Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Частным клиентам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По закону, срок действия медицинской книжки для продавца не ограничен. Документ можно использовать до момента критического износа или окончания пустых бланков. Замене подлежат только утерянные, украденные или непригодные для использования медкнижки, которые вы также можете восстановить в медцентре «Справки-Все». Мы подготовим для вас новые документы за минимальный срок, без очередей, бюрократии и переплат.
- Медкнижку должны оформить все, чья работа связана с продуктами питания, питьевой водой, а также те, кто работает с детьми или обслуживает население.
- В разных отраслях требуются немного разные наборы анализов и врачей.
- Сроки действия медкнижек разнятся — от года и выше в разных отраслях.
- Медкнижку можно оформить в государственном Центре гигиены и эпидемиологии и в клиниках, имеющих право выдавать такие документы.
- Оплачивать оформление должен либо работодатель, либо государство — для сотрудников бюджетных организаций.
- За отсутствие санкнижек, просроченные и поддельные документы штрафуют — и работника, и начальство. Размер штрафа зависит от того, кто нашел нарушение — сотрудник Роспотребнадзора или трудовой инспектор.
За чей счет оформляется медкнижка?
Этот вопрос неоднозначный, прямо он не урегулирован, поэтому некоторые работодатели оплачивают только непосредственно медосмотры, поскольку в соответствии со ст. 213 ТК РФ работодатель обязан проводить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры за свой счет.
Однако, поскольку оформление медкнижки – это неотъемлемая часть процедуры прохождения медосмотров, ее оформление также должно осуществляться за счет работодателя.
Кроме того, согласно ст. 11 и п. 2 ст. 36 Закона № 52-ФЗ работодатель обязан проводить гигиеническое обучение при профессиональной гигиенической подготовке и аттестации работников организаций, чья деятельность связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды; воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения. Результаты аттестации также вносятся в медкнижку.
В Письме № 1100/2677-05 сказано, что выдачу личной медицинской книжки следует включать в предмет договора о проведении такой подготовки и аттестации лиц, подлежащих профессиональной гигиенической подготовке, а стоимость данных документов – в стоимость услуг по профессиональной гигиенической подготовке и аттестации.
Каким продавцам нужна медкнижка?
Оформление личной медицинской книжки работникам торговли требуется не всегда. По закону, документ является обязательным для продавцов конкретных категорий товаров, а именно:
- детских;
- продовольственных (продукты питания и готовые блюда, добавки, соусы и т.д.);
- парфюмерии;
- одежды, аксессуаров и обуви;
- тех, что реализуются на рынках;
- сетевого маркетинга;
- цветов;
- бывших в употреблении вещей, или second hand.
Медицинские книжки для работников торговли в этих областях являются обязательным условием их допуска к выполнению своих обязанностей. Ответственность за наличие у работника необходимых справок лежит на руководителе бизнеса: владельце ИП, директоре магазина.
Срок действия медкнижки для продавца
Несмотря на неограниченный период использования самой медицинской книжки, прохождение медосмотра продавцам требуется осуществлять минимум раз в год. Плановая проверка обычно производится в летний период, когда нет обострения вирусных инфекций. Записаться на медосмотр в «Справки-Все» вы можете прямо сейчас, заполнив форму онлайн.
Чтобы продлить медкнижку для продавца-консультанта, необходимо вновь пройти осмотр у всех врачей и сдать соответствующие анализы. Если вы хотите продлить свою медкнижку как можно быстрее, пройдите медицинскую комиссию «Справки-Все». Наши специалисты работают качественно и с комфортом для клиентов. Всего за 30 минут вы сможете продлить справки и проставить все отметки в медкнижку.
Особенности проведения медосмотров продавцов
В целом, в отношении работников торговли есть ряд нюансов, при которых нет необходимости проходить медицинский осмотр. Так, медосмотр не является обязательным для лиц, продающих услуги – так как фактически с точки зрения законодательства под продажей подразумевается непосредственная реализация определенных товаров, а не услуг. Кроме этого, нет необходимости обязательно подвергаться медицинскому осмотру и лицам, являющимся дистанционными работниками – таким образом продавцы интернет-магазинов могут обойтись без медосмотра, если их работа не предусматривает непосредственного контакта с пищевой или питьевой продукцией.
Работодателям также следует помнить, что на продавцов могут действовать и иные негативные факторы. Для их установления работодателю необходимо провести аттестацию рабочих мест – она может быть организована как по инициативе самого работодателя, так и по требованию работников, трудовой инспекции или по жалобе третьих лиц.
Аттестацией устанавливается факт наличия вредных или опасных условий, которые могут воздействовать на работника. А в зависимости от характера таковых условий может изменяться необходимая регулярность медицинских осмотров продавцов и список врачей, которых им следует проходить при первичном и периодических медосмотрах.
Так, на работников в сфере торговли могут оказывать влияние следующие негативные факторы:
- Вибрации. Если продавец работает на транспорте, то уровень вибраций в данном случае однозначно является повышенным, что требует дополнительных гарантий в целях охраны его здоровья.
- Пониженные или повышенные температуры. Для продавцов, осуществляющих реализацию товара в открытых торговых точках и павильонах, могут предусматриваться дополнительные врачи и анализы, так как они могут подвергаться длительному воздействию температур, выходящих за пределы нормальных рабочих условий.
- Уровень шума. Продавцы в крупных супермаркетах, торговых центрах или, в особенности, на рынках, могут также подвергаться воздействию излишних шумов, что также является негативным фактором, влияющим на рабочий процесс и состояние здоровья работника.
Гигиеническая аттестация
Не стоит забывать, что нужно пройти для оформления медкнижки гигиеническую аттестацию во ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии». Гигиеническое обучение или санминимум необходимы всем специалистам, работающим с продуктами питания, а также работникам детских учреждений. Услуга платная.
Обучение можно пройти дистанционно на портале. Необходимо зарегистрироваться на сайте, выбрать направление обучения в соответствии с занимаемой должностью, изучить лекционные материалы и пройти тест. Тест состоит из 20 вопросов, для получения аттестации необходимо верно ответить как минимум на 14 из них.
Протокол аттестации нужно распечатать или сохранить на смартфоне. С результатом — обратиться в центр гигиены или его филиал: там поставят печать и голографический штамп в медкнижку.
Нужна ли мед. книжка продавцу продовольственных товаров
Касаемо работников, торгующих пищевыми продуктами, сомнений насчет необходимости регулярных медицинских обследований возникать не должно. Ответ однозначен – санкнижка нужна. И здесь не имеет значения, рынок ли это, магазин, ларек или продуктовая палатка.
Каких врачей нужно пройти продавцу продуктов питания, и как должна быть оформлена личная медицинская книжка, регламентируют определенные нормативные акты, а именно:
- Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»;
- Приказ Роспотребнадзора от 20.05.2005 г. № 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте».
Чтобы оформить личную медкнижку, продавцу продовольственных товаров нужно пройти медосмотр, включающий:
- осмотр терапевта, ЛОР-специалиста, стоматолога, дерматовенеролога, психиатра, нарколога, инфекциониста (по показаниям).
- общий анализ крови;
- биохимический скрининг;
- общий анализ мочи;
- анализ крови на сифилис;
- серологию на брюшной тиф;
- анализы на кишечные инфекции, на гельминтозы;
- мазок из зева и носа на наличие болезнетворного стафилококка;
- ЭКГ;
- рентгенографию грудной клетки;
- отметку о профилактических прививках (прививочный сертификат или выписка из амбулаторной карты);
- женщинам дополнительно необходим осмотр гинеколога (с забором мазка на цитологическое и бактериологическое исследования), а после 40 лет – прохождение УЗИ молочных желез.
Каких специалистов нужно посетить
Санитарная книжка не будет считаться действительной без необходимых исследований. Каждая работа имеет свои нюансы, поэтому обследования сотрудников могут проводиться по инициативе руководства предприятий. Медосмотр осуществляется при участии комиссии и только в медицинских учреждениях. В состав комиссии входят врачи разных специальностей и врач-профпатолог.
Согласно изменениям, в 2020 году вы обязательно должны посетить терапевта, психиатра и нарколога. Женщины обязательно должны пройти осмотр у гинеколога.
Также может потребоваться визит к неврологу, хирургу, офтальмологу, стоматологу, отоларингологу, инфекционисту и эндокринологу. Конкретный список врачей можно узнать на работе или ознакомившись с документами, которые находятся в свободном доступе.
Разновидности осмотров при оформлении личной медицинской книжки
Постоянную опасность представляют инфекционные и неинфекционные заболевания, возникновения которых являются санитарные правонарушения работников в процессе их профессиональной деятельности в сферах изготовления и оборота пищевых продуктов. Именно поэтому, большое значение имеет наличие у работника сферы торговли и обслуживания населения правильно оформленной личной медицинской книжки.
Результаты всех медицинских осмотров и исследований заносятся в бланк личной медицинской книжки. Объем исследований и осмотра определяется строго предполагаемой специализацией будущего работника.
Ниже мы приведём различные варианты оформления личной медицинской книжки, для различных видов деятельности работника:
- пищевой промышленности и торговли
- общепита
- учащихся
- медицинских работников
- образовательной сферы
- работников детских лагерей
- работников дошкольных учреждений
- работников быта
- бассейнов
- работников гостиниц
- работников аптек
- водителей и продавцов
Какие анализы нужны для оформления медкнижки работниками общепита, детских дошкольных учреждений, предприятий торговли продовольственными товарами?
Какие анализы нужны для оформления медкнижки работниками общепита, детских дошкольных учреждений, предприятий торговли продовольственными товарами? В целом для этих категорий специальностей необходим схожий с последним (для работников торговли) список анализов.
Если же вы собираетесь работать с детьми в школах, детских садах и лагерях, а также с пожилыми людьми в соответствующих учреждениях, придется пройти дополнительные обследования.
Так, учителя и преподаватели, а также тренеры в обязательном порядке должны при поступлении на работу, а также ежегодно пройти:
- рентген;
- ЭКГ;
- анализ крови на сифилис;
- мазок на гонорею (единоразово);
- анализ кала на гельминты;
- общий анализ крови и мочи;
- анализ крови на уровень глюкозы и холестерина;
- анализ кала на кишечные инфекции и анализ крови на брюшной тиф (единоразово при поступлении на должность — только для персонала детских домов, лагерей, детсадов, домов престарелых).
Перед обращением к врачу оториноларингологу рекомендуется не принимать лекарственные препараты за 12-24 часа до приема (если перерыв в приеме лекарства допустим).
Осмотр врачом отоларингологом (он же «ухо-горло-нос») начинается с оценки общего состояния и вида кожи лица, наличия повреждений, деформаций, отеков или гнойничков у пациента. Затем выполняется пальпация (прощупывание) носа, ушей : для выявления уплотнений, болезненности и подвижности, проверка близлежащих лимфатических узлов для определения выраженности воспаления.
С помощью специальных ЛОР-инструментов и видеоэндоскопа (маленькой камеры) приступает к тщательному осмотру внутренних поверхностей ушей, горла, носа. Так ЛОР может оценить состояние слизистых оболочек, кожи, сосудов и посмотреть, нет ли внутри воспалений, образований, инородного тела, полипов, аденоидных разрастаний и прочих патологий.
Нормативное обоснование
Необходимость санитарной книжки установлена ФЗ от 30 марта 1999 года №52. Статьей 34 оговорены следующие пункты:
- При поступлении на некоторые виды работ нужно пройти обязательное медицинское обследование. Нужно это для предупреждения распространения различных заболеваний.
- ИП и ЮЛ обязаны предоставить трудящимся все условия для своевременного и полного прохождения обследования.
- Сотрудники, которые отказались от осмотра, к работе не допускаются.
- Сведения, полученные в ходе обследования, заносятся в медицинскую книжку трудящегося. Подлежат учету структурами, занимающимися санитарно-эпидемиологическим контролем.
- Порядок предоставления медицинских документов трудящимся регулируется существующими нормами здравоохранения.
Для чего нужна медицинская книжка?
В частности, без наличия ЛМК вы гарантированно не сможете устроиться на любую из следующих должностей:
- работник области образования (педагог младших классов, воспитатель, преподаватель ВУЗа и т. д.);
- фармацевт или медик;
- сотрудник предприятия, занимающегося коммунальным обслуживанием населения;
- работники сферы обслуживания: парикмахеры, банщики, представители клининг-сервисов, официанты, водители и т. д.;
- профессионалы, занимающиеся производством и поставкой пищевой продукции или очисткой и фасовкой питьевой воды;
- реализаторы непродовольственных товаров и многие другие.
Существует фиксированный список документов, которые нужно подготовить соискателям работы в любой из перечисленных областей деятельности:
- паспорт;
- фото 3х4;
- специальное заявление, заполненное на официально утверждённом бланке;
- форма (бланк) самой медкнижки.