Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дополнительное профобразование для логопедов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы стать психологом, нужно получить высшее профессиональное образование: специалитет, бакалавриат или магистратура. По этой специальности обучают в медицинских, педагогических вузах, психологических факультетах различных институтов, иных организациях, имеющих лицензию. Срок обучения – от трех до пяти-шести лет.
Кто по закону может работать логопедом
На должность логопеда многие организации рассматривают педагогических работников. Обратимся к законодательству, регулирующему данную сферу. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” говорит о том, что заниматься педагогической деятельностью могут специалисты, которые имеют соответствующее высшее или среднее профессиональное образование или прошли программы переподготовки.
При этом необходимо отвечать требованиям, указанным в профстандартах и квалификационных справочниках. Профстандарт для логопедов находится в стадии разработки и на данный момент не утвержден. Поэтому работодатели опираются на другие законодательные акты.
Так, в Приказе Минздрава от 26 августа 2010 г. N 761н указано, что принимать на должность логопеда могут человека с высшим дефектологическим образованием. Сложившаяся практика показывает, что работодатели часто опираются на данное требование и ожидают от кандидатов высшего образования в области дефектологии. Но при этом многие руководители образовательных организаций отказывают специалистам, получившим такое образование, но не имеющим педагогической подготовки.
Не стоит забывать, что существует частная практика. В этом случае работать логопедом после профессиональной переподготовки можно и без базового дефектологического образования. Главное — выбрать подходящий учебный центр, который даст необходимые актуальные знания для качественного оказания услуг.
Может ли психолог, пройдя переподготовку 250 часов, работать логопедом?
Логопеды работают в образовательных и медицинских учреждениях. Логопед в образовании называется учителем-логопедом, в медицине — просто логопедом.
Логопеды в медицине работают в клиниках и отделениях для людей с патологиями речи, с последствиями инсульта, в клиниках челюстно-лицевой хирургии и др. Ведут приём в поликлиниках, трудятся в домах ребёнка т.д.
Ещё сохраняются ставки учителей-логопедов в некоторых детских садах, массовых и коррекционных школах. А также в коммерческих развивающих центрах. Свободный график возможен, если логопед работает исключительно частным образом.
Ставка учителя-логопеда — 20 часов в неделю. Некоторые логопеды работают сразу в двух местах: с утра в одном месте, а после обеда — в другом. При желании можно сочетать работу в учреждении с частной практикой.
Обычно это занятия у подопечных на дому, что, доложу я вам, довольно тяжело.
Это работа с детьми и их родителями, что само по себе не плохо, а трудно. Трудно найти общий язык с ребенком, если он уже затюкан настолько, что вообще боится разговаривать. Трудно призвать к порядку малыша, особенно если он плохо понимает речь, если память слабая, внимание неустойчивое.
Трудно донести свои рекомендации до родителей, которые часто не понимают серьёзности проблемы. Да, они хотят, чтобы ребёнок, наконец, научился говорить. Но в первую очередь их волнуют те самые «фефекты фикции», а не речь в целом. Чем тяжелее нарушение, тем неохотнее они выполняют домашние задания.
Сейчас я работаю в школе для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Их речевые трудности — следствие двигательных и интеллектуальных нарушений.
У многих наших учеников — поведенческие проблемы, так называемые нарушения эмоционально-волевой сферы. Чтобы расположить к себе такого ребёнка, настроить его на работу, требуется дьявольская изобретательность и абсолютная отдача сил.
Дефектолог, логопед, психолог, учителя по учебным предметам — мы все работаем в одной упряжке.
Это трудно, но нам нравится.
Раздражает обилие бумаг, планов и отчетов, которые приходится составлять на радость бюрократам от образования. Я никогда не научусь заполнять журнал без ошибок!!!
А вот совсем плохо другое — то, что сейчас происходит в образовании. Не знаю, надолго ли это несчастье, но многие детсады и школы лишились логопедов и дефектологов. А во многих российских городах их нет вовсе. Если рассуждать цинично, я должна порадоваться: чем меньше логопедов в детсадах, тем больше у логопедов частных занятий.
Но, как я уже сказала, один логопед в поле не воин. Чем сложнее проблема, тем больше специалистов нужно привлекать. Какое будущее ждёт ребёнка, если он на родном языке говорит, как иностранец? Как он найдёт друзей? Как он окончит школу? Какую профессию освоит? Это очень острая проблема.
Можно ли работать психологом без профильного образования
Профессионалов с логопедическим образованием принимают в детские сады, школы, поликлиники. Также они востребованы в центрах дополнительного образования для дошкольников, школьников и взрослых. Наличие опыта работы позволит устроиться в реабилитационный центр или организацию по борьбе с нарушениями речи. Логопеды, занятия с которыми дают очевидный положительный эффект, без труда набирают клиентскую базу. Это позволяет параллельно вести консультации или даже открыть собственный частный кабинет.
- Об официальных источниках информации о приеме
- Об «увольнении» преподавателя СПбГУ
- Будут ли исключать из ассоциации выпускников универсантов, нарушивших этический кодекс?
- О расторжении соглашения между СПбГУ и Ассоциацией выпускников
- О нарушениях, выявленных Минюстом в работе Ассоциации выпускников СПбГУ
- Выступал ли академик Ю. К. Толстой за отделение юридического факультета СПбГУ в отдельный университет?
- Сколько студентов и преподавателей факультета свободных искусств и наук принимали участие в несанкционированных акциях?
- О поступлении в СПбГУ
- Кто и зачем разослал студентам «анкету о толерантности»?
- О запросе РБК, связанном с ситуацией вокруг Ассоциации выпускников
- О разрыве взаимоотношений с Бард колледжем
- О продаже сувенирной продукции с символикой СПбГУ ООО «1724» от имени Ассоциации выпускников
- О церемонии вручения дипломов выпускникам 2021 года
Традиционные места работы логопедов:
-
детсады;
-
медицинские учреждения;
-
центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции;
-
дома ребенка;
-
частные логопедические кабинеты.
Логопеда в сфере образования принято называть учителем-логопедом, в медицине – просто логопедом. График работы определяет организация, где трудится специалист. Обычная ставка учителя-логопеда – 20 часов в неделю. На свободный график работы могут рассчитывать только те, кто ведет частную практику. В основном такие логопеды принимают пациентов на дому.
От того, где вы собираетесь работать, напрямую зависит способ освоения профессии. Работать в учебном учреждении можно после получения диплома о переподготовке. Логопед в школе, как и логопед в детском саду, имеет дело в основном со здоровыми ребятами, которые неправильно выговаривают отдельные звуки – им требуется не лечение, а лишь коррекция произношения.
А вот логопед в медицинском учреждении, работающий с отстающими в психическом развитии детьми и людьми, перенесшими инсульт или черепно-мозговую травму, обязан иметь соответствующий сертификат врача.
Законодательство предусматривает обязательное направление логопедов на повышение квалификации каждые три года (не менее 144 часов). Повышение квалификации можно пройти как от организации, так и самостоятельно. Особой популярностью у специалистов пользуется дистанционная учеба, позволяющая сотруднику не отрываться от работы и выбирать любое учебное учреждение, не ограничиваясь своим городом. Правда, перед началом учебы у вас потребуют паспорт и документ, подтверждающий получение высшего образования – ксерокопии придется отправить по электронной или обычной почте.
Некоторые считают, что постоянно повышать квалификацию важно в первую очередь логопедам, трудящимся в медучреждениях, а на то, как давно обучение проходил учитель-логопед, работодатели почти не смотрят. Однако на логопедических форумах можно встретить жалобы вроде: «Работаю в садике 30 лет – и вдруг заставили идти на повышение квалификации логопедов». В любом случае, работать над своей квалификацией полезно в любом возрасте и с любым стажем работы. Тем более, повышение квалификации намного дешевле, чем обучение на логопеда – стоимость начинается от 4 тысяч рублей.
Теоретически да, если вы работаете с частными клиентами как логопед-репетитор. Вы можете оформить ИП или встать на учет в ФНС (так как репетиторство – это по сути самозанятость). Но если вы планируете проводить коррекцию речи «особенных» детей, то есть работать с заиканием, общим недоразвитием речи и другими серьезными нарушениями, получить сертификат все же нужно – как и повышать квалификацию. И дело не только в престиже: недостаточно квалифицированный специалист может не только не помочь, но и навредить пациенту.
Получить дополнительную квалификацию можно еще во время обучения в вузе на старших курсах. Этим правом нередко пользуются студенты психологических и педагогических факультетов, которые в дальнейшем планируют работать логопедами.
Особенность такой «превентивной» профессиональной переподготовки состоит в том, что документ о ее прохождении будет выдан на руки не сразу. Его можно будет получить только после окончания вуза, предъявив диплом.
Получить или повысить квалификацию логопеда можно на факультетах дополнительного профессионального образования педагогических вузов или в специализированных учебных центрах. Например, такие программы предлагаются:
- в Московском педагогическом государственном университете;
- в Международном университете экономических и гуманитарных наук;
- в Санкт-Петербургском университете профессиональной переподготовки и повышения квалификации;
- в Волгоградской гуманитарной академии профессиональной подготовки специалистов соцсферы;
- в НИИ дополнительного образования и профобучения;
- в Московской гуманитарной академии переподготовки работников социальной сферы.
Обучение платное. Для зачисления не нужно сдавать экзамены, но потребуется представить документ об образовании и паспорт.
Формы обучения зависят от конкретного учебного заведения. Например, получить диплом о переподготовке в МПГУ можно только на очном отделении. Но в большинстве образовательных центров доступна дистанционная форма.
01.07.2021 Профстандарт специалиста по ОТ 2021 года требует повышения квалификации в сфере оценки профрисков — очные занятия 07-09 июля 2021
29.06.2021 Очередной семинар-совещание на платформе ZOOM по Методу ИБТ состоится 30 июня 2021 года, начало в 11.00 (МСК). Регулярный семинар — совещание сообщества «Риск-Эксперт». Практические вопросы применения АС УПР «Риск-Эксперт»
31.05.2021 Очередной семинар-совещание на платформе ZOOM по Методу ИБТ состоится 10 июня 2021 года, начало в 11.00 (МСК). Регулярный семинар — совещание сообщества «Риск-Эксперт». Практические вопросы применения АС УПР «Риск-Эксперт»
17.05.2021 Очередной семинар-совещание на платформе ZOOM по Методу ИБТ состоится 18 мая 2021 года, начало в 11.00 (МСК). Обсуждение нового метода оценки профессиональных рисков – Метода ИБТ.
20.04.2021 Очный семинар состоится 21-23 апреля 2021 года
12.04.2021 СООБЩЕСТВО ПРОДВИНУТЫХ ПРОФЕССИОНАЛОВ в области оценки профессиональных рисков, использующих Метод ИБТ и АС УПР «Риск-Эксперт»
30.03.2021 Проект нового положения СУОТ в стриме YOUTUBE
18.03.2021 Для участников, заинтересовавшихся нашим предложением по организации Сообщества профессионалов в области производственных и профессиональных рисков 30 марта 2021 года — в 11.00 проводим совещания на платформе ZOOM
17.03.2021 23 марта 2021 в 11-00 состоится Первое установочное совещание СООБЩЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛОВ В ОБЛАСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ!
15.02.2021 Повышение квалификации по курсу «Управление профессиональными рисками в СУОТ» с очным семинаром 3-5 марта 2021!
Профессиональная переподготовка и второе высшее образование близки, так как дают новые знания, навыки, и на выходе слушатели получают новую специальность.
Программа курсов профессиональной переподготовки состоит только из профильных предметов, то есть проходить общеобразовательные, например, философию, не придётся. То же справедливо и для второго высшего образования, но только в случае, если вы изучали те же общеобразовательные предметы в рамках первого высшего образования, если их можно перезачесть.
Курсы профессиональной переподготовки можно пройти:
- с оконченным высшим образованием: после университета, института, академии;
- с оконченным средним профессиональным образованием: после техникума или колледжа;
- во время учёбы в высшем или среднем профессиональным образовательном учреждении.
При выборе программы необходимо внимательно изучить требования к квалификации специалиста, например, переподготовку по специальности «Медицинский психолог» можно пройти, только имея высшее психологическое образование.
Нюансы есть и в получении педагогического образования.
Согласно единому квалификационному справочнику человек, претендующий на должность учителя, должен иметь «высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки “Образование и педагогика” или в области, соответствующей преподаваемому предмету … либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении».
То есть человек, изучавший лингвистику в высшем учебном заведении, может претендовать на должность педагога с условием прохождения профессиональной переподготовки по профилю педагогической деятельности.
На рынке представлены курсы профессиональной переподготовки с разным сроком обучения, чем же они отличаются друг от друга. Существует два вида профессиональной переподготовки:
- Профессиональная переподготовка для выполнения нового вида деятельности, которая позволяет сменить профиль в рамках ранее полученной специальности. Обучение длится более 250 академических часов. В дипломе указывается специальность без присвоения квалификации.
- Профессиональная подготовка для получения новой квалификации. Как правило, обучение длится более 1000 академических часов, после чего слушателю присваивается новая квалификация. Практически является аналогом второго высшего профессионального образования. В дипломе указывается присвоенная квалификация.
Образец диплома о профессиональной переподготовке
После окончания обучения и успешного прохождения аттестации выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного организацией образца.
Так могут существовать следующие варианты записей в документах:
- с наименованием квалификации;
- с наименованием квалификации и указанием нового вида профессиональной деятельности;
- с указанием нового вида профессиональной деятельности (в рамках имеющейся ранее квалификации).
Если слушатель находится в процессе получения высшего или среднего профессионального образования, то диплом он сможет получить только после того, как закончит основное обучение и предъявит подтверждающие документы.
Диплом о профпереподготовке представляет собой документ установленного образца, который выдается специалистам, прошедшим соответствующее обучение с целью освоения новой профессии.
По сути, он фиксирует присвоение человеку дополнительной или новой специальности.
Можно ли работать учителем-логопедом после курсов профессиональной переподготовки?
Можно ли работать учителем-логопедом после курсов профессиональной переподготовки? Это ещё один вопрос, который приходится слышать от коллег. К тому же подобных курсов в интернете сейчас большое количество.
Отвечая на этот вопрос, обратимся к нормативно-правовым документам. В п. 2, ч. 4, чт.12 Федерального закона об образовании говорится, что курсы профессиональной переподготовки относятся к дополнительным профессиональным программам. Чтобы учесть требования, предъявленные к квалификации учителя-логопеда, необходимо обучаться по образовательным программам высшего образования.
Таким образом мы можем сделать вывод, что наличие курсов профессиональной переподготовки (даже при наличии высшего образования по другой специальности) по профилю «Учитель-логопед» не даёт право работать учителем-логопедом в образовательной организации.
Второе высшее и переподготовка: отличия
- Срок обучения: второе высшее образование придётся получать несколько лет, а переквалификацию можно пройти за год, а иногда и несколько месяцев.
- Стоимость. Второе высшее образование обычно стоит дороже переквалификации.
- Направленность. Второе высшее даёт более фундаментальное образование, с большим количеством теории. А профессиональная переподготовка ориентирована на практику.
- Чтобы получать второе высшее образование, нужно сдавать вступительные экзамены, для проф.переподготовки такого требования нет.
- Второе высшее образование может быть получено только в ВУЗе. Профессиональную переподготовку можно пройти не только в учреждении высшего образования.
Повышение квалификации по 44-ФЗ: закон требует, Минэкономразвития рекомендует
В соответствии с требованиями закона о контрактной системе работники контрактной службы, контрактные управляющие должны иметь образование в сфере закупок. Часто возникают вопросы о каком образовании идет речь. В статье мы рассмотрим, какие виды обучения госзакупкам существуют в настоящее время и где лучше пройти такое обучение.
Все без исключения заказчики обязаны создавать контрактные службы или назначить контрактных управляющих. Законодательно к ним установлены требования и одно из них: заказчики обязаны повышать уровень квалификации и профессионального образования сотрудников контрактных служб и комиссий, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок (ст. 9 № 44-ФЗ).
Согласно требованиям к профессиональному составу комиссии заказчика и составу контрактной службы комиссия должна формироваться из лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок либо обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки (ч. 5 ст. 39 № 44-ФЗ). Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 № 44-ФЗ).
Дистанционный онлайн-курс «Управление государственными и муниципальными закупками: 40 часов , 144 часа или 120 часов . Повышение квалификации по 44-ФЗ с выдачей удостоверения.
Чтобы заказчики могли проводить свои закупки грамотно и не попадать под внеплановые проверки и штрафы со сторон контролирующих органов, Министерство экономического развития России разработало рекомендации, которые, по сути, являются прямым руководством к действию.
Где пройти обучение госзакупкам?
Мы рекомендуем посещать семинары и конференции по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Кроме того, для тех кому некогда, есть удобный формат — вебинары. Узнать всю актуальную информацию из мира закупок с применением на практике можно не выходя из дома или не вставая с рабочего места. Кстати, участники в режиме онлайн могут задавать вопросы на интересующие их темы.
Вебинары по госзакупкам и электронным торгам в Контур.Школе – наши эксперты рассматривают самые актуальные и важные темы. Вы освежите знания, узнаете все нововведения, разберетесь, как правильно участвовать в электронных торгах. Вебинары будут полезны как новичкам, так и опытным специалистам.
Если вы решили повысить свою квалификацию и получить соответствующий документ, то вам подойдут курсы электронных торгов. В интернете достаточно большой выбор таких образовательных программ. Но, обратите внимание, курсы для заказчиков и поставщиков могут сильно отличаться. Например, специалистов в сфере госзаказа обучают планированию закупок, составлению планов-графиков и планов-закупок, размещать сведения и работать в ЕИС, заключать контракты и т.д. Программа курсов для поставщиков может включать в себя информацию об ЭЦП, обучение по прохождению аккредитации на площадках, составление заявок на участие, выбор, оценка и участие в тендерах, получение банковской гарантии, способы отстаивания своих интересов.
Наши специалисты подготовили программы обучения для заказчиков, а также для поставщиков. Есть программы как для новичков, которых надо обучить с нуля, так и для тех, кто в закупках не первый год.
Как учиться на курсах в Школе электронных торгов — смотрите в видеоролике.
Кто такой дефектолог?
Дефектологов часто путают с логопедами, но первые занимаются с детьми, которые страдают от задержки речевого развития или заболеваний ЦНС, а вторые корректируют речь абсолютно здоровых ребят. Условно дефектологов можно разделить на тех, кто занимается научной деятельностью, и тех, кто является практикующим коррекционным педагогом. Выделяют несколько направлений дефектологии, которые и определяют поле деятельности педагога:
- логопед, изучающий проблемы с речевым развитием, исправляющих их;
- сурдопедагог и тифлопедагог, работающие с людьми, у которых наблюдаются проблемы со слухом или зрением соответственно;
- амблиолог, занимающийся с пациентами, страдающими от нарушений зрения, слепыми детьми;
- олигофренопедагог и ортопедагог, работающие с детьми, страдающими от задержки умственного развития и опорно-двигательного аппарата соответственно.
Дефектологи, работающие с любым из вышеперечисленных направлений, занимаются не только коррекцией поведения, но и социальной адаптацией пациентов, их обучением, реабилитацией.
Особенности профессии дефектолог
Востребованные дефектологи ежедневно контактируют с детьми и их родителями, посещают конференции, занимаются научной работой, консультируется со своими коллегами, работающими в сфере медицины, педагогики, социологии. Они ведут своих маленьких и взрослых воспитанников, помогая им найти свое место в мире.
- осмотр пациентов, оценка их состояния и уровня развития;
- работа с медкартами пациентов;
- выбор методических материалов, составление индивидуальных программ с учетом особенностей пациентов;
- проведение работы, направленной на коррекцию недостатков в развитии и поведении воспитанников;
- проведение регулярных обследований, корректировка индивидуальной программы по результатам обследования;
- работа с педагогами, родителями детей;
- изучение увлечений, особенностей и склонностей воспитанников;
- помощь в выборе профессии, социальной адаптации;
- научная работа, ведение документации.
Опытные дефектологи постоянно используют в работе современные методики, являясь очень активными и увлеченными людьми. Работа дефектолога очень важна, ведь он помогает детям адаптироваться, выбрать профессию, общаться с людьми, получить все необходимые знания.
В мире существует огромное количество профессий, направленных на оказание помощи людям, которые вызывают уважение и чувство глубокой благодарности: работники медицинской и социальной сферы, педагоги, спасатели и т.д. Однако ни одна из них не может сравниться по сложности и важности с профессией дефектолога, представители которой работают с особенной категорией людей – с аномальными детьми.
Клинический психолог — это кто?
Клиническим (медицинским) психологом называют специалиста в сфере медицинской психологии, который занимается исследованиями в области КП, диагностикой, коррекцией различных проблем, включая пограничные состояния. Такой психолог может работать не только со здоровыми людьми. Специалист помогает справиться с психологическими расстройствами — фобиями, депрессией, неврозами.
Психолог может заниматься психодиагностикой эмоциональной и когнитивной сферы. Специалист проводит тестирование для определения состояния пациента. При необходимости клинический психолог направляет человека к врачу-психиатру для дальнейшего лечения.
К специалисту обращаются со следующими распространенными проблемами:
- нарушениями аппетита;
- сексуальными расстройствами;
- апатией, хронической усталостью;
- психосоматическими нарушениями;
- невротическими и депрессивными расстройствами и так далее.
Чем занимаются клинические психологи, указано в профстандарте. Среди обязанностей специалиста:
- оформление заключений;
- разработка реабилитационных программ;
- проведение судебно-психиатрической экспертизы;
- назначение пациенту психообразовательных мероприятий;
- проведение клинико-психологических исследований и другие.
Кто может стать клиническим психологом?
Для работы необходимо получить соответствующее образование, а также регулярно совершенствовать профессиональные компетенции. Требования к клиническим психологам указаны в профстандарте.
Требования |
Пояснение |
Образование |
Чтобы стать клиническим психологом нужно иметь на выбор:
|
Профессиональное развитие |
Специалисту для развития и присвоения категории необходимо:
|
Вид диплома |
Документ о ВО должен быть обязательно гособразца. Диплом о профпереподготовке может быть как государственного, так и установленного образца. |
Обязанности специалиста
Большинство считают, что его задача — это исправить неправильное звукопроизношение. Но у логопеда много обязанностей, которые заключаются не только в постановке и автоматизации звуков. Что же входит в его обязанности:
- Диагностика речевого развития ребенка или взрослого.
- Составление плана коррекционной работы с учетом индивидуальных особенностей ребенка или взрослого.
- Работа над звукопроизношением.
- Работа над связной речью.
- Работа над голосом и дикцией.
- Обучение навыкам письма и чтения (т. е. специалист помогает ребенку усваивать основы грамоты).
- Работа над развитием моторной сферы.
- Консультация родителей.
Хороший логопед — это специалист, который справляется со своими профессиональными обязанностями. А для этого он должен обладать необходимыми навыками и умениями.
Также необходимо подобрать подходящее помещение для логопедического кабинета. Идеальное месторасположение — это неподалеку от образовательных учреждений (школ, детских садов) и на оживленных улицах. Для логопедического кабинета не нужно помещение слишком большой площади. Достаточно оформить зону ожидания и сам кабинет, в котором вы будете проводить занятия.
Помещение должно соответствовать всем требованиям СЭС и пожарной инспекции. Оформите уголок с полезной информацией для родителей о речевом развитии. Поставьте мягкий диван, вешалку, чтобы клиентам было комфортно. Кабинет не нужно оформлять слишком ярко, чтобы ребенок не отвлекался на занятиях. Как интересные оригинальные акценты вы можете добавить известных детских персонажей, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно на занятии.
Работа логопеда в детском саду и школе
«С каждым годом процент детей, которые нуждаются в логопедической помощи, растет, — отмечает эксперт. — А чем позже будет обнаружен дефект, тем более серьезные негативные последствия для развития ребенка он может повлечь. Поэтому задача специалиста, работающего в детском саду, — своевременно выявлять и предупреждать речевые нарушения у детей старшего дошкольного возраста».
В детских садах специалисты отвечают за развитие навыков связной речи у малышей и полное формирование ее звуковой стороны. Другими словами, учат детей правильно слышать и воспринимать звуки, а затем правильно их воспроизводить. Работают с малышами индивидуально и в группах.
В обычных садах уделяют внимание лишь тем детям, которым требуется помощь профессионала. А в специализированных учреждениях и группах с логопедическим уклоном отвечают за весь образовательный процесс, строят его так, чтобы помочь детям избавиться от речевых проблем как можно раньше.
Обязательно привлекают к работе родителей, консультируют, рекомендуют техники коррекции, которые можно использовать дома. Если логопед считает, что причиной дефекта стало заболевание, порекомендует родителям показать малыша врачу — профильному специалисту. Такой подход помогает устранить нарушение в раннем возрасте или максимально сгладить его негативное воздействие на развитие и речь ребенка.
Получить профессию можно только в педагогическом вузе, на базе которого действует кафедра логопедии или факультет дефектологии. Стать специалистом, закончив краткие курсы, не получится: высшее профильное образование нужно обязательно.
После 11 класса для поступления в вуз потребуется сдать ЕГЭ по дисциплинам:
После 9 класса можно поступить в педагогический колледж или техникум. Но окончив его, все равно придется поступать в вуз: без высшего образования работать по специальности невозможно.
«Очевидно, профессия логопеда еще долго будет востребованной, — отмечает Вита Билуха, — потому что, к сожалению, количество детей с нарушениями речи растет с каждым годом. А сами нарушения становятся все более сложными и требуют больше времени на коррекцию».
Однако очевидно и то, что случайным людям в этой профессии делать нечего. Импульсивность, требовательность, резкий и взрывной характер, а также желание быстрого карьерного роста, отсутствие любви к детям и сострадания можно считать прямыми «противопоказаниями» для поступления на логопедический факультет.
Где учиться на логопеда
Получить эту профессию можно в колледже, университете или на специальных курсах. Выбор учебного заведения зависит от уровня подготовки человека, а также его целей, планируемого места работы.
В вузе нужно выбирать программы обучения:
Университеты с такими специальностями зачастую есть даже в небольших городах. В Москве на логопеда можно выучиться в МПГУ, РГПУ имени Герцена, МГГУ им. М. А. Шолохова — они считаются лучшими вузами страны в этой сфере.
Если человек планирует поступать после 9 класса, ему нужно выбрать соответствующий колледж или техникум, подготовиться сдавать вступительные экзамены по определенным предметам. Чаще всего это педагогическое учебное заведение.
Выпускники, имеющие образование педагога, могут дополнительно выучиться на логопеда на соответствующих профессиональных курсах. Этот способ подойдет тем, кто хочет быстро освоить новую специальность, дополнить резюме. Но без педагогической базы одними курсами обойтись не получится — они не дадут права работы с пациентами.