Зачем нужна приватизация федерального имущества?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Зачем нужна приватизация федерального имущества?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Соответственно, неприватизированная квартира представляет собой жилплощадь, находящуюся в государственной или муниципальной собственности. Люди, проживающие в такой квартире, имеют связанные с ней права и обязанности, прописанные в договоре социального найма. Они не имеют права совершать сделок с данным жильем (продать, дарить, завещать), сдавать его в аренду и прочее.

Что такое «Неприватизированная квартира»?

По законам РФ неприватизированное муниципальное жилье может быть приватизировано в любой момент бесплатно (с 2018 года право бесплатной приватизации объявлено бессрочным). После приватизации оно снимается с баланса муниципалитета (районного, городского, поселкового) и переходит в частную собственность проживающих в нем людей.

ВНИМАНИЕ! Не всякое жилье может быть приватизировано. Закон ФЗ №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» касается только муниципального (государственного) жилья. Нельзя приватизировать:

  • Служебные квартиры
  • Комнаты в общежитии, находящемся на балансе предприятия и организации
  • Жилой фонд, находящийся в закрытых военных городках (ЗАТО)

Экономика связана с изучением экономических систем различных уровней организации. Одним из основных предметов изучения является экономика одного государства или экономики. Это сложная структура, которая состоит из социальных, экономических, организационно-технических, научных и технологических элементов. В то же время вся система национальной экономики имеет общий экономический эффект, который создается на основе вышеперечисленных составляющих. Экономический рост сопровождается укреплением национальных рынков, к которым относятся финансовые рынки, рынки товаров, услуг, капитала и труда и т.д.

Для более полной картины системы, а также для разработки методов и принципов управления и отслеживания процессов в этой системе необходимо разделить ее на подсистемы:

  • Транснациональные сделки, предполагающие взаимодействие с иностранными контрагентами;
  • Федеральное правительство занимается процессами на макроэкономическом уровне внутри государства;
  • Взаимоотношения между различными областями устанавливаются на региональном уровне;
  • Внутрирегиональный анализ экономики внутри единицы.

Хотя структура национальной экономики достаточно сложна, наиболее важные данные о ее состоянии генерируются на макроэкономическом уровне. Как правило, их сравнивают с аналогичными показателями других стран для выявления закономерностей и определенных тенденций в системе.

Теоретическая основа экономики преследует следующие цели:

  • Установление отношений и возникновение повторяющихся событий на основе экономических законов;
  • Определение скорости и объема воспроизведения;
  • Изучение структурного типа национальной экономики и сравнение ее с мировым и международным опытом;
  • Разработка необходимых мер и действий для улучшения общего состояния системы, преодоления кризисов и негативного воздействия факторов;
  • Реализация макроэкономического подхода к изучению процессов в системе;
  • Изучение социально-экономических процессов, их сравнение с предыдущими периодами;
  • Выявление факторов и степени их влияния на систему;
  • Проведение анализа и оценка текущего состояния экономики.

Что дает приватизация – преимущества

Если квартира не приватизирована, то решение о проживании в ней принимают государственные органы. Если они считают, что человек нарушил правила, он может лишиться прописки. После того, как процедура приватизации выполнена, такое решение принимает владелец. Если их несколько, то каждый из них имеет право получит постоянную регистрацию даже, когда другие владельцы против.

Собственник, если он один, имеет право прописать к себе того, кого он захочет. Если имеется несколько совладельцев, то все они для этого должны выразить своё согласие. Однако права выписывать совладельцев у него нет. Это может произойти при временной регистрации после того, как закончится её срок, по желанию этого жильца или на основе судебного решения.

Внимание! После проведения рассматриваемой процедуры каждый из проживающих становится совладельцем жилья. Это правило относится ко всем, включая стариков и младенцев. Выселить владельца квартиры практически невозможно.

Невозможно гарантировать, что человек на протяжении своей жизни никогда не столкнётся с необходимостью защищать своё право собственности. Если он имеет документы подтверждающие право собственности, то вопрос решается намного легче, чем в случае отсутствия их.

Что будет если не приватизировать квартиру?

Около 20 лет назад начала действовать программа по приватизации недвижимости. Ею воспользовались десятки миллионов граждан. Но, даже сегодня есть те, кто не решил, стоил ли сейчас приватизировать квартиру или может, нет надобности.

Каждый определяет для себя самостоятельно целесообразность такого поступка. Главное – помнить о сроках. Уже несколько раз государство продлевало возможность приватизации. Последний раз вносились изменения 1 марта 2021 года. Вполне вероятно, что продление окажется не последним.

Но, если дата станет окончательной, то лица, не успевшие приватизировать жилье, будут вынуждены в будущем уже платить деньги за процедуру. Соответственно, если человек точно знает, зачем ему нужна приватизация, не следует с ней затягивать. На сегодняшний день процедура осуществляется по упрощенной системе.

Читайте также:  Статья 72.1. Перевод на другую работу. Перемещение

В 2001 г. завершился конечный этап приватизации угольной промышленности.

К 2006 г. 119 951 муниципальное, а также государственное предприятие приватизировано. Среди них – «Россгосстрах», частично «Сбербанк», «Роснефть», «Банк ВТБ» под лозунгом «народного IPO». Позже «Сбербанк» полностью переформатирован юридически в частную собственность. Свыше 50% акций принадлежит центральному банку России. Он не является государственной структурой. Однако, в 2020 г. произошел выкуп государством 51% акции «Сбербанка».

К 2009 г. госсектор сохранился в размере 35%. По оценке ФАС, остальные 65% государственного имущества перешли в частное управление. Однако, к 2015 году доля госсектора составила 70%. Осуществлен обратный процесс приватизации – реприватизация.

В 2015 г. как частная форма оформлено 133,4 млн Га земли. Это 7,8 % от общего числа земли в фонде России.

Утверждена правительством обновленная программа приватизации госимущества 2017 – 2019 гг. На основе нее сформированы доходы в счет государства в размере около 5,6 млрд российских рублей. Такая доходность в пользу государства, по расчетам, должна сохраняться ежегодно.

Как приватизируется государственная или муниципальная собственность

Развитие законодательства Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества.

Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.

Этапы и правила передачи в частные руки объектов муниципальной и государственной собственности во многом совпадают.

Так, например, если процедура касается жилого помещения, передача права происходит путем заключения договора с муниципальным образованием с последующей их регистрацией в Росреестре.

Перечень документов при различных видах приватизации различен. Такое же условие применяется и при сборе документов физическими и юридическими лицами.

  • заявление лица, желающего приобрести имущество;
  • паспорт (для детей до 14 лет свидетельство о рождении);
  • правоустанавливающий документ и технический паспорт на жилое помещение;
  • выписка из ЕГРН;
  • расширенная выписка из поквартирной/домовой книги;
  • справка подтверждающая отсутствие задолженностей перед коммунальщиками;
  • квитанция об уплате государственной пошлины.
  • письменное согласие на сделку второго супруга;
  • свидетельство о браке или о разводе;
  • разрешение от органа опеки и попечительства на сделку (если участвуют дети);
  • нотариально заверенная доверенность (если от лица инициатора действует его назначенный представитель);
  • финансовые документы (для юридических лиц).

Если объект недвижимости находится во владении федеральных органов, то они и являются его распорядителями, например, Министерство обороны по отношению к жилищному фонду, находящемуся в его ведении.

Прогнозным планом приватизации федерального имущества предусматривается приватизация в 2020–2022 годах находящихся в федеральной собственности акций 186 акционерных обществ, 86 федеральных государственных унитарных предприятий, доли участия Российской Федерации в 13 обществах с ограниченной ответственностью, более одной тысячи объектов другого имущества государственной казны.

Синтезируя социально-экономические процессы, можно раскрыть инновационные практики и традиции тех или иных явлений, происходящих в обществе.

Объекты приватизации и их классификация

Приватизация в России проводилась в отношении различного рода имущества, каждый из которых имеет особый правовой режим и, как следствие этого, особый порядок приватизации.

Но термин «приватизация государственного имущества» традиционно использовался и используется для обозначения передачи в частную собственность имущества государственных (муниципальных) предприятий, несмотря на то, что объектами приватизации являются и иные виды государственного имущества (жилье, земельные участки и др.).

Закон о приватизации 2001 г. специально указывает, что его действие не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы; природных ресурсов; государственного и муниципального жилищного фонда и некоторых иных объектов.

Аналогичные нормы содержались и в ранее действовавших законах о приватизации, поскольку приватизация указанных объектов имеет особую специфику и регулируется специальным законодательством.

Действующее законодательство о приватизации в качестве основного объекта приватизации определяет государственное и муниципальное имущество.

Изменения в направленности приватизации можно проследить даже по изменениям в названиях законов о приватизации (в 1991 г. — приватизация предприятий, в 1997 и 2001 гг. — приватизация имущества).

При этом под имуществом, подлежащим приватизации, понимаются имущественные комплексы государственных и муниципальных унитарных предприятий, находящиеся в государственной собственности акции открытых акционерных обществ, а также иное имущество, непосредственно связанное с деятельностью предприятия, например исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности.

Закон 1991 г. содержал обширный перечень объектов приватизации, для обозначения которых, как уже отмечено, использовались неюридические понятия и термины.

К объектам приватизации относились: 1) предприятия, цеха, производства, участки, иные подразделения этих предприятий; 2) оборудование, здания, сооружения; 3) лицензии, патенты и другие материальные и нематериальные активы предприятий; 4) активы ликвидированных предприятий; 5) доли (паи, акции) государства и местных Советов народных депутатов, приватизируемых предприятий в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий.

Законы 1997 и 2001 гг. отказались от подобного перечисления объектов приватизации, употребив в качестве объекта приватизации понятие государственного и муниципального имущества.

Читайте также:  Льготы пенсионерам в 2023 году

При этом под имуществом понимаются предприятия как имущественные комплексы, а также принадлежащие государству, муниципальным образованиям акции акционерных обществ, созданных в процессе приватизации.

Законодательство о приватизации предусматривает определенную классификацию ее объектов, основанием которой является степень возможности приватизации тех или иных объектов.

Исходя из этого основания объекты приватизации всегда подразделялись на: имущество, приватизация которого запрещена; имущество, приватизация которого ограниченна (данное имущество закрепляется в государственной собственности до принятия решения о его приватизации); имущество, приватизируемое в особом порядке (по решениям Правительства РФ, без участия нерезидентов и т.п.); приватизируемые объекты, в том числе в порядке обязательной приватизации.

Фактически приведенная классификация аналогична существующей в гражданском праве классификации вещей на разрешенные к обороту (оборотоспособные), ограниченно оборотоспособные и изъятые из оборота (ст.129 ГК).

Наиболее полно подобная классификация объектов приватизации была проведена в Программе приватизации 1993 г. (разд.2) и Законе 1997 г. (п.3 ст.4).

Закон 2001 г. предусматривает иную классификацию имущества исходя из возможности его приватизации, содержащую два вида имущества: имущество, не подлежащее приватизации (объекты гражданских прав, оборот которых не допускается (объекты, изъятые из оборота), а также имущество, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности); имущество, подлежащее приватизации.

При этом имущество, подлежащее приватизации, включает в себя имущество, приватизация которого ограниченна или осуществляется в особом порядке.

Во-первых, это стратегические предприятия и акционерные общества, для приватизации которых необходимо соответствующее решение Президента РФ: федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ, а также открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы государства, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ.

Во-вторых, акции РАО «Газпром» и РАО «ЕЭС», а также являющиеся субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок и находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти в области управления железнодорожным транспортом федеральные государственные унитарные предприятия, которые приватизируются на основании федерального закона (ст.7 Закона о приватизации 2001 г.).

Приватизация в постсоветской России: ваучерная компания.

Если акционирование при приватизации является общепризнанной практикой, то ваучерная компания оказалось особенностью России (за рубежом схожие методы применялись только в Чехии и Монголии).

Согласно исходному замыслу этой компании, каждый гражданин России должен был бесплатно получить свою долю общенародной собственности. По указу президента в 1992 прошла раздача ваучеров – ценных бумаг на предъявителя, которые должны использоваться до середины 1994.

Ваучер можно было либо продать по текущему рыночному курсу, либо обменять непосредственно на акции какого-либо приватизируемого предприятия, либо обменять на акции инвестиционного фонда. Многие россияне предпочли продавать свои ваучеры за наличные деньги. Организаторы приватизации уверяли, будто цена ваучера достигнет цены автомашины. Однако рыночный курс этих бумаг сравнялся с его номиналом только к осени 1993, и даже к концу ваучерной компании курс ваучера был ниже цены велосипеда.

Осуществить прямой обмен ваучера на акции приватизируемых предприятий могли, как правило, только их работники. Большинство же рядовых граждан обменивали свои ваучеры на акции различных чековых инвестиционных фондов (ЧИФов). Впрочем, начало выплаты дивидендов в 1994 вызвало сильное разочарование. Поскольку значительная часть предприятий России в первой половине 1990-х была нерентабельна, то и прибыль по акциям предприятий, держателями которых выступали инвестиционные фонды, была очень низкой. Кроме того, широкий характер приняло мошенничество в ЧИФах. Поэтому годовые доходы собственников акций инвестиционных фондов оказались в лучшем случае соразмерны со средненедельным заработком. В 1995–1997 большинство ЧИФов вообще прекратили свою работу.

Сами организаторы приватизации задним числом признали, что «недостаточный» контроль государства за чековыми инвестиционными фондами был одним из главных пороков приватизации.

Какие документы нужны для приватизации квартиры

Точный список документов лучше узнавать в ведомстве, которое занимается приватизацией в вашем городе. Общего федерального списка нет. А в регионах могут просить разные бумаги. Если интересно, сами сравните требования Москвы и Санкт‑Петербурга.

Вот примерный перечень для ориентира:

  1. Заявление о передаче государственного жилого помещения в собственность в порядке приватизации.
  2. Документы, удостоверяющие личность заявителя и членов его семьи, которые зарегистрированы с ним в квартире.
  3. Договор социального найма или ордер на приватизируемое жильё.
  4. Бумаги, подтверждающие гражданство.
  5. Письменные согласия на приватизацию или отказы от зарегистрированных в квартире жильцов.
  6. Документы о составе семьи: свидетельства о заключении брака, рождении детей.
  7. Справки, подтверждающие, что право на приватизацию не было использовано. Обычно за документом надо обращаться в местную администрацию.
  8. Согласие родителей или органов опеки, если один из будущих собственников несовершеннолетний.

Этот список может расширяться в зависимости от обстоятельств и требований конкретного ведомства. Тщательно ознакомьтесь с условиями и постарайтесь сразу собрать все нужные документы. Обратите внимание, что у некоторых бумаг может быть срок годности.

Определение понятия приватизации

Прежде чем рассматривать то, какие способы приватизации в России установлены законом, рассмотрим определение соответствующего термина. Дело в том, что оно может иметь довольно много трактовок.

Читайте также:  Стереть ручку или маркер без следа — 10 способов

В общем случае под приватизацией следует понимать процесс передачи того или иного имущества, принадлежащего государственным или же муниципальным органам власти, в частные руки — то есть в распоряжение граждан или же организаций, уставный капитал которых принадлежит преимущественно частным лицам. В установленных законом случаях к участию в приватизации могут быть допущены иностранные граждане и организации.

В юридической практике, характеризующей различные правоотношения в сфере российского рынка и социально-экономических коммуникаций, сформировалось 2 основных области осуществления приватизации.

Во-первых, это переход в частные руки предприятий, принадлежащих государству либо муниципалитетам. Субъектами данного механизма приватизации становятся главным образом юридические лица.

Во-вторых, это переход в частные руки жилья, отстроенного государством. В свою очередь, основные субъекты, задействующие данный механизм приватизации, — это граждане, которые имеют право проживать в предоставленных государством квартирах, и в то же время желают получить их в порядке, определенном законодательством РФ, в собственность.

Порядок проведения в отношении жилого помещения

Отдельно рассматривается такой вид приватизации, как передача жилья в собственность. В том случае, если «покупателем» выступает простой гражданин, такая передача осуществляется практически бесплатно (платится лишь пошлина за оформление документов и проведение процедуры). Если же жильё передаётся организации, то это происходит по приведённым выше правилам продажи объектов.

Чтобы состоялась приватизация жилого помещения, необходимо, согласно ст. 4 Закона РФ №1541-1, следующее:

  • дом не должен относиться к категории аварийных;
  • помещение не является общежитием;
  • оно не находится на территории городка при воинской части;
  • оно не относится к спецфонду (например, к категории служебного жилья).

ВАЖНО: Служебные квартиры могут приватизироваться только после того, как собственник (государство или муниципалитет) переоформит их в другую категорию.

Требуется ли согласие всех проживающих в квартире на приватизацию жилья?

Все те, кто зарегистрирован на жилой площади, которую хотят перевести в разряд собственности, должны подписать согласие на проведение данной юридической процедуры. Несовершеннолетние лица (до 18 лет) также имеют право на согласие либо отказ на приватизацию. Если несовершеннолетний участвует в приватизации, то по достижению возраста 18 лет он имеет право на осуществление еще одного перевода жилого помещения в разряд частной собственности.

Если кто-то из проживающих отказывается участвовать в приватизационном процессе, то им нотариально оформляется отказ. Согласно этому отказу доля такого гражданина не переходит к кому-то конкретно, а делится поровну между всеми участниками процесса.

Если все же отказывающийся принимать участие в приватизационном процессе свою долю хочет отдать в пользу кого-то одного, тогда проще провести процесс до конца, а потом положенную часть квартиры либо завещать, либо оформить на нее дарственную.

Важно: Если на момент приватизации кто-то из проживающих отсутствует (находится в длительной командировке, призван на воинскую службу, отбывает срок в местах лишения свободы), то после возвращения он не утрачивает право на перевод жилья в частную собственность. Также такие лица сохраняют за собой право на проживание в уже приватизированном жилье.

Зачем нужна приватизация государственной и муниципальной собственности

У большинства населения не было капитала для приобретения акций по их рыночным ценам. Если же предприятия продавались гораздо ниже их реальной стоимости, то данное приобретение не обладало высокой ценностью для собственника. Прибыль изымалась собственниками и вывозилась за границу, что не позволяло обновлять устаревшие фонды предприятия.

Приватизация собственности — процесс превращения государственной собственности в частную собственность физических и юридических лиц. Процесс широкой приватизации в России был положен Законом РФ от 3 июля 1991 г. № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (ныне утратил силу) и первой Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятии в Российской Федерации на 1992 год (утверждена постановлением Верховного Суда РФ от 11 июня 1992 г. № 2980-1) (ныне утратила силу).

Можно ли продать землю без права собственности?

Отсутствие права собственности на землю говорит о том, что процедура приватизации не было проведена. А значит, гражданин не обладает всей полнотой прав, которая бы разрешала производить сделки с недвижимостью, в данном случае, сделки с землей.

Поэтому землю без приватизации продать не получится, так как гражданин не имеет прав на осуществление подобной процедуры. Земельный надел пока что находится в государственной или муниципальной собственности.

А вот государство или муниципалитет имеет право продать гражданину данный земельный надел, таким образом проведя процедуру платной приватизации, вследствие чего лицо станет собственником.

Приватизация ЗУ – это сложная процедура, которая осуществляется в несколько этапов. Она содержит много нюансов, с которыми можно столкнуться в ходе выполнения. Но внимательное изучение законодательства, а также поэтапное следование планам даст свои плоды, в скором времени вы станете обладателем собственного земельного надела.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *