Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Глава II. Медико-социальная экспертиза». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
К ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относятся:
- 1) определение государственной политики в отношении инвалидов;
- 2) принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого федерального минимума мер социальной защиты); государственный контроль (надзор) за исполнением требований законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов;
- 3) заключение международных договоров (соглашений) Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов;
- 4) установление общих принципов организации и осуществление медико-социальной экспертизы и реабилитации, абилитации инвалидов;
- 5) определение критериев, установление условий для признания лица инвалидом;
- 6) установление в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований к техническим средствам реабилитации, средствам связи и информатики, обеспечивающим доступность для инвалидов среды жизнедеятельности;
- 7 — 8) утратили силу. — Федеральный закон от 18.07.2019 N 184-ФЗ;
- 9) разработка и реализация федеральных целевых программ в области социальной защиты инвалидов, контроль за их исполнением;
- 10) утверждение и финансирование федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду;
- 11) создание федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, осуществление контроля за их деятельностью;
- 12) утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
- 12.1) создание условий для проведения независимой оценки качества условий оказания услуг федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы;
- 13) координация научных исследований, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам инвалидности и инвалидов;
- 14) разработка методических документов по вопросам социальной защиты инвалидов;
- 15) утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
- 16) содействие в работе общероссийских общественных объединений инвалидов и оказание им помощи;
- 17) — 18) утратили силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
- 19) формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов;
- 20) установление единой системы учета инвалидов в Российской Федерации, в том числе детей-инвалидов, и организация на основе этой системы статистического наблюдения за социально-экономическим положением инвалидов и их демографическим составом;
- 21) определение основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности;
- 22) подготовка докладов о мерах, принимаемых для выполнения обязательств Российской Федерации по Конвенции о правах инвалидов, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;
- 23) иные установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом полномочия.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право:
- участия в реализации государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации;
- принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
- участия в определении приоритетов в осуществлении социальной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации с учетом уровня социально-экономического развития этих территорий;
- разработки, утверждения и реализации региональных программ в области социальной защиты инвалидов в целях обеспечения им равных возможностей и социальной интеграции в общество, а также право осуществления контроля за их реализацией;
- осуществления обмена с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти информацией о социальной защите инвалидов и об оказании им социальной поддержки;
- предоставления дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
- содействия трудовой занятости инвалидов, в том числе стимулирования создания специальных рабочих мест для их трудоустройства, а также определения порядка проведения специальных мероприятий для предоставления инвалидам гарантий трудовой занятости;
- осуществления деятельности по подготовке кадров в области социальной защиты инвалидов;
- финансирования научных исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области социальной защиты инвалидов;
- содействия общественным объединениям инвалидов;
- содействия избирательным комиссиям, комиссиям референдума в работе по обеспечению избирательных прав, права на участие в референдуме избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами, с учетом стойких расстройств функций организма;
- направления межведомственного запроса о представлении документов и информации, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги и находящихся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
Кого могут отнести к категории инвалидов в соответствии с действующим законодательством
К категории «инвалид», согласно рассматриваемому закону, относят людей, у которых обнаружено существенное расстройство функций организма физического и/или психологического характера, которые проявляются в ограниченных возможностях жизнедеятельности.
Закон дает гражданам, которые отнесены к данной категории, на получение от государства в обязательном порядке помощи и защиты, как в социальной сфере, так и в бытовой, экономической жизни.
Различные группы нетрудоспособности (первая, вторая, третья) присваиваются отдельно взятому человеку в зависимости от сложности его заболеваний и возраста, и в соответствии с определенной группой начисляются пенсионные выплаты и предоставляется комплект дополнительных социальных услуг.
Если возраст человека меньше 18 лет, то используется термин «ребенок-инвалид».
Права инвалидов, которые закреплены в статьях Закона об их защите
Данный нормативный акт обозначает права граждан, отнесенных к категории инвалидов.
- Право на получение от государства социальных льгот.
- На получение помощи в сфере медицины.
- На трудоустройство в соответствии с квотами для инвалидов.
- На получение реабилитационных средств для поддержания функций жизнеобеспечения.
- На обучение по общей или специализированной системе образования (в соответствии с возможностями организма).
- На получение дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета.
- На помощь в бытовой повседневной жизни.
- На участие в общественной жизни путем образования объединений граждан по признакам отнесения их к категории инвалидов.
- На различные формы экономической и социальной помощи со стороны государства.
- На получение необходимой информации со стороны государственных структур.
Все особенные права и возможности инвалидов отражены в законодательных актах. В Российской Федерации в отношении лиц данной категории применяется как собственное, так и международное законодательство. В первом случае основным нормативным актом является ФЗ «О защите прав инвалидов». В нем раскрывается вся сущность особенностей, предоставленных для жизни такой категории населения.
Что касается международного законодательства, то понятие дополнительных прав лиц с ограниченными возможностями широко рассмотрено в Конвенции о защите прав инвалидов, на основании которой зачастую производится толкование и российского законодательства в отношении таких вопросов. Вниманию юристов и простых читателей в ней представлено 50 статей, в которых поэтапно описываются все возможности, которыми могут пользоваться люди с ограниченными способностями.
Трудовое законодательство
Защита прав инвалидов в РФ широко освещена в трудовом законодательстве. Люди, ведущие законную трудовую деятельность, имеют право трудиться в течение меньшего времени, нежели обычный человек — в течение 7 часов в день. В общей сложности, недельная продолжительность трудовых часов составляет 35. В данном случае работодатель обязан выплачивать заработную плату в полном размере, как для работника, выполняющего такие же обязанности в течение 8 часов в день.
Что касается времени отдыха, то инвалид имеет право на 30-дневный отпуск, который должен предоставляться каждый год. Более того, такой сотрудник вправе пользоваться возможностью бесплатного отпуска, длительность которого в общей сложности не должна превышать 30 дней в год.
На любом предприятии работодатель обязан надлежащим образом оборудовать место для исполнения трудовых обязанностей инвалидом, причем в соответствии с его физическими особенностями. Кроме этого, законодательство запрещает использовать труд данной категории сотрудников в исполнении сверхурочных, ночных работ, а также в праздничные и выходные дни. Такой вариант разрешается только с письменного согласия инвалида.
Защита прав детей-инвалидов
Деятельность государства в данной сфере является наиболее актуальной. Это связано с тем, что дети-инвалиды являются особенно уязвимой группой населения, которая нуждается в дополнительной защите своих прав.
Законом о защите прав инвалидов предусматривается возможность оформления для ребенка отдельной пенсии, для обеспечения которой следует обратиться в пенсионный фонд. Кроме этого, представители данной группы могут пользоваться всеми услугами ЖКХ со скидкой в размере 50%, а также коммунальными услугами на тех же условиях.
По рецептам врачей ребенок-инвалид может получать бесплатные лекарства, которые нужны для поддержания нормального уровня жизнедеятельности и активности. В общественном транспорте ребенок-инвалид может передвигаться совершенно бесплатно, при условии предъявления соответствующего удостоверения.
В Австрии имеется обширная законодательная база по социальной защите и реабилитации инвалидов. Так, существует акт об интеграции инвалидов, Акт о попечении инвалидов, Акт о медицинском обслуживании жертв войны, Акт о туберкулезе, Общий закон о социальном обеспечении, Общий закон о социальном страховании, Закон об оказании помощи при трудоустройстве.
В Австрии организатором деятельности по социальной защите инвалидов являются Министерство социальных дел и провинциальные агентства по делам инвалидов. Кроме того, действуют два координирующих органа, членами которых являются представители федеральных и региональных правительств, профессиональных ассоциаций, страховых организаций, общественных организаций инвалидов. Основная сфера их деятельности – консультативные услуги аппарату министерства. Каждое провинциальное управление имеет комиссию по реабилитации инвалидов.
Для трудоустройства инвалидов существует система квот и субсидий, поощряется создание специальных цехов и предприятий. Организованы центры по профориентации инвалидов.
Права инвалидов, которые закреплены в статьях Закона об их защите
Данный нормативный акт обозначает права граждан, отнесенных к категории инвалидов.
- Право на получение от государства социальных льгот.
- На получение помощи в сфере медицины.
- На трудоустройство в соответствии с квотами для инвалидов.
- На получение реабилитационных средств для поддержания функций жизнеобеспечения.
- На обучение по общей или специализированной системе образования (в соответствии с возможностями организма).
- На получение дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета.
- На помощь в бытовой повседневной жизни.
- На участие в общественной жизни путем образования объединений граждан по признакам отнесения их к категории инвалидов.
- На различные формы экономической и социальной помощи со стороны государства.
- На получение необходимой информации со стороны государственных структур.
Какие возможности дает закон
Помощь в адаптации к жизни – это главная возможность, которую дает закон. Инвалиды могут воспользоваться медицинскими услугами, протезированием, санаторно-курортным лечением и улучшить свое состояние. Программа разрабатывается индивидуально с учетом проблем со здоровьем. Технические средства реабилитации выдаются, чтобы появилась возможность повысить качество жизни.
Для помощи в трудоустройстве специально выделяются рабочие места, проводятся бесплатные обучающие курсы, тренинги.
Постепенно создается мир, доступный лицам с ограниченными возможностями. Городские объекты оснащаются приспособлениями, которые помогают инвалидам передвигаться, ориентироваться в пространстве и скорее привыкнуть жить самостоятельно.
Лица с ограниченной трудоспособностью и семьи, где воспитываются дети с инвалидностью, имеют право на получение жилья. Квартиры выдаются в порядке очередности. Также они получают компенсацию на оплату коммунальных услуг в размере 50% от их стоимости (ст. 18 Закона №181-ФЗ).
Медико-социальная экспертиза проводится на основании направления врача, у которого наблюдается инвалид. Она определяет категорию инвалидности, влияет на размер пенсионных выплат, а также количество дополнительных услуг, предоставляемых государством.
Какие функции выполняет МЭС:
- установление группы инвалидности и размер социальной защиты инвалидов как взрослых, так и детей;
- определение последующих мероприятий, рассчитанных на возвращение субъекта к нормальному образу жизни или на поддержание здоровья последнего;
- сбор статистических данных по состоянию здоровья населения в России и определение мер по улучшению жизни;
- предоставление помощи семье, в которой живет инвалид.
Специфика определения льгот и пособий для инвалидов
Еще одним нюансом, который стоит отметить, является то, что, как может показаться на первый взгляд, определиться с перечнем полагающейся помощи не составит никакого труда. Однако это не совсем так. Чтобы найти все законные льготы, положенные инвалидам 3 группы, придется поднять не один нормативно-правовой документ. Вопросы, в которых люди с ограниченными возможностями могут рассчитывать на помощь государства, не кодифицированы, разбросаны по множеству законов и подзаконных актов. В процессе поиска подтверждений на право пользования той или иной привилегией не единожды удивится инвалид 3 группы. Какие имеет льготы один человек, не означает, что другой будет обладать тем же пакетом социальных гарантий.
Ярким примером того может служить право человека с ограниченными возможностями на бесплатный проезд по территории города или пригорода. Однако случается и так, что права инвалидов в другом регионе не подразумевают наличия данного пункта. При этом вместо него могут быть назначены какие-нибудь альтернативные варианты.
Ответственность за несоблюдение требований по обеспечению доступности объектов и услуг
Санкции за неисполнение Федерального Закона 181-ФЗ Согласно статье 16 Закона «.. юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) Статья 5.43. Нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 000 до 5 000 рублей; на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей. Статья 9.13 КоАП — Уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 3 000 рублей; на юридических лиц — от 20 000 до 30 000 рублей.
Статья 9.14. КоАП — Отказ от производства транспортных средств общего пользования, приспособленных для использования инвалидами. Отказ от постановки на производство транспортных средств общего пользования, приспособленных для использования инвалидами, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 3000 рублей; на юридических лиц — от 20 000 до 30 000 рублей. Статья 11.24. КоАП — Организация транспортного обслуживания населения без создания условий доступности для инвалидов Нарушение руководителем организации или иным должностным лицом, ответственным за организацию системы транспортного обслуживания населения и эксплуатацию транспортных средств, требований законодательства, предусматривающих включение в систему транспортного обслуживания населения транспортных средств, доступных для инвалидов, влечет наложение административного штрафа в размере от 2 000 до 3 000 рублей.
Статья 5.41. Непредоставление на безвозмездной основе услуг по погребению, невыплата социального пособия на погребение. Статья 5.42. Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости. Статья 19.5. ч.1 Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства . Статья 19.6. Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Статья 19.7. Непредставление сведений (информации).