Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать при ДТП и как оформить Европротокол?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Во-первых, нужно понимать: чтобы потерпевший получил свое возмещение, от второго участника аварии не требуется признания вины. Пострадавший в ДТП, в соответствии со статьей 14.1 Закона «Об ОСАГО», заполнив европротокол, пишет заявление не о страховом возмещении, а о прямом возмещении убытков, и направляет его вместе с извещением не страховщику виновника, а собственному в течение пяти рабочих дней.
Порядок и условия оформления
Выплаты по европотоколу при ДТП осуществляются только в том случае, если все бумаги заполнены правильно. Данный документ регулируется рядом правовых актов, в число которых входит пункт 1 статьи 11 ФЗ РФ «Об ОСАГО», регламентирующий следующие нормы:
- ущерб нанесен исключительно транспортным средствам. Если же во время ДТП были пострадавшие или отмечена порча иного имущества (гаджетов, багажа, оборудования), то в этом случае оформить европотокол самостоятельно нельзя;
- отсутствуют пострадавшие. Никому не требуется медицинская помощь;
- выплата осуществляется, если пострадало 2 ТС (не больше и не меньше), включая прицепы (если такие имелись);
- у участников нет никаких разногласий в случившемся (виновник ДТП определен и согласен с этим );
- у обоих водителей имеются действующие полисы ОСАГО.
Подробная инструкция по заполнению европротокола
Как уже говорилось выше, – от правильности заполнения европротокола зависит тот факт, будет ли вам возмещен ущерб или нет. Поэтому представим вам подробную инструкцию, как это сделать.
Но прежде, хотим уточнить – оттиск на копии документ должен быть отчетливым и разборчивым, поэтому рекомендуется подкладывать под бланк что-то твердое (папку, дощечку и прочее). Что касается цвета чернил ручки, то он может быть любым. Единственное – нельзя заполнять европротокол карандашом.
Относительно заполнения лицевой стороны, то здесь все довольно просто. Сложности могут возникнуть с составлением схемы ДТП. Но этот вопрос мы рассмотрим ниже более подробно. А пока разберемся в порядке заполнения основных граф извещения:
- В пункте 1 указывается полный адрес ДТП или ближайшего здания от места происшествия. Если же авария случилась на трассе, то рекомендуется определить в навигаторе или смартфоне какие-либо точные координаты (название автодороги, порядковый номер километра и прочее).
- Во втором пункте документа указывается дата происшествия. Здесь важно в каждую клетку вписывать по одной цифре и знаку препинания (обычно ставятся точки).
- В пункте 3 указывается точное число автомобилей, пострадавших в ДТП. Мы об этом уже упоминали. Все дело в том, что указывать необходимо именно 2 ТС. Если в аварии пострадало больше или меньше, то данный документ не оформляется. В таком случае вызываются сотрудники ГИБДД и процедура проходит по классическому сценарию.
- В четвертом пункте указывается, что пострадавших людей нет. Если это не так, то, как и в предыдущем случае, европротокол не оформляется.
- Дальше вы указываете факт того, проводилось ли освидетельствование водителей.
- В шестом пункте, как и в четвертом, вы указываете, что ущерб прочему имуществу не нанесен (речь идет о багаже, дополнительном оборудовании, гаджетах и других предметах).
- В следующей графе прописываются данные о свидетелях. Необходимо написать их фамилию, имя и отчество. Желательно указать их контактные данные (номера телефонов), адрес проживания. Будет идеально, если удастся узнать и паспортные данные.
- В данном пункте указывается информация о необходимости оформления ДТП сотрудниками полиции. Вы выбираете вариант «нет».
После того, как общая часть заполнена полностью, каждый участник ДТП приступает к заполнению индивидуальных данных. Эта информация отображается в 9-16 пунктах. Здесь:
- марка и модель автомобиля. Все прописывается точно так же, как и в свидетельстве о регистрации транспортного средства;
- в пункте 10 прописывается фамилия, имя, отчество и адрес собственника машины;
- в одиннадцатом пункте указывается фамилия, имя, отчество, данные водительского удостоверения и паспорта лица, находящегося за рулем во время происшествия (эта информация вносится и в том случае, если данные полностью совпадают с теми, что были отражены в предыдущей графе);
- полное название организации, выдавшей страховой полис;
- в пункте 13 указываются повреждения. Но только не все. Здесь необходимо поставить стрелку в место самого первого удара. Это делается и в том случае, если автомобиль влетел в стену, забор или улетел в кювет, получив довольно большие повреждения. Первое соприкосновение – вот, что здесь отображается;
- а вот в этой графе перечисляются все повреждения, нанесенные авто;
- пятнадцатый пункт предназначается для информации о скрытых повреждениях (то есть тех, которые не видны, но возможны);
- в пункте 16 прорисовывается схема аварии (о ней чуть позже).
Ситуации, когда возможно оформление
В зависимости от обстоятельств аварии составление схемы допускается:
ситуация | кто составляет | обязательна/необязательна |
Оформление европротокола без вызова сотрудников ГИБДД | Участники ДТП | Обязательна |
ДТП не подпадает под оформление европротоколом и отсутствует схема от работника ДПС | схему ДТП самостоятельно составляют участники | Рекомендовано |
ДТП не подпадает под оформление европротоколом и схему составил работник ГАИ | Участники ДТП могут составить дополнительную схему | По усмотрению |
Европротокол при бесконтактных ДТП: возможно ли
Бесконтактная аварийная ситуация подразумевает отсутствие непосредственного соприкосновения двух транспортных средств. Если уточнить, то ДТП с такой характеристикой представляет собой ситуацию, когда один из водителей нарушил правила дорожного движения, в результате чего второй одного из водителей на маневр чтобы избежать столкновения, но в итоге получил повреждения автомобиля.
В российской практике составление европротокола не используется при бесконтактном ДТП. Это обусловлено необходимостью проведения специальных экспертиз для выявления степени виновности водителя. Очевидно, что сами участники не обладают достаточными полномочиями – трасологическая процедура происходит лишь с учетом схемы, которая составляется инспекторами.
Это же обоснование может быть применено в случаях, когда автомобили незначительно соприкоснулись, что вынудило одного из водителей на маневр, повлекший другие повреждения. В ситуациях такого рода также необходимо привлечение сотрудника полиции для разрешения проблемных вопросов.
Требования по составлению
При составлении схемы ДТП в 2023 году необходимо придерживаться установленных требований:
- Заполнять Европротокол необходимо исключительно шариковой ручкой черного либо синего цвета.
- Рекомендуется заполнять документ печатными буквами.
- Каждый участник заполняет свою часть самостоятельно.
- Если возникла необходимость внести в схему корректировки, то сначала зачеркивается эта часть схемы (можно той же ручкой), а затем ставится подпись «исправление верно».
- Когда все пункты заполнены, участники изучают документ и после чего подписывают его на обратной стороне. После подписания Европротокола в него уже нельзя внести какие-либо корректировки. Поэтому следует максимально тщательно проверить все данные.
Последствия в случае неправильного составления схемы ДТП
Если при составлении схемы ДТП в 2023 году было нарушено хотя бы одно правило, она признается недействительной. Такой документ не примут ни в автоинспекции, ни в страховой компании, следовательно, пострадавший не сможет получить денежную компенсацию за причиненный ущерб.
Вытекает неприятный вывод: в правильности составления схемы заинтересован в первую очередь тот водитель, который не является виновником аварии. Второй участник происшествия может осознанно искажать сведения или неверно оформлять свою часть документа. Поэтому в случае малейших разногласий рекомендуется приглашать на место аварий сотрудников ГИБДД, либо аварийных комиссаров.
Обратите внимание: автомобиль с прицепом считается за одно транспортное средство.
Что такое типовые схемы и как ими пользоваться
Типовые решения подразделяются на изображения ситуаций при:
- ДТП автомобилей, следующих в одном направлении:
- при объезде или перестроении,
- при одновременном перестроении,
- не соблюдении бокового или заднего интервала,
- поворачивая или разворачиваясь, водитель не занял крайнее положение на проезжей части,
- один совершал поворот с крайней полосы, а второй с трамвайных путей своего направления,
- первый совершал поворот налево, а второй двигался по трамвайной линии своего направления,
- поворот двумя водителями направо с крайней правой стороны и с полосы торможения соответственно,
- авария при завершении обгона,
- автомобилист приступил к обгону следующего впереди ТС, не заметив, что его самого уже обгоняют,
- увеличение скорости, не пропуская вперед обгоняющий автомобиль,
- обгон ТС, которое также приступило к перестроению или иному маневру,
- не пропуск авто, следующего по своей полосе, при выезде со стоянки,
- движущихся в противоположных направлениях:
- выезд на встречку,
- при обгоне, «зацепил» полосу встречного движения,
- спускаясь с горы, не уступил дорогу ТС, двигавшемуся навстречу,
- реверсивное движение,
- движение по полосе с односторонним движением, навстречу потоку,
- при движении, расположенных под различным углом друг к другу:
- проезд на запрещающий сигнал светофора,
- не уступил дорогу авто, завершающему маневр,
- не пропустил ТС, имеющее преимущество в движении на перекрестке неравнозначных дорог,
- выезд с прилегающей территории, со двора,
- при движении задним ходом:
- «сдавал задом»,
- самопроизвольное движение автомобиля при отсутствии его фиксации при помощи ручного тормоза,
- выезд со стоянки задним ходом,
- варианты наезда на ТС, стоящее неподвижно:
- наезд на припаркованное транспортное средство, при выезде или маневре на стояночной площадке,
- при движении по полосе, допустил столкновение с припаркованным авто,
- открытие двери, не убедившись в безопасности этого действия
Где составляют и заполняют?
В соответствии с нормами инструкции на месте аварии сотрудниками ГИБДД составляется протокол об административном правонарушении, где обязательным документом является схема ДТП. Но если повреждения незначительные, а участники сумели прийти к компромиссному решению, можно обойтись без привлечения служебных лиц.
При самостоятельном оформлении необходимо использовать Европротокол, хотя его составление не пользуется популярностью среди автовладельцев из-за отсутствия ключевых знаний относительно самой процедуры.
Зато данный вариант существенно экономит время: каждый водитель принимается заполнять бланк отдельно, не покидая место происшествия. Схема, раскрывающая обстоятельства ДТП, заполняется непосредственно в бланке извещения, состоящем двух десятков граф: в одних стоит от руки вписать информацию, в других – проставить галочки насчёт соответствующих пунктов.
При нехватке места на официальной форме в качестве основы лучше использовать чистый лист бумаги А4 (двойные листки в клеточку не допускаются, несмотря на их удобство в плане масштабирования).
В верхней части стоит разборчиво написать заглавие – «Схема ДТП», ниже – условно воспроизвести детали аварии. Изображение рисуется от руки и исключительно ручкой, иначе страховая компания откажется принимать его.
На дополнительной бумаге необходимо указать к чему она прилагается, кто её заполнял и обязательно подписать. А в самом бланке поставить галочку напротив пункта «с приложением».
Как правильно нарисовать план в Европротоколе самостоятельно?
Типовая схема ДТП должна описывать место аварии, положение автомобилей и других участников после происшествия, препятствия на дороге и многое другое. И хотя стандартных форм для создания схемы как таковых нет, на ней обязательно нужно отразить следующие элементы:
- Нарисовать дорожное полотно. Указывается, был это прямой участок, парковка или же столкновение произошло на перекрестке (в последнем случае также следует указать его тип).
- Показать разметку. За счёт этого шага впоследствии можно доказать или опровергнуть вину одного из участников ДТП. При наличии тротуара или трамвайных путей стоит непременно их внести в рисунок.
- Отобразить направление движения. Следует схематически передать, была дорога однополосной или же нет. Особенно внимательностью следует отнестись к этому пункту, если происшествие произошло на перекрестке: тогда вдобавок указываются все допустимые направления движения.
- Нарисовать положение автомобилей во время происшествия. Самый важный этап при создании визуального описания аварии. Обычно большинство автолюбителей обозначают свое транспортное средство прямоугольником, а место столкновения помечают крестиком.
- Указать траекторию автомобилей. Благодаря этой отметке сотрудники ГИБДД и страховщики смогут грамотно оценить обстоятельства аварийной ситуации и принять правильное решение по данному делу. Поэтому с помощью пунктирной линии стоит чётко описать траекторию движения всех участников ДТП до аварии.
- Сделать привязку к местности. Иногда зарисовывать ДТП начинают не с места аварии и положения машин, а с окружающей территории.
Тут как раз не стоит упускать детали: важно правильно зарисовать расположение светофора, клумбу, трамвайные пути, зебру, памятник, тротуар, велосипедную дорожку и прочие примечательные объекты, которые могли повлиять на поведение водителей.
- Описать детали происшествия. Символически нарисуйте в схеме детали и осколки транспортных средств. Заодно измерьте их расположения относительно дороги и транспортных средств, а данные отобразите в изложенном выше порядке.
Справка! Обязательно включить в изображение стоит дефекты дорожного покрытия, посторонние предметы и элементы, которые ограничивают обзорность дороги водителям.
Правила составления документа
Правила составления схемы ДТП регламентируются Приказом МВД РФ №664 (пункт 280) от 23.08.2017 г., согласно которому в документе должны быть отображены следующие моменты:
- место происшествия – участок автомобильной дороги, улицы, населённого пункта или другой местности, а также их наименования;
- ширина проезжей части дороги, общее количество полос в обоих направлениях и дорожная разметка;
- дорожные знаки и светофоры, в зоне действия которых произошло столкновение;
- дорожные ограждения, разделительные полосы, островки безопасности, тротуары, газоны, остановочные пункты общественного транспорта, здания и их номера;
- расположение автомобилей, в котором они оказались в результате столкновения, следы шин на асфальте, рассредоточенность оторвавшихся деталей, осколков стекла, выпавшего груза, подтёков технических жидкостей с обязательной привязкой к ближайшим стационарным объектам и сооружениям (зданиям, тротуарам, обочинам, знакам и т. д.);
- направление движения столкнувшихся автомобилей по словам их водителей и очевидцев.
Европротокол: основная информация
«Европротокол» — это особая процедура, позволяющая участникам аварии оформить документ по упрощенной схеме. В России такая процедура стала возможной с 2009 года, а к настоящему моменту она претерпела ряд серьезных изменений, касаемых:
- ответственности сторон;
- размера выплат.
Более узкое понятие подразумевает под европротоколом бумагу особой формы. По своей сути она представляет собой «Извещение о ДТП», заполненное в соответствии с правилами. На практике процедура работает, поскольку это позволяет быстрее решить проблему на месте, не создавая заторов на дороге и не мешая иным участникам движения.
Регион проживания не имеет значение, оформить извещение можно по всей России.
Если пострадавшая сторона — это гражданин РФ, то используется бланк извещения, выданный российской страховой компанией. В противном случае все делается наоборот.
Страховые компании в России при оформлении документов выдают своим клиентам бланк и инструкцию для его заполнения. Помимо него, необходимо сделать фото или видеосъемку с места аварии. Общего плана с нескольких ракурсов и детальных фотографий будет достаточно.
Водитель, попавший в аварию, несет ответственность за то, что не предупредил страховую компанию вовремя, отремонтировал автомобиль до осмотра или не предоставил транспорт для независимой комиссии.
Согласно правилам, после заполнения документов участникам предстоит:
- направить заполненные бланки страховщикам (есть конкретный срок для этого — 5 рабочих дней с момента аварии);
- отказаться от самостоятельного ремонта транспортного средства на срок не менее 15 рабочих дней, начиная со дня происшествия;
- дождаться ответа страховщика.
Очень часто страховые компании проводят независимую экспертизу поврежденных автомобилей.
Рекомендации по заполнению извещения о ДТП
Чтобы предотвратить возможность возникновения различных оценок относительно причин и обстоятельств аварии, избежать связанных с этим взаимных претензий, заполнять извещение о ДТП следует на месте происшествия, не изменяя положения транспортных средств.
При заполнении бланка извещения о ДТП обратите внимание на следующие моменты:
-
Убедитесь в том, что у вас имеется актуальный на текущий момент экземпляр бланка.
Он должен соответствовать редакции, закрепленной Указанием Банка России от 08.10.2019 года № 5283-У. Именно этим нормативно-правовым актом были внесены последние изменения в бланк извещения.
-
Определитесь со вторым участником в выборе колонок «Транспортное средство А» и «Транспортное средство В».
Кому и какая из колонок достанется, не имеет никакого правового значения.
-
Выполняйте все записи в бланке Европротокола разборчивым почерком или печатными буквами.
При заполнении граф извещения о ДТП:
-
В графе 1 указывается место ДТП – республика, край, область, район, населенный пункт, улица, дом.
-
В графе 2 указывается дата ДТП – день, месяц, год, часы, минуты.
-
В графе 3, при наличии свидетелей, указываются сведения о них – фамилия, имя, отчество, адрес места жительства.
-
В графе 4 указывается марка и модель, соответственно, транспортных средств «А» и «В».
-
В графе 5 указывается фамилия, имя, отчество или полное наименование юридического лица, соответственно, собственников транспортных средств «А» и «В».
-
В графе 6 в отношении водителей, соответственно, транспортных средств «А» и «В» указываются следующие данные:
— фамилия, имя, отчество,
— дата рождения,
— адрес места проживания,
— телефон,
— серия, номер, категория, дата выдачи водительского удостоверения,
— документ на право владения, пользования, распоряжения транспортным средством (доверенность, договор аренды, путевой лист и т. п.).
-
В графе 7 указывается наименование страховщика, застраховавшего ответственность, соответственно, водителей транспортных средств «А» и «В».
-
В графе 8 указывается стрелкой на рисунке транспортного средства место первоначального удара, то есть место начального контактного взаимодействия при столкновении (наезде) соответственно, транспортных средств «А» и «В».
Не путать с местами деформации элементов и деталей.
-
В графе 9 перечисляются видимые повреждения, соответственно, на транспортных средствах «А» и «В».
-
В графе 10 излагаются замечания, соответственно, водителей транспортных средств «»А и «В».
-
В графе 11 указываются обстоятельства ДТП путем маркировки клеток.
Если ни одно из предложенных обстоятельств не отражает механизма происшествия, маркируйте клетки № 22.
В конце каждого из столбцов укажите общее количество отмеченных в разделе клеток.
-
В графе 12 размещается схема ДТП.
Для наглядности рекомендуем использовать типовые схемы ДТП.
Статья в помощь:
Типовые схемы ДТП
Образец схемы ДТП
-
В графе 13 личными подписями водителей удостоверяется отсутствие разногласий или их наличие. При наличии разногласий они должны быть указаны в графе 18 оборотной стороны извещения.
Оборотная сторона извещения о дорожно-транспортном происшествии оформляется каждым водителем на «своем» экземпляре самостоятельно.
-
В графе 14 делается
-
В графе 15 излагаются обстоятельства дорожно-транспортного происшествия.
-
В графе 16 делается отметка о том, под чьим управлением находилось транспортное средство, отмеченное в графе 14 – его собственника или иного лица, допущенного к управлению.
-
В графе 17 делается отметка о том, может ли транспортное средство, отмеченное в графе 14, передвигаться своим ходом. Если нет, то указывается, где оно находится сейчас.
-
В графе 18 размещаются примечания участников ДТП, в том числе, при их наличии, имеющиеся разногласия.
отметка о том, водитель какого транспортного средства (А или В) проставляет свою подпись на оборотной стороне данного экземпляра извещения ниже, т. е., в самом его конце.
В нижней части бланка Европротокола указывается дата его заполнения, проставляется личная подпись водителя транспортного средства, отмеченного в графе 14, а также указывается его фамилия и инициалы.
Бланки извещения о дорожно-транспортном происшествии в количестве двух экземпляров выдаются страховщиком бесплатно. Если договор обязательного страхования заключен в виде электронного документа, то указанные бланки в количестве двух экземпляров выдаются страховщиком бесплатно при личном обращении страхователя.
Кроме этого, страхователь вправе самостоятельно распечатать извещение о дорожно-транспортном происшествии с официального сайта страховщика в сети «Интернет».
Часто задаваемые вопросы
Вопрос: Возможно ли оформление ДТП по европротоколу, если один из автомобилей зарегистрирован в иностранном государстве?
Ответ: Возможно, но только при наличии у владельца иностранного авто «Зеленой карты». Обратите внимание, что если пострадавшей стороной является российский водитель, то заполняться должен бланк европротокола от российской страховой компании.
Вопрос: Обязательно ли делать фото или видеосъемку?
Ответ: Обязательной съемка является только, если вы претендуете на выплату с лимитом до 400 тысяч рублей. Однако мы рекомендуем делать съемку в любом случае. Это значительно упростит дальнейшее взаимодействие со страховщиками.
Вопрос: Что делать, если второй участник ДТП ведет себя агрессивно?
Ответ: Вызывать ГИБДД. Оформление ДТП по европротоколу возможно только, если оба участника пришли к согласию по всем обстоятельствам аварии. Агрессивное поведение явно указывает, что такого согласия нет.
Вопрос: Нужно ли делать копию заполненного бланка европротокола?
Ответ: Копию вашего экземпляра извещения о ДТП, заверенную страховой компанией, сделать желательно. Ее вы сможете предъявить сотруднику ГИБДД, который может остановить ваш автомобиль для выяснения происхождения повреждений.
Кто должен составлять документ
Когда дорожно-транспортное происшествие оформляется по европротоколу (при согласии сторон по поводу причин происшествия и виновности одного из водителей), схема аварии составляется водителями на бланке извещения о ДТП (графа 17). В дальнейшем этот документ предоставляется в страховую компанию для получения компенсации ущерба по ОСАГО. Расположение всех объектов в двух экземплярах документа должно быть идентичным.
Когда на место аварии вызывается экипаж ДПС ГИБДД, схема составляется и подписывается ответственным инспектором. Для выполнения этой задачи он руководствуется результатами визуального осмотра места происшествия, а также показаниями участников и очевидцев аварии. В зависимости от обстоятельств сотрудники ГИБДД по телефону могут посоветовать водителям самостоятельно сделать схему ДТП и фотографии места происшествия, а затем приехать в отделение для проведения разбора причин аварии.