Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет в учреждении: земельные участки используются бессрочно». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Но из обозначенного правила имеются исключения[2]. Так, без проведения конкурса или аукциона имущество бюджетного учреждения может сдаваться в аренду государственным органам, органам местного самоуправления, государственным внебюджетным фондам, другим государственным или муниципальным учреждениям, некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям[3], медорганизациям и организациям, осуществляющим образовательную деятельность (например, без торгов бюджетное учреждение здравоохранения может сдать в аренду площадь коммерческой медорганизации для размещения специализированного медицинского кабинета), адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам, для функционирования объектов почтовой связи и сетей связи (например, станции сотовой связи, размещаемой на крыше здания).
Комментарии к статье 39.9 земельного кодекса РФ
В статье законодатель воспроизвел положения ранее действующего п. 1 ст. 20 ЗК РФ.
Согласно ст. ст. 123.21, 123.22 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.
Как предусмотрено ст. 9.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N
Повторное заключение договора.
Если договор аренды был заключен по результатам конкурса или аукциона, то по истечении срока этого договора заключение его на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса или аукциона, если иное не установлено договором, при одновременном соблюдении следующих условий: 1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в РФ[6]; 2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее трех лет (данный срок может быть уменьшен, но только на основании заявления арендатора)[7]. При этом учреждение не вправе отказать арендатору в заключении на новый срок договора аренды, кроме следующих случаев: 1) принятие в установленном порядке решения, предусматривающего иной порядок распоряжения таким имуществом; 2) наличие у арендатора задолженности по арендной плате за такое имущество, начисленным неустойкам (штрафам, пеням) в размере, превышающем размер арендной платы за более чем один период платежа, установленный договором аренды[8]. При отказе учреждения в заключении на новый срок договора аренды по каким-либо другим основаниям и заключения в течение года со дня истечения срока действия прежнего договора нового договора аренды с другим лицом арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности по договору аренды, вправе потребовать перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор аренды, в соответствии с гражданским законодательством (ч. 11 ст. 17.1 Закона о конкуренции).
Списание земельного участка с забалансового учета
Списание объекта НПА с забалансового учета оформляется документом «Выбытие ОС (забаланс)». В документе следует указать форму первичного документа, которым оформляется списание.
Согласно пункту 334 Инструкции № 157н «аналитический учет по счету 01 ведется в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей в разрезе арендодателей и (или) собственников (балансодержателей) имущества по каждому объекту нефинансовых активов и под инвентарным (учетным) номером, присвоенным объекту балансодержателем (собственником), указанным в акте приема-передачи (ином документе)».
В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» на счете 01 аналитический учет ведется не только по объектам имущества и материально ответственным лицам, а также по собственникам имущества. Поэтому в качестве контрагента следует указать соответствующего собственника (балансодержателя) имущества (см. рис. 1).
Принудительное прекращение права
Решение о принудительном прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком может быть принято исключительно судом в связи с ненадлежащим использованием АУ этого земельного участка по заявлению органа государственной власти или органа местного самоуправления, обладающего правом предоставления земельных участков . Если такое решение примет государственный орган или орган местного самоуправления, оно будет признано недействительным (см., например, Постановления ФАС ЦО от 21.09.2009 по делу N А08-1654/07-13-6, от 29.07.2009 по делу N А64-3170/08-8, от 04.04.2008 по делу N А35-6929/06-С9).
Только этот орган вправе обратиться в суд с заявлением о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (см. Постановление ФАС ЗСО от 12.03.2009 N Ф04-1297/2009(1706-А45-9), Ф04-1297/2009(3717-А45-9)).
Примечание. Систематическая неуплата земельного налога — причина принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования АУ земельным участком (пп. 3 п. 2 ст. 45 ЗК РФ).
Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком принудительно перечислены в ст. 45 ЗК РФ. Одно из оснований, указанных в п. 2 этой статьи, — использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, установленными ст. ст. 7, 8 ЗК РФ.
Надо ли данные по земельному участку отражать в бухгалтерском учете?
Бюджетные учреждения при получении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования не ставят их на бюджетный учет. Основание такое: непроизводственные активы, используемые в процессе деятельности учреждения, не являющиеся продуктами производства, права собственности на которые должны быть установлены и законодательно закреплены (земля, ресурсы недр и пр.), отражаются в бюджетном учете в момент их вовлечения в экономический (хозяйственный) оборот (п. 28 Инструкции по бюджетному учету ). То же самое было установлено и ранее действовавшей Инструкцией, утвержденной Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н (до 17.03.2009). Как указано в Отраслевых особенностях бюджетного учета в системе здравоохранения РФ, утвержденных Минздравсоцразвития России (п. 5.2), вовлечением земельных участков в хозяйственный оборот является:
- приобретение земельных участков;
- продажа земельных участков;
- передача земельных участков другим бюджетам, государственным и муниципальным организациям другого бюджета, негосударственным организациям.
Утверждена Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.
Бюджетные учреждения здравоохранения, органы государственной власти и органы местного самоуправления в сфере здравоохранения отражают в бюджетном учете земельные участки только в перечисленных выше случаях при наличии соответствующего согласования с органом по управлению имуществом.
Исходя из этого постановке на бюджетный учет подлежат только те земельные участки, по которым у учреждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации имеется право распоряжения (Письмо Минфина России от 26.05.2006 N 02-14-10а/1406, доведенное до подведомственных налоговых инспекций Письмом ФНС России от 07.06.2006 N ВЕ-6-16/575@).
Автономные учреждения также не должны отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности земельные участки, закрепленные за ними на праве постоянного (бессрочного) пользования. Данный вывод основан на следующем. По всем критериям земельные участки относятся к объектам основных средств. Однако в бухгалтерском учете согласно п. 21 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств могут быть отражены основные средства (в зависимости от имеющихся у организации на них прав):
- принадлежащие на праве собственности (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, доверительное управление);
- находящиеся у организации в хозяйственном ведении или оперативном управлении (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, доверительное управление);
- полученные организацией в аренду;
- полученные организацией в безвозмездное пользование;
- полученные организацией в доверительное управление.
В зависимости от категории лиц, обладающих возможностью использовать землю любое количество времени, такие участки могут иметь разные документы, подтверждающие такое право.
Если прежде бессрочная аренда предоставлялась с помощью локальных актов, то для юрлиц, перечисленных выше, потребуется составление договора на бессрочное пользование с вышестоящими органами госвласти, в собственности которых находятся передаваемые ЗУ.
Ниже в таблице рассмотрим, какие пункты должен включать в себя договор постоянного бессрочного пользования:
Что указать в договоре |
|
1 |
Реквизиты сторон. |
2 |
Адрес и площадь ЗУ. |
3 |
Предмет договора. |
4 |
Категория земель. |
5 |
Цели применения. |
6 |
Сроки передачи ЗУ в пользование. |
7 |
Кадастровый план участка. |
8 |
Общие правила пользования ЗУ. |
Поскольку такие действия физическим и юридическим лицам запрещены, необходимо срочное написать заявление о переоформлении участка в аренду или в собственность. Такой порядок переоформления обязательно должны соблюдать юридические лица, физическим это не обязательно.
Если правом бессрочного постоянного пользования была наделена религиозная организация, она должна написать заявление о регистрации права безвозмездного и срочного.
В какую форму пользования будет осуществлен переход участка – в собственность, в аренду – решает собственник земельных площадей. Правообладатель имеет приоритет в решении этого вопроса.
Следует обратить внимание на то, что с начала 2013 года действует важная поправка в кодексе об Административных правонарушениях. Согласно изменениям, существует ответственность за нарушение сроков оформления земли, ранее находящейся в бессрочном пользовании, в собственность или в аренду.
ВНИМАНИЕ! Физические лица осуществляют оформление таких земель с учетом Федерального Закона «О дачной амнистии».
По этому ФЗ они не ограничены в сроках оформления документов на землю.
Безвозмездное пользование земельными участками
Данный вид прав на землю отличается от аренды земельных участков тем, что осуществляется всегда бесплатно. В безвозмездное пользование могут предоставляться участки:
а) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления на основании акта исполнительной власти или органа местного самоуправления;
б) в виде служебного надела гражданам;
в) из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам или юридическим лицам на основании договора.
Предельный срок временного землепользования устанавливается законом. При производственной необходимости и взаимной заинтересованности этот срок может быть продлен. Специальным видом временного землепользования является занятие земельного участка для изыскательских работ (землеустроительных, геолого-съемочных, геодезических, поисковых). В этом случае срок землепользования не превышает одного года без изъятия земель у собственника и землепользователя.
По договору безвозмездного пользования земельным участком одна сторона обязуется передать или передает его в безвозмездное временное пользование другой стороне, а последняя обязуется вернуть этот участок в том состоянии, в котором получила, или в состоянии, обусловленном договором (ст. 689 ГК РФ). Основное отличие этого договора от аренды заключается в его безвозмездном характере.
Отношения, возникающие из договора безвозмездного пользования, регулируются в гл. 36 ГК РФ («Безвозмездное пользование»), а также отдельными нормами гл. 35 («Аренда»).
Возникновение (приобретение) права постоянного (бессрочного) пользования
Впервые право постоянного пользования земельными участками было введено в российское законодательство Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о земле, принятыми ВС СССР 28.02.1990, а затем воспроизведено в Земельном кодексе РСФСР, утв. ВС РСФСР 25.04.1991 N 1103-1.
Статья 12 вышеуказанного Кодекса устанавливала, что в бессрочное (постоянное) пользование земельные участки предоставлялись колхозам, сельскохозяйственным кооперативам, акционерным обществам (если в них не введена собственность на землю), совхозам, другим государственным сельскохозяйственным предприятиям, а также предприятиям, учреждениям и организациям, включая юридические лица союзных республик и совместные предприятия, независимо от формы собственности и сферы их деятельности.
До введения в действие ЗК РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ допускалось предоставление земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования гражданам; одновременно с введением его в действие предоставление земельных участков гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования прекратилось, но владение и пользование земельными участками ими на данном вещном праве сохранено до настоящего момента (ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”).
Пунктами 80 и 81 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 “О судебной практике по делам о наследовании” предусмотрено, что наследники объектов незавершенного строительства, расположенных на земельном участке, предоставленном наследодателю на праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 269 ГК РФ), приобретают право на использование соответствующей части земельного участка на тех же условиях и в том же объеме, что и наследодатель в соответствии с целевым назначением земельного участка.
При разрушении до открытия наследства принадлежавшего наследодателю здания, строения, сооружения, расположенных на участке, которым наследодатель владел на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, эти права сохраняются за наследниками в течение трех лет после разрушения здания, строения, сооружения, а в случае, если этот срок был продлен уполномоченным органом, – в течение соответствующего периода. По истечении указанного срока названные права сохраняются за наследниками, если они не были прекращены в установленном порядке и при условии начала восстановления (в том числе наследниками) разрушенного здания, строения, сооружения.
В случае, когда наследодатель обращался в установленном порядке в целях реализации права зарегистрировать право собственности на земельный участок, предоставленный на праве постоянного (бессрочного) пользования, суд может признать за наследниками право собственности на указанный земельный участок в порядке наследования.
Следовательно, приобретая объект недвижимости, расположенный на земельном участке, находящемся в постоянном (бессрочном) пользовании наследодателя, наследник также приобретает право пользования земельным участком в том объеме прав, который был у наследодателя.
При этом необходимо учитывать, что согласно ч. 4 ст. 20 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком относится к числу ограниченных вещных прав – граждане владеют и пользуются такими участками, но не могут ими распоряжаться, в том числе и завещать земельные участки на таком праве (Апелляционное определение Московского городского суда от 20.04.2018 по делу N 33-17826/2018).
В случае отсутствия объекта недвижимости на указанном земельном участке и при установлении факта того, что наследодатель за оформлением своих прав на земельный участок в компетентные органы не обращался, в признании права собственности на данный земельный участок может быть отказано
В настоящее время основания возникновения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком установлены в новой статье ЗК РФ – 39.9 (введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ), практически дублирующей утратившую силу ст. 20, в соответствии с которой в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления предоставляются исключительно:
- органам государственной власти и органам местного самоуправления;
- государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);
- казенным предприятиям;
- центрам исторического наследия Президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий.
Примерная форма решения о предоставлении находящегося в государственной собственности земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование юридическим лицам утверждена Распоряжением Минимущества РФ от 2 сентября 2002 г. N 3070-р.
Закон не позволяет физическим лицам, которые являются гражданами Российской Федерации, получить землю в бессрочную эксплуатацию, и на данный момент это является прерогативой юрлиц, которые относятся к органам государственной или муниципальной власти.
Но при наличии у человека права, которое было дано до вступления в силу нового закона, он может пользоваться участком.
Права распоряжаться этим имуществом человек не имеет, поскольку он продолжает находиться в собственности государства, и граждане могут только временно им распоряжаться.
Решение о том, чтобы участок был передан хозяйственнику на бессрочной основе, выносится муниципальными органами, и они уполномочены заниматься такими вопросами.
Но в некоторых случаях это не может состояться без участия государственных служащих, уполномоченных заниматься передачей имущества человеку.
Граждане, получали ЗУ в БП и в советское время. С вступлением в силу Земельного кодекса поменялись требования к документационному подтверждению прав на территорию. Соответственно за собственниками сохраняется полученное ранее право, но его требуется переоформить по нормам закона. В настоящее время право граждан получивших землю в советские годы не аннулируется, а предлагает пройти процедуру приватизации участка.
Для переоформления права БП предусмотрена процедура упрощенного порядка регистрации. Для этого гражданину нужны только: правоустанавливающий документ и кадастровый паспорт на участок.
Такими правоустанавливающими бумагами являются:
- акты о предоставлении территории;
- свидетельство “старого” вида на участок;
- выписка о разрешении предоставить территорию земли для ведения подсобного хозяйства от местных органов самоуправления;
- иные документы о факте предоставления участка.
Если ЗУ не учтен в кадастре, то расходы по межеванию и регистрации придется нести заинтересованному лицу, желающему оформить эту территорию в свою собственность.
Закон не позволяет физическим лицам, которые являются гражданами Российской Федерации, получить землю в бессрочную эксплуатацию, и на данный момент это является прерогативой юрлиц, которые относятся к органам государственной или муниципальной власти.
Но при наличии у человека права, которое было дано до вступления в силу нового закона, он может пользоваться участком.
Права распоряжаться этим имуществом человек не имеет, поскольку он продолжает находиться в собственности государства, и граждане могут только временно им распоряжаться.
Решение о том, чтобы участок был передан хозяйственнику на бессрочной основе, выносится муниципальными органами, и они уполномочены заниматься такими вопросами.
Срок истечения права бессрочного земельного пользования
Срок истечения действия права бессрочного земельного пользования на законодательном уровне ограничен. После принятия Земельного кодекса крайняя дата пользования на условиях бессрочности установлена на начало 2014 года
. Именно до этого момента владельцы наделов должны были заявить в службы учета земельных ресурсов о желании переоформить на себя некогда выданные в бессрочную эксплуатацию участки.
По истечении отведенного времени народные избранники поправкой к Закону отсрочили граничный срок подачи заявлений для юридических лиц, и после этого землепользователям добавили год для выполнения требований государства.
Физических лиц, а также некоторые объединения граждан (садово-огородные сообщества и гаражные кооперативы) поправки не затронули, хотя с целью продажи или передачи другим владельцам земли и объектов, возведенных на ней, граждане по собственной инициативе активно стали переоформлять документы.
После проведения процедуры размежевания и оценки земельных участков всем обратившимся гражданам выдается документ с кадастровым номером. Такая процедура означает оформление полного перехода имущественных прав и отчуждение участка в пользу заявителя.
Временная передача земли
Если земельный участок передается в пользование на определенное время, то срок зависит от субъекта права и от цели использования:
- на срок до 5 лет земля может быть предоставлена физическим лицам с целью сельхоздеятельности для собственных нужд, физическим и юридическим лицам для лесохозяйственного, охотхозяйственного и сельскохозяйственного использования, предполагающего строение зданий, некоммерческим организациям для садоводства или огородничества;
- на срок до 6 лет земельные участки предоставляются физическим лицам для ведения подсобного личного хозяйства, ИЖС, фермерским хозяйствам;
- до 10 лет право пользования может предоставляться религиозным организациям;
- контрактникам – на срок действия их договоров;
- физическим лицам, пользующимся служебным жильем – на срок права проживания;
- отдельным категориям лиц право временной передачи земли может быть предоставлено на срок до 1 года.
Условия передачи земли в безвозмездное срочное пользование
Как уже упоминалось выше, пользователь может получить в безвозмездное срочное использование землю, которая принадлежит муниципалитету, государству, юридическим или физическим лицам. Исчерпывающий список ситуаций предоставления земель в безвозмездное пользование определен в статье 24 Земельного кодекса РФ. Это:
- находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на условиях и в порядке, которые установлены статьей 39.10 ЗК РФ, в том числе в виде служебного надела;
-
находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам или юридическим лицам на основании договора, в том числе в виде служебного надела.