Тема 12. Гигиенические требования к детским игрушкам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тема 12. Гигиенические требования к детским игрушкам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Чистые столовые приборы хранят в предварительно промытых кассетах в вертикальном положении ручками вверх.При возникновении случаев инфекционных заболеваний проводится обеззараживание (дезинфекция) посуды в установленнолм порядке.ПОСУДУ ХРАНЯТ В БУФЕТЕпо соблюдению санитарно-гигиенических требованийпо обработке ветошиВетошь – замачивается в дезинфицирующем растворе, затем простирывается в конце рабочего дня с 2% мыльно-содовым раствором, прополаскивают, сушат и хранят в специальной промаркированной таре.3% «Самаровка» 60минут – 30 мл.

Игрушки играют важную роль в жизни и в воспитании детей.

Игрушка — изделие или материал, предназначенные для игры ребенка (детей) в возрасте до 14 лет.

Игрушка должна быть разработана и изготовлена таким образом, чтобы при ее применении по назначению она не представляла опасности для жизни и здоровья детей и лиц, присматривающих за ними.

Требования к безопасности игрушек содержит Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 008/2011 «О безопасности игрушек» (далее Технический регламент).

Перечень изделий, которые не рассматриваются как игрушки содержится в указанном Техническом регламенте.

Требования к обеспечению безопасности игрушек

Перед выпуском в обращение игрушки должны пройти подтверждение соответствия требованиям безопасности, содержащимся в Техническом регламенте.

Подтверждение соответствия игрушек осуществляется в форме сертификации (выдается сертификат соответствия).

Срок действия сертификата соответствия для игрушек, выпускаемых серийно, — не более 5 лет, для партии игрушек срок действия сертификата соответствия не устанавливается.

Материалы, из которых изготовлены игрушки, должны быть чистыми (без загрязнений) и не инфицированными.

В игрушках для детей до 3-х лет не допускается применение натурального меха, натуральной кожи, стекла, фарфора, резины, картона, бумаги, набивных гранул, размером 3 мм и менее, миграции химических веществ 1-го класса опасности.

Защитно-декоративное покрытие игрушек должно быть стойким к влажной обработке, действию слюны и пота.

Не допускается поверхностное окрашивание и роспись игрушек, погремушек, контактирующих с полостью рта ребенка.

Игрушка и ее составные части, включая крепёжные детали должна выдерживать механические нагрузки, возникающие при использовании игрушки по назначению, не должна разрушаться и должна сохранять свои потребительские свойства.

Мягконабивная игрушка не должна содержать в наполнителе твердых или острых инородных предметов, швы должны быть прочными.

Информация для покупателя на этикетке

Маркировка игрушки должна содержать следующую информацию:

  • наименование игрушки;
  • наименование страны, где изготовлена игрушка;
  • наименование и местонахождение изготовителя, импортера, информация для связи с ними;
  • товарный знак изготовителя (при наличии);
  • минимальный возраст ребенка, для которого предназначена игрушка или пиктограмма, обозначающая возраст ребенка;
  • основной конструкционный материал (для детей до 3 лет) (при необходимости);
  • способы ухода за игрушкой (при необходимости);
  • дата изготовления (месяц, год);
  • срок службы или срок годности (при их установлении);
  • условия хранения (при необходимости).

СанПин для детских садов с изменениями 2021 года

Как известно, для младшего поколения, посещающего детсад, предусмотрено питание 5 раз в день, как по СанПиНу, так и по картам. Ситуация дает возможность сбалансировать питание, постепенно способствуя приемлемому оптимальному развитию чада в столь ценные юные годы. Относительно питания в данном случае, нужно сформировать 10-дневное, отличающееся по блюдам меню, заверенное руководством детского садика.

Сравнительно недавно технологические карты доработали, и там появились нововведения. Основная особенность блюд – в положительном влиянии на развитие, более того, рост младшего поколения. В целом, подобная технологическая карта рассчитана на 280 разнообразных блюд ежедневно, с учетом рекомендованных элементов, обязанных стабильно поступать в детский организм. В частности, технологическая карта кроме всего предполагает:

  • расписанный рецепт блюд, как их готовить и подавать по ГОСТу;
  • нормы, правила сохранения определенного продукта;
  • большой список пищевых особенностей продуктов, а еще блюд, производимых из них;
  • список витаминов и элементов, отвечающих пищевым стандартам;
  • полноценную технологию приготовления всех блюд пошагово, с учетом возрастных категорий.

Сертификация и маркировка детских игрушек

Если игрушки не подтверждают соответствие требованиям техническим регламентам, не маркируются единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза. Соответственно, эти игрушки не допускаются к обращению на рынке, согласно ст. ст. 3 и 6 Технического регламента Таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза № 798 от 23 сентября 2011 г.

Если игрушки проходят сертификацию по соответствию требованиям безопасности и техническим регламентам Таможенного союза и ЕврАзЭС, игрушки могут выпускаться в обращение.

Предыдущая запись Как осуществить выезд ребенка за границу

Следующая запись Что делать, если происходит нарушение прав ребенка в детском саду

Читайте также:  ​Пособие малоимущим семьям в 2023 году

Какими должны быть игрушки по СанПин.

Изделия классифицируются в зависимости от цели их назначения, возраста дошкольников и материала изготовления.

По применению различают:

  • дидактические;
  • технические;
  • спортивные;
  • музыкальные и пр.

Предметы для игр, приобретаемые в детский сад, должны иметь психолого-педагогическое заключение об их целесообразности и безопасности.

Они не должны отрицательно влиять на психическое или психическое здоровье воспитанников.

В СанПиН указываются основные требования к изделиям:

  • Они не должны содержать твердые или острые предметы.
  • Детям до 3 лет нельзя давать игрушки, сделанные из меха, стекла, кожи, бумаги и др.
  • Не разрешаются изделия с окрашенной поверхностью, особенно это касается погремушек.
  • Все игрушки должны иметь санитарно-гигиеническое заключение и документы, подтверждающие их безопасность.
  • Конструкция изделий должна быть продумана так, чтобы исключить риск повреждений.

Методическая разработка: Современные требования к игрушкам / Социальная сеть работников образования

  • МАДОУ Кваркенский детский сад №1 «Колосок»
  • «Современные требования к отбору игрушек»
  • Завершинская Светлана Павловна
  • 2019
  • «Современные требования к отбору игрушек»

Игрушке принадлежит важная роль в развитии дошкольника.

От того, какие игры и игрушки окружают ребенка, во многом зависит его интеллектуальное и личностное развитие – способностей, воображения, творчества.Министерством образования Российской Федерации было разработано Письмо Минобразования РФ от 17.05.

1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».

Психолого-педагогическая экспертиза игр и игрушек осуществляется группой квалифицированных специалистов-экспертов с целью анализа их свойств и качеств на соответствие психолого-педагогическим требованиям двух уровней

Игрушки, соответствующие требованиям I уровня, не должны:

  1. Провоцировать ребенка на агрессивные действия.

Вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям и животным), роли которых выполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый).

  1. Вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.).
  2. Провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием.
  3. Вызывать нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.

Требования II уровня состоят в следующем:

  1. Полифункциональность игрушки. Игрушка может быть гибко использована в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления и др.
  2. Возможность применения игрушки в совместной деятельности. Игрушка должна быть пригодна к использованию ее одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия (коллективные постройки, совместные игры и др.).
  3. Дидактические свойства игрушки. Такого рода игрушки несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой, могут содержать механизмы программированного контроля, например электрифицированные и электронные игры и игрушки.
  4. Принадлежность игрушки к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают к миру искусства и знакомят его с народным художественным творчеством. Игрушки отвечают требованиям II уровня при условии наличия соответствующих прилагаемых к ним инструкций или методических рекомендаций, содержащих возрастную адресованность, способы или области их применения. [4]

Блиц-опрос воспитателей о выполнении санитарных норм в детском саду:

Мы решили дополнить материал мнениями и наблюдениями педагогов детских дошкольных учреждений. Опыт других воспитателей ценная и полезная информация.

Оксана Воробьева: — Мою игрушки нашей группы в сон. час или рано утром, еще до того, как детки приходят в детский сад.

Анна Валентиновна Гареева: — Мы очень боимся проверок, поэтому всегда строго следим за чистотой. Был один случай, комиссия нашла пыль на шкафчике с игрушками, все, денежный штраф. Этого опыта нам хватило, запомнили на долго. Игрушки моем специальным мыльным раствором, а потом сушим. Игрушки все должны быть пластмассовые и рассчитаны на то, что их будут мыть водой. Мягких игрушек у нас в группе нет. Кукольную одежду стираем, я домой ношу стирать в машинке с детским порошком или с мылом или вообще без всего.

Зинаида Петровна Сишина: — У нас за чистотой в группе главная няня, это в ее обязанностях. Утром до открытия группы идет проветривание и влажная уборка, так же эти процедуры пока мы на прогулке и после ухода детей домой. Чистота в группе — это очень важно. Санитарные нормы должны выполняться!

Маргарита Семенова: — Заведующая нас всех инструктирует по поводу выполнения санитарных норм в детском саду каждый год на общем собрании в августе. И в течении года у нас проходят внутренние проверки. Если у кого найдут ошибки или что-то неположенное — минус от стимулирующих зарплаты. Возникает много вопросов так же по поводу прохода родителей в группу детского сада, использования различных материалов на занятиях и так далее. Все это так же решается через заведующую.

Татьяна: — Когда то давно, лет 20 назад, когда я сама работала няней я мыла хлорированным раствором. Вообще у меня мама была старшей медсестрой и я помню как она всех нянечек дрючила и за игрушки и за посуду. Ну и меня в том числе.

Дарья: — В нашей группе мыльным раствором мыли. Мыло помощники вос-ля, воспитатели и иногда родителей просили помочь.

Ольга: — Игрушки замачиваются в мыльно-содовом растворе и промываются под проточной водой

Читайте также:  Экологическая отчётность для субъектов МСП

Мария: — У нас приглашают перед началом года родителей помочь. Моют мыльным раствором, сама в среду мыла.

Юлия Зайцева: — За игрушки отвечает воспитатель. Обрабатываются мыльно-щелочным раствором. Моем в тихий час. С улицы игрушки моются после прогулки.

Ольга: — На ясельной группе игрушки моет воспитатель, на первой и второй младшей моем вместе с детьми, на средней, старшей и подготовительной группах дети моют игрушки сами.

Елена: — Игрушки должен мыть воспитатель, это его обязанность по СанПиН, с детьми моем со средней группы, Ника хлор таблетки растворяем и моем без полоскания в горячей воде.

Мытье и обработка игрушек в детском саду.

Мытье игрушек в доу по новому санпину

Если возникло подозрение на появление заболевания, передающегося через продукты питания, тогда посуда должна после очистки и мытья должна обрабатываться и дезинфицироваться в растворе хлорамина или хлорной извести в течение 30 минут, затем тщательно ополаскиваться и просушиваться. Вся посуда в ДОУ должна быть промаркирована согласно СанПину. На каждой кастрюле должна быть надпись для какого блюда она предназначена, маркировка наносится масляной краской.

Если в меню не включены витаминизированные напитки, то витамины добавляются в третьи блюда — компот или кисель, при определенной температуре В СанПине по бассейну в детском саду четко прописано, какие должны быть помещения вблизи бассейна и чем оборудованы, также какой персонал необходим в бассейне. (4 табл. на 10 л. воды) (20 мл на 980 мл воды) в помеще-ниях, жесткая мебель (30 гр. на 970 мл воды) (4 табл. на 10 л.

Сколько детей может быть в группе?

Количество детей определяется по площади игровой комнаты. Для групп детей до 3 лет на каждого ребёнка должно приходиться не менее 2,5 кв. м. Для группу детей от 3 до 7 лет – не менее 2 кв. м на ребёнка (п.1.9). Площадь, занимаемая мебелью, из этих расчётов не вычитается.

В СанПиНе чётко прописано, что высчитывать площадь нужно по количеству детей, «фактически находящихся в группе». Но Верховный суд 4 апреля 2014 года признал недействительной эту фразу. Расчёты следует проводить исходя из списочного состава группы.

Вот цитата из решения Верховного суда:

«Данная норма допускает комплектование групп в детсадах с превышением установленных нормативов, условием соблюдения которых будет являться лишь фактическое отсутствие части детей в отдельные дни. Фактическое же присутствие всех детей, принятых в группу, повлечет нарушение санитарно-эпидемиологических требований. Следовательно, эта норма может привести к несоблюдению гигиенических нормативов, ненадлежащему исполнению детсадом своих договорных обязательств перед родителями, оказанию некачественных образовательных услуг.

При этом сами по себе нормативы площади на 1 ребенка (2,5 или 2 кв м. в зависимости от возраста) не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Данные нормативы были предусмотрены и ранее действовавшими санитарными правилами, позволяют обеспечить уровень безопасности, гарантирующий безвредную и благоприятную среду обитания в период пребывания в детсаду».

Как мыть игрушки в детском саду: основные правила обработки

Мытье кукол, кубиков и других игровых предметов, согласно СанПиН, должно выполняться ежедневно, после ухода воспитанников домой. В ясельных группах эта процедура проводится дважды в день: днем и вечером. Если игрушки использовались на прогулке, то их необходимо вымыть сразу после того, как дети вернутся в помещение ДОУ. Применять одни и те же наборы игрушек для уличных игр и занятий в помещениях нельзя – это должны быть разные комплекты. Хранить их нужно также раздельно, в специально отведенных для этого шкафчиках.

Мягкие игрушки тоже необходимо мыть. Инструкция по мытью игрушек в детском саду предусматривает тщательную чистку таких предметов, поскольку в них сильнее накапливаются пыль и грязь. Каждый день их необходимо выбивать или пылесосить, а стирать – раз в 7-10 дней и как следует просушивать, желательно – на свежем воздухе. Разрешена ручная или машинная стирка (согласно рекомендациям производителя). СанПиН рекомендует применять мягкие игрушки в качестве учебных пособий, а для регулярных игр отдать предпочтение пластиковым или резиновым.

Если в детском саду есть куклы, их также обязательно нужно мыть, а кукольную одежду – стирать (вручную или в машинке) не реже раза в неделю. После стирки одежда проглаживается утюгом.

Выполняя мытье игрушек в ДОУ, важно иметь в виду, что маленькие дети нередко грызут игрушки, поэтому после обработки ни на одном предмете не должно быть ни моющего средства, ни воды. А сами игрушки должны быть изготовлены из тех материалов, которые возможно продезинфицировать специальными составами – резина, дерево, пластик. Во время мытья сотрудник, выполняющий процедуру, также обязан обращать внимание на общее состояние каждого изделия, отсутствие повреждений и неудаляемых загрязнений.

Алгоритм мытья игрушек в детском саду достаточно простой. Изделия помещают в тазик или ванночку, наполненную теплой водой с мылом (или с моющим средством) и как следует промывают с помощью губки. Емкость и губка должны быть соответствующим образом промаркированы и использоваться только для обработки игрушек. По окончании процедуры игрушки необходимо тщательно промыть в проточной воде и высушить.

Игрушки из пенолатекса, а также мягкие изделия могут обрабатываться мыльно-содовым раствором (200-220 г раствора на 10 л воды). После обработки их нужно как следует отжать и только потом промывать в проточной воде и высушивать.

Читайте также:  Правила перевозки детей в автомобиле в 2023 году

Температура воды различается в зависимости от того, какие именно игрушки обрабатываются. Так, для ясельной группы температура должна составлять +50⁰ С, а для более старших групп достаточно 37-38⁰ С.

Гигиенические требования к игрушкам. Уход за игрушками в дошкольных учреждениях

Наталья Будякова
Гигиенические требования к игрушкам. Уход за игрушками в дошкольных учреждениях

«Гигиенические требования к игрушкам. Уход за игрушками в дошкольных учреждениях»

Отдавая своих детей в детские сады, все родители, в первую очередь, переживают за их здоровье и безопасность. Они хотят быть уверенными в том, что дети будут находиться в чистых и теплых помещениях, соответствующих всем санитарным требованиям и нормам.

Последние детально прописаны в документе под названием СанПиН 2.4.1.3049-13. Данный документ подробно описывает требования к расположению детских садов, их оборудованию, внутренней отделке, прилегающей территории, режиму дня, организации питания и многому другому. Последняя редакция документа с изменениями и нововведениями была принята в 2016 году. Требования СанПиН 2.4.1.3049-13 должны выполняться всеми дошкольными организациями как государственной, так и частной формы собственности.

Успешное решение задач воспитания и обучения детей невозможно без оснащения дошкольных учреждений современными учебными пособиями и игрушками. Игрушка сопровождает ребенка с первых месяцев жизни и оказывает большое влияние на его развитие. Поэтому необходим серьезный подход к подбору и применению игрушек, уходу за ними.

Существуют различные классификации игрушек. Наиболее распространено разделение игрушекпо принципу игрового назначения: сюжетно-образные, дидактические, технические, спортивные, театральные, музыкальные, строительные и игрушки-забавы. С гигиенических позиций классифицируют игрушки по материалу, из которого они изготовлены, и возрастной адресованности.

С учетом важной роли игрушки во всестороннем развитии ребенка в настоящее время определены требования. Предупредительный санитарный надзор за игрушками и другими товарами для детей осуществляется на уровне министерства просвещения и здравоохранения РФ.

В соответствии с приказом Минобразования РФ (№ 1917 от 26.06.2000 г.) утвержден временный порядок проведения экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей. В соответствии с документом производство и реализация отечественных игрушек, а также реализация импортных игрушек на территории Российской Федерации без социально психолого-педагогического заключения не допускаются. Игрушки не должны оказывать негативного влияния на здоровье, эмоциональное состояние ребенка, провоцировать ребенка на агрессивные действия, вызывать у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, вызывать нездоровый интерес к сексуальным проблемам.

Какие разрешены? Требования нормативных актов

Требования ко всем игрушкам всегда одинаковые: они не должны быть токсичны, опасны, иметь слишком мелкие детали. Именно данные нормы предопределяют безвредность предметов для игр.

В «игрушечной» индустрии действуют следующие ГОСТы:

  • 25779-90 (межгосударственный стандарт: общие требования безопасности, контроль);
  • Р 53906-2010 (национальный стандарт: общая безопасность, свойства физические и механические);
  • Р 51557-99 (электрические игрушки);
  • ИСО 8124-2-2001 (воспламеняемость);
  • ИСО 8124-3-2001 (выделение вредных для ребенка веществ).

Основной СанПин по игрушкам в детском саду — «2.4.7.007-93. Производство и реализация игр и игрушек» (утратил силу в части безопасности): устанавливает требования к материалам, процессу сертифицирования и продажи игрушек. Ранее также был СанПин 42-125-4148-86, принятый еще во времена СССР, но документ так и не был опубликован.

Так, игрушки для детей детского сада должны иметь:

  • сертификат качества;
  • маркировку на этикетке/упаковке (с наименованием изготовителя, его реквизитами, указанием возраста ребенка);
  • положительную оценку государственной санэпидемэкспертизы.

При наполнении дошкольных учреждений учитываются также требования Федерального государственного образовательного стандарта. Игрушки для детского сада по ФГОС должны создавать развивающую предметно-пространственную среду: вариативную, содержательно-насыщенную, многофункциональную, трансформируемую, доступную и безопасную.

Приобретая игрушки в группу детского сада, нужно опираться на некоторые аспекты, поскольку от грамотности отбора во многом зависит правильное развитие ребенка:

  • соответствие возрасту детей;
  • тканевые игрушки должны быть с твердым каркасом, дабы стенки не продавливались;
  • фигурки и мелкие детали подбирать размером 4-5 см, они должны быть удобны для захвата ребенком;
  • части игрушек с содержимым должны быть надежно скреплены, чтобы мелкие элементы не рассыпались во избежание несчастных случаев;
  • пластмассовые предметы должны быть однородны, краска на них распределена равномерно, заусенцев и неровностей не должно быть;
  • деревянные игрушки должны быть отшлифованными до гладкости и покрашены равномерно, иначе дети могут «поймать» занозы;
  • музыкальные аксессуары должны быть приятны на слух.

Стоит также отметить, что в самой группе игрушки нужно расположить на низких стеллажах, в ящиках на колесах, в пластиковых коробках, чтобы дети могли их брать беспрепятственно. Для предметов с множеством деталей (конструкторы, например) следует предусмотреть многократные упаковки из прочного полиэтилена, ткани, пластика, древесины.

График мытья игрушек в ДОУ

Каждое дошкольное учреждение составляет свой точный график выполнения этой процедуры, но в целом эти графики отличаются только точным временем. Пример графика приведен ниже.

Время обработки Младшая группа Старшая группа
День 12.40
Вечер 18.20 18.30


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *