Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «За что могут отнять участок или выписать штраф: разъяснения Росреестра». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Изъятие земельных участков — редкая мера, которую применяют лишь по решению суда, если собственник не исполнил предписание об устранении нарушения. Принудительное изъятие проводится при отказе устранить выявленное нарушение и после привлечения собственника к административной ответственности.
Комментарии к ст. 8.8 КОАП РФ
1. Цель данной статьи состоит в обеспечении охраны земли как важнейшего фактора жизнеобеспечения населения и средства производства, необходимого для функционирования всех отраслей народного хозяйства, а также как элемента окружающей среды, находящегося в сложной взаимосвязи с другими ее составляющими -водными ресурсами, лесами, животным и растительным миром. Сфера применения норм данной статьи охватывает деятельность промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных, строительных, транспортных и других предприятий и организаций, частных предпринимателей и граждан, как использующих землю в процессе производства, так и оказывающих на нее антропогенное воздействие.
2. Рациональное использование и охрана земель регулируются нормами земельного, гражданского и экологического законодательства. Объем законодательства и нормативных предписаний весьма велик. Основными актами являются: Земельный кодекс РФ (см. гл. I.1 «Земельные участки»); Федеральные законы от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (с изм. и доп.); от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»; от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ «О землеустройстве»; от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»; Постановление Правительства РФ от 2 октября 2002 г. N 830 «Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота».
3. Комментируемая статья содержит составы административных правонарушений, различающиеся по объективной стороне. Объектом всех правонарушений являются общественные отношения в сфере рационального использования и охраны земель (почв).
4. Использованием земель не по целевому назначению, т.е. не в соответствии с теми целями, для которых они предоставлены, являются изменение режима земель, нарушение землеустроительных проектов, результатов отводов и предоставления земельных участков; осуществление непредусмотренных видов деятельности, например, когда вместо производства сельскохозяйственной продукции осуществляется строительство какого-либо объекта, и т.п.
5. Часть 2 данной статьи определяет состав административного правонарушения, объективную сторону которого составляет невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. Неиспользование земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства в течение срока, установленного федеральным законом, — противоправное деяние в виде бездействия. Объективная сторона данного правонарушения состоит в невыполнении собственником, арендатором или владельцем земельного участка принятых на себя в законном порядке обязательств по использованию такого участка в предназначенных целях и в установленный законом срок. При этом необходимо учитывать признак обязательности цели использования земельного участка: производство сельскохозяйственной продукции, иная деятельность, связанная с этим производством, а также временной признак, поскольку факт неиспользования земельного участка может быть установлен только по истечении установленного законом срока.
6. Субъективная сторона — вина в форме умысла или неосторожности.
7. Дела рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель (ст. 23.21).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).
8. С 1 июля 2011 г. вступает в силу ч. 1.1 комментируемой статьи, предусматривающая административную ответственность за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения по его целевому назначению — для ведения сельскохозяйственного производства или иной деятельности, связанной с этим производством. Имеется в виду земельный участок, на который распространяется действие Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
С даты выдачи предписания действует запрет на передачу в залог и переход/прекращение права собственности.
При невыполнении предписания и привлечении к ответственности ставится отметка в ЕГРН о невозможности регистрационных действий.
То есть запрет на совершение сделок на передачу в залог и на переход/прекращение права собственности начинает действовать еще до направления заявления в Росреестр. Однако до внесения в ЕГРН отметки о запрете регистрационных действий собственник сможет, например, зарегистрировать аренду.
Сокращены сроки рассмотрения судами дел об изъятии земли и проведения публичных торгов. Закон № 507-ФЗ внес также изменения в АПК и ГПК по срокам рассмотрения споров об изъятии земельных участков СХН. Такие дела должны будут рассматривать в срок, не превышающий месяц со дня поступления заявления в суд (абз. 2 ч. 1 ст. 152 АПК, ч. 2 ст. 154 ГПК).
Публичные торги по продаже изъятого участка должны будут провести в течение 4 месяцев (до изменений – в течение 6 месяцев) со дня вступления в законную силу решения суда (п. 6 ст. 6 Закона № 101-ФЗ).
Увеличился минимальный срок аренды публичного участка СХН. Теперь он составляет 5 лет (а не 3 года, как было раньше). Максимальный срок аренды не изменился, он составляет 49 лет (п. 3 ст. 9 Закона № 101-ФЗ).
Как лишить собственника земли, если он забросил участок?
Мои соседи по даче не размежевали участок, не платят взносы за вывоз мусора и даже не показываются. Я думал, что владельцев вообще нет, и попросил администрацию района выделить мне эту землю через аукцион. Но выяснилось, что ее уже выделили в 1993 году некой гражданке. Я нашел ее, а она заявила, что продала этот участок 15 лет назад.
Подскажите, неужели право собственности на землю не предполагает никаких обязанностей? Хотя бы минимальных, например косить сухостой? Можно ли как-то найти соседа или лишить его собственности? Найти сам не могу: ни Росреестр, ни сельсовет, ни районная администрация не знают собственника и говорят, что не обязаны знать.
Странно: если за квартиру не платить, то быстро выселяют. А тут получается схожая ситуация без срока давности. Вдруг хозяина вообще нет: например, он умер, а наследников нет?
Что вообще в такой ситуации можно сделать?
Безусловно, у собственника земельного участка есть обязанности и есть ответственность. И перечень обязанностей и виды ответственности четко определены. Объясню, что вы можете сделать в такой ситуации и что вообще должен знать о своих обязанностях собственник участка земли.
Как найти собственника участка
Судя по тому, что участок выделен давно, я вообще не уверен, что он выделен на основании права собственности. Возможно, он был выделен на основании права пожизненного наследуемого владения, которое надо было переоформлять, но его не переоформили. Если сведений в Росреестре об этом нет, значит, его не переоформили. Это сложный вопрос, и в этой статье я не буду в него углубляться.
Если земельный участок все же в собственности и поставлен на кадастровый учет, проще всего его найти на публичной кадастровой карте. Если не знаете номер, найдите свой участок на карте и посмотрите соседние. Когда обнаружите нужный, запишите его кадастровый номер. Если номера нет, достаточно адреса участка.
По кадастровому номеру или адресу участка можно обратиться в любой МФЦ, в котором оказывают услуги Росреестра, за выпиской по земельному участку. Там должен быть указан собственник. Росреестр не может отказать, если вы подали официальный запрос: они должны или дать сведения, или указать, что сведения о собственнике в реестре не зарегистрированы.
Судя по тому, что предыдущий владелец продавал участок по договору купли-продажи, а переход права собственности у нас регистрируется, участок должен быть на кадастровом учете. Система регистрации прав действует около 20 лет. Если участок продан больше чем 20 лет назад, сведений о нем может и не быть.
Если в Росреестре сведений нет, значит, нужно обращаться за архивными документами в местную администрацию. До того как стали вести единый реестр, учет вели именно они. Можете приложить к заявлению копию публичной карты и обвести интересующий вас участок маркером.
При этом я допускаю, что, если земля находится в небольшом сельском поселении, за 20 лет администрация могла потерять все архивы и не хочет в этом сознаваться. Там будут пытаться переложить все на Росреестр, у которого нет документов за тот срок. В этом случае вряд ли удастся найти собственника.
На мой взгляд, в вашем случае шанс на успех — это или если местная администрация захочет изъять землю, или если вы лично найдете собственника и предложите купить у него участок. Сами вы не можете инициировать процедуру изъятия земли, но можете замучить письмами местную администрацию и прокуратуру с требованием изъять участок. Напишите, что он заброшен, не используется десятилетиями, что сухостой представляет пожарную опасность, неосвоение участка мешает развитию поселения и вообще есть желающие его выкупить.
Никаких гарантий, что это подействует, нет, но попробовать можно.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Особенности принудительного изъятия земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения
Указанные особенности регламентированы преимущественно ст. 6 Закона РФ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Земли рассматриваемой категории находятся в постоянном поле зрения контролирующих структур.
Они обладают такой характеристикой как плодородные гумусосодержащие почвы. Поэтому политика государства направлена на предотвращение истощения, загрязнения земель, пригодных к ведению сельского хозяйства.
Земли сельскохозяйственного назначения могут быть изъяты как в связи с нецелевым использованием, так и в связи с нерациональным целевым использованием (п. 2 ст. 6 вышеназванного Закона). Изъятие по первому признаку проводится по общим правилам Гражданского и Земельного кодексов. Для изъятия участков, которые используются по целевому назначению, контролирующему органу необходимо доказать суду:
- факт нарушения санитарно-гигиенических, природоохранных или иных норм землепользования;
- с использованием методик, разработанных согласно Федеральному закону РФ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», подтвердить значимое снижение плодородия почв;
- доказать наличие причинной связи между действиями/бездеятельностью землепользователя и ухудшением качества почв.
Как и земли под строительство, сельскохозяйственные земли могут быть изъяты за неиспользование. Причина кроется не только в заинтересованности государства в развитии агропромышленного комплекса, но и в том, что неиспользование, равно как и неправильное использование земель, может нанести непоправимый вред почвам.
Комментарий к ст. 8.8 КоАП
1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с использованием и охраной земель. Составы правонарушений формальные, т.о. объективную сторону образуют либо действия, т.е. использование земель не по целевому назначению (состав 1); либо бездействие, т.е. неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства (состав 2); либо действия или бездействие, т.е. невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (состав 3); субъективная сторона правонарушения характеризуется виной либо в форме прямого умысла (составы 1, 2), либо в форме прямого умысла или неосторожности (состав 3). Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.
2. Под использованием природных ресурсов понимается эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности (п. 15 ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ). Земли в РФ по целевому назначению подразделяются на семь категорий, в т.ч. земли сельскохозяйственного назначения, земли поселений, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенными способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, а также своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами (ч. 1 ст. 7, ч. 1, ч. 2 ст. 42 ЗК РФ). Использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, а также использование земельного участка средствами и способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки, являются основаниями принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и права пожизненного наследуемого владения земельным участком, а также права аренды земельного участка (абз. 1, абз. 2 ч. 2 ст. 45, абз. 1, абз. 2 ч. 2 ст. 46 ЗК РФ). Оборот земель сельскохозяйственного назначения, согласно Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ, основывается на принципах, одним из которых является сохранение целевого использования земельных участков. Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет. Случаи ненадлежащего использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения определяются в соответствии с ЗК РФ (абз. 1 ч. 3 ст. 1, ч. 3 ст. 6). Член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в соответствии с Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ обязан в течение трех лет освоить земельный участок, если иной срок не установлен земельным законодательством (п. 7 ч. 2 ст. 19).
3. Охрана окружающей среды представляет собой деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (п. 10 ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ). Целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных воздействий хозяйственной деятельности, а также обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным воздействиям хозяйственной деятельности (ч. 2 ст. 12 ЗК РФ). Мелиорация земель в соответствии с Федеральным законом «О мелиорации земель» от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ представляет собой коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий. В зависимости от характера мелиоративных мероприятий различают четыре типа мелиорации земель, в том числе гидромелиорацию, агролесомелиорацию, культуртехническую мелиорацию и химическую мелиорацию (ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 5). Согласно Методике определения размеров ущерба от деградации почв и земель, утв. Минприроды РФ 11 июля 1994 г. и Председателем Роскомзема 29 июля 1994 г., согл. с Минсельхозпродом РФ 5 июля 1994 г., согл. с Президентом Российской академии сельскохозяйственных наук 30 июня 1994 г., деградация почв и земель представляет собой совокупность природных и антропогенных процессов, приводящих к изменению функций почв, количественному и качественному ухудшению их состава и свойств, снижению природно-хозяйственной значимости земель. Существует четыре основных типа деградации почв и земель, в частности технологическая (эксплуатационная) деградация, в т.ч. нарушение земель, физическая деградация и агроистощение; эрозия, в т.ч. водная и ветровая; засоление, в т.ч. засоление и осолонцевание; и заболачивание (п. 2.1, п. 2.3).
———————————
СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 142; см. с изм. и доп.
Комментарий к Статье 54 Земельного кодекса РФ
Комментируемая статья регламентирует порядок и условия принудительного лишения прав на земельный участок только в случаях неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования земельного участка с нарушением законодательства; прекращение прав на земельный участок при изъятии его для государственных и муниципальных нужд и при реквизиции регулируется другими статьями ЗК РФ (ст. ст. 49 — 51).
Из самого названия статьи явствует, что в ней речь не идет о порядке лишения права собственности на земельные участки. Оно регламентировано гражданским законодательством. Точно так же в порядке, установленном ГК РФ, происходит прекращение права аренды по инициативе арендодателя в случае ненадлежащего использования арендатором земельного участка.
Случаи, которые относятся к использованию земельного участка с нарушением законодательства и могут служить основанием прекращения права на земельный участок, перечислены в подп. 1 п. 2 ст. 45 ЗК РФ (см. комментарий к ней).
Правила принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, предоставленного государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию (за исключением государственных академий наук, созданных такими академиями наук и (или) подведомственных им учреждений), при его ненадлежащем использовании утверждены Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2013 г.
В соответствии с ними решение об изъятии земельного участка принимается в отношении земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования, на основании поступивших из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного земельного надзора, копий документов, заверенных должностным лицом этого федерального органа исполнительной власти (предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства, акта проверки выполнения землепользователем предписания об устранении выявленного нарушения, иных документов, связанных с результатами проверки выполнения указанного предписания). Решение об изъятии земельного участка принимается в 2-месячный срок со дня поступления указанных документов и должно содержать: основание для изъятия земельного участка; наименование лица, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком которого подлежит прекращению; кадастровый номер и площадь земельного участка, подлежащего изъятию.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный принимать решение об изъятии земельного участка, в течение 7 рабочих дней со дня принятия решения об изъятии направляет посредством почтового отправления копию такого решения государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, в отношении которых принято решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, а также органу государственной власти или органу местного самоуправления, в ведении которых такая организация находится.
Рассмотренный порядок прекращения права на земельный участок применяется в случае, предусмотренном п. 2 комментируемой статьи; в остальных случаях исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления требование об изъятии земельного участка направляет в суд.
Выявление же нарушений требований законодательства об использовании земельных участков осуществляют органы государственного земельного надзора.
В соответствии с Положением о государственном земельном надзоре надзор за соблюдением требований законодательства: об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием; об обязательном использовании в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях; исполнении обязанности по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, — осуществляет Росреестр и его территориальные органы.
———————————
Утверждено Постановлением Правительства РФ от 2 января 2015 г. N 1 (ред. от 12 марта 2016 г.).
Государственный земельный надзор за соблюдением: требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, — осуществляет Россельхознадзор в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», и Росприроднадзор — в отношении всех иных земель. Кроме того, Россельхознадзор осуществляет надзор за соблюдением требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, а также требований в области мелиорации земель на указанных землях; а Росприроднадзор — за соблюдением обязанностей по рекультивации земель и соблюдением режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов.
По результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверок нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Форма предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации утверждена Приказом Минэкономразвития России от 26 декабря 2014 г. N 851. Согласно этой форме, в таком предписании, в частности, указываются: где, кем и когда проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства; описание нарушения с указанием площади, местоположения, кадастрового номера земельного участка, ссылки на нормативные правовые акты, требования которых были нарушены, и установленная за это ответственность; срок, до которого организации, должностному лицу, индивидуальному предпринимателю, гражданину предписывается устранить указанное нарушение. В предписании указывается также, что для решения вопроса о продлении срока устранения нарушения лицо, которому выдано предписание, вправе представить должностному лицу, вынесшему предписание, ходатайство о продлении срока устранения нарушения, и документы, справки, иные материалы, подтверждающие принятие необходимых мер для устранения нарушения.
В случае неустранения в установленный срок правообладателем земельного участка нарушений, указанных в предписании, орган государственного земельного надзора, выдавший такое предписание, в срок не позднее чем 30 дней со дня привлечения виновного лица к административной ответственности за неисполнение такого предписания информирует о его неисполнении с приложением соответствующих документов орган государственной власти или орган местного самоуправления, которые в соответствии с законодательством вправе обратиться в суд с требованием об изъятии находящихся в частной собственности земельных участков в связи с их неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации и об их продаже с публичных торгов, в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности, либо исполнительный орган государственной власти (орган местного самоуправления) в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Государство планирует за 10 лет (до конца 2030 г.) ввести в оборот как минимум до 12 млн га земель. Для этого предстоят масштабные работы по инвентаризации и выявлении заброшенных угодий. Первым шагом стало урегулирование законодательства в части изъятия невостребованных участков. Теперь надел забрать могут намного быстрее и проще. Но чтобы не лишиться собственности, владелец должен знать основные условия процедуры:
- Признаки неиспользования определены законом. Это зарастание сорняками, захламление, снижение плодородия, угроза окружающей среды, самострой. По другим причинам за неприменение надел забрать не имеют право.
- Участок должен соответствовать негативным признакам на протяжении 3 лет.
- Перед изъятием владельцу дают второй шанс, то есть он может устранить недостатки, например, убрать свалку, узаконить постройку, чтобы не потерять имущество.
- Собственник вправе оспорить протокол и ходатайствовать о продлении сроков исполнения предписания.
- Если владелец не согласен добровольно отдать надел при установлении нарушений, забрать его без решения суда не могут.
- После торгов деньги бывшему хозяину отдают по остаточному признаку после погашения всех процессуальных расходов и долгов.
Без хозяина: как поступить с «ничьей» землей
Конфисковать участок государство вправе на основании 243 статьи Гражданского кодекса и 50 статьи Земельного кодекса. Конфискация является санкционной мерой за правонарушения, совершенные собственником. Изъятия такого типа не предполагают выплату компенсации владельцу земли.
Изъятие участка земли из-за его неиспользования или использования не по назначению производится на основании статей 284 – 286 Гражданского кодекса. Государство вправе изъять землю, если собственник не пользуется ей в течение трех лет без перерыва.
Другим основание изъятия такого типа является нарушение правил его эксплуатации (например, нецелевое использование, проведение работ на земле, которые провоцируют снижение уровня экологического климата на местном уровне и так далее).
В трехлетний период не входит срок освоения участка земли, а также промежутки времени, в течение которых невозможность использования земельного участка связана со стихийными бедствиями, авариями и другими обстоятельствами, которые препятствуют нормальному использованию собственником своего имущества.
Изъятие проводится в четыре этапа:
- Орган, осуществляющий земельный контроль, проверяет наделы, которые находятся в собственности частных лиц, и земли, отданные гражданам для индивидуального жилищного строительства или ведения сельского хозяйства и т.п.
- При установлении в процессе проверки нарушений использования земли собственнику вручают предписание с указанием сроков об устранении выявленных недостатков в пользовании землей и уплате штрафа.
- После окончания установленного срока проверка проводится повторно. Если собственник не устранил нарушения или не выплатил штраф, местные органы самоуправления вправе составить иск об изъятии земли.
- Если суд выносит решение в пользу заявителя, земля изымается у собственника и продается на торгах. После продажи земли из полученной суммы вычитаются расходы на проведение аукциона, а оставшаяся часть передается собственнику.
Изъятие неиспользуемого участка происходит в несколько этапов, поэтому если собственник не желает потерять землю, он должен выполнить условия предписания и начать трудиться на своей земле.
Использование земельных участков, порой, кажется настолько обыденным делом, что из внимания их собственников ускользает момент ответственности за свой надел. Она связана с соблюдением порядка эксплуатации земли, установленного законодательством.
Бывает, что правообладатели земельной недвижимости:
- не обращают внимания на вид её разрешённого использования
- полагают, что, как владельцы, могут совершать со своей землёй любые действия
Это может стать причиной правонарушений в использовании наделов. Их следствия:
- административные предупреждения и требования о необходимости устранения
- штрафы
- изъятие участков в самом худшем случае
Контроль за правильностью использования земли ведут:
- муниципальные власти
- службы Росреестра
- различные контролирующие организации
- сохранение, воспроизводство плодородия почв земель с/х назначения
- защита земель от природных явлений, вызывающих деградацию земель:
- водная и ветровая эрозии
- сели
- подтопление
- заболачивание
- вторичное засоление
- иссушение
- уплотнение
- загрязнение химическими, радиоактивными, другими веществами и микроорганизмами, отходами производства и потребления
- другие
- защита с/х угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями и по сохранению достигнутого уровня мелиорации
- рекультивация нарушенных земель, восстановление их плодородия, вовлечение в оборот
Рекультивации необходима в случаях, когда деятельность на земельных участках привела к ухудшению качества земель, к их загрязнению и нарушению почвенного слоя. Собственники участков должны выполнить мероприятия по предотвращению деградации земель и восстановлению их плодородия:
- привести участок в состояние, пригодное для эксплуатации по его целевому назначению
- устранить последствия загрязнения почв
- восстановить плодородный слой почвы
- посадить защитные лесные насаждения
При нарушении или снятиии почвенного слоя в ходе строительных работ использовать его для улучшения малопродуктивных земель.
Рекультивации подлежат земли, нарушенные при выполнении следующих работ:
- разработка месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом
- добыча торфа
- прокладка трубопроводов
- работы, нарушающие почвенный покров:
- строительные
- мелиоративные
- лесозаготовительные
- геологоразведочные
- испытательные
- эксплуатационные
- проектно-изыскательские
- ликвидация объектов:
- промышленных
- военных
- гражданских
- иных объектов и сооружений
- складирование и захоронение промышленных, бытовых и других отходов
- строительство, эксплуатация и консервация подземных объектов и коммуникаций:
- шахтные выработки
- хранилища
- метрополитен
- канализационные сооружения
- др.
- ликвидация последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы
- войсковые учения за пределами полигонов
Земля может быть подвергнута консервации, если при рекультивации невозможно устранить последствия:
- деградации
- ухудшения экологической обстановки
- нарушения почвенного слоя
Убытки землевладельцев возмещаются за счёт лиц, работы которых вызвавали необходимость её проведения.
- Проводить мелиоративные работы;
- С разрешения органов администрации использовать землю в целях строительства жилых и нежилых хозяйственных объектов;
- Пользоваться земельным участком в сельскохозяйственных целях.
Федеральный закон от 03.07.2016 N 354-ФЗ
Каждый участок можно применять только в конкретной цели в соответствии с его юридическим статусом. Так, если садовому товариществу выделили территорию, её нельзя использовать как пастбище. Если на лугу пасут скот, на нём не допускается строительство частного дома.
Если земля предназначена для возведения жилых объектов, следует учесть, можно ли на ней строить частные дома или многоэтажные здания.
ВНИМАНИЕ! Между двумя многоэтажными домами нельзя возводить одноэтажный дом.
Промышленные земли также подлежат зонированию. Если конкретная площадь отведена для строительства металлургического объекта, на ней нельзя возводить складское помещение, которое планируется сдавать в аренду с целью получения прибыли.
Регламент о целевом использовании земель составляет региональная администрация. Поэтому муниципальные органы обязаны вести контроль за правильностью пользования земельными наделами.
Другой комментарий к статье 284 ГК РФ
Комментируемая статья регламентирует одно из оснований принудительного изъятия у собственника земельного участка, не предусмотренное общей статьей о принудительном изъятии (см. коммент. к ст. 235, 239): ненадлежащее использование земли — неиспользование земельного участка по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. Касается это двух категорий земель — предназначенных для сельхозпроизводства и под любую разновидность строительства.
Заниматься сельхозпроизводством, возводить жилые дома, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения и сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием является правом собственника, землевладельца, землепользователя (см. ст. 40 Земельного кодекса, коммент. к ст. 260). Однако неиспользование земли в соответствии с ее назначением противоречит закону, в соответствии с которым заинтересованные лица просят выделить земельные участки. Эти лица обязаны своевременно приступить к использованию земли в случаях, если сроки освоения участков предусмотрены договорами (см. ст. 42 Земельного кодекса).
Отказ граждан и юридических лиц от осуществления своих прав является в данном случае нарушением земельных обязанностей, имеющих важное народнохозяйственное и социальное значение.
Поэтому законодатель в соответствии с ГК (ст. 9) отступил от установленного принципа свободы по своему усмотрению осуществлять принадлежащие гражданам и юридическим лицам права и ввел ответственность за неисполнение обязательств с учетом их вины, поскольку статья исключает периоды, когда земельный участок объективно не мог быть использован по назначению.
Нецелевое использование земельного участка
Подборка наиболее важных документов по запросу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс: Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Доводы о нецелевом использовании земельного участка (в связи с осуществлением в помещениях офисного здания торговли) не являются достаточными основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в собственность.
» Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Также апелляционной инстанцией в процессе рассмотрения настоящего дела было установлено, что администрация муниципального образования «
Холмский городской округ» в период действия спорного договора неоднократно (письма от 13.05.2013 и от 08.07.2014) указывала на ненадлежащее исполнение ИП Пшибиевым Р.Б. своих обязательств в части использования спорного земельного участка по назначению.
Арендатору предоставлялся необходимый срок для выполнения необходимых проработок, а также изложения своей позиции по дальнейшей судьбе строительства объекта, отсутствие которых будет являться основанием для изъятия земельного участка с расторжением договора аренды по причине нецелевого использования земельного участка. Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению Земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с нарушением требований законодательства Российской Федерации, в частности, если участок используется не по целевому назначению, или его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде, или на участке возведена или создана самовольная постройка и лицами, указанными в пункте 2 статьи 222 настоящего Кодекса, не выполнены предусмотренные законом обязанности по ее сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями.
Использование земель не по их целевому назначению
› Земля – это ценный ресурс, и потому она находится под особым контролем государства. Даже получив участок в собственность (а тем более – в аренду), использовать его можно только в соответствии с предусмотренными целями.
Все земли в России подразделяются по своему целевому назначению на определённые категории.
Их выделяют семь: Эти категории перечислены в 7-й статье Земельного Кодекса. Там же сказано, что земли должны использоваться в соответствии со своим назначением Другими словами, целевое назначение земельного участка – это то, для чего он предназначен.
Другое его использование недопустимо.
Внутри категорий существует разделение по видам использования. У одного участка может быть несколько таких видов.
Из разрешённых для данной земли их выбирает собственник (арендатор). Земли должны использоваться по своему назначению и в соответствии с видом использования. Это отмечается в 42-й статье Земельного Кодекса.
Если участком пользуются с другими целями, это является административным правонарушением.
Наказанием за это служит штраф, а в особо тяжёлых случаях земля изымается государством. Все постройки тоже должны соответствовать этим критериям.
Такое использование может быть связано с желанием сэкономить.
Ведь разные по назначению участки имеют различную стоимость и размер налогов. Но даже если такое случится по незнанию, от ответственности это не освобождает.
Это использование участка не по тому, назначению, которое предусмотрено для данной категории. Законом устанавливаются сроки, в течение которых должно быть начато такое применение. Чаще всего встречаются такие случаи:
- Занятие деятельностью, приносящей доход (то есть предпринимательской) на участках, не предназначенных для этого.
- Возведение зданий на землях, целевое предназначение которых этого не предусматривает.
Для некоторых категорий и разрешённых видов определяется время, в течение которого должно начаться пользование участком.
Как правило, оно составляет 3 года, хотя возможно изменение этого периода.
Примеры из юридической практики
Часто истцам сложно доказать тот факт, что нарушения были, к примеру, если территория, предназначенная для индивидуального строительства, выкуплена для коммерческих целей.
То же самое происходит, когда дело касается загрязнения окружающей среды в определенном населенном пункте.
Пример 1
Зарастание участка сорняками согласно закону приравнивается к нарушению целевого использования земли. Представители общества, против которого было выдвинуто это заявление, обратились в суд с целью оспорить судебное решение по поводу наложения штрафа в размере 40000 руб. Ответчики утверждали, что покупка участка состоялась в октябре, и за это время проведение сельскохозяйственных работ было невозможно. После изучения материалов в оспаривании решения было отказано. Данная категория земель подлежала обработке в период с мая по октябрь.
Пример 2
Виды разрешенного использования земель представляют собой один из самых спорных аспектов в земельной судебной практике. Компания смогла оспорить решение суда о привлечении к ответственности за нецелевое использование земли. Изначально участок был выделен для постройки мотеля, но на нем была установлена вышка для связи со зданием, предназначенным под офис. По мнению судьи, этот случай нельзя было отнести к нарушениям, поэтому наказание за него не предусмотрено. Это изменение считалось незначительным, но в более серьезных ситуациях суд всегда учитывает интересы Росреестра.
Пример 3
В процессе предпринимательской деятельности часто возникают спорные ситуации, касающиеся нецелевого использования. Когда одному предпринимателю был выделен участок для постройки многоэтажного здания, он возвел на нем строение коммерческого типа. За это ему пришлось заплатить штраф, несмотря на обжалование принятого решения. По мнению обвинителей, возведенные магазины не относились к жилому комплексу, поэтому исковое заявление от ответчика не было удовлетворено. Стоит помнить о том, что штрафом облагается как нецелевая эксплуатация, так и отсутствие использования земель.
Неправомерность использования участка должна быть доказана, поэтому в спорных ситуациях всегда следует обращаться к юристу. Специалист сможет досконально разобраться в вопросе и сделает все, чтобы отстоять ваши права. Ниже приложен перечень образцов документов, необходимых для предоставления должностному лицу.
Судебная практика по вопросу нецелевого использования земельных наделов является противоречивой.
Это связано с тем, что истцам будет весьма сложно доказать возможные правонарушения. К примеру, наделы под ИЖС могут быть использованы в коммерческих целях.
По сути, на практике не сложилось практики о целевом использовании участков. Одни судебные органы отталкиваются от понимания целевого применения как соответствующего цели предоставления.
Иные судебные органы нередко указывают на то, что в случае поправок целевого назначения не выходят за пределы использования, то отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности.
Нецелевое использование земельного участка влечет наложение штрафа, досрочное прекращение прав на землю и изъятие надела, либо обязанность компенсировать ущерб, причиненный почвенному слою. Правовой режим разрешенной эксплуатации участков регламентируется нормативными актами и подразумевает разграничение по категориям. В этом материале можно узнать, какая ответственность грозит за нецелевую эксплуатацию надела, и в чем заключается указанное нарушение законодательства.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством