Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Жалобы и апелляционные жалобы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Досудебные разбирательства по НК РФ являются обязательными. Лицу, которое хочет провести обжалование действий налогового органа в отношении себя, необходимо сначала подать жалобу в вышестоящий налоговый орган.
Досудебное разбирательство
Жалобы подаются в вышестоящий орган, через тот налоговый орган, который первоначально вынес спорное решение.
Но как узнать, какой орган «стоит» над вынесшим решение? Рассказываем:
- Управление ФНС РФ по соответствующему субъекту будет вышестоящим органом для:
- ИФНС РФ по районам, районам в городах, городам без районного деления;
- ИФНС РФ межрайонного уровня.
- ФНС России будет вышестоящим органом для:
- Управлений ФНС РФ по субъектам;
- Межрегиональных ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам;
- Межрегиональной ИФНС РФ по ценообразованию для целей налогообложения.
Решения же вышестоящих органов, принятые на основании поданных жалоб, также могут быть обжалованы. Подать жалобу можно в ФНС РФ или непосредственно в суд. Вынесенные ФНС РФ решения и иные акты, действия и бездействие должностных лиц обжалуются только в суде.
Когда жалобу оставят без рассмотрения
При получении жалобы вышестоящий налоговый орган в пятидневный срок имеет право не принять ее к рассмотрению в части или полном объеме по следующим основаниям:
- Если прошел срок, установленный законодательством для подачи такого вида жалобы, а заявление о восстановлении срока не подано;
- Если прошел срок, установленный законодательством для подачи такого вида жалобы, но основания, указанные в заявлении о восстановлении срока, не являются уважительными;
- Если жалоба не была подписана заявителем;
- Если в течение срока рассмотрения жалобы, заявитель ее отозвал;
- Если ранее уже предпринималась попытка обжалования заявителем данного акта налогового органа, действий или бездействия его должностных лиц по этим же основаниям.
Как обжаловать решение налоговой. Способы оспаривания налогового решения — Сбербанк
Как оспорить решение налоговой
Бизнесмен тоже способен ответить ФНС проверками и требованиями, если его права нарушают. Налоги начислены неправильно или инспектор необоснованно выставил штрафы? Повод писать жалобу.
Любой человек имеет право обжаловать действия налоговой, если считает их неправомерными, обратившись в вышестоящий налоговый орган — региональное управление Федеральной налоговой службы (УФНС).
Причин для жалоб предпринимателей на работу ФНС много. Например, бизнесмен не согласен:
- с начисленным налогом;
- с выводами комиссии после камеральной проверки в налоговой или выездной проверки в офисе компании;
- с применением штрафов и пени к предприятию.
Обжалование актов налоговой проверки
- Подготовка к налоговой проверке.
- Сопровождение – когда налоговики уже у Вас.
- Оспаривание результатов налоговой проверки.
Основания для обжалования результатов налоговой проверки
Для того чтобы успешно обжаловать результаты налоговой проверки, должны быть достаточно веские основания. Согласно нормам законодательства, к таким основаниям относятся следующие:
- несогласие с итоговым актом проверки – компания может не согласиться с выводами проверяющих, при выявлении фактических ошибок в заключении, неполном анализе ситуации и т. д. Это наиболее распространённая аргументация при подаче жалобы – практически всегда можно найти фактические несоответствия и на их основании построить свою стратегию;
- в процессе проведения проверки были допущены нарушения – полномочия проверяющих из фискального органа законодательно ограничены, например, они не могут дважды в течение года проводить проверки по одним и тем же основаниям, не могут затягивать процедуру сверх установленных сроков, требовать предоставить документы, которые не относятся к их компетенции, обязаны принимать возражения от проверяемых и т. д. Если же хотя бы один из пунктов будет в процессе проверки нарушен, это дает основания для обжалования всех результатов процедуры;
- несогласие с санкциями, назначенными в результате проверки – если в процессе проведения мониторинга деятельности компании будут выявлены нарушения, налоговая имеет право применять санкции, чаще всего это штрафы и другие финансовые взыскания. Однако они могут быть непропорциональны выявленным нарушениям или вообще основываться на неправильных выводах и фактах. В этом случае можно оспорить не весь акт налоговой проверки, а только его часть, касающуюся штрафов.
Перечисленные здесь основания – не исчерпывающие, потому если вы хотите оспорить заключение проверки налоговой, рекомендуется вначале посоветоваться с адвокатом – он поможет выбрать наиболее весомые основания для обжалования.
Наши услуги и перечень необходимых документов
Мы предлагаем нашим Клиентам следующие услуги:
- оценка и обжалование незаконных действий, требований и решений налоговых органов, принятых в ходе мероприятий налогового контроля (в частности, в ситуации истребования лишних документов, незаконных выемках документов и назначения экспертиз, допросы свидетелей, осмотров помещений, проведённых вне рамок установленной законом процедуры);
- оценка законности действий, требований и решений налогового органа, разработка линии защиты налогоплательщика, исходя из выявленных налоговых рисков;
- обжалование акта выездной и камеральной налоговой проверки и участие в его рассмотрении налоговой инспекцией от имени налогоплательщика;
- подготовка и предоставление вышестоящему налоговому органу апелляционной и обычной жалобы на решение локальной налоговой инспекции;
- подготовка позиции для обжалования действий, бездействий и решений налогового органа в арбитражном суде.
Постановление налогового органа о назначении почерковедческой экспертизы
В Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 05.04.2010 по делу N А11-8890/2008 по заявлению ОАО «Завод «Автоприбор» о признании недействительным постановления от 19.08.2008 N 12 о назначении почерковедческой экспертизы суд кассационной инстанции указал следующее.
В ходе проведения повторной выездной налоговой проверки по вопросам соблюдения ОАО «Завод «Автоприбор» законодательства, назначенной решением от 28.12.2007 N 119 в порядке контроля за деятельностью Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Владимирской области, Управление вынесло постановление от 19.08.2008 N 12 о назначении почерковедческой экспертизы, проведение которой поручило ведущему эксперту Ковровского межрайонного отдела Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Владимирской области К.
Целью экспертизы являлось установление фактов принадлежности подписей в счетах-фактурах, товарных накладных, договоре на поставку продукции, актах приема-передачи векселей руководителю ООО «Меридиан-Сервис» Ч., отрицавшему подписание им этих документов и добровольно представившему на исследование образцы своих подписей.
В соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 31 и п. п. 1, 3 ст. 95 НК РФ налоговые органы в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в т.ч. при проведении выездных налоговых проверок, могут привлекать эксперта на договорной основе. Экспертиза назначается, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле.
Представление возражений.
В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям (п. 6 ст. 100 НК РФ).
При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений. В соответствии с п. 1 ст. 101 НК РФ акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для подачи возражений по акту налоговой проверки. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение (п. 7 ст. 101 НК РФ):
- о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
- об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе обжаловать указанное решение, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган, а также наименование органа, его место нахождения, другие необходимые сведения (п. 8 ст. 101 НК РФ).
Внесудебный порядок обжалования
Жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается в письменной форме соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа.
Вышестоящим налоговым органом признаются не только организационные структуры системы налоговых органов, являющиеся непосредственно вышестоящими для налогового органа, чей ненормативный акт подвергается обжалованию, но и любая организационная структура системы налоговых органов, занимающая вышестоящее положение по отношению к рассматриваемому налоговому органу. Таким образом, ненормативный акт налоговой инспекции районного уровня может быть подан для обжалования не только в межрайонную налоговую инспекцию или управление ФНС России по данному субъекту РФ, но и в любую вышестоящую структуру системы налоговых органов.
Вышестоящим должностным лицом помимо руководителя налогового органа, в подчинении которого находится лицо, чьи действия (бездействие) обжалуются налогоплательщиком во внесудебном порядке, является любое должностное лицо, занимающее вышестоящее положение и обладающее полномочиями в области контроля за деятельностью должностного лица, чьи действия обжалованы, а также обладающее правом принять решение по поданной жалобе по существу.
Срок подачи жалобы. По общему правилу жалоба подается, в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.
Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.
Отзыв жалобы. Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления.
Отзыв жалобы лишает налогоплательщика права подачи повторной жалобы по тем же основаниям в ту же инстанцию, но не исключает для налогоплательщика возможность подать данную жалобу для ее рассмотрения в судебном порядке. Налогоплательщик может также подать жалобу и для ее внесудебного рассмотрения в случае изменения инстанции для обжалования или основания обжалования.
Последствия подачи жалобы. Если налоговый орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству Российской Федерации, указанный налоговый орган вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых акта или действия. Решение о приостановлении исполнения акта (действия) принимается руководителем налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом.
Основания для оспаривания выездной налоговой проверки
В последние годы качество проведения проверки у ФНС РФ сильно повысилось. Это привело к тому, что оснований для оспаривания стало заметно меньше. Тем не менее проверяющие периодически допускают ошибки, что стоит учитывать:
1. ФНС РФ может не дать налогоплательщику или его официальному представителю ознакомиться с материалами дела в полном объёме. 2. В вычислениях в акте допущены ошибки. Опять же, такое происходит редко, но встречается. Как правило, если вы обнаружите неправильные расчёты, исправление будет произведено на уровне вышестоящего органа ФНС РФ. До суда такие ситуации доходят крайне редко. 3. В финальном решении указана большая сумма доначислений, чем фигурирует в акте. Все данные должны совпадать между собой, расхождения недопустимы. 4. В итоговом акте появились новые претензии и доначисления, которых раньше не было. Налогоплательщик имеет право видеть, как именно ему предъявляются обвинения, отслеживать их последовательность. Если та будет нарушена, то это может стать серьёзным основанием для успешного оспаривания. 5. Поводом для доначисления налогов оказались документы, которые были получены с серьёзным нарушением законодательства. Выемка документов, обыск и прочие мероприятия должны проводиться на основании конкретных актов. Для всего существует определённый в законодательстве процессуальный порядок. Его нарушение способно повлечь за собой серьёзные проблемы для инспекторов.
Разумеется, все эти основания должны подтверждаться доказательствами. Причём это должны быть не только свидетельские показания, но и документы. Чем больше будет аргументов в вашу пользу, тем лучше. Как правило, эффективнее всего с оспариванием решений ФНС РФ справляется налоговый адвокат. Он также может указать на слабые места в позиции налоговой или же пояснить, когда обжалование бесперспективно. Детали оговариваются уже лично, конфиденциальность гарантируется.
Как обжаловать решение налогового органа по налоговой проверке?
Нередки ситуации, когда налогоплательщик не согласен с результатами налоговой проверки, в связи с чем он может защитить свои права и обжаловать решение налогового органа.
Жалобой признается обращение лица в налоговый орган в целях обжалования уже вступивших в силу актов налогового органа, действий или бездействия его должностных лиц, нарушающих, по мнению этого лица, его права.
Апелляционная жалоба призвана обжаловать не вступившее в силу решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности или об отказе в таком привлечении, если, по вашему мнению, такое решение нарушает ваши права (п. 1 ст. 138 НК РФ).
Жаловаться возможно в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд. При этом решения налогового органа (за исключением решений, принятых по итогам рассмотрения жалоб, в т.ч. апелляционных) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган (п. п. 1, 2 ст. 138 НК РФ).
Однако в налоговый орган, проводивший проверку, можно подать возражения по акту налоговой проверки, в связи с чем мы их также кратко рассмотрим.
1. Подача в налоговый орган, проводивший проверку, возражений по акту налоговой проверки
В течение месяца со дня получения акта налоговой проверки вы вправе представить в налоговый орган, проводивший проверку, письменные возражения по этому акту в целом или по его отдельным положениям. При этом вы можете приложить документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность ваших возражений (п. 6 ст. 100 НК РФ).