Что делать при ДТП и как оформить Европротокол?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать при ДТП и как оформить Европротокол?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Во-первых, нужно понимать: чтобы потерпевший получил свое возмещение, от второго участника аварии не требуется признания вины. Пострадавший в ДТП, в соответствии со статьей 14.1 Закона «Об ОСАГО», заполнив европротокол, пишет заявление не о страховом возмещении, а о прямом возмещении убытков, и направляет его вместе с извещением не страховщику виновника, а собственному в течение пяти рабочих дней.

Порядок и условия оформления

Выплаты по европотоколу при ДТП осуществляются только в том случае, если все бумаги заполнены правильно. Данный документ регулируется рядом правовых актов, в число которых входит пункт 1 статьи 11 ФЗ РФ «Об ОСАГО», регламентирующий следующие нормы:

  • ущерб нанесен исключительно транспортным средствам. Если же во время ДТП были пострадавшие или отмечена порча иного имущества (гаджетов, багажа, оборудования), то в этом случае оформить европотокол самостоятельно нельзя;
  • отсутствуют пострадавшие. Никому не требуется медицинская помощь;
  • выплата осуществляется, если пострадало 2 ТС (не больше и не меньше), включая прицепы (если такие имелись);
  • у участников нет никаких разногласий в случившемся (виновник ДТП определен и согласен с этим );
  • у обоих водителей имеются действующие полисы ОСАГО.

Подробная инструкция по заполнению европротокола

Как уже говорилось выше, – от правильности заполнения европротокола зависит тот факт, будет ли вам возмещен ущерб или нет. Поэтому представим вам подробную инструкцию, как это сделать.

Но прежде, хотим уточнить – оттиск на копии документ должен быть отчетливым и разборчивым, поэтому рекомендуется подкладывать под бланк что-то твердое (папку, дощечку и прочее). Что касается цвета чернил ручки, то он может быть любым. Единственное – нельзя заполнять европротокол карандашом.

Относительно заполнения лицевой стороны, то здесь все довольно просто. Сложности могут возникнуть с составлением схемы ДТП. Но этот вопрос мы рассмотрим ниже более подробно. А пока разберемся в порядке заполнения основных граф извещения:

  • В пункте 1 указывается полный адрес ДТП или ближайшего здания от места происшествия. Если же авария случилась на трассе, то рекомендуется определить в навигаторе или смартфоне какие-либо точные координаты (название автодороги, порядковый номер километра и прочее).
  • Во втором пункте документа указывается дата происшествия. Здесь важно в каждую клетку вписывать по одной цифре и знаку препинания (обычно ставятся точки).
  • В пункте 3 указывается точное число автомобилей, пострадавших в ДТП. Мы об этом уже упоминали. Все дело в том, что указывать необходимо именно 2 ТС. Если в аварии пострадало больше или меньше, то данный документ не оформляется. В таком случае вызываются сотрудники ГИБДД и процедура проходит по классическому сценарию.
  • В четвертом пункте указывается, что пострадавших людей нет. Если это не так, то, как и в предыдущем случае, европротокол не оформляется.
  • Дальше вы указываете факт того, проводилось ли освидетельствование водителей.
  • В шестом пункте, как и в четвертом, вы указываете, что ущерб прочему имуществу не нанесен (речь идет о багаже, дополнительном оборудовании, гаджетах и других предметах).
  • В следующей графе прописываются данные о свидетелях. Необходимо написать их фамилию, имя и отчество. Желательно указать их контактные данные (номера телефонов), адрес проживания. Будет идеально, если удастся узнать и паспортные данные.
  • В данном пункте указывается информация о необходимости оформления ДТП сотрудниками полиции. Вы выбираете вариант «нет».

После того, как общая часть заполнена полностью, каждый участник ДТП приступает к заполнению индивидуальных данных. Эта информация отображается в 9-16 пунктах. Здесь:

  • марка и модель автомобиля. Все прописывается точно так же, как и в свидетельстве о регистрации транспортного средства;
  • в пункте 10 прописывается фамилия, имя, отчество и адрес собственника машины;
  • в одиннадцатом пункте указывается фамилия, имя, отчество, данные водительского удостоверения и паспорта лица, находящегося за рулем во время происшествия (эта информация вносится и в том случае, если данные полностью совпадают с теми, что были отражены в предыдущей графе);
  • полное название организации, выдавшей страховой полис;
  • в пункте 13 указываются повреждения. Но только не все. Здесь необходимо поставить стрелку в место самого первого удара. Это делается и в том случае, если автомобиль влетел в стену, забор или улетел в кювет, получив довольно большие повреждения. Первое соприкосновение – вот, что здесь отображается;
  • а вот в этой графе перечисляются все повреждения, нанесенные авто;
  • пятнадцатый пункт предназначается для информации о скрытых повреждениях (то есть тех, которые не видны, но возможны);
  • в пункте 16 прорисовывается схема аварии (о ней чуть позже).

Ситуации, когда возможно оформление

В зависимости от обстоятельств аварии составление схемы допускается:

ситуация кто составляет обязательна/необязательна
Оформление европротокола без вызова сотрудников ГИБДД Участники ДТП Обязательна
ДТП не подпадает под оформление европротоколом и отсутствует схема от работника ДПС схему ДТП самостоятельно составляют участники Рекомендовано
ДТП не подпадает под оформление европротоколом и схему составил работник ГАИ Участники ДТП могут составить дополнительную схему По усмотрению

Европротокол при бесконтактных ДТП: возможно ли

Бесконтактная аварийная ситуация подразумевает отсутствие непосредственного соприкосновения двух транспортных средств. Если уточнить, то ДТП с такой характеристикой представляет собой ситуацию, когда один из водителей нарушил правила дорожного движения, в результате чего второй одного из водителей на маневр чтобы избежать столкновения, но в итоге получил повреждения автомобиля.

В российской практике составление европротокола не используется при бесконтактном ДТП. Это обусловлено необходимостью проведения специальных экспертиз для выявления степени виновности водителя. Очевидно, что сами участники не обладают достаточными полномочиями – трасологическая процедура происходит лишь с учетом схемы, которая составляется инспекторами.

Это же обоснование может быть применено в случаях, когда автомобили незначительно соприкоснулись, что вынудило одного из водителей на маневр, повлекший другие повреждения. В ситуациях такого рода также необходимо привлечение сотрудника полиции для разрешения проблемных вопросов.

Требования по составлению

При составлении схемы ДТП в 2023 году необходимо придерживаться установленных требований:

  • Заполнять Европротокол необходимо исключительно шариковой ручкой черного либо синего цвета.
  • Рекомендуется заполнять документ печатными буквами.
  • Каждый участник заполняет свою часть самостоятельно.
  • Если возникла необходимость внести в схему корректировки, то сначала зачеркивается эта часть схемы (можно той же ручкой), а затем ставится подпись «исправление верно».
  • Когда все пункты заполнены, участники изучают документ и после чего подписывают его на обратной стороне. После подписания Европротокола в него уже нельзя внести какие-либо корректировки. Поэтому следует максимально тщательно проверить все данные.

Последствия в случае неправильного составления схемы ДТП

Если при составлении схемы ДТП в 2023 году было нарушено хотя бы одно правило, она признается недействительной. Такой документ не примут ни в автоинспекции, ни в страховой компании, следовательно, пострадавший не сможет получить денежную компенсацию за причиненный ущерб.

Вытекает неприятный вывод: в правильности составления схемы заинтересован в первую очередь тот водитель, который не является виновником аварии. Второй участник происшествия может осознанно искажать сведения или неверно оформлять свою часть документа. Поэтому в случае малейших разногласий рекомендуется приглашать на место аварий сотрудников ГИБДД, либо аварийных комиссаров.

Обратите внимание: автомобиль с прицепом считается за одно транспортное средство.

Что такое типовые схемы и как ими пользоваться

Типовые решения подразделяются на изображения ситуаций при:

  • ДТП автомобилей, следующих в одном направлении:
  1. при объезде или перестроении,
  2. при одновременном перестроении,
  3. не соблюдении бокового или заднего интервала,
  4. поворачивая или разворачиваясь, водитель не занял крайнее положение на проезжей части,
  5. один совершал поворот с крайней полосы, а второй с трамвайных путей своего направления,
  6. первый совершал поворот налево, а второй двигался по трамвайной линии своего направления,
  7. поворот двумя водителями направо с крайней правой стороны и с полосы торможения соответственно,
  8. авария при завершении обгона,
  9. автомобилист приступил к обгону следующего впереди ТС, не заметив, что его самого уже обгоняют,
  10. увеличение скорости, не пропуская вперед обгоняющий автомобиль,
  11. обгон ТС, которое также приступило к перестроению или иному маневру,
  12. не пропуск авто, следующего по своей полосе, при выезде со стоянки,
  • движущихся в противоположных направлениях:
  1. выезд на встречку,
  2. при обгоне, «зацепил» полосу встречного движения,
  3. спускаясь с горы, не уступил дорогу ТС, двигавшемуся навстречу,
  4. реверсивное движение,
  5. движение по полосе с односторонним движением, навстречу потоку,
  • при движении, расположенных под различным углом друг к другу:
  1. проезд на запрещающий сигнал светофора,
  2. не уступил дорогу авто, завершающему маневр,
  3. не пропустил ТС, имеющее преимущество в движении на перекрестке неравнозначных дорог,
  4. выезд с прилегающей территории, со двора,
  • при движении задним ходом:
  1. «сдавал задом»,
  2. самопроизвольное движение автомобиля при отсутствии его фиксации при помощи ручного тормоза,
  3. выезд со стоянки задним ходом,
  • варианты наезда на ТС, стоящее неподвижно:
  1. наезд на припаркованное транспортное средство, при выезде или маневре на стояночной площадке,
  2. при движении по полосе, допустил столкновение с припаркованным авто,
  3. открытие двери, не убедившись в безопасности этого действия

Где составляют и заполняют?

В соответствии с нормами инструкции на месте аварии сотрудниками ГИБДД составляется протокол об административном правонарушении, где обязательным документом является схема ДТП. Но если повреждения незначительные, а участники сумели прийти к компромиссному решению, можно обойтись без привлечения служебных лиц.

При самостоятельном оформлении необходимо использовать Европротокол, хотя его составление не пользуется популярностью среди автовладельцев из-за отсутствия ключевых знаний относительно самой процедуры.

Зато данный вариант существенно экономит время: каждый водитель принимается заполнять бланк отдельно, не покидая место происшествия. Схема, раскрывающая обстоятельства ДТП, заполняется непосредственно в бланке извещения, состоящем двух десятков граф: в одних стоит от руки вписать информацию, в других – проставить галочки насчёт соответствующих пунктов.

При нехватке места на официальной форме в качестве основы лучше использовать чистый лист бумаги А4 (двойные листки в клеточку не допускаются, несмотря на их удобство в плане масштабирования).

В верхней части стоит разборчиво написать заглавие – «Схема ДТП», ниже – условно воспроизвести детали аварии. Изображение рисуется от руки и исключительно ручкой, иначе страховая компания откажется принимать его.

Читайте также:  Межлабораторные сравнительные испытания, 2023 г.

На дополнительной бумаге необходимо указать к чему она прилагается, кто её заполнял и обязательно подписать. А в самом бланке поставить галочку напротив пункта «с приложением».

Как правильно нарисовать план в Европротоколе самостоятельно?

Типовая схема ДТП должна описывать место аварии, положение автомобилей и других участников после происшествия, препятствия на дороге и многое другое. И хотя стандартных форм для создания схемы как таковых нет, на ней обязательно нужно отразить следующие элементы:

  1. Нарисовать дорожное полотно. Указывается, был это прямой участок, парковка или же столкновение произошло на перекрестке (в последнем случае также следует указать его тип).
  2. Показать разметку. За счёт этого шага впоследствии можно доказать или опровергнуть вину одного из участников ДТП. При наличии тротуара или трамвайных путей стоит непременно их внести в рисунок.
  3. Отобразить направление движения. Следует схематически передать, была дорога однополосной или же нет. Особенно внимательностью следует отнестись к этому пункту, если происшествие произошло на перекрестке: тогда вдобавок указываются все допустимые направления движения.
  4. Нарисовать положение автомобилей во время происшествия. Самый важный этап при создании визуального описания аварии. Обычно большинство автолюбителей обозначают свое транспортное средство прямоугольником, а место столкновения помечают крестиком.
  5. Указать траекторию автомобилей. Благодаря этой отметке сотрудники ГИБДД и страховщики смогут грамотно оценить обстоятельства аварийной ситуации и принять правильное решение по данному делу. Поэтому с помощью пунктирной линии стоит чётко описать траекторию движения всех участников ДТП до аварии.
  6. Сделать привязку к местности. Иногда зарисовывать ДТП начинают не с места аварии и положения машин, а с окружающей территории.

    Тут как раз не стоит упускать детали: важно правильно зарисовать расположение светофора, клумбу, трамвайные пути, зебру, памятник, тротуар, велосипедную дорожку и прочие примечательные объекты, которые могли повлиять на поведение водителей.

  7. Описать детали происшествия. Символически нарисуйте в схеме детали и осколки транспортных средств. Заодно измерьте их расположения относительно дороги и транспортных средств, а данные отобразите в изложенном выше порядке.

    Справка! Обязательно включить в изображение стоит дефекты дорожного покрытия, посторонние предметы и элементы, которые ограничивают обзорность дороги водителям.

Правила составления документа

Правила составления схемы ДТП регламентируются Приказом МВД РФ №664 (пункт 280) от 23.08.2017 г., согласно которому в документе должны быть отображены следующие моменты:

  • место происшествия – участок автомобильной дороги, улицы, населённого пункта или другой местности, а также их наименования;
  • ширина проезжей части дороги, общее количество полос в обоих направлениях и дорожная разметка;
  • дорожные знаки и светофоры, в зоне действия которых произошло столкновение;
  • дорожные ограждения, разделительные полосы, островки безопасности, тротуары, газоны, остановочные пункты общественного транспорта, здания и их номера;
  • расположение автомобилей, в котором они оказались в результате столкновения, следы шин на асфальте, рассредоточенность оторвавшихся деталей, осколков стекла, выпавшего груза, подтёков технических жидкостей с обязательной привязкой к ближайшим стационарным объектам и сооружениям (зданиям, тротуарам, обочинам, знакам и т. д.);
  • направление движения столкнувшихся автомобилей по словам их водителей и очевидцев.

Европротокол: основная информация

«Европротокол» — это особая процедура, позволяющая участникам аварии оформить документ по упрощенной схеме. В России такая процедура стала возможной с 2009 года, а к настоящему моменту она претерпела ряд серьезных изменений, касаемых:

  • ответственности сторон;
  • размера выплат.

Более узкое понятие подразумевает под европротоколом бумагу особой формы. По своей сути она представляет собой «Извещение о ДТП», заполненное в соответствии с правилами. На практике процедура работает, поскольку это позволяет быстрее решить проблему на месте, не создавая заторов на дороге и не мешая иным участникам движения.

Регион проживания не имеет значение, оформить извещение можно по всей России.

Если пострадавшая сторона — это гражданин РФ, то используется бланк извещения, выданный российской страховой компанией. В противном случае все делается наоборот.

Страховые компании в России при оформлении документов выдают своим клиентам бланк и инструкцию для его заполнения. Помимо него, необходимо сделать фото или видеосъемку с места аварии. Общего плана с нескольких ракурсов и детальных фотографий будет достаточно.

Водитель, попавший в аварию, несет ответственность за то, что не предупредил страховую компанию вовремя, отремонтировал автомобиль до осмотра или не предоставил транспорт для независимой комиссии.

Согласно правилам, после заполнения документов участникам предстоит:

  • направить заполненные бланки страховщикам (есть конкретный срок для этого — 5 рабочих дней с момента аварии);
  • отказаться от самостоятельного ремонта транспортного средства на срок не менее 15 рабочих дней, начиная со дня происшествия;
  • дождаться ответа страховщика.

Очень часто страховые компании проводят независимую экспертизу поврежденных автомобилей.

Рекомендации по заполнению извещения о ДТП

Чтобы предотвратить возможность возникновения различных оценок относительно причин и обстоятельств аварии, избежать связанных с этим взаимных претензий, заполнять извещение о ДТП следует на месте происшествия, не изменяя положения транспортных средств.

При заполнении бланка извещения о ДТП обратите внимание на следующие моменты:

  • Убедитесь в том, что у вас имеется актуальный на текущий момент экземпляр бланка.

    Он должен соответствовать редакции, закрепленной Указанием Банка России от 08.10.2019 года № 5283-У. Именно этим нормативно-правовым актом были внесены последние изменения в бланк извещения.

  • Определитесь со вторым участником в выборе колонок «Транспортное средство А» и «Транспортное средство В».

    Кому и какая из колонок достанется, не имеет никакого правового значения.

  • Выполняйте все записи в бланке Европротокола разборчивым почерком или печатными буквами.

Читайте также:  ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРКИ КОНТРОЛИРУЮЩИМ ОРГАНОМ (Прокурор разъясняет)

При заполнении граф извещения о ДТП:

  • В графе 1 указывается место ДТП – республика, край, область, район, населенный пункт, улица, дом.

  • В графе 2 указывается дата ДТП – день, месяц, год, часы, минуты.

  • В графе 3, при наличии свидетелей, указываются сведения о них – фамилия, имя, отчество, адрес места жительства.

  • В графе 4 указывается марка и модель, соответственно, транспортных средств «А» и «В».

  • В графе 5 указывается фамилия, имя, отчество или полное наименование юридического лица, соответственно, собственников транспортных средств «А» и «В».

  • В графе 6 в отношении водителей, соответственно, транспортных средств «А» и «В» указываются следующие данные:

    — фамилия, имя, отчество,

    — дата рождения,

    — адрес места проживания,

    — телефон,

    — серия, номер, категория, дата выдачи водительского удостоверения,

    — документ на право владения, пользования, распоряжения транспортным средством (доверенность, договор аренды, путевой лист и т. п.).

  • В графе 7 указывается наименование страховщика, застраховавшего ответственность, соответственно, водителей транспортных средств «А» и «В».

  • В графе 8 указывается стрелкой на рисунке транспортного средства место первоначального удара, то есть место начального контактного взаимодействия при столкновении (наезде) соответственно, транспортных средств «А» и «В».

    Не путать с местами деформации элементов и деталей.

  • В графе 9 перечисляются видимые повреждения, соответственно, на транспортных средствах «А» и «В».

  • В графе 10 излагаются замечания, соответственно, водителей транспортных средств «»А и «В».

  • В графе 11 указываются обстоятельства ДТП путем маркировки клеток.

    Если ни одно из предложенных обстоятельств не отражает механизма происшествия, маркируйте клетки № 22.

    В конце каждого из столбцов укажите общее количество отмеченных в разделе клеток.

  • В графе 12 размещается схема ДТП.

    Для наглядности рекомендуем использовать типовые схемы ДТП.

    Статья в помощь:

    Типовые схемы ДТП

    Образец схемы ДТП

  • В графе 13 личными подписями водителей удостоверяется отсутствие разногласий или их наличие. При наличии разногласий они должны быть указаны в графе 18 оборотной стороны извещения.

Оборотная сторона извещения о дорожно-транспортном происшествии оформляется каждым водителем на «своем» экземпляре самостоятельно.

  • В графе 14 делается

  • отметка о том, водитель какого транспортного средства (А или В) проставляет свою подпись на оборотной стороне данного экземпляра извещения ниже, т. е., в самом его конце.

  • В графе 15 излагаются обстоятельства дорожно-транспортного происшествия.

  • В графе 16 делается отметка о том, под чьим управлением находилось транспортное средство, отмеченное в графе 14 – его собственника или иного лица, допущенного к управлению.

  • В графе 17 делается отметка о том, может ли транспортное средство, отмеченное в графе 14, передвигаться своим ходом. Если нет, то указывается, где оно находится сейчас.

  • В графе 18 размещаются примечания участников ДТП, в том числе, при их наличии, имеющиеся разногласия.

В нижней части бланка Европротокола указывается дата его заполнения, проставляется личная подпись водителя транспортного средства, отмеченного в графе 14, а также указывается его фамилия и инициалы.

Бланки извещения о дорожно-транспортном происшествии в количестве двух экземпляров выдаются страховщиком бесплатно. Если договор обязательного страхования заключен в виде электронного документа, то указанные бланки в количестве двух экземпляров выдаются страховщиком бесплатно при личном обращении страхователя.

Кроме этого, страхователь вправе самостоятельно распечатать извещение о дорожно-транспортном происшествии с официального сайта страховщика в сети «Интернет».

Часто задаваемые вопросы

Вопрос: Возможно ли оформление ДТП по европротоколу, если один из автомобилей зарегистрирован в иностранном государстве?

Ответ: Возможно, но только при наличии у владельца иностранного авто «Зеленой карты». Обратите внимание, что если пострадавшей стороной является российский водитель, то заполняться должен бланк европротокола от российской страховой компании.

Вопрос: Обязательно ли делать фото или видеосъемку?

Ответ: Обязательной съемка является только, если вы претендуете на выплату с лимитом до 400 тысяч рублей. Однако мы рекомендуем делать съемку в любом случае. Это значительно упростит дальнейшее взаимодействие со страховщиками.

Вопрос: Что делать, если второй участник ДТП ведет себя агрессивно?

Ответ: Вызывать ГИБДД. Оформление ДТП по европротоколу возможно только, если оба участника пришли к согласию по всем обстоятельствам аварии. Агрессивное поведение явно указывает, что такого согласия нет.

Вопрос: Нужно ли делать копию заполненного бланка европротокола?

Ответ: Копию вашего экземпляра извещения о ДТП, заверенную страховой компанией, сделать желательно. Ее вы сможете предъявить сотруднику ГИБДД, который может остановить ваш автомобиль для выяснения происхождения повреждений.

Кто должен составлять документ

Когда дорожно-транспортное происшествие оформляется по европротоколу (при согласии сторон по поводу причин происшествия и виновности одного из водителей), схема аварии составляется водителями на бланке извещения о ДТП (графа 17). В дальнейшем этот документ предоставляется в страховую компанию для получения компенсации ущерба по ОСАГО. Расположение всех объектов в двух экземплярах документа должно быть идентичным.

Когда на место аварии вызывается экипаж ДПС ГИБДД, схема составляется и подписывается ответственным инспектором. Для выполнения этой задачи он руководствуется результатами визуального осмотра места происшествия, а также показаниями участников и очевидцев аварии. В зависимости от обстоятельств сотрудники ГИБДД по телефону могут посоветовать водителям самостоятельно сделать схему ДТП и фотографии места происшествия, а затем приехать в отделение для проведения разбора причин аварии.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *