Новый профстандарт специалиста по охране труда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новый профстандарт специалиста по охране труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) — это документ, созданный с целью унификации и приведения к единым стандартам всех существующих в России профессий. Стоит отметить, что в ЕТКС кода специалиста по охране труда не существует, т. к. данная специальность не является рабочей. Информации о руководителе службы охраны труда ЕТКС также не содержит.

Код специалиста по охране труда по ОКПДТР

Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) — это нормативный документ, присваивающий каждой профессии, установленной ЕКС и ЕКТС, уникальный порядковый номер. Этот номер позволяет с легкостью идентифицировать наименование должности сотрудника вне зависимости от того, в каком регионе страны и на каком предприятии он трудится. Внедрение такого классификатора позволило упростить процедуру ведения учета и составления отчетности, начисления заработной платы и формирования пенсионных выплат, а также способствовало решению ряда других вопросов, возникающих при ведении кадровой политики.

В настоящее время в ОКПДТР специалист по охране труда имеет код 22659122149, где 2 — код должности, 2659 — серийно-порядковый номер, 1 — контрольное число, 22149 — код по ОКЗ.

Код специалиста по охране труда по ОКПДТР

Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) — это нормативный документ, присваивающий каждой профессии, установленной ЕКС и ЕКТС, уникальный порядковый номер. Этот номер позволяет с легкостью идентифицировать наименование должности сотрудника вне зависимости от того, в каком регионе страны и на каком предприятии он трудится. Внедрение такого классификатора позволило упростить процедуру ведения учета и составления отчетности, начисления заработной платы и формирования пенсионных выплат, а также способствовало решению ряда других вопросов, возникающих при ведении кадровой политики.

В настоящее время в ОКПДТР специалист по охране труда имеет код 22659122149, где 2 — код должности, 2659 — серийно-порядковый номер, 1 — контрольное число, 22149 — код по ОКЗ.

Практическое использование квалификационных справочников и классификаторов

ЕКС широко используется в практической деятельности организаций и предприятий. На основании сведений, содержащихся в этом справочнике, во всех организациях страны составляются внутренние нормативные документы: должностные инструкции, программы по подготовке специалистов и повышению их квалификации и пр.

Код, присвоенный работнику в соответствии с ОКПДТР, используется в следующих случаях:

О должностной инструкции специалиста по охране труда мы писали в статье

Итак, должности специалиста по охране труда в соответствии с используемыми в Российской Федерации классификаторами и квалификационными справочниками присвоены уникальные коды, которые используются при разработке локальных нормативных актов, составлении отчетности и оформлении личной карточки работника. При этом в ОКПДТР должность специалиста по охране труда отсутствует (там упоминается только инженер по охране труда), поэтому при разработке внутренней нормативной документации стоит применять наименование, установленное в едином квалификационном справочнике, т. к. именно такая формулировка указана в действующем Трудовом кодексе РФ.

Классификатор включает в себя несколько разделов и приложений, которые представлены в таблице ниже.
Выберите необходимый раздел (приложение) для дальнейшей работы.

Номер раздела, приложения Наименование раздела, приложения
Раздел I ПРОФЕССИИ РАБОЧИХ
» ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК КЛАССИФИКАТОРА ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ
Раздел II ДОЛЖНОСТИ СЛУЖАЩИХ
» ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК КЛАССИФИКАТОРА ДОЛЖНОСТЕЙ СЛУЖАЩИХ
Приложение (справочное) АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ И ДОЛЖНОСТЕЙ СЛУЖАЩИХ

Как подобрать код, если в классификаторе нет точного названия

Если вы не можете найти должность в классификаторе, не торопитесь сразу менять штатное расписание. Работодатели вправе вводить любые должности, законных ограничений нет. Ваша задача — подобрать нужный код функции для каждой должности. А потом вы будете указывать его в отчетах на всех работников, которые занимают эту должность.

Советы универсальные. Разберитесь, чем именно занимается работник. Читайте в классификаторе подробные описания к подгруппе и к должностям, которые к ней относятся. Там перечислены основные функции для каждой должности. Найдите должность с похожими функциями или их частью. Код для этой должности и укажите в СЗВ-ТД, даже если названия должностей полностью не совпадают. Как искать коды для «сложных» должностей, смотрите в таблице.

Чем отличаются классификаторы

Если посмотреть на коды в справочниках, легко обратить внимание, в чем разница ОКЗ и ОКПДТР: код, описывающий занятие, состоит всего из 5 знаков в формате ХХХХ Х, где первые четыре цифры означают принадлежность к группе, а последняя — контрольное число. В ОКПДТР наборы символов более сложные — в формате ХХХХХ Х ХХ ХХХХ Х ХХ Х Х, и в них заложена информация:

  • о соответствии профессии (должности) номеру выпуска ЕТКС;
  • определенном занятии;
  • виде производств и работ в соответствии с выпусками ЕТКС;
  • тарифном разряде;
  • категории квалификации;
  • формах и системах оплаты труда;
  • условиях труда;
  • степени механизации труда;
  • производных профессиях.

Если взять, к примеру, специальность токаря и закодировать по справочнику с должностями, получим следующее:

19149 6 02 7223 5 12 1 2,

где:

  • 1 — указание на профессию;
  • 9149 — код для токаря;
  • 6 — контрольное число;
  • 02 — обозначает второй выпуск ЕТКС;
  • 7223 — ссылается на базовую группу по ОКЗ;
  • 5 — пятый тарифный разряд;
  • 12 — устанавливается сдельно-премиальная система оплаты труда;
  • 1 — у работника нормальные условия труда;
  • 2 — рабочий, который трудится при помощи машин и механизмов.
Читайте также:  Кадровая политика организации: понятие и основные типы

Если эту же специальность токаря попытаться зашифровать по ОКЗ, то получим только код 7223 7, в который входят специалисты станочники и наладчики металлообрабатывающих станков, в том числе токари. Но они приравнены к фрезеровщикам, наладчикам, операторам станков.

Код КЧ Расшифровка
Военнослужащие
1 Руководители
2 Специалисты высшего уровня квалификации
3 Специалисты среднего уровня квалификации
4 Служащие, занятые подготовкой и оформлением документации, учетом и обслуживанием
5 Работники сферы обслуживания и торговли, охраны граждан и собственности
6 Квалифицированные работники сельского и лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовства
7 Квалифицированные рабочие промышленности, строительства, транспорта и рабочие родственных занятий
8 Операторы производственных установок и машин, сборщики и водители
9 Неквалифицированные рабочие

ОКЗ — Общероссийский классификатор занятий

Руководители высшего звена, высшие должностные лица и законодатели разрабатывают и пересматривают стратегию развития, осуществляют планирование, непосредственную координацию и оценку общей деятельности предприятий, государственных структур и других организаций при поддержке других руководителей. Уровень компетенций большинства занятий, включенных в данную подгруппу, требует квалификации, соответствующей четвертому квалификационному уровню.

Задачи, выполняемые работниками данной подгруппы, обычно включают: руководство или участие в работе законодательных органов, советов директоров и комитетов; разработку и консультирование по вопросам бюджетной политики, законам и нормативным актам деятельности предприятий, государственных структур и других организаций; постановку целей для предприятий, государственных учреждений и ведомств, других организаций; разработку или утверждение и оценку программ, политики и процедур их реализации; обеспечение надлежащих систем и процедур, которые разработаны и реализуются для обеспечения контроля за исполнением бюджета; санкционирование объемов материальных, человеческих и финансовых ресурсов для реализации политики и выполнения программ; мониторинг и оценку деятельности организации или предприятия; подбор или утверждение подбора сотрудников высшего звена; выполнение церемониальных обязанностей и представление предприятия, государства и правительства, организации или сообщества на официальных мероприятиях и встречах, переговорах, собраниях и общественных слушаниях.

Занятия данной подгруппы подразделяются на следующие малые группы:

111 Руководители (представители) федеральных и региональных органов законодательной, судебной и исполнительной власти, их аппаратов и иных органов

112 Руководители учреждений, организаций и предприятий

Руководители (представители) федеральных и региональных органов законодательной, судебной и исполнительной власти, их аппаратов и иных органов определяют, формулируют, консультируют и непосредственно реализуют политику федеральных и региональных или местных органов власти или общин, а также общественных организаций. Они разрабатывают, ратифицируют, изменяют или отменяют законы, общественные нормы и правила, планируют, организуют, управляют, контролируют и оценивают общую деятельность министерств и ведомств, традиционных общин и общественных организаций.

Выполняемые обязанности работников данной малой группы обычно включают: руководство или участие в работе законодательных органов и административных советов правительств, законодательных собраний, органов местного самоуправления и общественных организаций; службу в государственных административных органах или официальных комитетах; расследование вопросов, касающихся интересов общества в целом и затрагивающих интересы избирателей; разработку и консультирование по вопросам проведения государственной политики, исполнения бюджета, законодательства и нормативного обеспечения, установление целей для организации и разработки или утверждения и оценки программ, политики и процедур по их реализации; рекомендации, анализ, оценку и утверждение документов, информационных записок и представленных докладов; обеспечение надлежащих систем и процедур, которые разработаны и реализуются для обеспечения контроля за исполнением бюджета; выделение для использования государственных земель и других ресурсов; выполнение церемониальных обязанностей и представительство от имени государства и правительства, организации или сообщества на официальных мероприятиях и встречах, переговорах, собраниях и общественных слушаниях.

Занятия данной малой группы подразделяются на следующие начальные группы:

1111 Руководители (представители) федеральных и региональных органов законодательной власти, их аппаратов, депутаты законодательных собраний

1112 Руководители (представители) федеральных и региональных органов исполнительной и судебной власти и их аппаратов

1113 Руководители органов местного самоуправления

Контрольное число — 7, полный код — 11117. В форме СЗВ-ТД отражается через точку — 1111.7

Руководители (представители) федеральных и региональных органов законодательной власти, их аппаратов, депутаты законодательных собраний определяют и формулируют государственную политику, рассматривают и принимают в соответствии с установленными процедурами законодательные акты, а также международные соглашения.

В их обязанности входит:

— участие в заседаниях федеральных и региональных органов законодательной власти;

— рассмотрение проектов законодательных актов в работе комитетов и комиссий палат, в работе согласительных и специальных комиссий, а также рабочих групп;

— внесение парламентского запроса и депутатских запросов, обращение с вопросами к руководству исполнительных органов власти, контроль за исполнением ими законодательных актов;

— обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан;

— изучение вопросов, представляющих интерес для общественности, и защита интересов избирателей, которых они представляют;

— исполнение представительских функций, проведение встреч, направленных на оказание услуг сообществу, изучение запросов различных групп населения, граждан;

— ведение переговоров с другими законодателями и представителями заинтересованных групп для примирения различных интересов, выработки политики и достижения общественного согласия.

Примеры занятий, отнесенных к данной начальной группе:

Депутат законодательного (представительного) органа государственной власти

Председатель законодательного (представительного) органа государственной власти

Контрольное число — 3, полный код — 11123. В форме СЗВ-ТД отражается через точку — 1112.3

Также к данной начальной группе относятся профессии:

Комендант (начальник военной комендатуры), также см. код 5153.1 в зависимости от характера деятельности

Руководители (представители) федеральных и региональных органов исполнительной и судебной власти и их аппаратов консультируют членов правительства по вопросам проводимой политики, осуществляют контроль за реализацией государственной политики и соблюдением действующего законодательства со стороны министерств и ведомств, представляют свою страну за рубежом и действуют от ее имени или выполняют аналогичные задачи в межправительственных организациях. Они планируют, организуют, направляют, контролируют и оценивают общую деятельность региональных или местных органов власти и управления, региональных правительственных министерств, советов, агентств и комиссий в соответствии с законодательством и политикой, установленной правительством и законодательными органами.

Читайте также:  Сколько можно выпить: допустимые промилле алкоголя за рулем в 2023 году

В их обязанности входит:

— разработка и контроль исполнения государственного бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

— разработка мер по проведению единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

— осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики, законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

— разработка стратегических целей для министерств и ведомств в соответствии с законодательством и реализуемой политикой, планирование, координация и контроль за их осуществлением;

— разработка, утверждение и оценка программ и процедур по реализации государственной политики в целом или в соответствии с предметом ведения;

— подготовка и утверждение ведомственных нормативных правовых актов, анализ, оценка и утверждение методических документов, информационных записок и докладов о ходе исполнения государственных, ведомственных и иных программ;

— обеспечение надлежащих систем и процедур, которые разработаны и реализуются для обеспечения контроля за исполнением бюджета;

— координация деятельности с другими высшими правительственными служащими и должностными лицами;

— надзор за реализацией государственной политики и соблюдением законодательства юридическими лицами и гражданами.

«Управление и Оптимизация Производственного Предприятия»

Три первые цифры вместе — малая группа. Они показывают глубокую специализацию. Например, для главного бухгалтера — 121 «Управляющие финансово-экономической и административной деятельностью».

Для остальных работников нашего примера три первые цифры кода выполняемой функции смотрите в табл. 3.

Таблица 3. Три цифры кода выполняемой функции

Должность сотрудника

Три цифры кода выполняемой функции

Малая группа подгруппы основной группы занятий

Главный бухгалтер

121

Управляющие финансово-экономической и административной деятельностью

Расчётчик зарплаты без высшего образования

331

Средний специальный персонал в сфере финансовой деятельности, учёта и обработки числовой информации

Менеджер по подбору персонала с высшим образованием

242

Специалисты в области администрирования

Специалист по охране труда

214

Специалисты в области техники, исключая электротехников

Сторож

541

Работники служб, осуществляющих охрану граждан и собственности

Кладовщик

432

Служащие, занятые учётом материалов и транспортных перевозок

Водитель

832

Водители грузового и пассажирского транспорта легковых автомобилей, фургонов и мотоциклов

Случай из судебной практики

Господин Н. работал по трудовому договору механиком. В фирме произошли изменения, и по решению руководства отдел Н. переименовали, договоры с сотрудниками перезаключили. Н. был ознакомлен с новой должностной инструкцией под роспись, но не был согласен с нововведениями, касающимися его должности. Не устраивало то, что работая механиком, кроме прежних обязанностей, от него требовали выполнять еще и функции уборщика, охранника. Документально требования были зафиксированы в должностной инструкции. Выражал недовольство в устной форме. Начальство не приняло его точку зрения. Н. подал иск в суд, так как считал, что требования руководства не соответствуют установленным в ОКПДТР характеристикам по должности механика.

Суд не удовлетворил иск, объяснив это тем, что ст. 8 ТК РФ позволяет организациям самостоятельно разрабатывать внутренние нормативные документы.

Должностная инструкция относится к внутренним нормативным актам. Есть правила Госстандарта, на которые стоит опираться при создании документа. Но законодательством не установлено жестких правил ее разработки. Поэтому работодатель имеет право вносить нормы на свое усмотрение, с учетом специфики деятельности фирмы и требований к должности.

Стандарты ОКПДТР в ряде случаев имеют рекомендательный характер. Если исходя из особенностей деятельности нет в них необходимости, за неиспользование наказаний не предусмотрено. Моменты, при которых положения классификатора должны быть учтены обязательно, установлены законодательно на федеральном уровне.

Какой код ОКПДТР у специалиста по охране труда?

Согласно ОКЗ, к обязанностям лиц, относящихся к этой начальной группе, в числе прочих относится выявление потенциально возможных опасностей, обеспечение исполнения правил безопасного использования приборов и соблюдения техники безопасности. Это значит, что соответствующие обязанности должны найти свое отражение в должностной инструкции, применяемой в организации.

Проекты профессиональных стандартов могут быть инициированы и внесены на рассмотрение в Минтруд России в установленном порядке различными организациями.

Таким образом, только в части требований, установленных в ТК РФ, других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, требования профессионального стандарта являются обязательными.

Общероссийский классификатор гармонизирован с Международной стандартной классификацией занятий 2008 (МСКЗ — 08) — International Standard Classification of Occupations 2008 (КСО-08) путем внесения уточнений, отражающих специфику российской экономики. не нарушающих коды и границы понятий того международного стандарта.

Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ). ОК 010-2014

Вступление в силу профстандартов не служит основанием для увольнения работников. Но работодатель может проводить аттестацию работников. Например, при применении квалификационных справочников и профстандартов сотрудники без спецподготовки или требуемого стажа работы, но с достаточным практическим опытом, выполняющие на совесть в полном объёме возложенный на них фронт работ, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности равно работникам со специальной подготовкой и стажем работы.

  • должностные обязанности (перечень трудовых функций, закрепленных полностью или частично);
  • должен знать (специальные знания, знания нормативных актов, методов и средств для выполнения трудовых обязанностей);
  • требования к квалификации (уровень профессиональной подготовки и стаж работы).

Кадровый работник опирается на Классификатор должностей и профессий 2021 года в работе с такими документами, как штатное расписание, должностные инструкции, положения об отделах и пр. ОКПДТР классификатор (2021) с поиском по названию размещен на сайте Министерства труда и соцзащиты.

Читайте также:  Кому из пожилых владимирцев положена льгота по взносам на капремонт

ОКПДТР был принят постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 года № 367) и введён в действие с 1 января 1996.

В ОКПДТР неоднократно вносились изменения (23 декабря 1996 г., 10 июня 1999 г., 29 декабря 2003 г.).

Классификатор предназначен для решения задач, связанных с оценкой численности рабочих и служащих, учётом состава и распределением кадров по категориям персонала, уровню квалификации, степени механизации и условиям труда, вопросами обеспечения занятости, организации заработной платы рабочих и служащих, начисления пенсий, определения дополнительной потребности в кадрах и другими на всех уровнях управления народным хозяйством в условиях автоматизированной обработки информации.

Объектами классификации в ОКПДТР являются профессии рабочих и должности служащих.

ОКПДТР состоит из двух разделов:

  • профессии рабочих;
  • должности служащих.

Первый раздел — профессии рабочих — включает профессии рабочих в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС), а также профессии рабочих, права и обязанности которых предусмотрены в уставах, специальных положениях и соответствующих постановлениях, регламентирующих состав профессий в отраслях экономики.

Второй раздел — должности служащих — разработан на основе Единой номенклатуры должностей служащих, Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, действующих постановлений и других нормативных документов по вопросам оплаты труда с учётом наименований должностей, применяемых в экономике. Наименования должностей государственных служащих приведены в соответствии с Указами Президента Российской Федерации «О государственных должностях Российской Федерации» № 32 и «О реестре государственных должностей федеральных государственных служащих» № 33 от 11 января 1995 г.

Каждая позиция классификатора состоит из трёх блоков:

  • блока идентификации;
  • блока наименования объекта классификации;
  • информационного блока.

Блок идентификации построен с использованием серийно-порядковой системы кодирования объектов классификации. Идентификационный блок объекта классификации включает пять цифровых десятичных знаков и контрольное число.

Контрольное число рассчитано в соответствии с действующей Методикой расчета и применения контрольных чисел.

Подробный классификатор призван решить сразу несколько важных задач. Он стал частью масштабной государственной программы системы квалификации и кодирования, что дало возможность внедрить современные международные стандарты.

Как использовать классификатор занятий

Классификатор занятий (ОК 010-2014) регламентирован Приказом Росстандарта от 12.12.2014 г. № 2020-ст. Он используется при проведении статистических наблюдений и исследований распределения граждан по видам занятий, а также ведения статистического учета в целях совершенствования политики занятости. А с августа 2021 года он применяется и для заполнения формы СЗВ-ТД.

В классификатора два раздела:

Коды выполняемой функции, обозначенные в классификаторе, имеют вид ХХХХ.Х, из которых первые 4 знака — код наименования группы занятий согласно классификатору занятий, а пятый знак — контрольное число.

В классификаторе нет разделения точкой, но в таблице есть графы с самим кодом (Код) и контрольным числом (КЧ). Для заполнения СЗВ-ТД нужно первые четыре цифры указывать до точки, а последнюю пятую — после нее. Например, для бухгалтера нужно использовать код 2411.6, а для секретаря — 4120.1.

Возможна ситуация, когда у работника сразу несколько трудовых функций. В этом случае нужно выбирать код той трудовой функции, по которой работник занят больше всего времени. К примеру, бухгалтер выполняет дополнительно обязанности кассира, но больше всего у него именно бухгалтерской работы. Соответственно, в СЗВ-ТД требуется ставить код, который указывается по бухгалтерам — 2411.6.

Вторая цифра кода вместе с первой

Две первые цифры вместе — подгруппа основной группы занятий. Они указывают на вид деятельности работника. В нашем примере для семи работников они будут такими, как в табл. 2.

Таблица 2. Две первые цифры кода выполняемой функции

Должность сотрудника

Две цифры кода выполняемой функции

Подгруппа основной группы занятий

Управляющие в корпоративном секторе и в других организациях

Расчётчик зарплаты без высшего образования

Средний специальный персонал по экономической и административной деятельности

Менеджер по подбору персонала с высшим образованием

Специалисты в сфере бизнеса и администрирования

Специалист по охране труда

Специалисты в области науки и техники

Работники служб, осуществляющих охрану граждан и собственности

Служащие в сфере обработки числовой информации и учёта материальных ценностей

Водители и операторы подвижного оборудования

Где и кем применяется

Используется в производственной среде, везде, где принимаются в штат рабочие и служащие. Присваивают его сразу при приеме на работу. Код отражается в документах бухгалтерии и отдела кадров. Наиболее часто используют его в таких случаях:

  1. При составлении документов: трудового договора, личной карточки Т-2, приказа на увольнение, вступление в должность. В них вносится ОКПДТР.
  2. Для принятия решений о выплате компенсаций, применении льгот.
  3. Определение наименования будущей должности, исходя из ее характеристик.
  4. Занесение должности в штатное расписание.
  5. Предоставление отчетов о начислениях в пенсионный фонд.
  6. Назначение пенсии за выслугу.

Обязательно ли применять ОКПДТР

Необходимость применения классификатора относительно конкретной штатной единицы находится в прямой зависимости от условий, закрепленных в трудовом договоре. А обязательные составляющие этого вида договора регулируются нормами ст. 57 ТК РФ. В соответствии со статьей он должен включать сведения о трудовой функции работника:

  • перечень конкретных задач, обязательных к выполнению на должности;
  • работу, соответствующую штатному расписанию;
  • специальность;
  • профессию;
  • квалификацию.

Если нормы федерального законодательства предусматривают льготные условия, компенсационные выплаты, ограничивающие факторы для определенной должности или профессии, их наименования должны использоваться в неизменном виде, в соответствии с ОКПДТР или иными справочниками и положениями Правительства РФ, содержащими стандарты. Обязательными условиями, например, могут быть:

  • пенсия;
  • наличие вредности или тяжелых работ;
  • дополнительный отпуск;
  • включение разряда по тарифам в отношении работников;
  • применение тарифов относительно работ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *