Служба в органах внутренних дел: прием и прохождение

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Служба в органах внутренних дел: прием и прохождение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


На различных исторических этапах развития России государственная служба определялась по-разному. Так, до 1917 года к государственной службе относилась служба, осуществляемая чиновниками по управлению государственными делами. Она понималась как «постоянная должность по достижению определенных целей государства, для чего лица, занимающие государственные должности, наделялись необходимыми полномочиями.

Понятие и сущность государственной службы в органах внутренних дел и ее место в системе государственной службы РФ

Особенностью государственной службы советского периода было то, что к ней многие ученые относили «деятельность не только в органах управления, но и в иных государственных и общественных организациях (врачи, учителя)».

Действующая система государственной службы сложилась только в начале 90-х годов ХХ века.

На сегодняшний день понятие «государственная служба» в юридической литературе толкуется по-разному: как социально-правовой институт; система органов государства; вид деятельности человека.

Текст 3 страницы из документа «31122»

— разработка механизмов повышения престижности государ­ственной службы в органах внутренних дел;

— разработка методик по адаптации сотрудников органов
внутренних дел в экстремальных условиях работы.

Широкий смысл к определению задач государственной служ­бы в органах внутренних дел Российской Федерации тесно увязы­вается с задачами государственной политики Российской Федера­ции, которую необходимо оценить как более научно-теоретическую категорию:

  • признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и
    гражданина и человека;

  • обеспечение государственного суверенитета, конституцион­ного строя, ценности и неприкосновенности территории;

— осуществление государственно-служебных отношений на
основе единства темы государственной власти, разграничении
предметов ведения и полномочий между органами государственной
власти Российской Федерации и органами государственной власти
субъектов Российской Федерации, равноправия и самоопределения
народов в Российской Федерации;

  • создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека в социальном государстве, где гаранти­руются единство экономического пространства, свободное переме­щение товаров, услуг и финансовых средств, свобода экономиче­ской деятельности, признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности;

  • выполнение государственно-служебных отношений в условиях идеологического многообразия, когда никакая идеология, религия не может устанавливаться в качестве государственной или обяза­тельной, где общественные объединения равны перед законом;

  • постоянное совершенствование деятельности государственных служащих на основе мощной правовой базы, состоящей из об­щепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров Российской Федерации, федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации и местного самоуправления научной организации труда и вне­дрения прогрессивных методов решения управленческих задач; применения электронно-вычислительных средств;

  • создания модели непрерывного повышения профессиональ­ного уровня государственных служащих.

Органы внутренних дел Российской Федерации участвуют в обеспечении режима ЧС и военного положения при их введении на территории страны либо в отдельных ее регионах. Структуры обеспечивают проведение мероприятий в рамках военного времени и единой госсистемы ликвидации и предупреждения чрезвычайных ситуаций. ОВД организуют и проводят мобилизационную подготовку в системе МВД, контролируют и координируют работу ФМС в данной сфере. Органы внутренних дел обеспечивают выполнение мероприятий ГО, способствуют повышению стабильности функционирования внутренних войск в военное время и при возникновении ЧС в мирных условиях.

Структуры участвуют в территориальной обороне, в совместных действиях с ВС, прочими формированиями. Органы внутренних дел организуют специальные воинские перевозки в границах страны в интересах ОВД и ВС в соответствии с межведомственными соглашениями и правительственными постановлениями и в интересах соответствующих институтов исполнительной власти. По решению президента ОВД обеспечивают участие своих сотрудников, солдат внутренних войск и госслужащих в мероприятиях по восстановлению либо поддержанию международной безопасности и мира.

Возможности прекращения контракта при обоюдном согласии

Расторгнуть договор по собственной инициативе сотрудник ОВД вправе по окончанию контракта, предварительно (за месяц) подав рапорт. Если служащий передумал, рапорт в течение этого месяца возможно забрать. Это никак не отразится на дальнейшей службе.

Увольнение со службы до окончания срока предупреждения возможно, если руководство не против и выполнены все обязательства со стороны сотрудника.

При расторжении срочного контракта по желанию служащего он обязан возместить расходы на обучение, кроме следующих случаев:

  • если член семьи сотрудника МВД не может проживать в местности прохождения срочной службы по состоянию здоровья, а возможности для перевода в другую местность нет;
  • если близкий член семьи нуждается в постоянном уходе по медицинским показателям, по пенсионному возрасту, по инвалидности 1 и 2 группы;
  • родитель-одиночка, нуждающийся в уходе за ребенком;
  • негодность по болезни, основанная на заключении военно-врачебной комиссии.

Правовой статус должностей

В соответствии с ним формируются ключевые обязательные требования к кандидату. С момента замещения соответствующей должности субъект становится сотрудником ОВД. Служащий органа ВД является гражданином страны, имеющим свободы, права и обязанности, установленные для всех Конституцией и прочими нормативными актами. Вместе с этим, с момента замещения должности он получает соответствующий статус.

Читайте также:  ​Пособие по инвалидности в 2023 году

Это обеспечивает его участие в государственно-служебных отношениях. Занимая определенную должность, лицо наделяется специальными обязанностями и правами, за реализацию которых он несет ответственность. Осуществляя свои полномочия, сотрудник ОВД использует юридические возможности в соответствии со своей компетенцией, согласно закону, присяге и контракту. При исполнении своих обязанностей субъект находится под государственной защитой по ФЗ № 45. Никто, за исключением должностных органов и лиц, прямым образом уполномоченных на это, не может вмешиваться в деятельность сотрудника ОВД.

Принципы госслужбы в органах внутренних дел

Регулируется отдельным законодательным актом – Законом № 53-ФЗ. Лица, проходящие такую службу, не могут иметь гражданства или подданства другой страны. Может вестись по призыву или в добровольном порядке. Для иностранных граждан предусмотрено прохождение службы только в рядах ВС РФ и в воинских формированиях. В иных подразделениях служить не могут.

Граждане других стран, прежде чем поступить в ряды ВС РФ, должны в обязательном порядке пройти дактилоскопию. Это необходимо для формирования личного дела и ведения воинского учёта.

Это служба по исполнению полномочий государства в целом. То есть, лицу, наделённому такими обязанностями, придётся их выполнять на территории всей страны, от имени своей страны и ради своей страны. Например, Президент – это государственная должность федерального уровня.

Также к такому подвиду относятся учреждения, исполняющие свои функции в рамках государства. Например, государственная служба кадастра. Она уполномочена проводить работы по кадастровому мониторингу на территории всей страны. Также – ПФР, Министерство образования и прочее.

Правоохранительная система РФ состоит из множества учреждений и организаций, в которых работают люди. Они исполняют свои обязанности по осуществлению порядка в стране, безопасности и законности. Эти люди ведут борьбу с преступностью, защищают права всех граждан РФ.

За успешное исполнение этих обязанностей, служащие награждаются классными чинами и спецзваниями. К данному подвиду относятся:

  • система прокуратуры всех уровней;
  • МВД;
  • система юстиции;
  • система правопорядка;
  • система органов, следящих за оборотом наркотиков и прочих запрещённых средств;
  • служба миграции.

Все данные учреждения работают в рамках страны и её субъектов, исполняют одинаковые функции. Деятельность каждого органа регулируется отдельным законодательным актом. Общее понятие обозначено в ст. 7 Закона № 58-ФЗ.

Как любая иная система, государственная служба работает по своим принципам. К ним относятся:

  • федерализм. Он основывается на соблюдении единой конституционной системы, делегирования полномочий по уровням и ветвям власти. Он обеспечивает единство и равенство функционала между уровнями;
  • законность – все уровни власти действуют в рамках принятых законодательных норм;
  • равенство доступа. Каждый гражданин РФ может стать государственным служащим, может прийти работать в эту систему;
  • первостепенность. Права и интересы граждан нашей страны являются первостепенными, их необходимо соблюдать и защищать, они признаются в обязательном порядке всеми уровнями власти;
  • взаимосвязь и взаимозависимость. Государственная и муниципальная службы должны работать вместе;
  • единство правовых систем, которые стоят у истоков госслужбы. Они законодательно закрепляют единый подход к построению функционала;
  • открытость и доступность. Со стороны общества ведётся контроль, который должен быть виден. То есть, гражданам необходимо предоставлять объективные сведения о том, как работают госорганы в их регионе, субъекте, стране;
  • компетентность. Каждый служащий системы должен быть профессионалом в своём деле;
  • невмешательство. Без веских на то оснований, государственные органы и учреждения, должностные лица, руководители предприятий и простые граждане не могут вмешиваться в деятельность госслужащих, диктовать им нормы.

Обратите внимание! Некоторые из приведённых принципов можно разделить ещё раз. Например, принцип компетентности включает в себя принцип постоянства кадров.

Положение о службе в органах внутренних дел определяет ключевые направления их работы. Одним из них выступает борьба с преступностью. В рамках противодействия незаконным посягательствам органы внутренних дел осуществляют:

  1. Дознание, предварительное следствие по уголовным преступлениям, отнесенным к их компетенции.
  2. Организацию и непосредственное проведение оперативно-розыскной работы и экспертно-криминалистических мероприятий.
  3. Выявление, предотвращение, пресечение, расследование и раскрытие преступлений, отнесенных к тяжким и особо тяжким, совершенных криминальными сообществами, организованными группами, отличающиеся межрегиональным или транснациональным характером или вызывающие широкий общественный резонанс.
  4. Обеспечение государственной защиты свидетелей, потерпевших и прочих участников судопроизводства по уголовным делам, судей, следователей, прокуроров, должностных лиц контролирующих и правоохранительных структур, прочих субъектов, защищаемых законом.
  5. Выявление, пресечение, предотвращение, расследование и раскрытие, проведение ревизий и проверок финансово-хозяйственных операций на предприятиях, организациях, в учреждениях вне зависимости от их форм собственности.
  6. Принятие мер, направленных на борьбу с экстремизмом.

Чем отличается милиция от полиции: особенности и отличия

Во время Великой французской революции после ликвидации в столице префектуры полиции добровольцы национальной гвардии стали заниматься обеспечением безопасности граждан и наведением порядка на улицах города.

Понятие «полиция» появилось в Европе в средние века. К началу XIX века с ним связывали обязанности монархов по обеспечению порядка в обществе, соблюдению уголовных законов.

Полиция в современном понимании была создана в Англии и обеспечивала выполнение своих функций в Лондоне и других городах.

Само это слово в переводе означает государство-город. Это система органов и служб государства, призванных обеспечить в нем общественный порядок.

Читайте также:  Как добиться отмены решения: пишем жалобу правильно

Основные права полицейского

Жителей нашей страны интересует вопрос о том, обязан ли сотрудник полиции знать свои права. Каждый сотрудник МВД, находясь при исполнении, обладает определенными юридическими возможностями. В зависимости от занимаемой должности, сотрудник силового ведомства имеет право:

  1. Ознакомляться с правовыми актами, регулирующими права и обязанности полицейского.
  2. На достойные условия труда, которые позволили бы ему выполнять свои обязанности по службе.
  3. Получать зарплату дважды в месяц в размере, который указан в служебном контракте.
  4. Отдыхать в отпуске и на выходных согласно Трудовому кодексу РФ.
  5. Получить свободный доступ в государственные организации для выполнения своих служебных обязанностей.
  6. На защиту своих персональных данных.
  7. Получить профессиональную подготовку, ездить на стажировку, повышать свою квалификацию.
  8. Получать все необходимые сведения, в том числе относящиеся к государственной тайне.
  9. Ознакомиться с материалами своего личного дела и приобщенными к нему документами.
  10. На судебную защиту.

Как и гражданские лица, проживающие на территории РФ, полицейские имеют право на пенсионное обеспечение, а также на страхование жизни и здоровья.

Какие были внесены изменения?

Каждый из принятых на территории современной Российской Федерации нормативных актов регулярно проходит процедуру обновления. Поправки вносятся для актуализации действующих Федеральных законов в интенсивно меняющихся условиях современной социально-политической обстановки.

Последние существенные изменения в Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 342 внесены 2 апреля 2017 года. В качестве изменяющего документа выступил Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции».

На основании регламента статьи 8 представленного выше нормативного акта, в ФЗ-342 вносятся следующие изменения:

  • Часть 1 статьи 11 дополняется пунктом 23, гласящим, что сотрудник органа внутренних дел помимо всего прочего уполномочен на руководство в организациях, относящихся к служебно-прикладным видам спорта. Данная деятельность осуществляется безвозмездно;
  • Существенные поправки в пункт 9 части 1 статьи 18. Согласно внесённым изменениям, в числе прочих документов для поступление на службу в органы внутренних дел, гражданин обязан предоставить исчерпывающую информацию о своих доходах.

Правовой статус должностей

В соответствии с ним формируются ключевые обязательные требования к кандидату. С момента замещения соответствующей должности субъект становится сотрудником ОВД. Служащий органа ВД является гражданином страны, имеющим свободы, права и обязанности, установленные для всех Конституцией и прочими нормативными актами. Вместе с этим, с момента замещения должности он получает соответствующий статус.

Это обеспечивает его участие в государственно-служебных отношениях. Занимая определенную должность, лицо наделяется специальными обязанностями и правами, за реализацию которых он несет ответственность. Осуществляя свои полномочия, сотрудник ОВД использует юридические возможности в соответствии со своей компетенцией, согласно закону, присяге и контракту. При исполнении своих обязанностей субъект находится под государственной защитой по ФЗ № 45. Никто, за исключением должностных органов и лиц, прямым образом уполномоченных на это, не может вмешиваться в деятельность сотрудника ОВД.

Особое внимание необходимо уделить такой составляющей МВД и его территориальных органов как следственные органы. Органы следствия обладают определенной автономией со своей структурой, подчиненной высшему и территориальному руководству ОВД.

Структуру органов следствия возглавляет Следственный Департамент МВД, который, в том числе, осуществляет контролирующую функцию за соблюдением следователями и подчиненными элементами структуры законодательных норм относительно уголовного судопроизводства.

Фундаментом построения структуры следственных органов являются следующие принципы:

Главой (начальником) Следственного департамента МВД является заместитель Министра внутренних дел, принимаемый на должность и освобождаемый с нее решением Президента России. Такая процедурная особенность служит некой дополнительной гарантией процессуальной автономности следственных органов в производстве уголовных дел, поскольку освобождает следователя от влияния иных служб, в частности, оперативных.

Основными задачами, стоящими перед Следственным департаментом, являются:

Помимо непосредственно Следственного департамента функционируют также разного рода территориальные и линейные следственные представительства. К таковым относятся следственные подразделения, входящие в состав:

Возможности прекращения контракта при обоюдном согласии

Расторгнуть договор по собственной инициативе сотрудник ОВД вправе по окончанию контракта, предварительно (за месяц) подав рапорт. Если служащий передумал, рапорт в течение этого месяца возможно забрать. Это никак не отразится на дальнейшей службе.

Увольнение со службы до окончания срока предупреждения возможно, если руководство не против и выполнены все обязательства со стороны сотрудника.

При расторжении срочного контракта по желанию служащего он обязан возместить расходы на обучение, кроме следующих случаев:

  • если член семьи сотрудника МВД не может проживать в местности прохождения срочной службы по состоянию здоровья, а возможности для перевода в другую местность нет;
  • если близкий член семьи нуждается в постоянном уходе по медицинским показателям, по пенсионному возрасту, по инвалидности 1 и 2 группы;
  • родитель-одиночка, нуждающийся в уходе за ребенком;
  • негодность по болезни, основанная на заключении военно-врачебной комиссии.

Что делает мвд россии

2. Основными задачами МВД России являются:

1) выработка и реализация государственной политики в сфере внутренних дел;

2) нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел;

3) обеспечение федерального государственного контроля (надзора) в сфере внутренних дел;

4) обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности, предоставление государственных услуг в сфере внутренних дел;

Читайте также:  можно ли вернуть 13 процентов с ремонта квартиры вторички по чекам

6) обеспечение социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, членов их семей, а также иных лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России.

3. МВД России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент Российской Федерации.

5. МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел.

6. МВД России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

7. Деятельность МВД России является открытой для общества и публичной в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации.

8. При МВД России действует общественный совет, который формируется в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.

9. МВД России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом органов внутренних дел.

Официальной датой создания МВД РФ считается 16 мая 1992 года. Но на самом деле история российского министерства внутренних дел началась куда раньше.

В 1731 году была учреждена Тайная канцелярия, которая занималась расследованием преступлений на территории всей страны. В основном она расследовала дела, связанные с политикой.

В 1733 году полиция появилась в 23 крупнейших городах государства. В 1774 году для выполнения полицейских функций в деревнях были введены должности десятских и сотских. Инструкции для них писала лично Екатерина II. В 1775 году в губерниях появился новый орган надзора – земский суд. В 1784 году было разработано специальное уложение, определявшее работу полицейское аппарата на местах.

В 1801 году император Александр I в день своей инаугурации подписал указ о запрете пыток во время следствия.

Изначально планировалось, что новое ведомство не будет заниматься охранительными функциями, однако после присоединения к нему полиции в 1819 году этот подход изменился. Одновременно из МВД были выведены департамент торговли и почтовое ведомство.

В 1880 году к МВД был присоединен корпус жандармов и министр стал его руководителем. В 1895 году исправительные учреждения были переданы из МВД в управление министерства юстиции. В 1898 году при МВД был образован Особый отдел, которому была поручена работа с агентурой, проверкой писем, изъятие антиправительственной литературы.

Так менялась форма советских милиционеров.

После февральской революции 1917 года МВД фактически перестало существовать, как единая структура. Для поддержания правопорядка в крупных городах была создана милиция, в состав которой в основном набирали рабочих. Была объявлена масштабная амнистия и десятки тысяч уголовников оказались на свободе.

Уже в ноябре новая власть сформировала новое ведомство – НКВД, главной задачей которого стала борьба с преступностью и охрана общественного порядка. Кроме того, предполагалось, что наркомат будет контролировать работу местных советов, подбирать в них кадры, заниматься «коммунальными» вопросами: выделять жилье, проверять прописку, выдавать паспорта.

После отмены НЭПа сотрудники НКВД вплотную занялись экономическими преступлениями. Они ловили валютчиков, спекулянтов, мошенников, взяточников.

В 1934 году было учреждено НКВД СССР. Это ведомство выполняло множество функций. Кроме милиции, в ее состав входило управление госбезопасности, пожарная охрана, внутренние войска, пограничная служба и управление пенитенциарных учреждений.

В 1940 году было решено выделить госбезопасность в отдельную структуру и в целом реорганизовать ведомство, но война помешала этим планам. В 1946 году наркомат переименовали в министерство.

В 2001 году из структуры МВД в МЧС была передана противопожарная служба, в начале 2002 года – образована миграционная служба, которая позже вошла в состав данного ведомства.

Начиная с 2004 года численность сотрудников МВД постоянно уменьшалась. К 2012 году она достигла 1,1 млн человек, в настоящее время в ведомстве работает менее 900 тыс. сотрудников.

Возможности прекращения контракта при обоюдном согласии

Расторгнуть договор по собственной инициативе сотрудник ОВД вправе по окончанию контракта, предварительно (за месяц) подав рапорт. Если служащий передумал, рапорт в течение этого месяца возможно забрать. Это никак не отразится на дальнейшей службе.

Увольнение со службы до окончания срока предупреждения возможно, если руководство не против и выполнены все обязательства со стороны сотрудника.

При расторжении срочного контракта по желанию служащего он обязан возместить расходы на обучение, кроме следующих случаев:

  • если член семьи сотрудника МВД не может проживать в местности прохождения срочной службы по состоянию здоровья, а возможности для перевода в другую местность нет;
  • если близкий член семьи нуждается в постоянном уходе по медицинским показателям, по пенсионному возрасту, по инвалидности 1 и 2 группы;
  • родитель-одиночка, нуждающийся в уходе за ребенком;
  • негодность по болезни, основанная на заключении военно-врачебной комиссии.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *