Как списать основные средства, не соответствующие критериям актива

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как списать основные средства, не соответствующие критериям актива». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


С 01.01.2018 при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений применяется Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н (далее — Стандарт).

Инструкция по заполнению акта о списании

  • В начале документа нужно внести данные о компании – владельце автотранспортного средства: ее наименование с указанием организационно-правового статуса.
  • Затем вписывается номер документа по внутреннему документообороту, а также дата его составления.
  • В табличке справа указывается должность, фамилия, имя, отчество руководителя, который, после оформления акта его утвердит.
  • Далее идет информация, касающаяся непосредственно транспортного средства: его модель и номера (заводской, инвентарный, регистрационный).
  • Здесь же указывается причина списания и лица, несущие материальную ответственность, если таковые имеются.

Нормативное регулирование

Согласно пункту 7 Стандарта, основные средства — являющиеся активами материальные ценности. В пункте 8 Стандарта говорится:

Выдержка из документа

«Материальная ценность подлежит признанию в бухгалтерском учете в составе основных средств (далее — объект основных средств) при условии, что субъектом учета прогнозируется получение от ее использования экономических выгод или полезного потенциала.

Объекты основных средств, не приносящие субъекту учета экономические выгоды, не имеющие полезного потенциала и в отношении которых в дальнейшем не предусматривается получение экономических выгод, учитываются на забалансовых счетах Рабочего плана счетов субъекта учета, утвержденного субъектом учета в рамках его учетной политики».

Инструкция по списанию ОС

Существуют 6 последовательных шагов по процессу списания ОС:

  • Для подтверждения процесса списания составляется специальный акт в 2-х экземплярах. Один передается в действующую бухгалтерию для дальнейшего учета, второй направляется лицу, заключившему официальный договор о материальной ответственности;
  • При списании средств, не полностью амортизированных, официальный акт на их списание будет считаться основным документом, ведь остаточная стоимость имущества отражалась в роли налогооблагаемой прибыли предприятия;
  • Бухгалтерский учет списания ОС, на которых есть определенная амортизация, предполагает использования следующих проводок: Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств — Кредит 01 «Основные средства», это необходимо для учета первоначальной стоимости списываемого объекта;
  • Если проведенного списания остаются важные детали либо запчасти, которые смогут найти свое применение в дальнейшем в виде лома, то они относятся к прочим доходам. Они находят свое отражение в бухучете на основании текущей стоимости;
  • Издержки и доходы от процесса списания ОС на счета, относящиеся к внереализационным доходам и расходам. Эти расходы, влияющие на налогооблагаемую прибыль. К ним относятся расходы, связанные с демонтажем, разборкой и вывоза устаревшего оборудования, а также с суммами амортизации, которые еще не были официально начислены. Все эти расходы должны быть документально подтверждены;
  • В налогооблагаемую прибыль не входит цена материалов и оставшихся деталей, полученных в процессе разборки устаревшего оборудования.

Порядок списания основных средств в 2020 году

Рассмотрим, какие документы при этом стоит подготовить, какие проводки использовать для отражения операции в бухучете предприятия. Все ОС когда-то изнашиваются. Возможно не только физическое, но и моральное старение.

А в таких случаях бухгалтеру стоит разобраться, как списать объект с баланса предприятия.

Перед рассмотрением данной темы определим, что такое основные средства. Без четкого понимания таких сведений не получится соблюсти все нормативные документы по учету объектов. Основные средства являются частью имущества, что применяется как средство труда в производстве, при оказании услуг, управлении фирмой на протяжении года и более.

Натуральная форма таких объектов сохраняется. С учетом степени износа стоимость ОС будет уменьшаться и переноситься на себестоимость при помощи амортизации.

Цена основного средства с вычетом амортизационного накопления считается чистым основным средством. Это остаточная стоимость. ОС должны правильно отражаться в бухучете.

Задачи бухучета таких объектов:

  1. контролировать наличие ОС и их сохранность с того времени, как имущество приобретается и до момента, когда выбывает;
  2. правильно и своевременно начислять износ;
  3. получать информацию, чтобы провести правильные расчеты налога на имущество, что уплачивается в государственную казну;
  4. контролировать эффективность применения ОС в течение установленного времени;
  5. контролировать, правильно и эффективно ли используются средства на ремонт;
  6. получать сведения для подготовки отчетов о наличии и движении объектов.

Правила выбытия основных средств рассмотрены в пунктах 75-85 Методических указаний по бухгалтерскому учету ОС (Приказ от 13 октября 2003 № 91н).

Порядок ведения бухучета основных средств рассмотрены в ПБУ 6/01.

Для того чтобы соблюдать требования законодательства, стоит знать, как организовать и провести списание основных средств.

Существует следующий принятый алгоритм последовательного списания ОС:

  • Формирование специальной комиссии – оно создается с целью осуществления различных процедур, связанных с ОС (реализация, какие-либо иные альтернативы );
  • Подведение деятельности созданной комиссии – создание специальных документальных актов, на основании которых формируется необходимое списание ОС.

Документальный акт списания должен отражать следующие моменты:

  • Текущая дата ввода в эксплуатацию производственного объекта;
  • Точная дата поступления технического объекта на предприятие;
  • Точная стоимость технического объекта – первоначальная, прошедшая переоценку;
  • Сумма для начисления на износ объекта;
  • Предположительный срок эксплуатации;
  • Фактический срок технического использования;
  • Текущие основания для проведения списания ОС.

Если основные средства списываются по причине возникновения определенной ЧС, то к основной документации требуется прикрепление дополнительного акта, где будет отражена подробная информация о текущем происшествии, размеры этих действий. Если произошло хищение, был нанесен определенный ущерб предприятию, то нужно предоставить копию о возбужденном уголовном деле либо документацию о принятии определенных мер по защите личных интересов учреждения и возмещению нанесенного урона; а также скопированный приказ в отношении виновных лиц, копия важной справки о необходимом возмещении причиненного ущерба лицами, призванными виновными в совершении определенного хищения.

Чтобы получить согласие на списание какого-либо имущества БУ у распорядителя бюджетных средств, нужно создавать специальную комиссию, предоставить распорядителям документально подтвержденную необходимость списания имущества. Сформированная комиссия выполняет следующие функции:

  • Проведение полной инвентаризации имеющегося имущества;
  • Осуществление подробного осмотра имущества;
  • Установление конкретных причин для выполнения списания;
  • Оценивает дальнейшую экономическую целесообразность использования имущества;
  • В итоге составляет официальный акт списания средств.

По итогам своей продуктивной работы специальная комиссия оформляет подробный протокол, к которому добавляются акты инвентаризации оценки технического состояния, акты на списание и иные важные документы. При списании автомобиля может потребоваться оценочное заключение работников ГАИ.

Шаг 2. Согласование списания имущества с учредителем

Общий Порядок представления федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления, утвержден Приказом Минэкономразвития России N 96, Минфина России N 30н от 10.03.2011 (далее — Порядок N 96/30н). Дополнительно к данному документу утверждены ведомственные порядки согласования списания основных средств, например, Приказами Минздрава России от 17.12.2012 N 1059н, от 23.04.2013 N 242н, Минкультуры России от 03.10.2011 N 956, от 03.10.2011 N 957, Минобрнауки России от 20.05.2011 N 1676. В данных Приказах приводятся перечень документов, необходимых для принятия решения о списании федерального имущества, и порядок согласования актов о его списании.

Так, в соответствии с Приказом Минздрава России N 1059н при списании федерального имущества, относящегося к движимому имуществу, первоначальная стоимость которого превышает 200 тыс. руб., помимо документов, указанных в п. 1, 2 Порядка N 96/30н, учреждения представляют:

  • копию инвентарной карточки;
  • копию отчета о техническом состоянии объекта движимого имущества, подтверждающего его непригодность к дальнейшему использованию.

При списании транспортного средства учреждения представляют:

  • копию паспорта транспортного средства;
  • копию свидетельства о регистрации транспортного средства;
  • копию документа о прохождении последнего техосмотра;
  • копию отчета об оценке рыночной стоимости транспортного средства, произведенной не ранее чем за три месяца до представления отчета (с приложением копий документов, подтверждающих право организации, проводившей оценку рыночной стоимости транспортного средства, заниматься оценочной деятельностью).

Все подготовленные документы на списание основного средства (автомобиля) передаются на согласование собственнику имущества до утверждения акта на списание его с учета. После их предоставления собственник принимает решение и подписывает акт.

Оформление по бухгалтерии

Основанием для бухгалтерских проводок по выбытию единицы транспорта с баланса организации является акт о списании, утвержденный уполномоченным госорганом.

Пример отражения бухгалтерских операций: предприятие списывает непригодный автомобиль первоначальной стоимостью 300 тыс. руб., остаточной – 20 тыс. руб., амортизационные начисления за период эксплуатации – 280 тыс. руб..

Операция Счет Дт Счет Кт Сумма (руб.)
Списание амортизации 110434410 110134410 280 000,00
Списание балансовой стоимости 140110172 110134410 20 000,00

Остаточная стоимость ликвидируемого авто списывается на доходы от реализации основных средств.

Справка об утилизации автомобиля – когда необходима и почему так важна?

Общие нормы по списанию имущества (автомобиля) с учета

В силу п. 1 ст. 296 ГК РФ имущество казенного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества (п. 4 ст. 298 ГК РФ). Положение о списании федерального имущества утверждено Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 (далее – Положение № 834).

В соответствии с п. 3 Положения № 834 решение о списании федерального имущества принимается в случае, если данное имущество:

  • непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа;
  • выбыло из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления его местонахождения.

Федеральные казенные учреждения должны согласовывать списание и недвижимого, и движимого имущества с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), в ведении которых находятся (п. 4 Положения № 834). Общий Порядок согласования списания федерального имущества утвержден Приказом Минэкономразвития РФ № 96, Минфина РФ № 30н от 10.03.2011. На основании этого документа для согласования решения о списании федерального имущества руководитель учреждения должен направить в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого оно находится:

  • перечень объектов федерального имущества, решение о списании которых подлежит согласованию;
  • копию решения о создании постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании федерального имущества (с приложением положения о данной комиссии и ее состава, утвержденных приказом руководителя учреждения) – если такая комиссия создается впервые либо в положение или в состав внесены изменения;
  • копию протокола заседания постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании объектов федерального имущества;
  • акты о списании федерального имущества и документы согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти.

Необходимо отметить, что соответствующие силовые структуры ведомственными приказами утверждают для подведомственных учреждений (территориальных органов):

  • порядок согласования решения о списании имущества;
  • перечень документов, необходимых для принятия этого решения;
  • порядок согласования актов о списании.

Специальная комиссия по списанию

В организации должна быть создана постоянная комиссия, которая уполномочена на принятие решений по аналогичным вопросам. Состав специальной комиссии закрепите отдельным распоряжением руководителя госучреждения или определите в учетной политике.

Кого включать в комиссионный состав:

  • главный бухгалтер либо его заместитель;
  • бухгалтер, ответственный за ведение учета НФА;
  • лица, ответственные за сохранность ОС на предприятии;
  • начальники структурных подразделений, цехов, отделов;
  • заместитель руководителя или сам руководитель (обычно это председатель комиссии);
  • иные работники предприятия, на усмотрение руководства.

Включайте в состав специальной комиссии работников, деятельность которых непосредственно связана с учетом, контролем и экспертизой ОС. При рассмотрении претендента на списание необходимо оценивать не только внешний вид и технические характеристики ОС, но и документацию, например технический паспорт, поэтажный план, схемы и прочее. Это необходимо для сравнения фактических показателей заявленным техническим характеристикам.

Комиссия должна обозначить следующее:

  1. Определить, по какой причине конкретный объект имущества может быть снят с бухгалтерского учета учреждения.
  2. Решить, могут ли отдельные части списываемого ОС использоваться в деятельности в качестве материалов, запчастей.
  3. Обозначить наличие драгоценных металлов или иных дорогостоящих узлов и деталей, которые могут быть реализованы предприятием.
  4. Проконтролировать изъятие деталей, частей и узлов, которые могут быть использованы или реализованы.
  5. Составление результативного протокола, в котором отражены обозначенные позиции.

Проводки на списание основных средств для бюджетников

Операция

Дебет

Кредит

Списана накопленная амортизация по выбывшему объекту

0 104 ХХ 410

0 101 ХХ 410

Списана остаточная стоимость основного фонда по причинам:

При недостаче или уничтожению

0 401 10 271

0 101 ХХ 410

При стихийных бедствиях

0 401 10 273

0 101 ХХ 410

Прочие причины

0 401 10 172

0 101 ХХ 410

Оприходованы материалы, образовавшиеся после демонтажа (разборки) ОФ

0 105 ХХ 340

0 401 10 172

Отражены произведенные затраты на списание объекта

0 401 20 200

0 302 ХХ 730

Как правильно списать машину в бюджетной организации

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Бюджетное учреждение планирует списать автомобили в связи с нецелесообразностью их дальнейшего использования. После списания автомобили будут утилизированы.

Каков алгоритм и бухгалтерские записи по списанию указанного имущества?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Решение о списании транспортных средств принимается комиссией по поступлению и выбытию активов учреждения и оформляется Актом о списании транспортного средства (ф. 0504105). Если указанные транспортные средства учитываются в составе особо ценного движимого имущества, то их списание осуществляется после получения согласия уполномоченного органа.

Учреждению целесообразно заключить договор со специализированной организацией об оказании услуг по утилизации транспортных средств. В результате ликвидации (разборки, утилизации) транспортных средств в распоряжении учреждения остается металлолом, который учреждение после его оприходования может реализовать за плату.

Обоснование вывода:

В целях подготовки и принятия решения о списании имущества в учреждении создается комиссия, действующая на постоянной основе (п. 34 Инструкции N 157н). Положение об этой комиссии, а также ее состав утверждаются приказом руководителя учреждения.

Решение о списании объекта основных средств принимается комиссией по поступлению и выбытию активов учреждения с учетом особенностей, установленных на уровне каждого публично-правового образования, регламентирующих порядок списания имущества, принадлежащего ему на праве собственности. При этом положение об особенностях списания федерального имущества утверждено постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834.

Любое решение комиссии по поступлению и выбытию активов учреждения должно быть обоснованным.

Так, если рассматриваемые в вопросе транспортные средства морально устарели, но при этом они пригодны для дальнейшей эксплуатации, то комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов может быть рассмотрен вопрос о передаче данных объектов основных средств другим учреждениям или о реализации таких объектов в порядке, предусмотренным учредителем.

При этом утилизация годного к дальнейшей эксплуатации транспортного средства может вызвать споры с контролирующими органами.

Следует отметить, что бюджетные учреждения без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ними собственником или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных им собственником на приобретение такого имущества.

Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, учреждение вправе распоряжаться самостоятельно (п. 2 ст. 298 ГК РФ). Таким образом, если указанные транспортные средства учитываются в составе особо ценного движимого имущества, то их списание осуществляется после получения согласия уполномоченного органа.

В то же время если комиссией учреждения будет принято решение о списании рассматриваемых в вопросе транспортных средств с их дальнейшей утилизацией, то отметим следующее.

Выбытие транспортного средства с баланса учреждения при принятии решения уполномоченным органом о его выбытии, в том числе по причине морального износа, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 00 000 «Амортизация» (в сумме начисленной амортизации), счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» (в сумме остаточной стоимости) в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства» (п. 12 Инструкции N 174н).

В отношении транспортных средств при принятии решения об их списании предусмотрено оформление Акта о списании транспортного средства (ф. 0504105). Одновременно выведенное из эксплуатации транспортное средство до утверждения Акта о списании транспортного средства (ф. 0504105) и окончания утилизации учитывается на забалансовом счете 02 «Материальные ценности на хранении»*(1).

Дальнейшее отражение в учете учреждения выбытия объектов основных средств с забалансового счета 02 «Материальные ценности на хранении» осуществляется после реализации мероприятий, предусмотренных Актом о списании транспортного средства (ф. 0504105) (п. 52 Инструкции N 157н).

К таким мероприятиям, в частности, относятся разборка, утилизация. То есть только после утверждения Акта о списании транспортного средства (ф. 0504105) должностные лица учреждения могут приступить к реализации мероприятий, предусмотренных данным документом.

Такие мероприятия могут осуществляться:

  • силами учреждения;
  • с привлечением третьих лиц на основании заключенных договоров.

Следует отметить, что обязательную утилизацию объектов основных средств необходимо производить при условии, что такое имущество содержит в себе драгоценные металлы (камни) и опасные отходы. В транспортном средстве, как правило, присутствуют драгоценные металлы, которые согласно нормам действующего законодательства подлежат обязательному учету.

Кроме того, при утилизации транспортного средства образовываются опасные отходы, обращение с которыми регулируется Законом N 89-ФЗ. Таким образом, учреждению целесообразно заключить договор со специализированной организацией об оказании услуг по утилизации транспортного средства. В свою очередь, оплата услуг и работ по утилизации, захоронению отходов отражается по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (п. 10.2.6 Порядка N 209н).

В результате ликвидации (разборки, утилизации) транспортного средства в распоряжении учреждения остается металлолом, который учреждение после его оприходования может реализовать за плату.

Принятие к учету металлолома, полученного в результате ликвидации (разборки, утилизации) транспортного средства, осуществляется в составе прочих материальных запасов и отражается по дебету счета 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы» в корреспонденции с кредитом счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» (п. 34 Инструкции N 174).

В учетной политике следует закрепить первичный учетный документ, которым будет оформлено принятие к балансовому учету металлолома. Например, п. 34 Инструкции N 174 предусмотрено применение Акта приемки материалов (материальных ценностей) (ф. 0504220) для принятия к учету материальных запасов, остающихся в распоряжении учреждения от ликвидации основных средств. Также в учреждении может применяться Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207).

Фактическая стоимость материальных запасов (металлолома) определяется исходя из его текущей оценочной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, признаваемой справедливой стоимостью.

Такая стоимость определяется на основе цены, действующей на дату принятия к учету (оприходования) имущества на аналогичный или схожий вид имущества (пп. 25, 106 Инструкции N 157н, пп. 22, 23 Стандарта «Запасы»).

Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности документального подтверждения — экспертным путем.

Источниками данных о ценах могут служить, например:

  • сведения о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей;
  • сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, а также в средствах массовой информации и специальной литературе;
  • экспертные заключения (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в профильной комиссии) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.

Вместе с тем реализация металлолома отражается по дебету счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» в корреспонденции с кредитом счета 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы (п. 37 Инструкции N 174).

В свою очередь, принятие к учету дебиторской задолженности по доходам от сдачи металлолома отражается по дебету счета 0 205 74 000 «Расчеты по доходам от операций с материальными запасами» в корреспонденции с кредитом счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» (п. 93 Инструкции N 174)*(2).

При этом доходы от реализации металлолома отражаются с применением статьи аналитической группы подвида доходов бюджетов 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» в увязке с подстатьей 446 «Уменьшение стоимости прочих оборотных ценностей (материалов)» КОСГУ (п. 12.2.4 Порядка N 85н, п. 12.4.6 Порядка N 209н, смотрите также письмо Минфина России от 17.06.2019 N 02-08-10/43765).

Таким образом, в учете бюджетного учреждения могут быть отражены следующие записи:

  1. Дебет 0 104 25 411 (0 104 35 411) Кредит 0 101 25 410 (0 101 35 410) — отражено списание транспортного средства с балансового учета в сумме начисленной амортизации;
  2. Дебет 0 401 10 172 Кредит 0 101 25 410 (0 101 35 410) — отражено списание транспортного средства с балансового учета в сумме остаточной стоимости (при ее наличии);
  3. Увеличение забалансового счета 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» — отражено списанное с балансового учета транспортное средство на забалансовом счете 02;
  4. Дебет 0 401 20 226 (0 109 ХХ 226) Кредит 0 302 26 73Х — отражена кредиторская задолженность перед исполнителем согласно договору об утилизации транспортного средства на основании Акта оказанных услуг;
  5. Дебет 0 302 26 83Х Кредит 0 201 11 610, с одновременным увеличением забалансового счета 18 (КВР 244, КОСГУ 226) — произведена оплата за оказанные услуги по утилизации транспортного средства;
  6. Дебет 2 105 Х6 346 Кредит 2 401 10 172 — оприходован металлолом по текущей оценочной стоимости;
  7. Уменьшение забалансового счета 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» — отражено выбытие списанного транспортного средства с забалансового счета 02;
  8. Дебет 2 401 10 172 Кредит 2 105 Х6 446 — передан металлолом на реализацию;
  9. Дебет 2 205 74 56Х Кредит 2 401 10 172 — начислен доход от реализации металлолома;
  10. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 205 74 66Х, с одновременным увеличением забалансового счета 17 (АнКВД 440, КОСГУ 446) — отражено поступление денежных средств за принятый металлолом.

Снятие автомобиля с государственного учета

Юрлица обязаны снять с учета зарегистрированные за ними в подразделениях Госинспекции или органах Гостехнадзора транспортные средства, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на них в предусмотренном законодательством РФ порядке (п. 3 Постановления Правительства РФ (п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации»).

Снятие транспортного средства с государственного учета по заявлению его владельца или организации, уполномоченной в установленном Правительством РФ порядке, производится только после утилизации автомобиля (пп. 2 п. 1 ст. 19 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»).

При предъявлении заявителем свидетельства (акта) об утилизации, подтверждающего факт уничтожения транспортного средства, регистрационное подразделение снимает транспортное средство с государственного учета (п. 71 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях ГИБДД МВД РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 № 1764).

В акте о списании в специально отведенном поле ставится дата снятия автомобиля с учета.

Ликвидационная стоимость ОС

Согласно п. 32 ФСБУ 6/2020 сумма амортизации объекта ОС за отчётный период определяется таким образом, чтобы к концу срока амортизации балансовая стоимость этого объекта стала равной его ликвидационной стоимости.

Ликвидационной стоимостью объекта ОС считается величина, которую организация получила бы в случае выбытия данного объекта (включая стоимость материальных ценностей, остающихся от выбытия) после вычета предполагаемых затрат на выбытие.

Начисление амортизации по основным средствам приостанавливается, если ликвидационная стоимость объекта оказывается равной или превышает его балансовую стоимость. Если впоследствии ликвидационная стоимость будет меньше балансовой стоимости объекта ОС, начисление амортизации возобновляется (п. 30 ФСБУ 6/2020). Аналогичная норма отражена в п. 54 МСФО (IAS) 16.

П. 31 ФСБУ 6/2020 предусмотрено, что ликвидационная стоимость объекта ОС считается равной нулю, если:

1) не ожидаются поступления от выбытия объекта основных средств (в том числе от продажи материальных ценностей, остающихся от его выбытия) в конце срока полезного использования;

2) ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта основных средств не является существенной;

3) ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта ОС не может быть определена.

В п. 53 МСФО (IAS) 16 отмечено: амортизируемая величина актива определяется за вычетом его ликвидационной стоимости. На практике ликвидационная стоимость часто составляет незначительную величину и, следовательно, является несущественной при расчёте амортизируемой величины.

Бюджетный учет. Ремонт автомобиля – дело хлопотное

Организовать ремонт автомобиля сегодня не проблема. А вот правильно определить, на какую статью расходов отнести сделанные затраты задача для бухгалтера-бюджетника непростая.

Тем более Инструкцией № 25н в счета, задействованные для отражения таких операций, внесены некоторые изменения.Журнал Автомобиль давно перестал быть роскошью, а приобрел статус незаменимого средства передвижения.

И, когда он ломается, работа любого учреждения выходит из привычного ритма. Если автомобилю требуется мелкий ремонт, то его, как правило, проводят собственными силами. Когда же поломка серьезная, либо транспортному средству нужен капитальный ремонт, то в этом случае учреждение обращается к сторонней организации, например в автосервис.

От того, каким способом производятся ремонтные работы, зависит, на какую статью расходов будут отнесены потраченные средства. Ремонтируем своими силами Для проведения ремонта своими силами учреждение приобретает у поставщиков запасные части. Такая покупка, как и любая другая, оформляется накладной и счет-фактурой.

В них указываются наименование приобретенных запчастей, их количество, цена и сумма.

При поступлении на склад купленные детали на основании полученной накладной приходуются материально ответственным лицом в «Книге (карточке) учета материальных ценностей» по наименованию и количеству. В бухгалтерском учете запчасти приходуются по фактической стоимости с учетом НДС, предъявленного учреждению поставщиком, если запчасти предполагается использовать в деятельности, не подпадающей под обложение налогом на добавленную стоимость.

Об этом сказано в пункте 49 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г.

(далее – Инструкция № 25н). Учитываются запчасти на аналитическом счете 1 105 06 340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов».

Обращаем ваше внимание на то, что в названном счете изменился код аналитического счета.

В Инструкции № 70н он выглядел следующим образом: 1 105 05 340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов». По дебету счета 1 105 06 340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» отражается стоимость поступивших запчастей, а по кредиту – стоимость запчастей, переданных в подразделение, которое осуществляет ремонт. Такое перемещение внутри организации происходит на основании требования-накладной (ф.

0315006). При покупке запасных частей у учреждения могут возникнуть и некоторые другие расходы, например: затраты на оплату транспортных услуг, если запчасти доставляются поставщиком за счет покупателя.

Или для ремонта понадобилась редкая деталь.

Чтобы ее найти, необходимы услуги организации, которая за плату предоставит информацию о том, где можно приобрести эту запчасть.

У бухгалтера может возникнуть вопрос, следует ли такие расходы учитывать при формировании фактической стоимости запасных частей.

Актуальные вопросы по утилизации автомобиля

В консультации С. Валовой «Списание и утилизация автомобиля в бюджетном учреждении» вашему вниманию был представлен пошаговый порядок действий учреждения при списании автомобиля с последующей его утилизацией. Однако вопросы по уже рассмотренной теме продолжают поступать, поэтому мы вернулись к ней. Чтобы не повторяться, мы не стали приводить информацию, проанализированную в вышеназванном материале. В случае необходимости вы сами можете это сделать. Здесь же отметим, что появление большого количества вопросов по рассматриваемой теме – неуникальная ситуация: в последнее время с просьбой прокомментировать подобные случаи обращаются учреждения из разных регионов. В связи с этим мы посчитали, что вам будет интересно ознакомиться с данным материалом.

Вопрос:

У бюджетного учреждения (Республика Крым) в безвозмездном пользовании находится автомобиль, который непригоден к дальнейшему использованию. Вправе ли учреждение с согласия собственника имущества – Министерства имущества и земельных отношений – списать автомобиль и его утилизировать? Как в этом случае средства, полученные от сдачи металлолома после утилизации, перечислить в доход областного бюджета (бюджета Республики Крым)?

Статьей 686 ГК РФ установлено, что по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. Таким образом, из норм действующего законодательства следует, что имущество, полученное в безвозмездное пользование, подлежит возврату. Списать названное имущество – даже при наличии на то согласия собственника – в силу норм вышеназванной статьи нельзя.

Однако в вопросе не указан период передачи имущества. Если имущество было передано учреждению до 2014 года (до момента, когда Крым был включен в состав России) и передача имущества производилась в соответствии с нормами законодательства Украины, то, полагаем, имеется особый порядок согласования списания обозначенного имущества. С целью установления правового характера совершаемой сделки следует обратиться к положению договора безвозмездного пользования имущества (в нем должно быть указано, обязано ли учреждение вернуть такое имущество или может не возвращать), а также к нормативным актам, устанавливающим переходные положения по применению российского законодательства.

Что касается общих правил списания имущества, в отношении имущества, закрепленного за федеральными государственными учреждениями, такие правила определены в положении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834. Аналогичные нормативные акты приняты в субъектах РФ в отношении государственного и муниципального имущества. Поскольку в вопросе речь идет об имуществе Крыма, обратимся к нормативному акту республики, регламентирующему порядок списания поименованного имущества. Таким нормативным актом является Закон Республики Крым от 26.12.2014 № 51‑ЗРК/2014 «О порядке списания имущества Республики Крым» (далее – Закон № 51‑ЗРК/2014).

Оформление по бухгалтерии

Основанием для бухгалтерских проводок по выбытию единицы транспорта с баланса организации является акт о списании, утвержденный уполномоченным госорганом.

Пример отражения бухгалтерских операций: предприятие списывает непригодный автомобиль первоначальной стоимостью 300 тыс. руб., остаточной – 20 тыс. руб., амортизационные начисления за период эксплуатации – 280 тыс. руб..

Операция Счет Дт Счет Кт Сумма (руб.)
Списание амортизации 110434410 110134410 280 000,00
Списание балансовой стоимости 140110172 110134410 20 000,00

Остаточная стоимость ликвидируемого авто списывается на доходы от реализации основных средств.

Как утилизировать автомобиль – почему не все машины подходят для Госпрограммы?


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *