Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С какого возраста и какой размер пенсии в Германии в 2022 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Минимальный рабочий стаж для получения пенсии в Германии – 5 лет. Такого понятия как минимальная пенсия в Германии не существует, пенсия рассчитывается индивидуально и составляет 48% от прежнего дохода.
Размер пенсии в Германии рассчитывается по специальной формуле:
Пенсия = S x Fвозр х Fпенс х k, где
S — актуальная стоимость коэффициента на год расчета пенсии;
Fвозр — фактор возраста;
Fпенс — фактор вида пенсии;
k — индивидуальный размер коэффициента в году.
Индивидуальный коэффициент зависит от стажа работы и количества отчислений. Если взносы производились со средней зарплаты (в Западной части — €3045, в Восточной — €2695) в течение одного года, будущий пенсионер получит 1 балл, если доход был меньше установленного уровня, балл уменьшается, если больше, то увеличивается. Но максимум за 1 год нельзя заработать больше 2 баллов.
Стоимость коэффициента устанавливается каждый год правительством в зависимости от сложившейся ситуации в стране. В 2018 году она составляла €30,69 и €32,03 в Восточной и Западной Германии соответственно.
Фактор возраста зависит от времени выхода на пенсию и равен:
- 1, если пенсия оформляется в 67 лет;
- меньше 1, если раньше;
- больше 1, если позже.
Зависимость выглядит следующим образом:
Значение фактора возраста | Возраст ухода на пенсию, лет |
0,856 | 63 |
0,892 | 64 |
0,928 | 65 |
0,964 | 66 |
0,991 | 66 и 9 месяцев |
0,994 | 66 и 10 месяцев |
0,997 | 66 и 11 месяцев |
1 | 67 |
1,005 | 67 и 1 месяц |
1,01 | 67 и 2 месяца |
1,015 | 67 и 3 месяца |
1,06 | 68 |
1,12 | 69 |
1,18 | 70 |
1,24 | 71 |
Минимальная пенсия в Германии
Однако в стране существует такое понятие как базовая пенсия. Она представляет собой надбавку к основной пенсии и начисляется только тем, чей доход не превышает 1250 евро на человека или 1950 евро на двоих.
Для получения базовой пенсии рабочий стаж должен составлять не менее 33 лет.
Размер доплат для каждого пенсионера рассчитывается индивидуально. В среднем базовая пенсия должна составлять 75 евро, максимум – 418 евро. Сегодня на такие доплаты претендуют порядка 1,7 млн. немецких пенсионеров, 70% из которых – женщины.
Важно! После выплаты надбавки размер пенсии может по-прежнему не достигнуть уровня 1250 евро!
Когда люди становятся пенсионерами
Выход на пенсию в Германии осуществляется вне зависимости от пола – все жители государства вправе рассчитывать на государственные выплаты как только им исполняется 65-67 лет. Однако имеются некоторые нюансы.
Для максимально точного расчета возраста женщины обязательно учитывают год:
- родившиеся до 1947 года вправе получать пособия с 65 лет;
- родившиеся с 1947 по 1958 годы уходят на пенсию в возрасте, который высчитывают по такой схеме – 65 лет+1 дополнительный месяц за каждый «лишний» год, идущий после 1946;
- появившиеся на свет в 1958 году немки вправе рассчитывать на выплаты в 66 лет;
- если год рождения попадает в период с 1959 по 1963, используют формулу 66 лет+2 месяца за каждый «лишний» год, идущий после 1958;
- появившиеся на свет после 1964 года женщины достигают пенсионного возраста в Германии в 67 лет.
Размеры пенсий госслужащих
В чем отличия пенсии госслужащего от пенсии по старости, установленной законом? Разница между пенсией государственного служащего и установленной законом пенсией возникает из-за уровня заработка.
В отчете федерального правительства, которое отвечает за пенсии федеральных государственных служащих, содержатся такие данные о размерах пенсий государственных служащих:
- средняя пенсия лиц, занимавших простые и средние должности на государственной службе, составляет 2170 евро;
- пенсионеры, занимавшие более высокие посты, получают 2780 евро;
- пенсия госслужащих высокого ранга составляет 4870 евро и более.
Вышеуказанные размеры пенсий разительно отличаются от размеров пособий, установленных законом.
Заметим, что средняя брутто пенсия после 45 лет страхования в Германии составляет около 1224 евро, в то время как средняя пенсия госслужащих составляет 2600 евро. Разница очевидна.
Однако стоит отметить, что для государственных служащих не существует корпоративной или другой дополнительной пенсии, которая может быть у наемного работника.
Взносы в немецкий пенсионный фонд
На сумму обязательного взноса влияет размер официальной заработной платы, чем она выше, чем больше человек отчисляет «на старость». Перечислением и другими документальными вопросами в ФРГ занимается работодатель.
Стандартный ежемесячный взнос в пенсионный фонд – 18,7%. 9,35% взноса оплачивает работодатель, и столько же вычитается из заработной платы человека.
Если у гражданина доход менее 450 евро ежемесячно, взносы распределяются иначе: 15% вносит работодатель, 3,7% работник.
Пенсионный фонд каждый год отправляет письма гражданам старше 27 лет с расчетом предполагаемой помощи при выходе на пенсию.
Лица, которым положена помощь раньше наступления пенсионного возраста:
- Люди с 45-летним официальным стажем работы. В реальности их в ФРГ очень немного.
- Немки до 1952 года рождения, которые выполнили ряд условий, предусмотренных государством, выходят на пенсию в 60 лет.
- Инвалиды и нетрудоспособные лица.
Из чего складывается немецкая пенсия
Формула расчета выглядит следующим образом: EP x ZF x RAF x AR = ежемесячная брутто-пенсия.
EP: Это самое важное значение. Год за годом ваш заработок сравнивается со средним заработком всех застрахованных лиц в стране. Если он точно соответствует среднему заработку в этом году, то он стоит 1 балл заработка. Так и получается ваш личный коэффициент. (Entgeltpunkte)
ZF: Возрастной фактор. Это означает, что при расчете пенсии учитываются добавки и вычеты по возрасту. Вычет назначается, если вы рано выходите на пенсию, а добавки — если, например, вы изначально отказываетесь от пенсии после достижения фиксированного пенсионного возраста. В случае, если нет никаких добавок и вычетов, это значение равно 1,0. (Zugangsfaktor)
RAF: (Rentenartfaktor) Здесь все зависит от типа вашей пенсии:
- пенсия по старости, пенсия в связи с потерей трудоспособности и пенсия на время воспитания ребенка имеют коэффициент 1,0
- пенсии за частичное снижение трудоспособности — 0,5
- пенсия сиротам — 0,2
- пенсия лицам, потерявшим одного родителя — 0,1
- пенсии вдовам и вдовцам — 0,55 или 0,6.
Недостатки немецкой пенсионной системы
- Размер пенсии может уменьшиться, если соотношение между плательщиками и пенсионерами неблагоприятное. Точнее, если число пенсионеров увеличивается, а число плательщиков уменьшается.
- Внесенные пенсионные взносы не инвестируются от имени самих вкладчиков и поэтому не приносят инвестиционного дохода.
- Некоторые группы людей исключены из обязательной системы пенсионного страхования или не обязаны вносить взносы. Например, государственные служащие или самозанятые. В этом пункте немецкая пенсионная система отличается от других немецкоговорящих стран. Например, в Австрии пенсии выше, поскольку самозанятые также обязаны вносить взносы, при этом действует принцип распределения.
Возраст выхода на пенсию в Германии
На сегодняшний день 21% населения страны составляют люди старше 65 лет, и их количество к 2050 году составит уже 32%.
В связи с дефицитом рождаемости и старением населения пенсионный возраст приходится повышать.
Этот процесс сейчас происходит по всей Европе в связи с аналогичными причинами. Сейчас в Германии как мужчины, так и женщины уходят на пенсию с 65 лет и 7 месяцев.
Важно!
К 2029 году в Германии произойдет плавное повышение возраста, в котором граждане будут выходить на пенсию, до 67 лет.
Пенсионный возраст рассчитывается, исходя из года рождения по определенному алгоритму. Родившиеся до 1947 года выходят на пенсию в 65 лет ровно, для родившихся с 1947 по 1958 годы прибавляется по 1 месяцу за каждый год к 65 годам, для рожденных с 1959 по 1963 годы прибавляется уже по 2 месяца за каждый год и уже к 66 годам. Таким образом, те, кто родился после 1963 года, смогут выйти на пенсию только в 67 лет.
Однако выйти на пенсию можно и досрочно. С 2014 года можно по достижении 63 лет подавать заявку на досрочный выход на пенсию. Для этого необходимо выполнить одно из двух условий:
- иметь стаж не менее 45 лет;
- согласиться на снижение размера пенсии.
Несмотря на то, что денег будет меньше, многие люди охотно выходят на пенсию раньше. На сегодня заявку на досрочную пенсию подали уже более 1 миллиона человек, и из-за этого казна ежемесячно недополучает порядка 1,3 миллиарда евро.
В качестве компенсации экономисты предлагают дальнейшее увеличение пенсионного возраста до 70 лет.
Виды пенсионных выплат
В ФРГ несколько видов пенсий:
- Выплаты по возрасту.
- Пенсия, получаемая с 63-65 лет (сроки выхода на пенсию зависит от года рождения) лицами свыше 45 лет отчисляющими взносы в социальный страховой фонд.
- Пенсия повышенная начисляется тем, кто по причине заболевания или травмы стали полностью или частично нетрудоспособными.
- Пенсия для женщин, родившихся до 1952 года и вышедших на пенсию в шестьдесят лет при соблюдении прописанных в законодательстве требований.
- Пенсия, шахтеров работающих под землей предоставляется в шестьдесят лет, при этом пенсия представителей этой профессии редко бывает ниже 1200 €.
- Пенсия для сирот и супругов умершего участника системы социального страхования.
- Доплаты пенсионерам с размеров пенсий ниже прожиточного минимума.
Основная цель исследования – изучение восприимчивости пенсионной системы Германии к социально экономическим и демографическим изменениям в стране, в том числе вызванные старением населения. В центре внимания исследования – структура, параметры и основные характеристики пенсионной системы Германии.
Информационно-методологическую основу исследования, направленного на достижение поставленной цели, составили поиск, осмысление и систематизация разносторонней информации о пенсионной системе Германии.
Информационной основой исследования послужили материалы и публикации, обосновывающие необходимость реформирования пенсионной системы Германии в связи с насущными общественными потребностями, обширные статистические данные, характеризующие состояние пенсионной системы и позволяющие своевременно выявлять направления ее дальнейшего развития.
Авторы выявили, что осуществляется гибкое, мягкое, эволюционное реформирование пенсионной системы Германии.
Значимыми стали параметрические реформы, обеспечивающие тонкую настройку пенсионной системы в условиях складывающихся социально-экономических реалий старения населения и изменений структуры занятости. С учетом долгосрочных трендов и тенденций принятие политических решений ответственными лицами, подготовка, тщательное обоснование и широкое публичное обсуждение намечаемых изменений пенсионной системы начинается в Германии задолго до их реализации.
Применяемая методика исследования, основанная на концептуальном осмыслении и упорядочении изученных материалов, позволяет выявить долгосрочные социально-экономические и демографические тенденции, подтверждаемые соответствующими статистическими данными, сформулировать и обосновать настоятельную необходимость подготовки и проведения назревшей пенсионной реформы.
Изученные и осмысленные материалы систематизированы и последовательно и изложены.
Детально представлен и проанализирован механизм измерения уровня страховых пенсий (коэффициент замещения) по завершении трудовой деятельности на основе нетто-заработной платы, индексации пенсий с учетом регулярно законодательно пересматриваемого минимального размера заработной платы.
Дан анализ и оценка важности учета индивидуальных условий выхода на пенсию, в том числе до достижения официально установленного пенсионного возраста, законодательно предоставляемым разнообразным возможностям, стимулирующим продолжение трудовой деятельности, сохранение возможности получать пенсию после выхода на пенсию в случае продолжения трудовой деятельности, учета личных и семейных обстоятельств, прежде всего, состояние здоровья.
Анализ особенностей пенсионной системы Германии, учитывающих демографические факторы старения населения, возможности создания условий для поддержания активного долголетия старшего поколения, позволяет ученым и специалистам, интересующимся пенсионной тематикой, объективно оценить состояние и выявить недостатки российской пенсионной системы.
Результаты исследования могут быть полезны научным организациям и государственным органам при разработке и реализации системных преобразований в пенсионной системе России.
Обязательное пенсионное страхование (ОПС) образует основное, ведущее, солидарное звено пенсионной системы Германии. Второй и третьей компонентами пенсионной системы, являются, соответственно, профессиональная компонента 1 (формируемая за счет средств юридических лиц) и частная (пополняемая за счет добровольных взносов). В Германии высок уровень доверия к проводимым пенсионным преобразованиям, поскольку всегда можно получить четкую, исчерпывающую консультацию. ОПС является самоуправляемой корпорацией публичного права с минимальным вмешательством государства. Профсоюзы и работодатели несут ответственность за развитие пенсионной системы.
Наряду с периодически проводимыми обоснованными и сбалансированными крупномасштабными пенсионными реформами осуществляется тонкая параметрическая настройка пенсионной системы.
Актуарные расчеты, осуществляемые в Германии на базе обширной, прежде всего, внутренней пенсионной статистики и учитывающие ожидаемые социально-экономические, в том числе, демографические, изменения в стране, позволяют получить прогнозы о состоянии солидарной составляющей пенсионной системы через 50-60 лет. Эти расчеты служат основой для разработки предложений по реформированию пенсионной системы, как правило, на период не менее 30 лет. Особенностью параметрических пенсионных реформ является применение математических моделей (пенсионных формул) при эволюционной настройке пенсионной системы.
Одной из насущных проблем, решаемых эволюционными преобразованиями пенсионной системы, является создание условий для материального обеспечения достойного уровня и качества жизни пенсионеров, сохранения активного долголетия и продолжения трудовой деятельности после достижения пенсионного возраста.
Для Германии характерен фактически непрерывный процесс пенсионных реформ, в котором в качестве наиболее значимых можно выделить реформы, проведенные в 1992, 2001 и 2005 гг. Основные новшества, введенные реформой 1992 г., заключались в установлении размера пенсий в ОПС в зависимости от нетто, а не брутто заработной платы, что позволяет корректно исчислять коэффициент замещения как основного показателя соответствия страховой пенсии страхуемой заработной плате.
В мае 2001 г. был принят Закон ФРГ «О реструктуризации пенсий» и началась долгосрочная реформа, предложенная федеральным министром труда и социальных дел правительства Германии Вальтером Ристером. Реформа была направлена на восполнение недостатка средств в ОПС в будущем за счет добровольных отчислений лиц, застрахованных в ОПС на специальный (индивидуальный) накопительный пенсионный счет.
Государство никого не обязывает открывать такие счета, но законодательно установленные налоговые и иные льготы и сложившееся доверие к пенсионной системе заинтересовали очень многих. Нет в Германии и специальных пенсионных фондов, работающих с пенсионными накоплениями, поскольку их создание привело бы к высоким накладным расходам. Формированием и администрированием пенсионных накопительных счетов занимаются страховые компании, многопрофильность страхования которых позволяет минимизировать неизбежные издержки. К данным страховым компаниям предъявляются особо жесткие требования по сертификации, поскольку им разрешено инвестировать пенсионные накопления.
Председатель правительственной комиссии по социальным реформам Берт Рюруп продолжил реформы В. Ристера, предложив повысить размер налоговых вычетов. Это было сделано для того, чтобы привлечь в систему пенсионных накоплений лиц с высокими доходами. Кроме того, Б. Рюруп предложил к 2031 г. мягко – на 2 года за 18 лет – повысить пенсионный возраст с 65 до 67 лет.
Фундаментальной можно считать пенсионную реформу, начатую 1 октября 2005 г. после принятия закона «О реорганизации системы обязательного пенсионного страхования». Ее цель – снижение издержек и повышение качества работы, совершенствование координации и самоуправления ОПС, в том числе за счет унификации сети информационных и консультативных центров пенсионной системы.
В зависимости от жизненной ситуации, возраста, пола и других условий, могут выплачиваться разные виды пенсии:
- Пенсия по возрасту(Altersrente).
- Пенсия с 63/65 лет в зависимости от года рождения для лиц, работающих длительное время (45 лет участия в ОПС).
- Повышенная пенсия для лиц, которые в связи с заболеванием или несчастным случаем больше не могут работать или могут работать только ограниченно (Erwerbsminderungsrente).
- Пенсия для женщин с 60 лет, рожденных до 1952 г. и соответствующих некоторым другим требованиям (Altersrente für Frauen).
- Пенсия для шахтеров, работающих постоянно под землей, с 60 лет.
- Пенсия вдове или вдовцу, сироте умершего (Hinterbliebenenrente).
- Пособие в связи в с низкой страховой пенсией (Grundsicherung).
Как наполняется пенсионная копилка
Платят в пенсионный фонд все работающие. Отчисления делаются не со всей зарплаты, а с суммы до определенного законом предела. Все, что выше этого предела, налогообложению не подлежит. Для западных земель сегодня эта сумма составляет 5600 евро, для новых земель — 4900 евро. Правительство, однако, постоянно поднимает планку, вызывая ворчание среднего класса. Конечно, в формировании пенсионного фонда участвуют не только работающие немцы. Собственно, половину отчислений делает работодатель. Не обходится и без прямых бюджетных дотаций — на это идет часть налогов, к примеру, «экологического» налога на топливо. Государственная дотационная часть пенсионного фонда на 2021 год примерно равна отчислениям работающих.
Брак с немцем — заветная мечта многих русских девушек. Воображение рисует уютный домик на чистой тихой улочке, дорогую машину, высокий социальный статус, стабильность и надежность. Такова ли действительность на самом деле? Так ли идеален брак с иностранцем?