Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Политика просвещенного абсолютизма Екатерины II Великой». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Понятие абсолютизма означает, прежде всего, неограниченную власть монарха. Крупные феодалы больше не имели права «казнить и миловать». Но «просвещенный» абсолютизм означает, что реформы проводятся в интересах всех слоев населения.
Особенности реализации политики просвещенного абсолютизма в России
В России реформы тормозились дворянством, ратовавшим за консервацию крепостного строя. Даже выступавший за свободу крестьян Радищев делал это только на словах, пользуясь плодами труда своих крепостных. И философские размышления о свободе ничуть не мешали ему торговать крепостными.
Екатерина при всем желании не могла пойти против воли высшего класса. Она хорошо помнила, как сама пришла к власти, используя дворянское недовольство Петром III.
Императрица много сделала для развития образования. Императрица основала приюты для сирот, которые становились свободным людьми. Были ограничены права церкви, секуляризованы монастырские владения. Более 1 миллиона монастырских крестьян стали государственными. Это значительно улучшило их положение.
Просвещенный абсолютизм – это форма организации общества, в которой верховный правитель (монарх, король), хотя и обладает абсолютной властью, и может «казнить и миловать» по своему усмотрению, но, тем не менее, он имеет и ряд обязательств перед своими подданными. Главная обязанность монарха – всячески обеспечивать процветание своей страны, думая больше об интересах подданных, чем о личных интересах. Именно в этом отличие между обычным абсолютизмом и просвещенным, и там и там во главе государства стоит тиран, диктатор. Но в одном случае он может быть:
- Самодуром и своей политикой если и не вести государство к гибели, то способствовать его упадку (пример из истории – череда императоров на закате Римской империи, чье самодурство способствовало падению и последующей гибели империи).
- «Просвещенным тираном», ведущим мудрую политику, укрепляя государство (пример из истории, прусский король Фридрих II, который обладая полнотой власти, значительно укрепил свое государство).
Эпоха просвещённого абсолютизма в разных странах
Государство |
Правитель |
Реформы |
---|---|---|
Пруссия |
Фридрих II |
|
Австро-Венгрия |
Мария Терезия и её сын Иосиф II |
|
Российская империя |
Екатерина II |
|
В концепции просвещённого абсолютизма, главной идеей является понимание монарха (царя, императора) собственной ответственности за всех подданных, без исключения для каких-то сословий или классов. Подданные же, в свою очередь, должны оценить такое поведение государя и всячески способствовать его начинаниям.
Ключевые элементы политики просвещенного абсолютизма:
- Обеспечение повышения уровня жизни граждан – развитие медицины, науки, различных искусств, внедрение новых технологий.
- Увеличение грамотности – развитие и популяризация общественного образования.
- Передача части управленческих функций представителям общества — введение выборности судейских и административных должностей.
- Экономический либерализм – снижение налогов, отмена монопольных прав лиц или организаций на добычу, производство и торговлю какими-либо товарами и ресурсами.
- Равенство перед законом – одинаковые наказания и поощрения для всех граждан, вне зависимости от сословного происхождения, наличия связей или занимаемой должности.
Просвещенный абсолютизм в Европе и России имел одни и те же корни, хотя развитие его в разных государствах значительно отличалось друг от друга. Для политики Екатерины было характерно как укрепление самодержавия и крепостничества, так и отход от тоталитаризма и формирование не вполне зависимых от центральной власти слоёв населения. Здесь показали себя все противоречия просвещенного абсолютизма, присущие, впрочем, и остальным европейским странам.
Международная деятельность Екатерины Великой развивалась под теми же лозунгами свободы и равенства, однако восточный вопрос был решён Екатериной жёстко: две удачные войны с Турцией дали России выход в Чёрное море, присоединили Таганрог, Очаков и Азов, уничтожили турецкий флот в Чесменской бухте, что послужило правом прохода судов через Дарданеллы и Босфор, впервые была признана независимость Крыма, присоединённого вместе с Кубанью к Российской империи, а также под покровительством России оказалась Грузия. Время просвещенного абсолютизма значительно расширило территорию страны и её внешние связи.
Уже во второй половине восемнадцатого века утвердившийся в Европе абсолютизм, давший монархам неограниченную власть, понемногу начал клониться к упадку. В Англии король перестал быть божией милостью, это была милость парламента. Во Франции окрепшая буржуазия уступками феодальной аристократии довольствоваться перестала, подводя к кровавой развязке. Остальные европейские страны пока возможности абсолютизма не исчерпали, дворяне господствовали даже при становлении капитализма.
Так происходило в Пруссии, Австрии, Дании, России, Испании, Швеции, Италии, Португалии. Активная деятельность самодержавия была характерна для всех этих стран, но направлена она была на закон, закрепляющий крепостничество, на усиление дворянских привилегий, на расширение государственных границ, на покровительство торговли и промышленности, на жестокость подавления народных восстаний. И как обычно, сохранялись противоречия между реакционной крепостнической политикой и официальной либеральной идеологией.
Просвещённый абсолютизм в Пруссии, Австрии и Швеции
Страна | Изменения | Что осталось без изменений |
---|---|---|
Пруссия | Повысилась доступность начального образования. Усилился государственный контроль над судебными и финансовыми органами. В экономике начала проводиться политика меркантилизма (защита интересов производителей из своей страны и введение ввозных пошлин на импортные товары). Землевладельцы лишились права отбирать у своих крепостных земельные наделы. Все сословия были объявлены равными перед судом. | Сохранилось крепостное право. Выезд за границу остался под запретом. Строгая цензура и отсутствие свободы слова тоже никуда не делись. |
Австрия | Смертная казнь сохранилась только за особенно тяжкие преступления. Появилось среднее образование. Привилегии Церкви были ограничены. Крепостное право было отменено, крестьяне получили небольшие земельные наделы. В экономике так же, как и в Пруссии, началась политика меркантилизма. | Цензура печати и запрет на свободу слова сохранились, запрет на выезд за рубеж тоже. Срок службы в армии даже возрос, а под власть Австрии подпали Галиция и Венгрия. |
Швеция | Были приняты законы, гарантирующие свободу слова и печати. Сословные ограничения на занимание высоких государственных должностей были отменены. В экономике проводилась политика меркантилизма. Была объявлена полная свобода вероисповедания. | Парламент остался зависимым от власти монарха, который мог распустить его в любой момент по своему желанию. Совещательный орган власти был упразднён. |
Особенности просвещенного абсолютизма Екатерины II
То, как Екатерина Вторая понимала идеи просвещенного абсолютизма, отражено в «Наказе», изданном перед началом работы Уложенной комиссии, которая должна была заниматься кодификацией законов Империи. Императрица, создавая этот документ, ориентировалась на труды таких философов, как Дидро, Монтескье, Д’ Аламбер и Беккариа. Но, надо заметить, при этом она учла реалии жизни в России XVIII века.
Как итог у Екатерины II сложился документ, который содержал такие тезисы (основные черты российского просвещенного абсолютизма):
- самодержавие, монархия – идеальная форма правления для Российской империи, ограничение власти монарха может привести к трагедии;
- равенство всех перед законом – важная составляющая жизни империи (законов не должно быть много и они должны быть просты для понимания и легки для запоминания);
- деление общества на сословия и группы – естественно (кто-то умеет править, а кем-то нужно управлять);
- обязанность монарха заботиться о благе всех подданных;
- монарх не имеет права посягать на свободу подданных, но свобода – это лишь право делать то, что не запрещено законом.
Положения «Наказа» декларировались, но исполнены так и не были. Екатерина стремилась популяризировать себя и укрепить собственную власть и часто прибегала к репрессивным мерам. Положение же большей части подданных империи за годы ее правления не улучшилось, а ухудшилось.
1762-1763 гг. — изданы указы, которые нанесли удар по системе монополий в сфере торговли и промышленности.
1763 г. — разделение Сената на 6 департаментов со строго определенными функциями. Сенат стал органом контроля и высшей судебной инстанцией, при этом он лишился законодательной инициативы, которая перешла к императрице.
1764 г. — была проведена секуляризация церковных имуществ. Монастырские крестьяне были переданы в управление Коллегии экономии и стали называться экономическими.
1765 г. — для упорядочивания землевладения началось генеральное межевание земель.
1767 г. — созыв Уложенной Комиссии, которая должна была выработать новый свод законов Российской империи взамен «Соборного уложения» 1649 г., но в 1768 г. под предлогом войны с Турцией Комиссия была распущена.
1769 г. — финансовая реформа: введение бумажных денег — ассигнаций.
Полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу. Все сословные суды были выборными. Высшим судебным органом империи был Сенат.
1775 г. — закон «Учреждение об управлении губерниями», направленный на реформирование местного управления, решавший задачу усиления власти монарха. Закон этот централизовал местное управление, увеличив количество губерний и уездов и назначив наместников, непосредственно подчиненных императору.
1775 г. — манифестом «О свободе предпринимательства» разрешалось всем желающим заниматься промышленной деятельностью, отменялись многочисленные казенные сборы с промыслов и торговли.
1785 г. — «Жалованные грамоты» дворянству, городам и государственным крестьянам, как наиболее реальные гарантии просвещенной монархии.
Более удачными были просветительские начинания Екатерины в области образования, просвещения, культуры: Указ 1783 г. о «вольном книгопечатании» разрешал частным лицам иметь типографии; в 1786 г. утвержден «Устав народным училищам» (в каждом губернском городе создавались всесословные четырехклассные учебные заведения); открыты первые женские учебные заведения страны: Смольный институт (1764), Александровский институт (1765); в 1783 г. была учреждена Российская академия наук. Екатерина II положила начало крупнейшему музею мира — Эрмитажу. Всесторонне образованная императрица издавала сатирический журнал «Всякая всячина», писала пьесы и другие литературные произведения.
При Екатерине II в России получает развитие государственная сфера социального обеспечения: по губернской реформе (1775) учреждаются Приказы общественного призрения, ведавшие школами, больницами, богадельнями и др.; открыта первая городская больница в России — Обуховская больница в Петербурге (1779).
Время правления Екатерины II называют «золотым веком дворянства», эпохой «просвещенного абсолютизма» в России.
Российский просвещенный абсолютизм
Рассматирваемая форма управления государством представляла собой жесткую критику пережитков феодальных отношений. Французские философы писали о том, что каждый человек рождается свободным, и нельзя забирать ее у него. Согласно постулатам этой политики народ должен обладать широкими полномочиями, часть из которых он добровольно доверяет своим правителям. Философы называли этот момент «общественным договором». Политика просвещенного абсолютизма подвергала критике и церкви. Духовенство должно заниматься делами духовными и не иметь влияния на политику, писали ученные, труды которых использовала Екатерина. Они предлагали забрать все церковные земли и передать их в ведение государства. При этом церковные служащие должны были быть навсегда отлучены от власти. Многие из этих направлений Екатерина даже не думала реализовывать.
В течение первых двух лет своего правления, императрица Екатерина 2, разрабатывала специальный Указ, в котором было изложено ее толкование просвещенного абсолютизма. Императрица не желала реализовывать в России «общественные договора», она не желала наделять народ самыми широкими полномочиями. Екатерина 2 полагала, что залог успешности государства заключается исключительно в неограниченной власти императора. Свою опору в управлении страной императрица видела в дворянстве, получившем хорошее образование, и могущем с честью помогать ей править. Кроме того, Екатерина 2 широко поддержала мнение о том, что церковь должна быть лишена своих земель. Императрица не желала ссоры с духовенством и в одночасье не желала лишить их всего влияния. Однако, в своем Указе Екатерина 2 объявила о проведении «секуляризации», т.е.
Сущность политики «просвещенного абсолютизма»
Основоположником идеи «просвещенного абсолютизма» считают философа Томаса Гоббса. В центре этой теории стояло светское государство, покровителем которого был абсолютный монарх. «Просвещенный абсолютизм» вышел за рамки прежнего понимания государства, для которого был характерен узкий практицизм целей и методов управления страной. Этот подход предполагал ответственность правителя не только за государственные дела, но и за «общественное благо».
Литература просветительской направленности, получившая широкое хождение в обществе в середине XVIII века, не ограничивалась лишь критикой существовавших порядков. Стремления мыслителей были направлены на то, чтобы в обществе разворачивались реформы, инициатором которых должно было стать государство и «просвещенные» правители. Отличительный признак «просвещенного абсолютизма» – союз рационалистической философии и абсолютной монархии. Ярким воплощением описанных идей были философские и политические взгляды Вольтера.
Политика «просвещенного абсолютизма» была характерна для многих стран Европы, за исключением разве что Франции, Англии и Польши. Англия не нуждалась в подобных идеях, поскольку нашла другие пути для осуществления реформ. В польском государстве отсутствовал абсолютизм, там господствовала шляхта. А правители Франции не смогли взять на себя ответственность за проведение социальных преобразований, в результате чего монархия в этой стране к концу XVIII века перестала существовать.
«Просвещенный абсолютизм» в России
Идеи «просвещенного абсолютизма» нашли отражение в политике российской императрицы Екатерины II. Она находилась под определенным влиянием французских просветителей XVIII века – Дидро, Вольтера, Руссо, Монтескье. В трудах этих мыслителей Екатерина нашла взгляды, которые позволили ей использовать свое положение в государстве для укрепления позиций абсолютизма. В те времена в Европе было модно и выгодно слыть «просвещенным» правителем.
Настольной книгой императрицы было сочинение «О духе законов», написанное Монтескье. В нем говорилось о необходимости разделения власти в абсолютистском государстве на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Но Екатерина стремилась построить самодержавие так, чтобы необходимость в демократической конституции отпала. Императрица ограничилась лишь расширением прав и привилегий отдельных сословий.
К «просветительским» реформам Екатерины II можно отнести проведенные в годы ее правления изменения в культуре и образовании. В 1783 году она даровала частным лицам право заводить собственные типографии, что положило начало «вольному книгопечатанию». Чуть позже была проведена реформа народных училищ, а затем открылись женские учебные заведения. Подобные мероприятия позволяли Екатерине II сохранять престижный имидж «просвещенной» императрицы.
Философствующие государи
Просвещенный абсолютизм модернизировал руками монархов судопроизводство, образование и многие другие области общественной жизни. Советники государей полностью опирались на учения французских философов восемнадцатого века — Монтескье, Руссо, Вольтера. В социальной и политической сферах царил консерватизм, укреплявший позиции дворянства, которые служили опорой для абсолютизма. С другой стороны, просвещенный абсолютизм видится политикой социальной демагогии, которая лукаво использует лозунги просветителей, чтобы сохранить старые порядки.
Тем не менее новый стиль жизни и его порядок целиком и полностью поддерживали Иосиф II Австрийский, Фридрих II в Пруссии, Екатерина Великая в России и отчасти сын её Павел. Просвещенный абсолютизм оставил яркий и благоприятный след в российской истории, несмотря на то что несколько первых лет царствования Екатерины Великой отмечены державной неуверенностью — всё-таки она не была прямой наследницей и не могла не почувствовать некую шаткость своего трона. Екатерина была всего лишь женой Петра III, внука Петра Великого. Родом она из Германии, носила фамилию Ангальт-Цербская с именем, по-немецки длинным, София-Августа-Фредерика-Эмилия.
Родоначальник идей просвещённого абсолютизма
Просвещённый абсолютизм — философско-политическая мысль второй половины XVIII века, которая критиковала сложившийся политический строй. Основателем просвещённого абсолютизма считается Томас Гоббс. В основе его воззрения лежал принцип договорённости между сувереном и гражданами. То есть люди по собственному желанию отдавали своё право лично вершить суд над обидчиком в пользу государства. Взамен на это государство обязывалось защищать права граждан как внутри государства — путём создания правоохранительных и исполнительных органов, так и за пределами него — путём защиты государства и его интересов, расширение границ государства и завоевания новых территорий. Гоббс считал, что те народы, которые не заключили такого договора и не создали государства находятся в состоянии войны всех против всех. Также резко критиковалась власть церкви, высказывалось мнение конфискации церковных земель в пользу государства.
Итоги правления императрицы
Подводя итоги, следует сказать, что при правлении Екатерины II было завершено правовое оформление сословной структуры общества. Была предпринята попытка привлечь к реформам представителей общественности в ходе работы комиссии по сочинению нового Уложения. Произошла реорганизация управления губерниями, укрепились армия и флот, были экспроприированы церковные земли. Были введены в оборот бумажные деньги.
Произошло развитие и оживление торговли, появились новые кредитные учреждения, расширились банковские операции. В целом произошло улучшение жизни городского населения и активизировалась хозяйственная деятельность городов. Дальнейшее развитие получила система здравоохранения, в частности, была начата вакцинация населения. В целом отмечен рост населения страны, но крепостное право, самодержавный принцип управления и сословный строй по-прежнему оставались неизменными.