Компенсация за семейное образование: что это и как ее получить?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Компенсация за семейное образование: что это и как ее получить?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Дети на семейном обучении вынуждены заниматься и проходить школьную программу самостоятельно, с помощью родителей или репетиторов. Возможно также посещение специализированных платных школ, которые проводят подготовку по отдельным предметам.

Как сдавать ЕГЭ и ОГЭ

Здоровые дети, получавшие образование по семейной форме или дистанционно, успешно освоившие учебную программу, допускаются к экзаменам и сдают их как все школьники:

  • Для допуска к выпускным экзаменом ученик должен успешно пройти все промежуточные аттестации;
  • В выпускных классах проводятся ОГЭ и ЕГЭ по двум обязательным предметам -русскому языку и математике, остальные — по выбору выпускника;
  • Для всех учащихся независимо от того, где и в какой форме они обучались, устанавливаются единые дни сдачи экзаменов.

Детям с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) предоставляются специальные условия сдачи ОГЭ и ЕГЭ. В зависимости от мобильности ребенка, он может сдавать выпускные экзамены в школе, дома или в медицинском учреждении. Испытание проводится в присутствии одного из родителей, а также медицинского работника. Время выполнения заданий для детей-инвалидов увеличивается на 1,5 часа. Если экзамен занимает более 4 часов, детей обеспечивают питанием.

ОГЭ и ЕГЭ вне школы проводится с выполнением минимальных требований:

  • Назначается руководитель пункта проведения экзаменов;
  • Присутствует один организатор и представитель ГЭК (Государственной экзаменационной комиссии);
  • Организуется видеонаблюдение. ГИА (государственная итоговая аттестация) для детей с ОВЗ проводится по единому графику для всех выпускников.

Как быть, если планируется перевод ребенка на семейную форму

Прежде чем переводить детей на семейное обучение, необходимо обсудить вопрос компенсации с руководством школы. Дело в том, что не во всех регионах такую форму подачи знаний практикуют. Для сравнения — в Москве и области на семейной форме числится около 2000 учеников средних школ. Это очень небольшая цифра для столицы.

Можно представить, что делается в других регионах страны.

Интересно то, что Сибирь в этом отношении лидирует. В Челябинске около 500 детей учатся семейным способом, там планируют полностью узаконить семейное образование и ввести гарантированные выплаты родителям.

Что же сдерживает столичных чиновников от введения такой денежной компенсации? Больше всего они опасаются, что многие неадекватные родители будут тратить деньги на себя, а не на ребенка.

В лучшем случае, стоит рассчитывать на добровольную помощь учебного заведения, если ребенок действительно нуждается в деньгах. А вот решать, по каким критериям он в них нуждается, будут все равно местные власти.

Семейное образование как форма обучения

Семейное обучение – это способ получения образования на дому. Данный метод применим в отношении детей, обучающихся по программе 1-9 классов. Ученики, достигшие возраста 15 лет и получившие средний уровень образования, занимаются по другой схеме – самообразованием.

Плюсы семейного образования

  • Уникальный план занятий. Родители, контролирующие обучение ребенка на дому, самостоятельно определяют его расписание. Кроме того, учитываются его способности запоминать информацию, на основании чего подбираются индивидуальные методики изучения материала.
  • Отсутствует негативное влияние сверстников и давление со стороны учителей.
  • Возможность заниматься в подходящее время. Некоторые дети по природе «совы», и раннее утро – не лучшее время для умственной деятельности. Дома есть возможность поглощать новые знания тогда, когда мозг наиболее активен.
  • Участие родителей, которые хорошо знают все особенности и таланты своего ребенка. Их помощь и поддержка способствуют раскрытию его способностей, которые пригодятся в дальнейшем.

Как перейти на семейное обучение

Чтобы ребенок получил качественное образование и при этом не был нарушен закон, родители должны следовать определенным правилам.

Единственный выход — честность

Аттестация становится серьезной проблемой не только из-за того, что ее сложно получить, но из-за принципиального несовпадения требований государства со взглядами прогрессивных «семейников». Времена меняются, меняются и представления родителей о том, чему именно стоит учиться их детям, и часто они никак не коррелируют с программой общеобразовательных школ. При этом аттестация обязательна. Как тут быть?

Выход один: обучать по индивидуальной программе и параллельно подстраиваться под государственные требования. Дети сами отлично видят разницу между увлекательным процессом получения знаний на СО и методичным натаскиванием на прохождение формальных тестов. Поэтому, убеждена Светлана Марзеева, идею о разграничении понятий образования и аттестации нужно доносить до них со всей честностью.

Младшеклассникам это объяснить сложнее. Ребята постарше сами понимают необходимость адаптации к системе. Но есть кейсы, когда учащиеся сознательно отказываются от промежуточной аттестации и окончания 11 классов: сдают экстерном девять классов, и на этом останавливаются. Это правомерный вариант, а в случае изменения решения закон предусматривает право вновь прикрепиться к школе и сдать ЕГЭ.

«Все это возможно, и родителям не нужно изменять своим идеалам и интересам», — заключает Светлана Марзеева.

Чтобы глубже погрузиться в тему семейного образования, почитать мнения экспертов, истории успеха, поразмыслить о возникающих проблемах и пообщаться с «семейниками», мы сделали подборку тематических ресурсов. Все они содержат полезную практическую информацию, а их «отцы-основатели» открыты для общения.

Изменения на семейном обучении

С 1 сентября 2021 года в России действует новый «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности». В нём описаны нормы, которые регулируют семейное и заочное обучение. Рассмотрим подробно, что изменилось.

Читайте также:  Как получить деньги на развитие малого бизнеса от государства 2023

Теперь, если родители переводят ученика на семейное образование, они обязаны проинформировать об этом орган местного самоуправления в течение 15 календарных дней с момента отчисления ребёнка из школы или, если перевод происходит во время летних каникул, не менее чем за 15 календарных дней до начала нового учебного года.

Ученик на любом этапе обучения может сменить форму получения образования с семейной на очную и наоборот, а также сочетать их. Это правило действовало и раньше, но прямо зафиксировано не было. Поэтому некоторые школы могли препятствовать переводу детей с семейного образования к ним. Теперь это незаконно.

Однако если ученик на семейном образовании вовремя не сдаст академические задолженности — например, по промежуточным аттестациям — ему придётся перевестись на очное обучение. Настоятельно советуем заключить со школой договор об аттестациях, где будут прописаны сроки их прохождения.

Индивидуальный учебный план должен соответствовать ФГОС, в том числе — перечню обязательных для изучения предметов. Раньше такого требования не было, поэтому дети, которые учились по индивидуальному плану, могли не изучать некоторые дисциплины: например, основы духовно-нравственной культуры народов России. Новый порядок не оставляет лазеек — учить придётся всё.

Директора городских школ введение единых стандартов также поддерживают. По их мнению, они сыграют на руку и ученикам, и их родителям.

«Единые образовательные стандарты – такая вещь, которая должна продуктивно сказаться на качестве образования. Когда требования во всех организациях будут едиными, то и детям будет проще адаптироваться в новых коллективах», – комментирует Андрей Порсин, директор барнаульской школы №63.

По его мнению, все школы должны в равной степени давать примерно одно и то же, независимо от того, где ребенок находится.

Заместитель директора лицея №112 Ирина Крицкая отметила, что различия в программе раньше были очень заметны и создавали определенные трудности.

«Часто так случалось, что детки, приходя из другой школы к нам, попадали в совершенно новые условия. В учебниках информация разнится, поэтому какая-то тема уже могла быть изучена ребенком, а какая-то еще нет», – пояснила она.

По словам директоров, новая программа сложнее не станет и беспокоиться не о чем. Школьникам больше не придется обращаться за помощью репетиторов, что в значительной мере сэкономит силы детей и средства родителей.

Министр образования Российской Федерации Ольга Васильева предложила на 2023 год целый ряд новшеств, способных значительно скорректировать стандарты образования в Российской Федерации.

Так, если взять длящуюся уже несколько лет реформу выпускных экзаменов в форме ЕГЭ, никак не получается построить ее так, что бы полностью исключить фактор внешнего влияния на оценку знаний ученика.
В сфере высшего образования, так же наблюдаются большие проблемы.

Астрономия в школьной программе в большинстве школ уже присутствует и основной вопрос – будет ли введен ЕГЭ по астрономии?

Как заявила Ольга Васильева, единый государственный экзамен по этому предмету в ближайшее время вводить не будут.

Также, большое внимание уделено созданию программ подготовки и переподготовки тьюторов, ассистентов для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время основными центрами притяжения абитуриентов являются крупные города такие как Москва и Санкт-Петербург. Это создает определенные неудобства абитуриентам, вынужденным ехать «за тридевять земель» для поступления в вуз.

Решено, что в 2023 году в стране откроются свыше 50 опорных вузов, которые станут «центрами роста» науки и высшего образования.

Принимать решение о выборе формы образования вправе только родители или законные представители ученика. Следует брать во внимание взгляд ребенка. Законодательство утверждает, что родителям нельзя отказать, если они хотят перевести своего ребенка на иную форму учебы.

Также допустимо сочетать несколько форм. Это значит, что законодательство не запрещает совмещать семейный и очный вариант обретения образования.

Родители совместно с ребенком могут принять решение обучаться некоторым предметам в школе, а прочие усваивать дома.

Это позволяет всему населению страны получать доступ к полному пакету современных программ;

  • определена возможность составления индивидуального графика обучения для учеников, которые по тем или иным весомым причинам не могут посещать школу наравне с остальными учащимися. В частности, речь идёт о спортсменах и гастролирующих музыкантах, для которых теперь можно составлять персональные учебные программы;
  • в законе отменяются льготы для детей-сирот при поступлении в высшие учебные заведения. Но в целях соблюдения социальной справедливости для таких детей будут организованы бесплатные подготовительные курсы;
  • оценка работы учителей будет проводиться преимущественно в удалённом режиме без бюрократической волокиты и бумажного документооборота

Новый Закон об образовании РФ – это мощный правовой регулятор одной из самых важных социальных сфер, от прогресса которой напрямую зависит будущее страны.

Категории образовательных организаций высшего образования

  • Статья 25 Устав образовательной организации
  • Статья 26 Управление образовательной организацией
  • Статья 27 Структура образовательной организации
  • Статья 28 Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации
  • Статья 29 Информационная открытость образовательной организации
  • Статья 30 Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения
  • Статья 31 Организации, осуществляющие обучение
  • Статья 32 Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность
  • Статья 33 Обучающиеся
  • Статья 34 Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
  • Статья 35 Пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания
  • Статья 36 Стипендии и другие денежные выплаты
  • Статья 37 Организация питания обучающихся
  • Статья 38 Одежда обучающихся.
Читайте также:  3. Споры, связанные с признанием договора подряда недействительным

Как правило, требуется одно заявление для всех аттестаций, но в некоторых образовательных учреждениях нужно писать заявление для каждой отдельной аттестации.

Закон о семейном образовании

Как перейти на семейное обучение по закону Как проводятся аттестации при семейном образовании Приказ о промежуточной аттестации при семейном образовании экстерном Семейное обучение — это хорошо, или плохо?

Положена ли компенсация за семейное образование? В России есть несколько форм образования, что дает свободу выбора родителям и ученикам.

Что такое семейное обучение? Такая форма образования позволяет ученику не посещать школу и не приглашать преподавателей из школы домой. Семейное образование — это возможность посещать образовательное учреждение только для сдачи экзаменов и промежуточной аттестации, остальное время обучаться дома с родителями или репетиторами.

Такая форма может быть выбрана на постоянной основе, на год или на время прохождения определенной аттестации.

Законодательная основа: где найти информацию о семейном образовании по новому закону Положение о семейном образовании прописано в законе «Об образовании РФ» №273 ФЗ, который позволяет родителям выбирать форму обучения для ребенка в соответствии с его потребностями и остальных членов семьи.

Подробная информация содержится в ФЗ «Об Образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.

В соответствии с ним родители могут объединить несколько видов образования для ребенка. Например, он может посещать школу 2-3 раза в неделю или посещать занятия только по выбранным дисциплинам, а остальные изучать дома.

А также Вы можете ознакомиться с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г.№ 1015 и Письмом Министерства образования и науки РФ от 15.11.2013 г. № НТ-1139/08 Как перейти на семейное обучение по закону В законе об образовании по семейному обучению сказано, что для перехода на такую форму не требуются справки от врача или уважительные причины, достаточно желания родителей и ученика.

В соответствии с положением о семейном обучении процесс перехода сводится к следующему:

  • Родители должны написать заявление о переходе;
  • Сообщить в местный муниципальный орган самоуправления в сфере образования по месту жительства.

По новому закону переход на семейное обучение в школе достаточно прост, беспокоиться об этом не нужно.

Как проводятся аттестации при семейном образовании По закону о семейном образовании промежуточную аттестацию можно сдавать как в школе, так и дома. Это обязательное условие для перехода в следующий класс, промежуточная аттестация на семейном образовании позволяет определить уровень знаний ребенка и то, насколько хорошо он успевает по школьной программе.

Проверка проводится бесплатно в школе или дистанционно по договорённости. Некоторые школы требуют сдавать такие экзамены раз в год, другие — раз в четверть, это устанавливает учебное заведение, предварительно согласовав с вами. График промежуточной аттестации учащихся на семейном обучении устанавливает школа, но вы можете изменить его как вам удобно и обязательно утвердить эти изменения с директором школы.

Как проходит домашнее обучение

Особенности обучения на дому. При домашнем обучении ребенок получает знания вне стен школы. Обычно он прикрепляется к ближайшем к месту жительства учебном заведению. Надомное образование максимально приближено к классическому:

  1. Дети числятся в определенном классе, они числятся в контингенте школы.
  2. Они проходят одинаковую программу с другими учениками, пишут контрольные и проверочные работы, принимают участие в общешкольных мероприятиях.
  3. Ученики получают учебники и занимаются по графику с учителями.
  4. Школьникам выдают бесплатные учебники, они могут пользоваться библиотекой.
  5. По результатам обучения школьники сдают ОГЭ, ЕГЭ или ГВЭ и получаю аттестат.

Разница только в том, что учителя приходят к ребенку домой (в больницу) или проводят занятия онлайн. Помимо учителей ребенок может пользоваться услугами логопеда, дефектолога, психолога и пр.

Часто бывает, что один учитель обучает ребенка по нескольким предметам. Например, по математике и физике, истории и обществознанию и пр. Это вполне законно, так как в дипломах учителей обычно указана смежная специальность.

Особенности обучения. Если ребенок нуждается в помощи ассистента или тьютора, их должны предоставить на все время урока. Тьютор – это специалист, который помогает в образовательном процессе и оказывает психологическую поддержку. Ассистент отвечает за техническую помощь.

Положение об индивидуальном обучении детей на дому

2.1. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, организует индивидуальное обучение больных детей на основании следующих документов:

  • заявления родителей (законных представителей);
  • медицинского заключения лечебного учреждения;
  • приказа Управления образования района;
  • приказа по школе.

2.2. Образовательная организация согласовывает с родителями (законными представителями) расписание занятий, которое утверждается директором школы.
2.3. Освоение основной образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объёма учебного предмета, курса, дисциплины образовательной программы, сопровождается текущей, промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, Положением о промежуточной аттестации.
2.4. Место проведения занятий (на дому или в школе) определяется родителями (законными представителями) обучающихся и указывается в заявлении.
2.5. Занятия проводятся по расписанию, которое составляется заместителем директора на основе базисного учебного плана, индивидуальных учебных планов в соответствии с основными санитарно-гигиеническими требованиями. Расписание согласовывается с родителями и утверждается руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность.
2.6. Учебный план для каждого обучающегося на дому составляется из расчета не менее:

  • в 1-4 классах – 8 ч в неделю,
  • в 5-7 классах – 10 ч в неделю,
  • в 8-9 классах – 11 часов в неделю,
  • в 10-11 классах – 12 часов в неделю.
Читайте также:  Статья 82 НК РФ. Общие положения о налоговом контроле (действующая редакция)

2.7. Право на распределение часов по учебным дисциплинам предоставляется организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом психофизических особенностей, интересов детей, медицинских показаний. Такие предметы как ИЗО, музыка, МХК, ОБЖ изучаются обучающимися самостоятельно или на уроках (по желанию ребёнка).
2.8. Решение о переводе больных детей в следующий класс принимает Педагогический совет школы на основании анализа выполнения ими скорректированных учебных программ по предметам и при наличии положительных годовых оценок.
2.9. Больной ребенок, не освоивший программу по одному предмету, переводится в следующий класс условно и ликвидирует академическую задолженность в течение следующего учебного года.
2.10. Больные дети, не освоившие учебные программы учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, оставляются на повторное обучение.
2.11. Больные дети, освоившие образовательные программы основного общего и среднего общего образования и имеющие положительные годовые отметки по всем предметам учебного плана образовательной организации, на основании решения Педагогического совета школы допускаются к государственной итоговой аттестации.
2.12. По завершении обучающимися на дому освоения общеобразовательных программ основного общего и среднего общего образования проводится государственная итоговая аттестация в порядке, формах и сроки установленные законодательством.
2.13. Обучающимся, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, организация, осуществляющая образовательную деятельность, выдает документы государственного образца о соответствующем уровне образования: выпускникам IX класса — аттестат об основном общем образовании, выпускникам XI класса — аттестат о среднем общем образовании.
2.14. Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, образовательная организация в связи с завершением обучения выдает свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

3.1. При назначении учителей, работающих с больными обучающимися, преимущественно отдается учителям, работающим в данном классе. Если по объективным причинам организовать обучение на дому силами своего педагогического коллектива невозможно, то администрация имеет право привлечь педагогических работников, не работающих в данной организации.
3.2. В случае болезни учителя (в течение недели) администрация организации с учетом кадровых возможностей обязана произвести замещение занятий с учеником другим учителем.

4.1. Индивидуальное обучение больных детей на дому предоставляется обучающимся бесплатно в пределах:

  • в 1-4 классах – 8 ч в неделю,
  • в 5-7 классах – 10 ч в неделю,
  • в 8-9 классах – 11 часов в неделю,
  • в 10-11 классах – 12 часов в неделю.

4.2. Если период обучения на дому не превышает двух месяцев или срок окончания обучения на дому в медицинской справке не указан, то учителям производится почасовая оплата, в остальных случаях оплата включается в тарификацию.
4.3. Во время нетрудоспособности учителя администрация школы с учетом кадровых возможностей обязана произвести замещение занятий с больным учеником другим учителем. Если сроки проведения уроков переносятся на другое время, они согласуется с родителями (законными представителями), издается приказ по школе о переносе занятий с указанием точного времени.
4.4. В случае болезни ученика учитель, труд которого оплачивается по тарификации, обязан отработать пропущенные часы. Сроки отработки согласовываются с родителями (законными представителями).
4.5. В случае прои��водственной необходимости в расписание занятий могут вноситься коррективы, и время занятий может измениться.
4.6. В случае досрочного окончания занятий директор издает приказ, который передается в бухгалтерию.

В чем особенности ИУП

Главная задача — дать ребенку образование с учетом его особенностей, выбрав оптимальный для него уровень учебных программ, темп и сроки обучения. При ИУП разрешается менять перечень предметов, глубину их изучения, последовательность изучения предметов в течение учебного года. Но есть важное ограничение: порядок организации обучения по индивидуальному учебному плану не должен выходить за рамки федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС).

Особенности:

  1. Возможность менять трудоемкость обучения. Разрешается уменьшать или увеличивать почасовую нагрузку. Если в школе предмет изучается на базовом уровне, ученику на ИУП разрешено обучаться на углубленном уровне по этому предмету. Например, углубленно изучать математику в школе с гуманитарным уклоном. Если в школе предмет изучается на углубленном уровне, ученику на ИУП разрешено давать материал на уровне базы. Например, в школе с математическим уклоном изучать геометрию и алгебру на базовом уровне.
  2. Возможность менять последовательность изучения. Если в школе обучение дается сразу по всем предметам, обучающемуся по индивидуальному плану разрешено изучать предметы последовательно, в виде блоков или модулей. Например, сначала изучить весь курс химии, затем весь курс физики, потом — курс русского языка. Разрешено сочетать последовательное и параллельное изучение, когда один или несколько предметов в течение года идут еженедельно, а остальные изучаются блоками.
  3. Возможность менять перечень предметов. Разрешено добавлять или убирать предметы в учебный план, если это не противоречит ФГОС.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *