффициентов, один из которых – это коэффициент бонус-малус (КБМ). Задача КБМ заключается в поощрении водителей за безаварийное вождение и наказание тех, по чьей вине случались ДТП, путем установления более низкой или более высокой стоимости полиса ОСАГО.
Страховые компании заинтересованы в клиентах, которые несут минимальные риски. В этом случае цена страхового полиса – это их чистая прибыль. Коэффициент бонус-малус разработан с целью поощрения водителей за аккуратную езду без аварий и наказания тех, кому не удалось избежать ДТП.
В системе ОСАГО определено 15 классов: М, 0 и от 1 до 13. Каждому классу соответствует коэффициент. Класс М самый низкий. Его применяют к водителям, которые за предыдущий год становились участниками аварий, по которым страховая компания производила выплаты. В зависимости от класса на начало годового страхования, в класс М можно попасть, совершив даже одну аварию.
Классу М соответствует коэффициент 2,45. Это означает, что при заключении договора или переоформлении страховки на следующий год за полис придется заплатить в 2,45 раз дороже.
Если в течение года ДТП не случалось, класс повышается на одну градацию, а КБМ при этом уменьшается на 0,5, гарантируя водителю 5% скидку.
Таблица бонус малус ОСАГО
Класс на начало годового срока страхования | Коэффициент | Класс по окончании годового срока страхования с учетом наличия страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
0 страховых выплат | 1 страховая выплата | 2 страховые выплаты | 3 страховые выплаты | 4 и более страховых выплат | ||
М | 3,92 | М | М | М | М | |
2,94 | 1 | М | М | М | М | |
1 | 2,25 | 2 | М | М | М | М |
2 | 1,76 | 3 | 1 | М | М | М |
3 | 1,17 | 4 | 1 | М | М | М |
4 | 1 | 5 | 2 | 1 | М | М |
5 | 0,91 | 6 | 3 | 1 | М | М |
6 | 0,83 | 7 | 4 | 2 | М | М |
7 | 0,78 | 8 | 4 | 2 | М | М |
8 | 0,74 | 9 | 5 | 2 | М | М |
9 | 0,68 | 10 | 5 | 2 | 1 | М |
10 | 0,63 | 11 | 6 | 3 | 1 | М |
11 | 0,57 | 12 | 6 | 3 | 1 | М |
12 | 0,52 | 13 | 6 | 3 | 1 | М |
13 | 0,46 | 13 | 7 | 3 | 1 | М |
Коэффициент «бонус-малус»: как он влияет на цену страховки ОСАГО
КБМ — коэффициент «бонус-малус», применяемый при расчете суммы, которую вы должны будете заплатить за свою страховку ОСАГО. Вообще, все базовые тарифы и показатели коэффициентов установлены на законодательном уровне, поэтому принципы исчисления одинаковы для всех и не могут изменяться по желанию страховой организации (к слову, у последней должна быть лицензия на выдачу полисов ОСАГО).
Однако цены могут быть разными для каждого, кто оформляет или переоформляет страховку. Это связано с тем, что тот или иной водитель-клиент страховой несет для СК риск потери денежных средств: допустим, вы стали виновником ДТП, а страховая потеряет из-за этого около 400–500 тысяч рублей. Чем выше вероятность того, что вы спровоцируете аварию, тем менее выгодным клиентом в глазах страховщика вы становитесь.
Чтобы снизить потери, страховая пытается оценить, насколько высок риск аварийного вождения в каждом конкретном случае, еще на стадии заключения договора и уплаты страховой премии по нему (цены страховки). Оценка происходит с учетом нескольких критериев. Страховщик умножает базовую ставку сразу на ряд коэффициентов.
На то, сколько вы заплатите за свою страховку ОСАГО, кроме КБМ, влияет перечень следующих коэффициентов, установленных пунктом 2 статьи 9 Федерального закона «Об ОСАГО»:
- территориальный — учитывается степень «опасности» региона с точки зрения количества происходящих в нем ДТП, так как чем больше плотность автомобильного потока, тем выше степень аварийности;
- возраст-стаж — логично, что более молодой и менее опытный водитель представляет для СК больший риск;
- мощность — чем мощнее автомобиль, тем выше вероятность ДТП по вине его владельца;
- срок действия страховки, сезонность — показатель работает в случаях, когда водитель нерегулярно садится за руль (например, только в дачный сезон ездит за город);
- нарушений — с этим и так все понятно;
- ограничивающий — применяется, если вы обманете страховщика и из-за этого заплатите более низкую страховую премию, спровоцируете ДТП в целях получения страховки и т.д..
КБМ же представляет собой скидку или наценку (бонус и малус), в зависимости от того, насколько долго вы управляете автомобилем без аварий или насколько часто вы попадаете в ДТП — соответственно, его можно снизить. Верхние и нижние пределы коэффициента — 0,5 и 2,45. При хорошем раскладе ваша страховая премия может быть уменьшена вдвое, при худшем — увеличена почти в два с половиной раза!
Таблица новых КБМ после ДТП
Изменения значений «бонус-малус» согласно новому Указанию ЦБ:
№ п/п | Класс КБМ | Коэффициент КБМ | Отсутствие страховых выплат | 1 страховое возмещение | 2 возмещения | 3 возмещения | 4 и более возмещений |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | М | 3,92 | 0 | М | М | М | М |
2 | 0 | 2,94 | 1 | М | М | М | М |
3 | 1 | 2,25 | 2 | М | М | М | М |
4 | 2 | 1,76 | 3 | 1 | М | М | М |
5 | 3 | 1,17 | 4 | 1 | М | М | М |
6 | 4 | 1 | 5 | 2 | 1 | М | М |
7 | 5 | 0,91 | 6 | 3 | 1 | М | М |
8 | 6 | 0,83 | 7 | 4 | 2 | М | М |
9 | 7 | 0,78 | 8 | 4 | 2 | М | М |
10 | 8 | 0,74 | 9 | 5 | 2 | М | М |
11 | 9 | 0,68 | 10 | 5 | 2 | 1 | М |
12 | 10 | 0,63 | 11 | 6 | 3 | 1 | М |
13 | 11 | 0,57 | 12 | 6 | 3 | 1 | М |
14 | 12 | 0,52 | 13 | 6 | 3 | 1 | М |
15 | 13 | 0,46 | 13 | 7 | 3 | 1 | М |
Как пользоваться этой таблицей новых КБМ?
Таблица КБМ от РСА (Российского Союза Автостраховщиков) включает следующие столбцы: класс на начало годового страхования, КБМ (коэффициент бонус-малус) и класс по окончании годового срока страхования с учётом наличия страховых выплат, произошедших в период действия предыдущих договоров ОСАГО.
Класс | КБМ |
Подорожание Скидка |
Количество страховых случаев (выплат) | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | >3 | ||||
Класс, который будет присвоен | |||||||
M | 3,92 | 292% | M | M | M | M | |
2,94 | 194% | 1 | M | M | M | M | |
1 | 2,25 | 125% | 2 | M | M | M | M |
2 | 1,76 | 76% | 3 | 1 | M | M | M |
3 | 1,17 | 17% | 4 | 1 | M | M | M |
4 | 1 | нет | 5 | 2 | 1 | M | M |
5 | 0,91 | 9% | 6 | 3 | 1 | M | M |
6 | 0,83 | 17% | 7 | 4 | 2 | M | M |
7 | 0,78 | 22% | 8 | 4 | 2 | M | M |
8 | 0,74 | 26% | 9 | 5 | 2 | M | M |
9 | 0,68 | 32% | 10 | 5 | 2 | 1 | M |
10 | 0,63 | 37% | 11 | 6 | 3 | 1 | M |
11 | 0,57 | 43% | 12 | 6 | 3 | 1 | M |
12 | 0,52 | 48% | 13 | 6 | 3 | 1 | M |
13 | 0,46 | 54% | 13 | 7 | 3 | 1 | M |
Примеры расчета КБМ по таблице
Водитель без опыта и стажа сразу получает 1 класс с коэффициентом в размере 1,55. Если за первой год не было аварий, произошедших по вине этого водителя, ему будет присвоен 4 класс, а коэффициент станет 0,95. При безаварийной езде в будущем класс будет увеличиваться ежегодно до момента, пока не достигнет максимального значения.
Рассмотрим порядок понижения КБМ при признании водителя виновником ДТП. Например, водитель с максимальным 13 классом и коэффициентом 0,5 стал инициатором аварии. При наличии только 1 страхового случая в этом году ему будет присвоен 7 класс с коэффициентом 0,8. Аналогично рассчитывается значение при большем количестве страховых случаев.
Следует учитывать, что независимо от текущего класса водителя, признание виновником в 4 и более ДТП в течение года повлечет присвоение минимального класса М с коэффициентом в размере 2,45.
Коэффициент бонус-малус определяется, в том числе, исходя из условий использования ТС по договору ОСАГО. Существует «закрытая» страховка – наиболее распространенный тип, при котором в полис внесено конкретное число потенциальных водителей, и «открытая» – она дает возможность управлять транспортным средством неограниченному числу лиц.
По логике вещей, «открытая» страховка несет значительно больше рисков для страховой компании. Именно поэтому ее стоимость выше, в том числе из-за применения фиксированного значения КБМ=1,17 и одновременным обязательным применением повышающего коэффициента за заключение договора ОСАГО на условиях неограниченного количества водителей в размере 2,32.
В подавляющем большинстве случаев такое страхование обойдется владельцу транспортного средства примерно в 2-4 раза дороже, чем страховка «закрытого» типа.
Возвращение классов водителей с 1 апреля 2022 года
Для начала немного истории. До 1 апреля 2019 года каждый водитель в России получил определенный класс. Начинающему водителю присваивался класс 3, после чего каждый год безаварийной езды повышал класс водителя на 1. Чем выше класс водителя, тем ниже становился коэффициент безаварийной езды (КБМ) и тем дешевле был полис ОСАГО для водителя. Таблица, которая применялась до 1 апреля 2019 года, приведена в положении ниже.
С 1 апреля 2019 года законодатели по какой-то причине решили отказаться от термина «класс водителя», то есть просто убрали его из таблицы. Сама таблица осталась прежней, нужно было только перейти к значению PBM.
С 1 апреля 2022 года закон будет отменен, то есть понятие «водительский бонус класса малус» вновь вернется в постановление Банка России. Соответствие между текущим Bonus Malus и классом водителя представлено в таблице ниже:
Сопоставимость коэффициента страхования, основанного на количестве страховых случаев, выплаченных страховщиками в предыдущие периоды (далее — коэффициент КУГ), определенного на период с 1 апреля 2021 года по 31 марта 2022 года, с классом КУГ по состоянию на 31 марта 2022 года определяется в соответствии с приложением 6 к настоящему Декрету.
Н о н | По состоянию на 31 марта 2022 года. | С 1 апреля 2021 года по 31 марта 2022 года — курс МЗК на период с 1 апреля 2021 года по 31 марта 2022 года. |
1 | 2 | 3 |
1 | М | 2,45 |
2 | 2,3 | |
3 | 1 | 1,55 |
4 | 2 | 1,4 |
5 | 3 | 1 |
6 | 4 | 0,95 |
7 | 5 | 0,9 |
8 | 6 | 0,85 |
9 | 7 | 0,8 |
10 | 8 | 0,75 |
11 | 9 | 0,7 |
12 | 10 | 0,65 |
13 | 11 | 0,6 |
14 | 12 | 0,55 |
15 | 13 | 0,5 |
Внимательный читатель легко заметит, что с 1 апреля 2022 года возвращаются те же классы, которые использовались до 1 апреля 2019 года.
Единственный вопрос, который остается, — почему эти классы были отменены в 2019 году в первую очередь.
КБМ, или коэффициент «бонус-малус» — это параметр, который представляет собой скидку за безаварийное вождение. Его используют страховые компании, чтобы рассчитать стоимость полиса ОСАГО.
КБМ обновляется каждый год 1 апреля для всех автомобилистов. Он одинаков для всех видов транспорта, которыми вы владеете. Коэффициент не будет меняться в течение года, даже если вы покупаете новый полис на другой автомобиль. Проверить свой КБМ можно на сайте Российского союза автостраховщиков.
Переход в другую компанию и КМБ
Многие переживают при переходе из одной компании в другую за свою скидку, правильнее нужно сказать за свой класс или показатель КМБ. Однако беспокоиться здесь не о чем. При переходе ваша бывшая компания должна вам предоставить ваш показатель КМБ. Если они уперлись и говорят что это якобы секретная информация, то ее можно узнать у представителей РСА (Российского Союза Автостраховщиков), ведь там сейчас должна храниться вся ваша страховая история.
Поэтому страхование при переходе в другую компанию должен начаться именно с показателя на конец предыдущего года. Допустим, вы ушли с «5» классом, значит должны и начать именно с него.
Кстати, сейчас на многих страховых полисах указывают ваш КБМ на конец периода, это также информация для нового страховщика.
Что такое бонус-малус
Коэффициент бонус-малус — значение, формируемое на основании страховой истории водителя и существенно влияющее на общую стоимость полиса ОСАГО. Размер КБМ не статичен, и варьируется от 0,5 до 2,45, что представляет собой скидку либо же увеличение цены страховки.
Коэффициент зависит от количества ДТП, произошедших по вине водителя за последние 12 месяцев. При их отсутствии — понижается, в ином случае возрастает.
Благодаря безаварийной езде на протяжении долгого времени можно получить скидку в размере 50 %, а за регулярные аварии, наоборот, увеличить стоимость ОСАГО практически в 5 раз.
Информация о КБМ всех водителей хранится в единой базе данных Российского союза автостраховщиков, вносить изменения в которую вправе только страховые компании. Однако запросить сведения и посмотреть свой коэффициент может каждый желающий. С помощью этого легко контролировать правильность действий страховщика и не переплачивать за оформление полиса.
Таблица КБМ (коэффициент Бонус-Малус) – класс водителя.
Класс |
КБМ |
Подорожание |
Класс, который будет присвоен при наличии / отсутствии страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров ОСАГО |
||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Выплат не было |
1 выплата |
2 выплаты |
3 выплаты |
4 и более выплаты |
|||
M |
2,45 |
+145% |
M |
M |
M |
M |
|
2,3 |
+130% |
1 |
M |
M |
M |
M |
|
1 |
1,55 |
+55% |
2 |
M |
M |
M |
M |
2 |
1,4 |
+40% |
3 |
1 |
M |
M |
M |
3 |
1 |
нет |
4 |
1 |
M |
M |
M |
4 |
0,95 |
-5% |
5 |
2 |
1 |
M |
M |
5 |
0,9 |
-10% |
6 |
3 |
1 |
M |
M |
6 |
0,85 |
-15% |
7 |
4 |
2 |
M |
M |
7 |
0,8 |
-20% |
8 |
4 |
2 |
M |
M |
8 |
0,75 |
-25% |
9 |
5 |
2 |
M |
M |
9 |
0,7 |
-30% |
10 |
5 |
2 |
1 |
M |
10 |
0,65 |
-35% |
11 |
6 |
3 |
1 |
M |
11 |
0,6 |
-40% |
12 |
6 |
3 |
1 |
M |
12 |
0,55 |
-45% |
13 |
6 |
3 |
1 |
M |
13 |
0,5 |
-50% |
13 |
7 |
3 |
1 |
M |