Некоторые вопросы Единой бюджетной классификации Республики Казахстан

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Некоторые вопросы Единой бюджетной классификации Республики Казахстан». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


КБК в платежке имеет вид специального цифрового кода, обозначающего доходную и расходную части бюджета. Бухгалтерам предприятий приходится часто сталкиваться с такими реквизитами, но не все понимают значение каждой части кода в определенной зашифрованной последовательности.

Сравнение старых и новых КБК по страховым взносам

Для вашего удобства далее приводим таблицу, в которой сравниваются старые и новые КБК, действующие с 8 января 2023 года:

Вид платежа Прежний КБК (отменен с 8 января) Новый КБК
Для тех, кто выплачивает вознаграждение физлицам
Пенсионные взносы на выплату страховой пенсии 182 1 02 02010 06 1010 160 182 1 02 01010 01 1000 160
Пенсионные взносы на выплату накопительной пенсии 182 1 02 02020 06 1000 160
Пенсионные взносы по доптарифу за застрахованных лиц, занятых на видах работ, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.13 № 400-ФЗ (список 1) Тариф зависит от результатов спецоценки условий труда (СОУТ)

182 1 02 02131 06 1020 160

Тариф зависит от результатов СОУТ

182 1 02 04010 01 1020 160

Тариф не зависит от результатов СОУТ

182 1 02 02131 06 1010 160

Тариф не зависит от результатов СОУТ

182 1 02 04010 01 1010 160

Пенсионные взносы по доптарифу за застрахованных лиц, занятых на видах работ, указанных в подп. 2 — 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.13 № 400-ФЗ (список 2) Тариф зависит от результатов СОУТ

182 1 02 02132 06 1020 160

Тариф зависит от результатов СОУТ

182 1 02 04020 01 1020 160

Тариф не зависит от результатов СОУТ

182 1 02 02132 06 1010 160

Тариф не зависит от результатов СОУТ

182 1 02 04020 01 1010 160

Взносы «на травматизм» 393 1 02 02050 07 1000 160 797 1 02 12000 06 1000 160
Взносы на страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 182 1 02 02090 07 1010 160 182 1 02 01020 01 1000 160
Медицинские взносы 182 1 02 02101 08 1013 160 182 1 02 01030 01 1000 160
Для ИП и прочих «частников»
Пенсионные взносы в фиксированном размере на выплату страховой пенсии 182 1 02 02140 06 1000 160 с доходов:

– не превышающих 300 тыс. руб. в год 182 1 02 02010 01 1000 160;

– превышающих 300 тыс. руб. в год 182 1 02 03000 01 1000 160

Пенсионные взносы в фиксированном размере на выплату накопительной пенсии 182 1 02 02150 06 1000 160
Медицинские взносы 182 1 02 02103 08 1000 160 182 1 02 02020 01 1000 160

Классификация доходов

Как и ранее, код классификации доходов бюджетов состоит из 20 знаков. Структура осталась неизменной и единой для бюджетов бюджетной системы РФ. Как указано в п. 7 Порядка № 82н, она включает:

  • код главного администратора доходов бюджета (1–3-й разряды);

  • код вида доходов бюджетов (4–13-й разряды);

  • код подвида доходов бюджетов (14–20-й разряды).

Для детализации поступлений по кодам вида доходов бюджетов применяется код подвида доходов бюджетов (14–20-й разряды), который в соответствии с п. 11 Порядка № 82н состоит:

  • из группы подвида доходов бюджетов (14–17-й разряды);

  • из аналитической группы подвида доходов бюджетов (18–20-й разряды).

Аналитическая группа подвида доходов является группировкой доходов по виду финансовых операций, относящихся к доходам, и состоит из следующих элементов (п. 12 Порядка № 82н):

  • 100 – «Доходы»;

  • 400 – «Выбытие нефинансовых активов».

Согласно п. 12.1 Порядка № 85н аналитическая группа подвида доходов 100 «Доходы» детализирована статьями:

  • 110 «Налоговые доходы и таможенные платежи»;

  • 120 «Доходы от собственности»;

  • 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат»;

  • 140 «Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба»;

  • 150 «Безвозмездные денежные поступления»;

  • 160 «Страховые взносы на обязательное социальное страхование»;

  • 180 «Прочие доходы»;

  • 190 «Безвозмездные неденежные поступления».

Большая часть доходов медицинских учреждений поступает по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсации затрат». В соответствии с п. 12.1.3 Порядка № 82н по ней, в частности, отражаются:

  • доходы от оказания платных услуг;

  • компенсация затрат;

  • доходы от оказания медицинских услуг, предоставляемых застрахованным лицам в рамках базовой (территориальной) программы ОМС;

  • доходы медицинских учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения от оказания медицинских услуг, предоставляемых женщинам в период беременности, женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период;

  • доходы государственных (муниципальных) учреждений от поступлений субсидий на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе государственного (муниципального) задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС.

Читайте также:  Получение квоты на РВП в 2023 году

С 2023 года уточнили КБК, которые предназначены для НДФЛ.

КБК

Налог

До 08.01.2023 г. применяются:

182 1 01 02010 01 1000 110

НДФЛ с доходов в части суммы налога, которая не превышает 650 тыс. руб. (исключение — доходы, по которым расчет и уплата НДФЛ производится по ст. 227, 227.1, 228 НК)

182 1 01 02080 01 1000 110

НДФЛ с доходов в части суммы налога, которая превышает 650 тыс. руб. (относится к доходам, которые превышают 5 млн. руб.)

После вступления в действие поправок эти коды также используются, но уже с некоторыми оговорками. Эти КБК нельзя применять, чтобы перечислять НДФЛ с дивидендов.

С 08.01.2023 г. дополнительно введены:

182 1 01 02130 01 0000 110

НДФЛ, который не превышает 650 тыс. руб.

182 1 01 02140 01 0000 110

НДФЛ, который превышает 650 тыс. руб. (касается дохода, который превышает 5 млн. руб.)

КПК и КНП по налогам для ИП

Разберем для начала основные КБК и КНП на 2020 год для оплаты налогов по ИП.

У многих наших читателей были вопросы в частности по ОСМС.

Налоги за ИП + за сотрудника КБК КНП
ИПН — подоходный налог 101202 911
СН — Социальный налог 103101 911
ОПВ — пенсионный взносы 901101 010
СО — социальные отчисления 902101 012
ОСМС — медицинское страхование 904101 122
ОСМС за сотрудника 904101 121
ВОСМС за сотрудника 904101 122
ИПН за сотрудника 101201 911

Что изменили в 2022 году

С 2022 года бухгалтеры проводят операции по-новому. К примеру, на подстатье КОСГУ 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» следует отражать выбытие денежных средств при недостаче, хищении, отзыве лицензии у банка. Провести операцию необходимо в день признания требования о возмещении ущерба или в день поступления денег в счет погашения долга.

С 01.01.2022 по КОСГУ 250 бюджетники разделяют операции текущего и капитального характера. Операции текущего характера учитывают по подстатьям 251, 252, 253. Операции капитального характера поводят по новым кодам:

  • 254 — перечисление средств в другие бюджеты;
  • 255 — перечисление средств наднациональным организациям, правительствам иностранных государств;
  • 256 — перечисление средств международным государствам.
Назначение Обязательный платеж Пени Штраф
С реализации в России 182 1 03 01000 01 1000 110 182 1 03 01000 01 2100 110 182 1 03 01000 01 3000 110
При импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза – через налоговую инспекцию 182 1 04 01000 01 1000 110 182 1 04 01000 01 2100 110 182 1 04 01000 01 3000 110
При импорте товаров – на таможне 153 1 04 01000 01 1000 110 153 1 04 01000 01 2100 110 153 1 04 01000 01 3000 110
Назначение Обязательный платеж Пени Штраф
По имуществу организаций, не входящему в Единую систему газоснабжения 182 1 06 02010 02 1000 110 182 1 06 02010 02 2100 110 182 1 06 02010 02 3000 110
По имуществу организаций, входящему в Единую систему газоснабжения 182 1 06 02020 02 1000 110 182 1 06 02020 02 2100 110 182 1 06 02020 02 3000 110

КБК по налогу на прибыль в 2022

Назначение платежа

КБК

Налог

182 1 01 01090 01 1000 110

Пени

182 1 01 01090 01 2100 110

Штрафы

182 1 01 01090 01 3000 110

Как понять, какой налог подразумевается под конкретным кодом

Чтобы понять расшифровку КБК-2021, необходимо обратиться к приказу Минфина РФ от 06.06.2019 № 86н в редакции приказа Минфина от 08.06.2020 № 98н. В нем рассматриваются коды отдельно по составляющим частям. Данный НПА постоянно обновляется приказами Минфина о новых или отмененных кодах.

В целях ознакомления с построением бюджетной классификации рассмотрим расшифровку КБК 18210501021011000110 — какой налог в 2021 году ему соответствует. И чтобы увидеть различия в цифрах, сравним его с расшифровкой КБК 18210501011011000110 — какой налог в 2021 году можно оплатить по этому коду.

Почему меняются коды бюджетной классификации?

Это крик души подавляющего большинства предпринимателей: насколько было бы проще, будь эти коды едиными и установленными раз и навсегда. Но Министерство финансов практически каждый год вносит в КБК те или иные изменения. У предпринимателей и бухгалтеров далеко не всегда есть возможность вовремя отслеживать новшества и исправлять указанные КБК, особенно ярко это проявляется в отчетные периоды. Ответственность за неверно указанный код лежит целиком на плечах бизнесменов, часто выливается в непредвиденные траты и хлопоты по исправлению ошибки и доказательствам своей правоты.

Читайте также:  Кто в доме хозяин, или что должен делать хороший муж

Существуют различные версии, которые выдвигают предприниматели и никак не комментирует Минфин и Минюст.

  1. Чем больше поступлений прошли по неверным КБК, тем больше средств на некоторое время окажутся «подвешенными» как невыясненные. До исправления ошибок их можно использовать на неблаговидные цели, а в масштабах страны это огромные суммы.
  2. Дополнительное наполнение бюджета путем начисления штрафов и пеней за «просроченные» платежи, которые прошли по уже недействующему КБК. Доказательство своевременности оплаты достаточно хлопотное.
  3. Несогласованность действий Минфина, присваивающего коды, и Минюста, утверждающего их.
  4. Поскольку КБК напрямую «привязаны» к государственному сектору, любые изменения внутри соответствующих структур, поступление новых директив и т.п. ведут за собой и смену кодирования.

К СВЕДЕНИЮ! Есть мнения, что, поскольку это кодирование – внутреннее дело казначейства, то и производиться оно должно им, а не налогоплательщиками. Код КБК могут присвоить сотрудники банка на основании указанных данных о получателе и назначении платежа, либо сотрудники казначейства при его получении. Тем не менее, на сегодня дополнительный труд по кодированию возложен на плечи плательщиков, уклониться от него они не могут, а значит, остается только соблюдать действующие требования и быть в курсе последних новаций.

Последствия неверного указания КБК

Если КБК указан неправильно, платеж может быть некорректно распределен, а значит, до получателя он не дойдет. Соответственно, результат может быть таким же, как если бы деньги и вовсе не перечислялись.

Разберем случай с ИФНС (инспекцией федеральной налоговой службы). Например, при оплате налога была допущена ошибка в коде бюджетной классификации. Если инспекция не увидит платеж, то она, помимо государственного сбора, выставит требование об уплате штрафа, а также пени за просрочку.

Чтобы исправить ситуацию и доказать, что сбор оплачен вовремя, необходимо подать в инспекцию заявление об обнаруженной ошибке в КБК. В этом же письме заявитель просит уточнить основания платежа. К заявлению прикладываются документы, подтверждающие уплату налога.

При необходимости инспектор службы проведет сверку уплаченных сборов и составит акт. После чего налоговый орган выносит решение об уточнении данного платежа и выдает его на руки заявителю. Датой исправления КБК считается дата обращения с заявлением об ошибке.

Основные КБК для налогов и взносов в 2021 году: перечень, расшифровка

Наиболее употребляемыми в 2021 году являются КБК, необходимые для современных российских ИП и хозяйственных обществ, имеющих дело с уплатой:

  • НДФЛ за наемных сотрудников (КБК 18210102010011000110);
  • налога на прибыль (региональный КБК — 18210101012021000110, федеральный — 18210101011011000110);
  • УСН (КБК по схеме «доходы» — 18210501011011000110, по схеме «доходы минус расходы» — 18210501021011000110);
  • ЕНВД (КБК 18210502010021000110);
  • НДС (КБК для налога 18210301000011000110, пеней — 18210301000012100110, штрафов — 18210301000013000110);
  • фиксированных взносов на ОПС (КБК18210202140061110160);
  • взносов на ОПС за работников (КБК 18210202110061010160);
  • фиксированных взносов на ОМС (КБК 18210202103081013160);
  • вносов на ОМС за работников (КБК 18210202101081013160);
  • взносов по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (КБК 18210202190071010160);
  • взносов в ФСС по производственному травматизму (КБК 39310202150071000160);
  • добровольных фиксированных взносов в ФСС (КБК 39311706020076000180).

Новшества в КБК с 2021 года

С 2021 года учреждения ожидает ряд новшеств в части применения КБК.

Новый порядок применения КБК

В настоящее время при выборе составных частей КБК (КВР, КВД, целевых статей и т. д.) учреждения руководствуются общим порядком, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н (далее — Порядок N 85н).

Дополнительно для федеральных учреждений утверждены таблицы составных частей бюджетной классификации приказом Минфина России от 29.11.2019 N 207н (далее — Порядок N 207н).

С 2021 года этот расклад несколько меняется.

Во-первых, на смену Порядку N 207н приходит новый порядок. Приказ Минфина России от 08.06.2020 N 99н , которым утверждается этот порядок, сейчас находится на регистрации в Минюсте России. Его можно найти на официальном сайте Минфина России в рубрике «Бюджет», подрубрике «Бюджетная классификация Российской Федерации» (см. также письмо Минфина России от 26.06.2020 N 02-05-10/55398).

Однако новый порядок будут применять не только федеральные учреждения. Ряд приложений к новому порядку будут применять учреждения всех уровней бюджетов:

  • коды видов доходов бюджетов и соответствующие им коды аналитической группы подвидов доходов бюджетов согласно (приложение N 1);
  • коды классификации источников финансирования дефицитов бюджетов и соответствующие им коды аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов (приложение N 5).

Ранее данные таблицы содержались в Порядке N 85н. В порядок N 85н также вносятся изменения. Приказ Минфина России от 08.06.2020 N 98н, вносящий изменения, также находится на регистрации в Минюсте и размещен на сайте Минфина России. В частности, будут исключены приложения, перенесенные в новый Порядок N 99н.

Читайте также:  Пенсия на Украине: как живут и сколько получают украинские пенсионеры?

Новые КВР

С 2021 года планируется применение новых кодов бюджетной классификации. Это следует из Сопоставительной таблицы изменений единых для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации видов расходов классификации расходов бюджетов, применяемых в 2020 году, к применяемым в 2021 году и плановом периоде 2022 и 2023 годов (Информация Минфина России от 27.07.2020, размещена на официальном сайте Минфина России в рубрике «Бюджет», подрубрике «Бюджетная классификация Российской Федерации»).

Порядок применения новых КВР пока не описан. Однако предварительно о порядке применения КВР можно сделать вывод из Методических указаний по распределению бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов по кодам классификации расходов бюджетов (подготовлен Минфином России 20.07.2020).

Приведем новые КВР в таблице:

Новые КВР 2021 года Комментарий
246 «Закупка товаров, работ, услуг в целях создания, развития, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем» Выделяется из КВР 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий». Для получателей бюджетных средств федерального уровня отнесение расходов на КВР 246 будет осуществляться на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих в сфере информационных технологий, и правовых актов Минкомсвязи
247 «Закупка энергетических ресурсов» Выделяется из КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг». Будет применяться в целях обособления информации о планировании и исполнении расходных обязательств на оплату потребления энергетических ресурсов ( закупку энергетических ресурсов, в том числе электрической энергии (мощности), тепловой энергии, природного газа, включая сопутствующие услуги по передаче таких энергетических ресурсов)
614 «Субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» По данным КВР отражаются бюджетные ассигнования на предоставление субсидий в целях финансового обеспечения (возмещения) исполнения государственного социального заказа на оказание государственных услуг в социальной сфере в соответствии со статьей 78.4 БК РФ и Федеральным законом «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»:
КВР 614 — для субсидий бюджетным учреждениям;
КВР 624 — для субсидий автономным учреждениям;
КВР 635 — для субсидий некоммерческим организациям (за исключением государственных учреждений);
КВР 816 — для субсидий юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг
624 «Субсидии автономным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»
635 «Субсидии в целях финансового обеспечения (возмещения) исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»
816 «Субсидии в целях финансового обеспечения (возмещения) исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»

Некорректно применен КВР при перечислении удержаний?

При перечислении удержания бухгалтеру государственного либо муниципального учреждения необходимо в отчетах и квитанциях указывать тот код видов расходов, за счет которого была начислена та или иная выплата. Такая специфика обуславливается тем, что удержание является частью выплат, которые организация обязана перечислять в государственный бюджет либо другому лицу.

Так, например, работнику организации, который платит алименты, предоставляется право заключить с руководством специальный гражданско-правовой договор на оказание соответствующей услуги. В последствие этого деньги будут удерживаться по КВР 111 или КВР 244. По коду 119 (КОСГУ 213) должны проводить деньги НДФЛ, которые удерживаются из заработной платы работников учреждений при оплате больничного, оплачиваемого ФСС.

Следует отметить, что согласно п. 4 ст. 226 НК РФ, при осуществлении выплат физическому лицу зарплаты в натуральной форме необходимо удерживать НДФЛ за счет разных расходов. В отчетах их указывают по КБК, которые указываются при начислении тех или иных выплат.

К чему могут привести ошибки в указании кода

При ошибке в указании кода классификации платеж будет все же доставлен в бюджет получателя. Но правильно распределить его там не смогут, и в итоге деньги просто зависнут. Для отправителя это означает, что его взнос не будет учтен, что особенно неприятно при оплате налогов или штрафов. Чтобы не навлечь на себя начисление пеней и недоимок, плательщик должен вовремя начать действия по исправлению ситуации.

  1. Найти доказательство ошибки в реквизитах (копию платежного поручения).
  2. Составить заявление об обнаруженной ошибке, и попросить в нем уточнить тип, основание и принадлежность перевода средств.
  3. Подать заявление вместе с копией квитанции получателю платежа.
  4. При необходимости провести совместно с сотрудником получателя сверку своих взносов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *