Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Транспортные расходы по доставке товара покупателю в бухгалтерском учёте». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Пункты 9, 10 ФСБУ 26/2020 устанавливают, что суммы, уплаченные по доставке ОС, должны включаться в состав затрат на его приобретение или сооружение. При этом не важно как ОС получены — по договору купли-продажи, безвозмездно или построены хозяйственным способом.
Транспортные расходы на доставку основных средств
Они учитываются как затраты капитального характера и отражаются по дебету счета учёта капитальных вложений (08)
- Дт 08 — Кт 60 — учтена стоимость ОС без НДС;
- Дт 08 — Кт 60(76) — учтены расходы на транспортировку ОС;
- Дт 01 — Кт 08 — объект ОС введён в эксплуатацию.
Что относится к транспортным расходам
Спектр потенциальных вариантов достаточно широк — в данном случае специфика, как правило, обуславливается профилем предприятия.
Например, организация ведет производственную деятельность, выпуская различного рода оборудование, сырье или продукцию для последующей реализации оптовым и розничным клиентам. Это значит, что при заключении договора одним из обсуждаемых вопросов является доставка товара, затраты на которую могут ложиться как на продавца, так и на покупателя. Условия зависят от договоренностей между сторонами, финансовых аспектов сделки, наличия необходимых логистических мощностей и иных факторов. Главное, что каждая произведенная единица должна пройти полный цикл товародвижения, поступая в итоге к конечному потребителю — либо напрямую, либо через ритейлера.
Кроме того, для производства требуются определенные ресурсы, поставляемые сторонними компаниями — и в этом случае издержки на перевозку продукции также должны быть отражены в официальной отчетности. Если задаться вопросом: затраты на транспортные расходы — какие это издержки, то, можно сказать, что они включают в себя все заготовительные операции по перемещению реализуемых и закупаемых товаров, оборудования или сырья, и дополняются статьями, напрямую связанными с обеспечением указанных процессов.
Учет транспортно-заготовительных расходов
Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) — это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материально-производственных запасов (МПЗ), в т. ч. готовой продукции и товаров, в организацию (п. 70 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н, далее — Методические указания по МПЗ).
К ТЗР, например, могут относиться:
- оплата транспортных услуг сторонних организаций по перевозке товаров (плата за перевозки, за подачу вагонов, взвешивание грузов и т. п.);
- оплата услуг организаций по погрузке товаров в транспортные средства и выгрузке из них, плата за экспедиционные операции и другие аналогичные услуги;
- стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств;
- плата за временное хранение грузов;
- другие расходы.
Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 №44н, далее — ПБУ 5/01).
В фактическую себестоимость включаются также фактически произведенные затраты организации на доставку МПЗ и приведение их в состояние, пригодное для использования (п. 11 ПБУ 5/01).
Согласно пункту 83 Методических указаний по МПЗ организация самостоятельно выбирает и закрепляет в учетной политике следующие способы распределения ТЗР:
- в стоимости МПЗ (пп. «в» п. 83 Методических указаний по МПЗ);
- на отдельных счетах (пп. «а» , «б» п. 83 Методических указаний по МПЗ). В конце месяца ТЗР списываются на затраты (расходы) пропорционально стоимости МПЗ, отпущенных в производство (проданных) в течение месяца.
Организация, которая ведет торговую деятельность, может затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, полностью включать в состав расходов на продажу (п. 13 ПБУ 5/01).
В налоговом учете по общему правилу стоимость ТЗР включается в стоимость МПЗ (п. 2 ст. 254 НК РФ). Для торговых организаций издержки обращения, в том числе и ТЗР, формируются с учетом особенностей, изложенных в статье 320 НК РФ.
Согласно абзацу 3 статьи 320 НК РФ расходы текущего месяца разделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика-покупателя товаров в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров. Все остальные расходы, кроме внереализационных расходов (ст. 265 НК РФ), осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.
Для того чтобы определить сумму транспортных расходов, относящихся к остаткам нереализованных товаров, рассчитываются следующие показатели:
1. Сумма прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем месяце.
2. Стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость приобретения остатка нереализованных товаров на конец месяца.
3. Средний процент как отношение суммы прямых расходов (п. 1 ст. 320 НК РФ) к стоимости товаров (п. 2 ст. 320 НК РФ).
4. Сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, как произведение среднего процента и стоимости остатка товаров на конец месяца.
При расчете суммы прямых расходов, относящейся к остаткам товаров на складе, в соответствии с требованиями статьи 320 НК РФ в показатель «товары на складе» должны включаться все товары, право собственности на которые находится у налогоплательщика, в том числе товары, находящиеся в пути, право собственности на которые перешло к налогоплательщику, а также отгруженные налогоплательщиком товары до перехода права собственности к покупателям (письмо Минфина России от 03.06.2008 № 03-03-09/70).
При этом если организация реализует несколько видов товаров, то сумма транспортных расходов, которая относится к нереализованным товарам, определяется по общему остатку товаров. Распределения транспортных расходов по видам товаров статья 320 НК РФ не предусматривает (письмо Минфина России от 12.11.2009 № 03-03-06/4/98).
Таким образом, налогоплательщик вправе выбрать один из двух вариантов учета транспортных расходов и закрепить его в учетной политике для целей налогообложения прибыли:
- включить транспортные расходы, связанные с приобретением товаров, в стоимость этих товаров (п. 2 ст. 254 НК РФ). При таком варианте учета транспортные расходы списываются вместе с реализуемым товаром;
- учитывать транспортные расходы отдельно. В этом случае транспортные расходы все равно считаются прямыми и подлежат распределению в пропорции между реализованными товарами и товарами на складе (абз. 3 ст. 320 НК РФ).
Учет страхования товара при грузоперевозке
Во время доставки, особенно на большое расстояние, существуют риски повреждения или гибели груза. Поэтому все больше продавцов и перевозчиков предпочитают страховать товар на время транспортировки. При наступлении страхового случая денежное возмещение нужно учесть как прочий доход. Для этого совершаются следующие проводки:
- Дт 76 Кт 91.1 — начисление страховой выплаты.
- Дт 51 Кт 76 — поступление денег от страховщика на расчетный счет.
После отражения в учете страхового дохода продавец имеет право списать утраченный товар:
- Дт 94 Кт 41 — отнесение себестоимости пропавших ценностей на потери.
- Дт 91.02 Кт 94 — списание стоимости утраченного товара.
Специфическая первичка
Специальные документы являются обязательными к применению в транспортном секторе. Многие из них имеют значение для бухгалтерии. Если речь об автоперевозках, бухгалтерам приходится работать с товарно-транспортными накладными, путевыми листами. Для отдельных перевозчиков актуальны авиагрузовые и железнодорожные накладные. Другие специфические документы также могут попадать в руки к бухгалтеру.
Вся первичка подлежит проверке. Что интересует бухгалтера прежде всего? Обязательные реквизиты, актуальные суммы, количество товара и наименование товара или услуг. Также имеет значение НДС, если речь идет о налогооблагаемых операциях.
Стандартной первички в транспортной компании тоже хватает. Подтверждение расходов и обоснование доходов имеет значение для налогоплательщика на УСН и ОСНО.
Взыскание убытков с поставщика
Речь в данной статье пойдет о защите предпринимателей, профессионально занимающихся поставками товаров, в том числе для государственных и муниципальных нужд. Статья подготовлена на основании дела №А73–4607/2017 из практики автора.
Поставки характеризуются высокой степенью предпринимательского риска. Товар, который в последующем реализуется поставщиками, обычно закупается у непосредственных изготовителей, дилеров, крупных оптовиков и т.д. Для оптимизации складских расходов и расходов по перевозке, товар закупается поставщиком непосредственно перед поставкой конечному покупателю.
Споры начинаются, когда оптовик (производитель) нарушает сроки поставки товара, предоставляет товар ненадлежащего качества, ассортимента или поставляет только часть товара или иным образом срывает поставку товара.
В этом случае поставщик вынужден нарушать условия уже собственных договорных обязательств и нести бремя ответственности за это перед конечным покупателем: расторжение договора поставки, штрафы, пени, возмещение убытков, утрата обеспечения, утрата деловой репутации и т.д.
А если речь идет о государственной закупке, то с большой долей вероятности информация о таком поставщике будет внесена в реестр недобросовестных поставщиков и он больше не сможет осуществлять поставки для государственных и муниципальных нужд.
Как известно, не относятся к обстоятельствам непреодолимой силы нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств (п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса РФ).
При этом поставщик, если его поставка конечному потребителю все же сорвалась из-за недобросовестного поведения оптовика (производителя), имеет право взыскать с него убытки, понесенные в связи с нарушением договорных условий.
Так, в качестве убытков можно взыскать штрафы, пени, уплаченные конечному покупателю за вынужденное нарушение условий договора, а также разницу между стоимостью договорной цены с конечным потребителем и ценой закупки товара у оптовика.
Важным является то, что сумма убытков должна быть уменьшена на стоимость осуществленных поставщиком приготовлений к исполнению условий договора (например, на стоимость перевозки товара до конечного покупателя, стоимость доставки и сборки товара на объекте, если это предусмотрено условиям договора, и т. д.).
Размер суммы убытков должен быть максимально приближен к размеру возможной прибыли, полученной от поставки товара конечному потребителю при условии надлежащего исполнения условий договора производителем (оптовиком).
Так, согласно ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (Упущенная выгода).
В соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.
2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по смыслу статьи 15 Гражданского кодекса РФ упущенной выгодой является неполученный доход, на который увеличилась бы имущественная масса лица, право которого нарушено, если бы нарушения не было.
Поскольку упущенная выгода представляет собой неполученный доход, при разрешении споров, связанных с ее возмещением, следует принимать во внимание, что ее расчет, представленный истцом, как правило, является приблизительным и носит вероятностный характер. Это обстоятельство само по себе не может служить основанием для отказа в иске.
Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (п.
1 ст. 393 Гражданского кодекса РФ). Если иное не предусмотрено законом или договором, убытки подлежат возмещению в полном размере: в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом (ст. 15, п. 2 ст. 393 Гражданского кодекса РФ).
При несогласии с суммой иска ответчик должен предоставить свой контрасчет с обоснованием своей позиции согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
- Для вынесения положительного решения по делу суд должен установить следующие обстоятельства:
- •факт противоправного поведения должника (нарушение им обязательства);
- •возникновение негативных последствий у кредитора (понесенные убытки, размер таких убытков);
- •наличие причинно-следственной связи между противоправным поведением должника и убытками кредитора.
- Важными для рассмотрения дела являются доказательства того, что поставщик предпринял все необходимые и достаточные меры для получения дохода по договору поставки с конечным потребителем.
При определении размера упущенной выгоды учитываются предпринятые кредитором для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления (п. 4 ст. 393 Гражданского кодекса РФ). Однако положение п. 4 ст.
393 Гражданского кодекса РФ не означает, что в состав подлежащих возмещению убытков могут входить только расходы на осуществление таких мер и приготовлений. Так, в обоснование размера упущенной выгоды кредитор вправе представлять также любые другие доказательства возможности ее извлечения.
При этом должник не лишен права представить доказательства того, что упущенная выгода не была бы получена кредитором.
Что такое транспортные расходы?
Транспортные расходы представляют собой издержки организации, связанные с оказанием услуг по доставке различных грузов: товаров, материалов, основных средств. В зависимости от способа транспортировки, вида товара, а также мест отправления и назначения список документов, обосновывающих расходы, может меняться.
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик может учесть расходы при исчислении налога на прибыль, если они имеют:
- документальное оформление;
- экономическое обоснование.
Таким образом, для отображения транспортных издержек в расходах при определении налоговой базы по налогу на прибыль важно иметь их реальное подтверждение на бумаге.
Об особенностях налогового учета транспортных расходов читайте в материале «Транспортные расходы при исчислении налога на прибыль».
Самым распространенным видом транспортных услуг является доставка товара от поставщика к покупателю. Сторона, на которую ложатся сами расходы, определяется условиями договоров купли-продажи. Расходы могут быть понесены:
- продавцом товара;
- покупателем.
При этом транспортировка может производиться следующими лицами:
- самим продавцом;
- покупателем с использованием собственного автотранспорта;
- сторонней компанией, с которой заключает договор или продавец, или покупатель.
Далее рассмотрим особенности документального оформления расходов на доставку, осуществляемую продавцом и покупателем при самостоятельной перевозке грузов или с привлечением посредника.
Подробнее о том, как учитывают транспорные расходы продавец и покупатель, читайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к правовой системе, пробный полный доступ можно получить бесплатно.
О классификации транспортных расходов в целях налогового учета см. материал «Транспортные расходы — это прямые или косвенные расходы?».
Образец акта об оказании транспортных услуг
Если вам нужно сформировать акт об оказании транспортных услуг, который вы прежде никогда не делали, посмотрите приведенный ниже пример, пояснения и комментарии к нему – с их учетом вы без особых проблем сделаете свой документ.
- Первым делом напишите в бланке наименование акта, присвойте ему номер (при необходимости), поставьте место и дату его составления.
- Обязательно отметьте, к какому договору он является приложением, также указав его номер и дату.
- Следующую часть акта сформируйте по типу договора:
- укажите название организаций,
- должности и ФИО сотрудников, которые участвуют в составлении акта,
- если считаете важным, можете внести и более подробные реквизиты (ИНН, ОГРН, КПП предприятий и т.д.).
- Далее следует разбить акт на несколько пунктов. В них напишите, что часть договора, касающаяся оказания транспортных услуг, выполнена в полном объеме и в обозначенное время.
- Также, если средства, которые были прописаны в договоре, как оплата за данные услуги уже переведены, это тоже нужно отметить (их надо вписать как цифрами, так и прописью, обязательно указав, с НДС работают организации или без).
- Если считаете необходимым, можете дополнить документ и другими сведениями, имеющими значение в вашем конкретном случае (например, о маршруте движения транспортного средства, остановках и т.п.).
- Также обязательно обозначьте все приложения к данному акту (это могут быть путевые или маршрутные листы и проч.).
- В завершение обязательно напишите, что стороны претензий друг к другу не имеют и все работы выполнены в полном объеме, а также подпишите документ с обеих сторон.
НДС при возмещении транспортных расходов: Минфин разъясняет!
Возмещение транспортных расходов, понесенных поставщиком в пользу покупателя, и не включенных в цену товара, всегда порождало множество налоговых споров и было связано с налоговыми рисками. Дело в том, что объектом налогообложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории России (пп.1 п.1 ст. 146 НК РФ).
В свою очередь реализацией товаров, работ или услуг признается передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (п. 1 ст. 39 НК РФ).
Разумно предположить, что поскольку поставщик самостоятельно транспортных услуг покупателю не оказывает, объект налогообложения НДС в этом случае отсутствует. Следовательно, налог не начисляется. Учитывая, что объекта налогообложения НДС не возникает, входной НДС, предъявленный транспортной компанией, к налоговому вычету поставщик принять не вправе (пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).
Не сможет принять НДС к вычету и покупатель, несмотря на оплату транспортных расходов. Ведь у него не будет счета-фактуры на эти услуги, выставленного на его имя продавцом.
Таким образом возмещение затрат не связано с переходом права собственности на какие-либо товары, работы или услуги. Денежные средства, полученные поставщиком в качестве возмещения расходов, нельзя признать выручкой, так как они не несут экономической выгоды, а носят компенсационный характер и взимаются в сумме фактических затрат.
Казалось, все очевидно. Однако, разъяснения финансового ведомства об исчислении НДС исполнителем (продавцом) при компенсации ему каких-либо расходов, понесенных в рамках договора достаточно противоречивы.
Так, в своих многочисленных письмах финансисты отмечают, что в случае компенсации коммунальных расходов арендатором арендодателю у последнего объект налогообложения не возникает по вышеуказанным причинам (отсутствует объект налогообложения) (письма Минфина России от 14.05.2008 N 03-03-06/2/51, от 17.09.2009 N 03-07-11/232).
В то же время Минфин считает, что при получении организацией-исполнителем от заказчика услуг (работ) возмещения стоимости командировочных расходов на проезд сотрудников к месту их оказания (выполнения) следует начислить НДС.
Основание – подпункт 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ. То есть чиновники рассматривают полученные исполнителем средства как связанные с оплатой работ (услуг) (письма Минфина России от 14.10.2009 N 03-07-11/253, от 02.03.2010 N 03-07-11/37, от 26.02.2010 N 03-07-11/37).
Аналогичные выводы содержатся и в письме ведомства от 15.08.2012 N 03-07-11/300. Организации, осуществляющей поставку оборудования и его установку, рекомендовано включить в налоговую базу по НДС суммы возмещения покупателем командировочных, транспортных и страховых расходов, не включенных в цену договора и понесенных продавцом в связи с исполнением договора.
Поскольку в указанных случаях имеет место начисление НДС, суммы налога, уплаченные по расходам на командировки и пр. подлежат налоговому вычету у поставщика товаров (работ, услуг).
А что же покупатель? Дело в том, что получатель денежных средств, связанных с оплатой товаров (выполнением работ, оказанием услуг), имущественных прав, выписывает счет-фактуру в одном экземпляре, который регистрирует в книге продаж (п. 18 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по НДС утв. Постановлением Правительства России от 26.12.2011 N 1137).
То есть продавец начислит НДС к уплате в бюджет, но счет-фактуру покупателю на сумму возмещаемых расходов не выдаст. Соответственно последний не сможет принять НДС к налоговому вычету.
И наконец, внимания заслуживает еще одно письмо Минфина России от 15.08.2012 N 03-07-11/299 по вопросам применения вычетов НДС и выставления счетов-фактур по транспортным расходам, возмещаемым покупателем товаров их продавцу.
Из него следует, что продавец покупателю услуг не оказывает и в счете-фактуре, выставляемом им по отгруженным товарам, стоимость транспортировки товаров указывать не нужно. Любопытно, что чиновники впервые делают акцент на возможности оформления возмещения стоимости доставки через посредническую сделку. Ранее такой вариант оформления отношений встречался только в разъяснениях экспертов.
То есть поставщик, организуя доставку товаров до склада покупателя, фактически оказывает ему агентские услуги. В такой ситуации помимо непосредственной поставки товара на поставщика по договору возлагается обязанность заключить договор с транспортной организацией в интересах покупателя. Иначе говоря, поставщик наделяется обязанностью агента покупателя в отношениях с перевозчиком.
Но имейте ввиду — по общему правилу агент получает за посреднические услуги вознаграждение (ст. 1006 ГК РФ).
Если в договоре размер агентского вознаграждения не прописан, оно уплачивается по цене, которая взимается за аналогичную услугу. На практике определить такую цену нелегко, поэтому в договоре лучше предусмотреть конкретную сумму. Вознаграждение облагается НДС и налогом на прибыль у агента (продавца).
Агент обязан представить принципалу (в нашем случае покупателю) отчет о выполнении поручения (ст. 1008 ГК РФ). К нему необходимо приложить копии накладных, выписанных перевозчиком в адрес агента. Эти документы подтверждают расходы, подлежащие компенсации.
При этом агент вправе перевыставить в адрес покупателя (принципала) счета-фактуры на транспортные расходы порядке, предусмотренном для посреднических отношений (п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС утв. Постановлением Правительства России от 26.12.2011 N 1137, письма Минфина России от 02.03.2012 N 03-07-09/16, от 27.07.2012 N 03-07-09/92). На основании полученных от продавца счетов-фактур покупатель предъявит НДС к налоговому вычету.
Очевидно, что возмещение транспортных расходов, предусмотренное в договоре поставки отдельной позицией, доставит неудобство, как продавцу товара, так и его покупателю. Поэтому сторонам целесообразно включить стоимость доставки в цену товара.
Исчисление НДС у поставщика и налоговый вычет у покупателя в этом случае не составит особенных сложностей.
Поскольку транспортные расходы включаются в цену товара, продавец начисляет НДС со всей стоимости, определенной договором. В счете-фактуре указывается только одна позиция — наименование товара (транспортная услуга не выделяется отдельной строкой). Предъявленный транспортной организацией НДС принимается к налоговому вычету на общих основаниях (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).
В свою очередь покупатель оприходует товар на склад по фактической себестоимости (договорной цене, сформированной с учетом транспортных расходов) на основании товарной накладной. Предъявленный поставщиком НДС он принимает к налоговому вычету на дату оприходования товара при наличии первичного документа и счета-фактуры.
Итак, при заключении договора, сторонам необходимо внимательно отнестись к определению порядка возмещения продавцу стоимости доставки груза до покупателя.
Отношения по возмещению затрат между продавцом и покупателем
Чтобы ответить на возникшие вопросы, нужно правильно квалифицировать отношения по компенсации транспортных расходов.
А они соответствуют отношениям по агентскому договору, где принципалом выступает покупатель, который поручает агенту (продавцу товара) заключить договоры с поставщиками транспортных услуг (перевозчиками) за счет покупателя. Так, по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципалап. 1 ст. 1005 ГК РФ. При этом принципал также обязан возместить расходы, понесенные агентом в связи с исполнением поручениястатьи 1001, 1011 ГК РФ. Как известно, по агентскому договору агент определяет налоговую базу по НДС только с суммы своего вознагражденияп. 1 ст. 156 НК РФ. То есть если квалифицировать правоотношения таким образом, то полученные суммы компенсации транспортных расходов не облагаются НДС у продавца.
Кроме того, такая квалификация правоотношений влечет и особый порядок перевыставления счетов-фактур, который установлен для посреднических договоровПостановление Правительства от 26.12.2011 № 1137.
Суть перевыставления счетов-фактур при приобретении услуг через агента (заключившего договоры с перевозчиками от своего имени) в следующем. Продавец получает счет-фактуру от перевозчика и регистрирует его в журнале полученных и выставленных счетов-фактур (в книге покупок счет-фактуру не регистрирует и НДС к вычету не принимает). Затем он перевыставляет счет-фактуру на транспортные услуги покупателю. В счете-фактуре в качестве продавца услуг он указывает перевозчика, а в качестве покупателя услуг — покупателя товара. Этот счет-фактуру продавец регистрирует в журнале полученных и выставленных счетов-фактур (в книге продаж счет-фактуру не регистрирует и НДС не начисляет). Кроме того, сведения о посреднических операциях, указанные в журнале полученных и выставленных счетов-фактур, продавец должен включить в декларацию по НДСп. 5.1 ст. 174 НК РФ. Сам журнал в инспекцию сдавать не нужно.
Покупатель товара полученный счет-фактуру регистрирует в книге покупок и НДС принимает к вычету.
Какими документами должна быть оформлена операция доставки товара при таких условиях договора?
При данном варианте договор перевозки продавцом не заключается, а доставка товара осуществляется силами собственного структурного подразделения, транспортная накладная не оформляется. В этом случае выписывается только товарная накладная в двух экземплярах.
Напомним, что до 1 января 2013 г. у налогоплательщиков не было выбора, по какой форме составлять товарную накладную. Унифицированная форма N ТОРГ-12, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132, была обязательна к применению. В настоящее время формы используемых первичных учетных документов (за исключением государственных организаций) определяет руководитель экономического субъекта (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее — Закон о бухгалтерском учете). Но, как показывает практика аудиторских проверок, большинство экономических субъектов используют привычные унифицированные формы, под которые рассчитано большинство бухгалтерских программных продуктов.
Для подтверждения расходов на ГСМ организация должна составить путевой лист. На практике может возникнуть вопрос относительно формы такого путевого листа: может ли организация самостоятельно разработать форму путевого листа, руководствуясь лишь обязательными реквизитами, содержащимися в п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете?
Напомним, что Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов установлены Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (далее — Приказ Минтранса России N 152). Письмом Минфина России от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161 указано, что путевой лист, самостоятельно разработанный организацией, может являться одним из документов, подтверждающих расходы на приобретение ГСМ, при наличии в нем Обязательных реквизитов, утвержденных Приказом Минтранса России N 152.
В этом случае должны быть в наличии как транспортная, так и товарная накладные. В транспортной накладной, полученной от перевозчика товара, грузополучателем будет являться покупатель.
Агентское вознаграждение начисляется поставщику на основании утвержденного покупателем отчета агента в сроки, установленные договором.
Кроме того, для правомерного принятия НДС в составе налоговых вычетов поставщик должен перевыставить покупателю счет-фактуру на основе данных, полученных от перевозчика (разумеется, если последний является плательщиком НДС).
Нужно ли поставщику вести в электронном виде журнал полученных и выставленных счетов-фактур и представлять его в налоговые органы?
Напомним, что обязанность ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур возлагается на налогоплательщиков (в том числе освобожденных от исполнения обязанности уплаты НДС), а также лиц, не являющихся налогоплательщиками в случае выставления и (или) получения указанной категорией лиц счетов-фактур при осуществлении посреднической деятельности на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента).
При данном варианте договор перевозки покупателем не заключался, а доставка товара осуществлялась собственными силами покупателя, транспортная накладная не оформляется (Письма Минфина России от 17.08.2011 N N 03-03-06/1/492, 03-03-06/1/497, ФНС России от 12.08.2011 N СА-4-7/13193@, Постановление Президиума ВАС РФ от 09.12.2010 N 8835/10).
Арбитражная практика также исходит из того, что если по условиям договора поставки организация не являлась непосредственным заказчиком перевозок и, соответственно, не участвовала в отношениях по перевозке груза, то у нее не возникает обязанности составлять товарно-транспортные накладные по форме 1-Т (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2015 N А70-12326/2014, Решение арбитражного суда Приморского края от 23.06.2015 N А51-6231/2015).
В этом случае выписывается только товарная накладная в двух экземплярах.
Для подтверждения обоснованности расходов, связанных с доставкой товара до склада, покупатель должен составить путевой лист (Письмо Минфина России от 22.12.2011 N 03-03-10/123).
Состав транспортных расходов
Согласно пункту 2.2 Методических рекомендаций Роскомторга в бухгалтерском учете в состав транспортных расходов включаются следующие виды затрат:
Оплата транспортных услуг сторонних организаций за перевозки товаров и продуктов (плата за перевозки, за подачу вагонов, взвешивание грузов и т. п.);
Оплата услуг организаций по погрузке товаров и продуктов в транспортные средства и выгрузке из них, плата за экспедиционные операции и другие аналогичные услуги;
Стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств (щиты, люки, стойки, стеллажи и т. п.) и их утепление (солома, опилки, мешковина и т. п.);
Плата за временное хранение грузов на станциях, пристанях, в портах, аэропортах в пределах нормативных сроков, установленных для вывоза грузов в соответствии с заключенными договорами;
Плата за обслуживание подъездных путей и складов необщего пользования, включая плату железным дорогам согласно заключенным с ними договорам.
Состав транспортных расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли , налоговым законодательством не установлен. Попробуем определить перечень этих расходов на основании других нормативных актов. Такое право предоставляет пункт 1 статьи 11 НК РФ. В нем сказано, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства России, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства. Разумеется, если иное не предусмотрено Кодексом.
При определении состава транспортных расходов в налоговом учете организации могут применять Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). Так, согласно ОКВЭД класс 63 «Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность» включает погрузку и разгрузку грузов и багажа (группа 63.11 «Транспортная обработка грузов»), а также хранение и складирование всех видов грузов (группа 63.12 «Хранение и складирование») и другие виды деятельности, связанные с транспортировкой грузов. Получается, что к транспортным расходам относятся и сопутствующие услуги.
Таким образом, в целях налогового учета можно принять такой же состав транспортных расходов, как и в бухучете. Однако перечень этих расходов надо утвердить в учетной политике по налогообложению.
Расчет суммы НДС является важным аспектом ведения бухгалтерского учета. Налоговая ставка НДС по умолчанию составляет 18%, отдельные категории товаров облагаются со ставками 10% (медицинские товары или товары для детей) или 0% (товары для экспорта). Также НДС взимается и с импортируемых товаров.
Стоимость практически любого товара складывается из его цены и суммы НДС. Организации и ИП, которые продают товар или оказывают услуги, обязаны перечислить сумму НДС в бюджет. Несмотря на то что НДС уплачивается в бюджет компаниями, фактически его платят сами потребители из своего кармана. Получается, что покупая какой-либо товар покупатели оплачивают 118% от его стоимости (или 100%+ставка НДС).
Плательщиками НДС являются все компании и ИП, кроме тех, которые применяют спецрежимы (УСН или ЕНВД).
Перед тем как осуществить доставку необходимо выбрать, как она будет отражаться.
Существует два способа учитывать затраты на поставку:
- по письменной договоренности, включив в цену продукции;
- по письменной договоренности (учитываются отдельно).
Транспортные услуги, включенные в цену продукции, должны быть отражены в договоре купли-продажи отдельной строкой. Обязательно необходимо сделать отметку о сумме за услуги по перевозке.
В этом случае указывается стоимость товара с учетом НДС, подсчитывается общая сумма к оплате от покупателя и указывается сумма транспортировки. Еще можно сделать отметку для покупателя о том, что в случае возврата продукции сумма транспортных расходов не возвращается.
Не выделение в отдельную строку суммы транспортных услуг грозит следующими неприятностями:
- если покупатель вернет продукцию, ему придется вернуть всю сумму обратно, с учетом и расходов на доставку;
- налоговая не засчитает в качестве вычета эту сумму, когда будет рассчитывать налог на прибыль.
Оптимальным вариантом будет заключение отдельного договора/соглашения на транспортировку проданных товаров. В нем прописываются все затраты поставщика и обязанность покупателя по возмещению. В этом случает учет продаж и транспортных расходов будет разделен.
Департамент общего аудита по вопросу возмещения расходов по доставке
Ответ В соответствии со статьей 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Согласно пункту 1 статьи 510 ГК РФ доставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки их транспортом, предусмотренным договором поставки, и на определенных в договоре условиях.
В случаях, когда в договоре не определено, каким видом транспорта или на каких условиях осуществляется доставка, право выбора вида транспорта или определения условий доставки товаров принадлежит поставщику, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового оборота.
Таким образом, условиями договора поставки может быть предусмотрена обязанность поставщика осуществить доставку товаров до покупателя и обязанность покупателя возместить поставщику расходы по доставке.
Как следует из Ваших дополнительных пояснений, Поставщик для осуществления доставки привлекает стороннюю транспортную организацию (РЖД). При этом Покупатель обязуется возместить Поставщику затраты по доставке товара, т.е. суммы фактически уплаченные Поставщиком транспортной организации, осуществившей доставку товара.
При ответе для удобства восприятия информации изменим порядок вопросов.
Вопрос 2. Как Поставщик должен отразить у себя в бухгалтерском учете расходы по доставке товара с последующим возмещением транспортных услуг Покупателем.
Согласно пункту 2 ПБУ 10/99[1] расходами
организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
В рассматриваемой ситуации Покупатель возмещает Продавцу понесенные им расходы на доставку товара, т.е. у Продавца не происходит уменьшение экономических выгод.
В таком случае, по нашему мнению, указанные суммы не признаются расходом в бухгалтерском учете Поставщика.
Суммы, перечисленные транспортной организации, отражаются у Поставщика в составе дебиторской задолженности Покупателя на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).