Статья 183. Основания и порядок производства выемки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 183. Основания и порядок производства выемки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Процедура выемки проводиться в обязательном присутствии минимум двух понятых, при них изъятые материалы описываются и опечатываются в специальные емкости с пломбой. В процессе выемки, изыматься должны только предметы, указанные в постановлении, даже если при обыске будут найдены материалы, которые имеют косвенное отношение к уголовному производству, изымать их, следователь не имеет права.

Изъятие документов: как оно производится и какими актами регламентируется?

Практически любой предприниматель, осуществляющий свою деятельность длительное время на территории России, сталкивался или обязательно столкнётся в будущем с изъятием документов организации контролирующими и правоохранительными органами.

Ошибки, допущенные при производстве изъятия документов налоговыми органами, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, а также органами дознания и следствия чреваты не только ощутимыми финансовыми потерями, но также утратой деловой репутации и даже привлечением к уголовной ответственности.

Между тем порядок изъятия документов строго регламентирован действующим законодательством, и мы отметим основные положения, которые должен знать каждый предприниматель.

Как проходит выемка. Процедура.

  1. Процедура выемки начинается с предъявления Постановления о производстве выемки.
  2. В обязательном порядке всем присутствующим должны быть озвучены их права и обязанности в ходе данной процедуры.

Кто должен присутствовать при выемке:

  • представитель налогоплательщика,
  • понятые,
  • специалист, если это необходимо.

Присутствие понятых – обязательное условие проведения выемки. Понятых должно быть не меньше 2 человек. Важное условие – понятыми могут выступить только незаинтересованные лица, то есть в качестве понятых нельзя привлечь сотрудников налогоплательщика или федеральной налоговой службы.

  1. После предъявления постановления и озвучивания прав-обязанностей, инспектор должен предложить налогоплательщику добровольно предоставить документы и предметы.
  2. Все изымаемые документы показываются понятым и остальным присутствующим на процедуре выемки документов.
  3. Изъятые документы нумеруются, прошнуровываются и скрепляются печатью или подписью лица, у которого производится выемка.
  4. По результатам выемки составляется протокол.
  5. Копия протокола передается под расписку налогоплательщику или его представителю, у которого эти документы и предметы были изъяты.

ФНС считает выемку документов у контрагента правомерной.

Где налоговая проверка может изъять документы? По фактическому адресу, по адресу регистрации, у контрагента. Такую позицию ФНС озвучила в письме от 17.09.2021 г. № СД-4-2/13234@.

ФНС исходит из того, что в законодательстве нет прямого указания, что выемка может быть осуществлена только по месту регистрации компании, следовательно, выемка может осуществляться там, где компания фактически ведет свою деятельность.

Кроме того, ФНС выразило свое согласие с позицией Арбитражного суда Московского округа, который вынес решение о проведении выемки документов у контрагента компании. Речь идет о деле № А40-17635/2018 от 28 февраля 2019 года. По мнению ФНС, утверждение, что выемка может проводиться только на территории налогоплательщика, является ошибочным. Выемка может быть проведена и на территории его контрагента, если имеются сведения, подтверждающие взаимозависимость компаний.

СБИС Электронный документооборот позволяет держать в порядке документооборот с контрагентами, существенно ускорить движение документов в компании, и приятным бонусом — сократить расходы на бумагу, комплектующие и т.п.

Статья 74 УПК РФ. Доказательства

  1. Доказательствами по уголовному делу являются любые сведения, на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель в порядке, определенном настоящим Кодексом, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.
  2. В качестве доказательств допускаются: 1) показания подозреваемого, обвиняемого; 2) показания потерпевшего, свидетеля; 3) заключение и показания эксперта; 3.1) заключение и показания специалиста; 4) вещественные доказательства; 5) протоколы следственных и судебных действий; 6) иные документы.

Существует несколько видов выемки:

  • Выемка предметов. Сюда относятся похищенные вещи, оружие, товары, орудия преступления.
  • Выемка документации. Документы могут быть, как подлинными, так и фальшивыми. Сюда относятся документы, дающие право заниматься определенным видом деятельности, бухгалтерские отчетности, накладные и прочие. При изъятии большого количества документов указывается общая характеристика документов, число изъятых бумаг и характер упаковки.
  • Выемка писем, телеграмм, посылок. Следователь может наложить арест на все виды почтово-телеграфных отправлений. Или выборочно, только приходящей или отправляемой корреспонденции из конкретной местности.

В протоколе необходимо отображать место и обстоятельства обнаружения предметов. При этом должны присутствовать понятые, специалисты и лица, которые являются материально ответственными. Отличия обыска от выемки нет в том случае, если рассматривать, кто должен и имеет право присутствовать при этих процессах.

Порядок проведения процедуры

Если выемка производиться на предприятии должны присутствовать представители этой организации. Желательно, чтобы в процессе выемки присутствовал и потерпевший в деле. Обыскиваемым лицам, а также понятым, должно вначале проведения процедуры быть разъяснено их право присутствовать на всех следственных действиях, и делать заявления по поводу правомерности или неправомерности этих действий. Их заявления должны быть занесены в обязательном порядке в протокол.

Что касается процедуры обыска и выемки у дипломатов или в помещениях дипломатического представительства, все действия следователя должны осуществляться с согласия дипломата, так как он имеет право на неприкосновенность. Согласие дипломатических представителей на обыск их дома или членов их семьи, а также выемку нужных материалов для уголовного производства, запрашивается через Министерство иностранных дел. Обыск и выемка непосредственно в помещениях дипломатических структур производятся в присутствии прокурора и представителя Министерства иностранных дел.

Непосредственно перед выемкой следователь должен продемонстрировать всем присутствующим в помещении постановление о выемке, а также попросить добровольно предоставить описанные в постановлении предметы либо указать их местонахождение. Если людей в обыскиваемом помещении нет, то постановление предъявляют представителю жилищно-эксплуатационной организации или местному депутату. Следователь вправе на протяжении процедуры изъятия, запретить присутствующим между собой общаться или покидать помещение.

Читайте также:  Особенности банкротства градообразующих организаций

Порядок проведения осмотра в уголовном процессе по УПК РФ статья 177

Обыск лица и выемка необходимых у него предметов может производиться также без постановления, но только если имеет место:

  • физический захват подозреваемого уполномоченными на то лицами, и есть основания полагать, что он имеет при себе оружие или пытается избавиться от доказательств своей вины;
  • задержание подозреваемого человека;
  • заключение подозреваемого, обвиняемого в конкретном преступлении под стражу;
  • наличие сведений о том, что конкретный человек, находящееся в помещении, скрывает предметы или документы, которые имеют особое значение для установления истины по уголовному делу.

Порядок проведения процедуры

Процедура выемки проводиться в обязательном присутствии минимум двух понятых, при них изъятые материалы описываются и опечатываются в специальные емкости с пломбой. В процессе выемки, изыматься должны только предметы, указанные в постановлении, даже если при обыске будут найдены материалы, которые имеют косвенное отношение к уголовному производству, изымать их, следователь не имеет права.

Если выемка производиться на предприятии должны присутствовать представители этой организации. Желательно, чтобы в процессе выемки присутствовал и потерпевший в деле. Обыскиваемым лицам, а также понятым, должно вначале проведения процедуры быть разъяснено их право присутствовать на всех следственных действиях, и делать заявления по поводу правомерности или неправомерности этих действий. Их заявления должны быть занесены в обязательном порядке в протокол.

Что касается процедуры обыска и выемки у дипломатов или в помещениях дипломатического представительства, все действия следователя должны осуществляться с согласия дипломата, так как он имеет право на неприкосновенность. Согласие дипломатических представителей на обыск их дома или членов их семьи, а также выемку нужных материалов для уголовного производства, запрашивается через Министерство иностранных дел. Обыск и выемка непосредственно в помещениях дипломатических структур производятся в присутствии прокурора и представителя Министерства иностранных дел.

Непосредственно перед выемкой следователь должен продемонстрировать всем присутствующим в помещении постановление о выемке, а также попросить добровольно предоставить описанные в постановлении предметы либо указать их местонахождение. Если людей в обыскиваемом помещении нет, то постановление предъявляют представителю жилищно-эксплуатационной организации или местному депутату. Следователь вправе на протяжении процедуры изъятия, запретить присутствующим между собой общаться или покидать помещение.

Понятие и классификация следственных действий

Термин «следственное действие» используется в УПК около 40 раз, однако его определение там отсутствует (ст. 5 УПК РФ). По-видимому, законодатель рассматривает следственное действие как разновидность процессуального действия, которое согласно ст. 86, 87 УПК РФ направлено на сбор и проверку доказательств. Очевидно, процессуальное действие более широкое понятие, чем понятие следственного действия.

Такая позиция законодателя не расходится с научными воззрениями. По мнению Н.С. Алексеева, В.Г. Даева, Л.Д. Кокорева, следственные действия — это, как правило, регламентированные процессуальным законом действия, непосредственно направленные на обнаружение, закрепление и проверку доказательств. В.В. Кальницкий, проанализировав большое количество публикаций по этому вопросу, пришел к выводу, что следственное действие — это познавательное процессуальное действие.

Ст. 183 УПК РФ с комментариями

Выемка — это правомерное действие следствия, заключающееся в изъятии вещественных доказательств, объектов, документации, имущественных ценностей, которые находятся у определённого гражданского или юридического субъекта, и представляющие огромную значимость для исследования совершённого деяния. Действия следователя касающиеся изъятия, проводитсятолько по судебному постановлению, кроме неотложных случаев.

В постановлении должно быть указано:

  • основание для истребования;
  • перечень объектов, ценностей, документации;
  • гражданское, юридическое лицо, у которых будет производиться выемка;
  • место, где будет проходить процесс.

Главным сравнительным отличием в производстве изъятия от обыска является знание следствияо точном месте нахождения, наименовании, свойстве, подлежащих выемке объектов.

Предъявив судебное решение,следователь или дознаватель имеют право проводить:

  1. Истребование предметов из жилого помещения.
  2. Изъятие послания с почты,телеграфа.
  3. Изъятие сведений из электронной почты.
  4. Изъятие информации впейджинговых компаниях.

Скажите пожалуйста чем отличается постановление о выемке и протокол изъятия.

«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
Статья 27.10. Изъятие вещей и документов

1. Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства, осуществляется лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3, 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

(в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, а также соответствующих документов, осуществляется лицами, указанными в статье 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

(в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Утратил силу с 1 сентября 2013 года. — Федеральный закон от 23.07.2013 N 196-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случае необходимости при изъятии вещей и документов применяются фото-и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

(в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении, в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения или в протоколе об административном задержании. Об изъятии водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), удостоверения судоводителя, удостоверения пилота делается запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения.

(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1. В случае, если изымаются документы, с них изготавливаются копии, которые заверяются должностным лицом, изъявшим документы, и передаются лицу, у которого изымаются документы, о чем делается запись в протоколе. В случае, если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием документов, указанное должностное лицо передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты документы, в течение пяти дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе. В случае, если по истечении пяти дней после изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления. Копии документов направляются по адресу места нахождения юридического лица или адресу места жительства физического лица, указанному в протоколе.

(часть пятая.1 введена Федеральным законом от 26.12.2008 N 293-ФЗ, в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 196-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В протоколе об изъятии вещей и документов указываются сведения о виде и реквизитах изъятых документов, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках изъятых вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов.

7. В протоколе об изъятии вещей и документов делается запись о применении фото-и киносъемки, иных установленных способов фиксации документов. Материалы, полученные при изъятии вещей и документов с применением фото-и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

(в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Протокол об изъятии вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты вещи и документы, а также понятыми в случае их участия. В случае отказа лица, у которого изъяты вещи и документы, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается лицу, у которого изъяты вещи и документы, или его законному представителю.

(в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. В случае необходимости изъятые вещи и документы упаковываются и опечатываются на месте изъятия. Изъятые вещи и документы до рассмотрения дела об административном правонарушении хранятся в местах, определяемых лицом, осуществившим изъятие вещей и документов, в порядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

10. Изъятые огнестрельное оружие и патроны к нему, иное оружие, а также боевые припасы хранятся в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 227-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Изъятые вещи, подвергающиеся быстрой порче, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, сдаются в соответствующие организации для реализации, а при невозможности реализации уничтожаются.

12. Изъятые наркотические средства и психотропные вещества подлежат направлению на переработку или уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Образцы подлежащих уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции хранятся до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 494-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Изъятые в соответствии с законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции из незаконного оборота этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, а также предметы, используемые для незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, подлежат демонтажу и (или) вывозу и хранению вне места изъятия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Образцы указанных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предметов хранятся до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

Комментарий к ст. 183 Уголовно-процессуального Кодекса РФ

Комментарии к статьям УПК помогут разобраться в нюансах уголовно-процессуального права.

Читайте также:  Как оплачивать больничные в 2023 году

1. Выемка — самостоятельное следственное действие, которое заключается в изъятии у гражданина или организации определенных предметов или документов, имеющих значение для дела. Указанное действие проводится, когда точно известно, где и у кого находятся предметы и другие объекты, подлежащие изъятию.

2. Выемку можно производить только по возбужденному уголовному делу. Она может иметь место лишь при наличии к тому достаточных фактических и формальных оснований, которые следует различать.

3. Фактические основания для производства выемки — это данные, позволяющие установить индивидуальные признаки предмета, подлежащего изъятию, и место его нахождения. Они могут быть получены из различных процессуальных источников: показаний потерпевшего, свидетелей, обвиняемых, документов и других средств доказывания. Для принятия решения о производстве выемки наряду с этим могут иметь значение сведения, полученные от органов дознания.

4. Формальным основанием для производства выемки является мотивированное постановление следователя, органа дознания или прокурора, в котором должно быть указано, какой объект подлежит изъятию в процессе выемки (его наименование и индивидуальные признаки), место его нахождения, у кого предстоит произвести выемку.

5. Для производства выемки следователь выносит мотивированное постановление (см. приложение 77 к ст. 476).

6. Необходимо учитывать правила, содержащиеся в ст. 25 Конституции, согласно которой никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Для производства выемки в жилище согласно требованиям УПК постановления следователя недостаточно. Необходимо получить для этого решение суда, принимаемое в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 29 и ст. 165 УПК (см. приложение 81 к ст. 476; приложение 8 к ст. 477).

7. При производстве выемки, как и обыска, участвуют понятые (см. коммент. к ст. 60 и 170).

8. Выемка чаще всего проводится для изъятия предметов и документов в учреждениях и организациях. Выемке какого-то определенного документа нередко предшествует ознакомление следователя непосредственно в учреждении с рядом документов, среди которых находится (или предполагается, что находится) искомый документ.

9. Закон оговаривает особенности в правовом регулировании выемки документов, содержащих сведения, являющиеся государственной или иной охраняемой федеральным законом тайной. Выемку этих документов следователь может произвести только при согласии на то прокурора.

10. Выемка документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и кредитных организациях, производится следователем на основании судебного решения (см. коммент. к ст. 165).

11. До начала выемки следователь предлагает выдать предметы и документы, подлежащие изъятию. Если они выдаются добровольно, следователь изымает их. Этим выемка, в отличие от обыска, и заканчивается. В случае отказа от добровольной выдачи объектов следователь производит их выемку принудительно.

Читайте также:  Налоговый вычет за квартиру по ипотеке

12. Выемка производится в том же порядке, что и обыск, но с изъятиями, установленными комментируемой статьей. Подробно о порядке производства выемки см. коммент. к ст. 182.

Какие документы могут быть изъяты при обыске в офисе?

Поскольку основная причина обысков в офисе – поиск доказательств нарушения компанией законодательства, в том числе в сфере налогообложения, то наиболее часто изымают такие документы:

  • первичная бухгалтерская документация – обычно прежде всего правоохранителей интересует информация относительно сделок, которые проводила компания за период, который относится к расследуемому уголовному делу. Потому очень часто изымаются квитанции, счета-фактуры, транспортные и товарные накладные, копии договоров, чеки и другие бумаги, относящиеся к первичным бухгалтерским документам. По ним достаточно легко установить, когда проводилась та или иная операция, какая была сумма сделки, что в нее входило и т.д.;
  • зарплатные ведомости и другие документы, относящиеся к вознаграждению работников – часто обыски связаны с нарушениями в трудовой сфере: правоохранители ищут работников, оформленных по «серым» или «черным» схемам, сотрудников, которые получают зарплаты в конвертах, сотрудничающих с предприятием как ИП и т. д. Потому могут изымать ведомости с суммами зарплат, выписки о получении средств, трудовые контракты и другие документы, так или иначе связанные с трудовым законодательством;
  • неофициальная бухгалтерия – некоторые компании, вопреки требованиям законодательства, ведут две системы учета: одну официальную, а вторую «черную», где фиксируются операции, которые не показываются налоговикам, с них не уплачиваются налоги и т. д. Для правоохранителей обнаружить такие документы – большая удача, ведь они свидетельствуют об очевидных нарушениях закона со стороны бизнеса. И, конечно, эти бумаги будут изъяты для дальнейшего изучения;
  • приказы и распоряжения руководства – чтобы подтвердить факт нарушения законодательства, лица, проводящие обыск, могут искать и изымать различные распоряжения, выданные руководителем предприятия. Такие распоряжения могут касаться заключения сделок, назначения ответственных за те или иные направления, исполняющих обязанности на время его отсутствия. Эти документы могут быть важной уликой в уголовном деле, а потому подлежат изъятию правоохранителями.

Следует понимать, что перечисленные выше группы документов – далеко не единственные, которые могут изыматься. По закону правоохранители имеют право изымать практически любые бумаги, если они имеют отношение к предмету обыска.

Образец ходатайства о возврате вещественных доказательств из материалов уголовного дела в орган расследования

Следователю ОРПОТ Дзержинского района
СУ УМВД России по г. Перми
майору юстиции Петровой А.А.

обвиняемого
Иванова Ивана Ивановича,
**.**.1990 года рождения, уроженца г. Перми,
зарегистрированного и проживающего по адресу:
г. Пермь, ул. Тургенева, д. **, кв. **

ХОДАТАЙСТВО О ВОЗВРАТЕ ВЕЩЕСТВЕННЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ИЗ МАТЕРИАЛОВ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
Я, Иванов И.И., являюсь обвиняемым в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ по уголовному делу № ****, возбужденному 15.10.2017г. ОРПОТ Дзержинского района СУ УМВД России по г. Перми.

16.10.2017г. в ходе проведения обыска в моей квартире по адресу: г. Пермь, ул. Тургенева, д. **, кв.** были изъяты принадлежащие мне:
1. денежные средства в сумме 40.000,00 (Сорок тысяч) рублей;
2. мобильный телефон «Samsung GT-S5230» IMEI **** S/N**** в корпусе чёрного цвета с сим-картой «Теле2» стоимостью 10.000,00 рублей;
3. ноутбук «Samsung Galaxy S9+ (SM-G965)» модель № **** в корпусе чёрного цвета стоимостью 50.000,00 рублей;
4. крестик с цепочкой из металла жёлтого цвета стоимостью 30.000,00 рублей.

В соответствии с ч. 2 ст. 81 УПК РФ, постановлением следователя ОРПОТ Дзержинского района СУ УМВД России по г. Перми № **** от 16.10.2017г. данные предметы признаны вещественными доказательствами и приобщены к материалам уголовного дела.

Учитывая, что все необходимые процессуальные действия с данными предметами проведены, они не являются запрещёнными к обращению, а их возврат законному владельцу не повлечет за собой ущерба для доказывания, руководствуясь ст. ст. 81; 82 УПК РФ,

ПРОШУ:
возвратить указанные предметы:
1. денежные средства в сумме 40.000,00 (Сорок тысяч) рублей;
2. мобильный телефон «Samsung GT-S5230» IMEI **** S/N**** в корпусе чёрного цвета с сим-картой «Теле2» стоимостью 10.000,00 рублей;
3. ноутбук «Samsung Galaxy S9+ (SM-G965)» модель № **** в корпусе чёрного цвета стоимостью 50.000,00 рублей;
4. крестик с цепочкой из металла жёлтого цвета стоимостью 30.000,00 рублей, приобщённые к материалам уголовного дела, мне, их законному владельцу.

Подпись: (И.И. Иванов)
Дата: 20.03.2018г.

Когда необходимо разрешение суда

Общеизвестно, что для производства обыска в жилище необходимо постановление суда. Данное требование закона вызвано необходимостью пресекать случаи злоупотребления полномочиями со стороны должностных лиц полиции, оно направлено на соблюдение прав граждан, касающихся неприкосновенности жилья.

Вместе с тем, вторжение в жилище — не единственный случай, когда нужно одобрение суда.

К примеру, если производится личный обыск лица, которое не находится в правомерно обыскиваемом помещении и не задержано в порядке ст. 91 УПК РФ, следователю тоже придется обращаться к суду с ходатайством о разрешении проведения этого действия.

Кроме того, постановление суда необходимо и в некоторых частных случаях, специально предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством. Так, в соответствии с определениями Конституционного Суда РФ, решение о проведении обыска в служебных помещениях адвокатского образования (коллегии, кабинета) принимает суд.

Протокол готовится по общим правилам, предусмотренным ст. 166 УПК РФ. Он может составляться как параллельно с процессом обыска (например, следователь пишет, а оперативный сотрудник осматривает помещение) или сразу после его окончания.

В протоколе должны быть отражены:

  • место, время производства действия, с указанием даты, часов и минут;
  • ФИО, должность и звание представителя правоохранительных органов, а также ФИО и должность каждого лица, участвующего в обследовании;
  • права, предусмотренные УПК РФ – в зависимости от статуса участника;
  • все действия в хронологическом порядке (перечисляются все объекты, на которые обращалось внимание, особенно точно нужно указывать факты вскрытия замков, сейфов и т.д.);
  • технические средства, использованные следователем (видеокамера, аудиозаписыватель и т.д., при этом носители полученной информации должны быть приобщены к протоколу, а лица предупреждены о применении техсредств до начала обследования);
  • замечания и уточнения со стороны присутствующих лиц;
  • подписи должностного лица органа следствия и остальных.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *