Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как с 11.02.2023 заполнять платежные поручения по налогам и взносам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Предположим, что вам нужно перечислить платеж, который не входит в состав ЕНП, но которые администрирует ИФНС (например, НДФЛ с выплат иностранцам с патентом). Тогда обращайте внимание на заполнение этих полей.
Если формируете платежку вместо уведомления
Напомним, что с 2023 года организации и ИП должны сдавать в ИФНС уведомления об исчисленных налогах и взносах.
Уведомление об исчисленных суммах представляется по тем налогам и взносам, по которым по сроку уплаты еще не подается налоговая отчетность (п. 9 ст. 58 НК). Это ежемесячные платежи по НДФЛ и страховым взносам, авансовые платежи по налогу на имущество, транспортному и земельному налогам, по ЕСХН и налогу по УСН.
Однако в 2023 году – переходный период. Пока организации и ИП вправе вместо уведомлений направлять в ИФНС «старые» платежки по каждому налогу или взносам. Но заполнять их нужно по-особенному.
С 11 февраля 2023 года стало ясно, какие данные нужно внести в платежку-уведомление:
Поле | Что вносим в платежку |
Поле 104 | КБК конкретного налога или взносов из 20 знаков, как в уведомлении. |
КПП плательщика | Значение КПП плательщика, за кого платим. |
Поле 105 | Код ОКТМО из 8 цифр. |
Поля «106», «108» и «109» | «0» (ноль). Если показать другое значение, в ИФНС сами решат принадлежность платежа. |
Поле 107 | Налоговый период из 10 знаков, 2 из которых – разделительные, их заполняем точкой («.») |
«ИНН» и «КПП» получателя | ИНН и КПП уполномоченного территориального налогового органа – администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета. |
Поле «Получатель» | Сокращенное наименование органа Казначейства и в скобках – наименование уполномоченного налогового органа, который администрирует источники финансирования дефицита федерального бюджета. |
«Назначение платежа» | Дополнительные данные для идентификации назначения платежа. |
Поле «101» | 02 |
Альтернативный вариант заполнения налоговых платежек в 2023 г.
Федеральный закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ (пп. 12-14 ст. 4) устанавливает на 2023 г. следующие переходные положения:
- в течение 2023 года уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов могут представляться в налоговые органы в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (прим. – т.е. платежных поручений), на основании которых налоговые органы могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности;
- налогоплательщики могут воспользоваться правом на представление в течение 2023 года уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации при условии, что ранее ими указанные уведомления в налоговые органы не представлялись;
- денежные средства, поступившие по распоряжениям на перевод денежных средств, учитываются в качестве единого налогового платежа и определяются по принадлежности в соответствии со статьей 45 НК РФ.
Получается, что при желании в 2023 г. вместо «классических» уведомлений, о которых речь шла в предыдущем разделе, можно направлять в налоговые органы «образы» платежных поручений в те же сроки, что и уведомления – до 25 числа месяца, в котором установлен срок уплаты соответствующих налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов – и в тех же случаях, т.е. если уплата происходит до представления соответствующей налоговой декларации (расчета) либо если обязанность по представлению налоговой декларации (расчета) не установлена НК РФ.
Чтобы такая платежка дала налоговому органу все необходимые для распределения платежей сведения, в ней должны быть заполнены привычные нам реквизиты, идентифицирующие платеж.
Когда налогоплательщик, выбравший этот вариант коммуникации с налоговыми органами, собирается внести платежи в бюджет, он направляет в банк такие же платежки – по отдельности на каждый налог, авансовый платеж, страховые взносы с учетом места их уплаты, включая, естественно, и те, которые декларируются до уплаты, т. е. не требуют подачи уведомлений в виде распоряжений на перевод денежных средств в налоговые органы.
Это объясняет особенности заполнения отдельных реквизитов платежных поручений, предусмотренные на такой случай вышеназванным проектом Приказа Минфина:
Реквизит платежного поручения | Значение |
---|---|
Статус плательщика | «01» – налогоплательщик (плательщик сборов, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами) — юридическое лицо, ИП, нотариус, занимающийся частной практикой, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, глава КФХ, представивший в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов в виде распоряжения на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ |
наименование плательщика |
для юридических лиц – наименование юридического лица (его обособленного подразделения); для ИП, нотариусов, занимающиеся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, глав КФХ – фамилию, имя, отчество (при наличии); |
ИНН плательщика | ИНН налогоплательщика, чья обязанность по уплате (перечислению) налогов, сборов, страховых взносов исполняется |
КПП плательщика | КПП подразделения, чья обязанность по уплате исполняется |
наименование получателя | 0 |
ИНН получателя | 0 |
КПП получателя | 0 |
банковские реквизиты получателя платежа | БИК и наименование банка, номер счета банка получателя средств (номер банковского счета, входящего в состав единого казначейского счета), номер счета получателя (номер казначейского счета) |
КБК | КБК конкретного налога, страховых взносов |
ОКТМО | код ОКТМО территории, на которой мобилизуются денежные средства от уплаты налога, сбора, страховых взносов и иного платежа |
основание платежа | 0 |
период | значение показателя налогового периода, который имеет 10 знаков, 8 из которых имеют смысловое значение, а 2 являются разделительными знаками и заполняются точкой («.»). Например, «МС.02.2023»; «КВ.01.2023»; «ГД.00.2023» |
номер документа – основания для перечисления налога | 0 |
дата документа – основания для перечисления налога | 0 |
назначение платежа |
Общие изменения в отчетности
С 1 января 2023 года останется всего две формы отчетности:
- расчет по страховым взносам (РСВ) и
- единый отчет по сотрудникам.
Единый отчет заменит сразу четыре формы – СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ, 4-ФСС, ДСВ-3. Фактически сведения о работниках будут передаваться те же самые, что и раньше, только уже в другой форме отчета. Причем подавать единый отчет нужно будет по частям с разной периодичностью. Так, например:
- часть единого отчета (вместо СЗВ-ТД), связанную с приемом на работу и увольнением, нужно будет, как и сейчас, подавать не позднее следующего рабочего дня;
- если же данные связаны с переводом на другую постоянную работу, подачей заявления о формате ведения трудовой книжки либо о предоставлении сведений о трудовой деятельности, их нужно будет сдавать не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило указанное событие;
- часть отчета о взносах на травматизм и допвзносах на накопительную пенсию (вместо 4-ФСС и ДСВ-3) будет представляться по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года до 25-го числа следующего месяца.
Новый расчет по страховым взносам заменит СЗВ-М и действующий РСВ. Это будет отчет со сведениями о работниках и выплатах в их пользу:
- ежемесячно до 25-го числа нужно будет подавать сведения для персонифицированного учета и данные о заработке и начисленных взносах;
- а по итогам квартала, полугодия, девяти месяцев и года в отчет нужно будет включать общие суммы по облагаемой и необлагаемой базе, а также начисленные за отчетный период страховые взносы.
Варианты заполнения поля 101
Правила заполнения статуса плательщика в поле 101 содержатся в приложении 5 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н.
Основными действующими реквизитами можно считать следующие коды:
- 01 ― налогоплательщик-организация, какое-либо юридическое лицо.
- 02 ― налоговый агент. Этот статус наиболее часто встречается при оплате НДФЛ за наемных работников, НДС при заключенных договорах аренды с муниципальными организациями.
- 08 ― этот код используют предприятия и прочие физлица, уплачивающие страховые взносы за наемных работников.
- 09, 10, 11, 12 —самозанятые лица (ИП, нотариусы, адвокаты, фермеры), уплачивающие налоги за себя.
- 13 ― налогоплательщики ― прочие физические лица.
Поле 101 платежного поручения в 2020 году подлежит заполнению не в каждом случае перечисления денежных средств. Наличие статуса плательщика указывает на получателя платежа как субъекта, на счетах которого аккумулируются налоги, взносы и прочие поступления. Банки в таких случаях обязаны проследить, чтобы последующие ячейки 102–110 также были заполнены. При отсутствии необходимых данных проставляется 0. Наличие пустого поля не допускается. Исключением здесь является поле 110, которое можно не заполнять вообще.
Коды 15 и 20 используют кредитные организации или их филиалы, платежные агенты, которые переводят денежные средства за физических лиц на основании общего реестра или по каждому в отдельности.
Код 24 указывают физлица, осуществляющие выплаты страховых взносов или иных платежей в бюджет.
Поле 101 в платежном поручении
Любое поле в платежном поручении имеет свои правила заполнения. Поле 101 в платежном поручении предназначено для внесения двухзначного кода, который устанавливает финансового плательщика. Расшифровка двузначного кода приводится в приложении № 5 приказа от 12.11.2013 № 107н, выпущенного Минфином России (в редакции от 23.09.2015 N 148н). Любая неточность может вызвать массу затруднений для налогоплательщика от штрафных санкций до лишних поездок в налоговый орган.
Например поле 101 в платежном поручении 2023 при уплате налогов ИП — 09, с работниками — 14, а при уплате госпошлины — 01.
Код | Расшифровка |
---|---|
01 | Налогоплательщик (плательщик сборов) — юридическое лицо |
02 | Налоговый агент |
03 | Составившая распоряжение о переводе уплаченных средств в качестве налогов и сборов организация федеральной почтовой службы. |
04 | Налоговый орган |
05 | Отделения ФССП |
06 | Участник внешнеэкономической деятельности — юридическое лицо |
07 | Таможенная служба |
08 | Плательщик — юридическое лицо (ИП, нотариус, занимающийся частной практикой, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, глава крестьянского (фермерского) хозяйства), осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации (в ред. Приказа Минфина России от 23.09.2015 N 148н) |
09 | Налогоплательщик (плательщик сборов) — ИП |
10 | Налогоплательщик (плательщик сборов) — нотариус, занимающийся частной практикой |
11 | Налогоплательщик (плательщик сборов) — адвокат, учредивший адвокатский кабинет |
12 | Налогоплательщик (плательщик сборов) — глава крестьянского (фермерского) хозяйства |
14 | Налогоплательщики, производящие выплаты физическим лицам |
15 | Кредитная организация (филиал кредитной организации), платёжный агент, организация федеральной почтовой связи, составившие платёжное поручение на общую сумму с реестром на перевод денежных средств, принятых от плательщиков — физических лиц |
16 | Участник внешнеэкономической деятельности — физическое лицо |
17 | Участник внешнеэкономической деятельности — индивидуальный предприниматель |
18 | Плательщик таможенных платежей, не являющийся декларантом, на которого законодательством Российской Федерации возложена обязанность по уплате таможенных платежей |
19 | Организации и их филиалы (далее — организации), составившие распоряжение о переводе денежных средств, удержанных из заработной платы (дохода) должника — физического лица в счёт погашения задолженности по платежам в бюджетную систему Российской Федерации на основании исполнительного документа, направленного в организацию в установленном порядке |
20 | Кредитная организация (филиал кредитной организации), платёжный агент, составившие распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица |
21 | Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков. |
22 | Участник консолидированной группы налогоплательщиков. |
23 | Органы контроля за уплатой страховых взносов. |
24 | Плательщик — физическое лицо, осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации |
25 | Банки — гаранты, составившие распоряжение о переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации при возврате налога на добавленную стоимость, излишне полученной налогоплательщиком (зачтенной ему) в заявительном порядке, а также при уплате акцизов, исчисленных по операциям реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации, и акцизов по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции. |
26 | Учредители (участники) должника, собственники имущества должника — унитарного предприятия или третьи лица, составившие распоряжение о переводе денежных средств на погашение требований к должнику по уплате обязательных платежей, включённых в реестр требований кредиторов, в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве. |
Если внимательно изучить перечень возможных вариантов, то можно заметить отсутствие варианта «14». Изначально в ПП он был предназначен для обозначения плательщиков налогов, которые производят выплаты ФЛ. Исключили его из платежного поручения только потому, что банковские организации не принимают подобного рода платежи из-за особенностей программного обеспечения. Чтобы это исправить потребовалось бы много времени, около полугода. Это указано в письме Минфина от 03.02.2017 № ЗН-4-1/1931@. В нем также, перечислен перечень кодов, рекомендованных для использования в поле 101 ПП.
Что означает «Статус плательщика» в платёжном поручении?
Статус (лат. status) — означает «состояние», либо «положение» рассматриваемого объекта в определённой структуре или системе. В нашем случае – положение в налоговой системе.
Статус плательщика — это правовое положение объекта, который непосредственно оформляет расчётные документы на денежный перевод в бюджетную систему Российской Федерации по перечислению налогов, сборов и иных платежей, и это правовое положение выражается определённым кодом.
Статус плательщика (101) — указывается двузначным кодом статуса налогоплательщика. С 2014 года код налогоплательщика, идентифицирующий лицо или орган, составивший распоряжение о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, может принимать значения от 01 до 26, что закреплено в Приложении 5 Приказа Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н.
Согласно Приложению 11 к Положению Банка России от 19 июня 2012 года N 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» максимальное количество символов в реквизите 101 (поле 101) платёжного поручения, инкассового поручения, платёжного требования или платёжного ордера при составлении в электронном виде также закреплено двузначной цифрой (2)
В Приложении № 5 Приказа Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н приведено значение статуса плательщика для всех 26 кодов, которые необходимо использовать при заполнении поля 101. А Приказом Минфина России от 23.09.2015 N 148н в Приложение № 5 внесены некоторые изменения и дополнения.
Как определить значение бюджетникам?
Единая система идентификации поля 101 в платежках установлена на законодательном уровне. Чиновники в приложении №5 к Приказу Минфин №107н от 12.11.13 перечислили общие правила заполнения поля.
В поле 101 составитель платежки должен указать специальный код, который соответствует виду платежа, категории плательщика и получателя перечисляемых средств. Ключевые значения для бюджетной организации указаны в таблице.
Статус | Назначение | Пример |
---|---|---|
01 | Уплата налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей, которые администрирует ФНС | При перечислении взносов ОМС, ОПС или ВНиМ |
02 | Расчеты по налоговым обязательствам, в случаях, когда компания выступает налоговым агентом | Расчеты с бюджетом по НДФЛ, уплата НДС налоговым агентом |
08 | Расчеты с бюджетом, за исключением налоговых обязательств, подконтрольных ФНС | Плата взносов в ФСС от несчастных случаев и профзаболеваний |
Не заполнять | Расчеты с контрагентами, в том числе с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками, с персоналом и внештатными работниками | Перечисление заработной платы, зачисление аванса по договору поставки, окончательный расчет за услуги сторонних компаний |
О том, как правильно заполнить остальные поля платежного поручения читайте в отдельном материале «Образец заполнения платежного поручения». А чтобы не запутаться в заполнении реквизитов на оплату страхового обеспечения по наемным работникам, ознакомьтесь со статьей: «Как платить страховые взносы бюджетной организации».
Верно указываем статус в платежных поручениях в 2021 году
С 17 июля 2021 года начнет действовать правило заполнения платежного поручения, когда работодатель вычитает из зарплаты работника деньги в счет погашения задолженности перед бюджетом и переводит удержанную сумму в бюджет.
В платежном получении в поле «ИНН плательщика» нужно указывать не ИНН компании, а ИНН работника. Это изменение тоже предусмотрено приказом Минфина от 14 сентября 2020 г. № 199н.
Погашение задолженности по прошлым периодам – поля 106, 108, 109
С 1 октября 2021 года вводятся изменения в порядок указания информации при погашении задолженности по истекшим периодам (тоже приказ Минфина от 14 сентября 2020 г. № 199н).
До 1 октября 2021 года в поле 106 «Основание платежа» платежного поручения можно указывать одно из следующих значений:
- «ТР» — погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов, страховых взносов);
- «ПР» — погашение задолженности, приостановленной к взысканию;
- «АП» — погашение задолженности по акту проверки;
- «АР» — погашение задолженности по исполнительному документу;
- «ЗД» — добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам при отсутствии требования налогового органа об уплате налогов (сборов, страховых взносов).
Согласно изменениям, значения «ТР», «ПР», «АП» и «АР» в поле 106 больше указывать не нужно. Остается единое для всех перечисленных случаев значение, которое нужно проставлять в поле 106 — «ЗД».
А коды «ТР», «ПР», «АП» и «АР» переходят в поле 108 «Номер документа».
Например, если деньги перечисляются на основании требования налогового органа об уплате налога (сбора, страховых взносов), в поле 108 пишут сначала ТР и далее без пробела номер требования на 13 знакомест. Если это исполнительный документ (исполнительное производство), то в поле 108 в аналогичном порядке пишут АР и номер документа и т. д.
В поле 109 «Дата документа основания платежа» нужно будет указывать даты документов, на основании которых перечисляются деньги (требование, решение и т. д.).
- Правила заполнения платежных поручений
- Изменения в КБК
- Заполнение реквизитов банка Федерального казначейства по классификатору БИК
- Платежи в бюджет на казначейские счета с 01.01.2021
- Изменение статуса плательщика и оснований платежа при перечислении в бюджет с 01.10.2021
- Прочие платежи контрагентам-бюджетникам
Новый статус плательщика в платежном поручении 2021
С 1 октября 2021 года при погашении задолженности по истекшим периодам значения «ТР», «ПР», «АП» и «АР» упразднены. Вместо них будет одно для всех случаев — «ЗД».
А до 01.10.2021 в платежках в поле 106 можно при необходимости указать одно из следующих значений:
- «ТР» — погашение задолженности по требованию ИФНС об уплате налогов, сборов, страховых взносов;
- «ПР» — погашение задолженности, приостановленной к взысканию;
- «АП» — погашение задолженности по акту проверки;
- «АР» — погашение задолженности по исполнительному документу;
- «ЗД» — добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам при отсутствии требования налогового органа об уплате налогов (сборов, страховых взносов).
Если в поле 106 стоит «ЗД», значит поля 108 и 109 с 2021 года нужно заполнять в зависимости от документа-основания перевода денег.
Если это требование налогового органа об уплате налога (сбора, страховых взносов):
- поле 108 «Номер документа» – ТР0000000000000 (образец заполнения);
- поле «109» «Дата документа основания платежа» – дата требования.
Решение о приостановлении взыскания:
- поле 108 – ПР0000000000000;
- поле 109 – дата решения.
Решение о привлечении/отказе в привлечении к налоговой ответственности:
- поле 108 – АП0000000000000;
- поле 109 – дата решения.
Исполнительный документ (исполнительное производство):
- поле 108 – АР0000000000000;
- дата исполнительного документа (исполнительного производства).
С 1 октября 2021 года коды «09», «10», «11» и «12» упразднены. Вместо них для поля 101 оставлено единое значение для всех физлиц (обычных, ИП, адвокатов и др. частнопрактичкующих специалистов) — «13».
Это касается физлиц, которые уплачивают налоги, сборы, страховые взносы и иные отчисления, администрируемые налоговиками.
До 01.10.2021 при заполнении поля 101 указанные лица должны выбрать одно из:
- «09» — ИП, уплачивающий налоги, сборы, страховые взносы и иные платежи, администрируемые налоговыми органами;
- «10» — частный нотариус, уплачивающий налоги, сборы, страховые взносы и иные платежи, администрируемые налоговыми органами;
- «11» — адвокат, учредивший адвокатский кабинет, уплачивающий налоги, сборы, страховые взносы и иные платежи, администрируемые налоговыми органами;
- «12» — глава КФХ, уплачивающий налоги, сборы, страховые взносы и иные платежи, администрируемые налоговыми органами.
- «13» — обычное физическое лицо.
Для начала вам надо указать:
- Дату документа и его номер — он должен быть не более шести знаков.
- Вид платежа. Он может иметь значения «Срочно», «Телеграфом», «Почтой». Если отправляете платежку через банк-клиент, укажите закодированное значение, принятое банком. Это поле можно оставить и незаполненным: в нашем примере платежного поручения (выше) оно пустое.
- Статус плательщика — код от 01 до 20, уточняющий лицо или организацию, которые перечисляют деньги.
- Сумму платежа. Ее надо указать прописью с начала строки с заглавной буквы (копейки — цифрами). При этом «рубль» и «копейка» пишутся без сокращений.
У заполнения формы платежного поручения по требованию ИФНС есть особенности. Для удобства мы собрали их в таблицу:
Поле | Что указать |
---|---|
Основание платежа (106) |
Впишите «ТР». Это значит, что происходит погашение долга на основании полученного от налоговой требования. |
Показатель налогового периода (107) |
Здесь укажите срок оплаты, который отмечен в требовании ИФНС. Например, если вы уплачиваете налог за 2-й квартал 2019 года, в форме платежного поручения укажите: КВ.02.2017 |
Номер документа (108) |
Номер требования налоговой. |
Дата документа (109) |
В это поле переносят дату документа-требования ИФНС. |
Что такое статус плательщика в Сбербанк Онлайн
На базе распоряжения ЦБ с 2012 г. определение реквизитов не используется в сфере современного банковского делопроизводства: его предложили заменить термином «статус лица». Статус налогоплательщика — это специфичное правовое положение объекта, который заполняет расчетные бумаги на денежный перевод в бюджет РФ. Данное правовое положение выражено специальным кодом, а сам инструмент заменяет собой идентификатор плательщика услуги.
Благодаря статусу уже определяются операции, которые касаются проведения платежек или перечисления средств в госказну (налогов и сборов). Для этих целей выделено специальное окошко в типичном бланке документа для оплаты госпошлин и постоянных взносов, где следует поставить цифровой код от 01 до 26 для пополнения счета в Сбербанке.
Код | Статус налогоплательщика |
---|---|
01 | Юридическое лицо — налогоплательщик (плательщик сборов) |
02 | Налоговый агент |
03 | Организация федеральной почтовой связи, составившая распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица |
04 | Налоговый орган |
05 | Федеральная служба судебных приставов и ее территориальные органы |
06 | Участник внешнеэкономической деятельности — юридическое лицо |
07 | Таможенный орган |
08 | Плательщик — юридическое лицо (индивидуальный предприниматель, нотариус, занимающийся частной практикой, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, глава крестьянского (фермерского) хозяйства), осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации |
09 | Налогоплательщик (плательщик сборов) — индивидуальный предприниматель |
10 | Налогоплательщик (плательщик сборов) — нотариус, занимающийся частной практикой |
11 | Налогоплательщик (плательщик сборов) — адвокат, учредивший адвокатский кабинет |
12 | Налогоплательщик (плательщик сборов) — глава крестьянского (фермерского) хозяйства |
13 | Налогоплательщик (плательщик сборов) — иное физическое лицо — клиент банка (владелец счета) |
14 | Налогоплательщики, производящие выплаты физическим лицам |
15 | Кредитная организация (филиал кредитной организации), платёжный агент, организация федеральной почтовой связи, составившие платёжное поручение на общую сумму с реестром на перевод денежных средств, принятых от плательщиков — физических лиц |
16 | Участник внешнеэкономической деятельности — физическое лицо |
17 | Участник внешнеэкономической деятельности — индивидуальный предприниматель |
18 | Плательщик таможенных платежей, не являющийся декларантом, на которого законодательством Российской Федерации возложена обязанность по уплате таможенных платежей |
19 | Организации и их филиалы (далее — организации), составившие распоряжение о переводе денежных средств, удержанных из заработной платы (дохода) должника — физического лица в счёт погашения задолженности по платежам в бюджетную систему Российской Федерации на основании исполнительного документа, направленного в организацию в установленном порядке |
20 | Кредитная организация (филиал кредитной организации), платёжный агент, составившие распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица |
21 | Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков. |
22 | Участник консолидированной группы налогоплательщиков. |
23 | Органы контроля за уплатой страховых взносов. |
24 | Плательщик — физическое лицо, осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации |
25 | Банки — гаранты, составившие распоряжение о переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации при возврате налога на добавленную стоимость, излишне полученной налогоплательщиком (зачтенной ему) в заявительном порядке, а также при уплате акцизов, исчисленных по операциям реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации, и акцизов по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции. |
26 | Учредители (участники) должника, собственники имущества должника — унитарного предприятия или третьи лица, составившие распоряжение о переводе денежных средств на погашение требований к должнику по уплате обязательных платежей, включённых в реестр требований кредиторов, в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве. |
Как заполнять статус плательщика и в каком случае
Обязательный реквизит «статус плательщика» лично заполняется гражданином в платежных и инкассовых поручениях, а также ордерах. Требуемое поле 101 располагается в верхней части формы. В остальном создать новый бланк можно по следующему алгоритму:
- Переключиться во вкладку «Платежи и переводы».
- Найти поле «Перевод денег для организации».
- Ввести номер баланса и ИНН получателя.
- Выбрать нужный БИК (из выпадающего списка банков).
- Указать персональный счет (отыскать среди карт).
- Отметить детали операции (пометка «платежи в бюджет»).
- Вбить полное название фирмы, которой нужна выплата.
- Указать свои контакты (адрес и номер мобильного телефона).
- Вписать размер суммы на основании квитанции.
Готовый бланк стоит повторно проверить на полноту и правильность внесенных параметров, а потом нажать команду «Подтвердить». Заодно система потребует от пользователя подтвердить высланный пароль через код в отправленном sms. Только потом документ получает отметку «Исполнено».
Особенности статуса плательщика для ИП
В январе-сентябре 2021 года индивидуальные предприниматели проставляют следующие коды статуса плательщика:
- «09» — при уплате налогов (кроме НДФЛ с зарплаты работников) и сборов;
- «02» — при уплате НДФЛ с зарплаты работников;
- «09» — при уплате страховых взносов «за себя»;
- «09» — при уплате страховых взносов с зарплаты работников.
Начиная с октября 2021 года, коды для ИП будут такими:
- «13» — при уплате налогов (кроме НДФЛ с зарплаты работников) и сборов;
- «02» — при уплате НДФЛ с зарплаты работников;
- «13» — при уплате страховых взносов «за себя»;
- «13» — при уплате страховых взносов с зарплаты работников.
В справке статус налогоплательщика прописывается не дословно, а зашифровывается в понятном всем числовом коде:
В 2 НДФЛ статус налогоплательщика «1» является самым распространенным, и означает, что данное физическое лицо (налогоплательщик) является гражданином России и ее налоговым субъектом.
- Статус «2» применяется для иностранного гражданина, который получил доход от российской компании, но не является ее налоговым субъектом.
- Статус «3» применяется к тем гражданам, профессия и специализация которых относится к высококвалифицированному труду, и которые не являются налоговыми субъектами России.
- Статус «4» довольно редкий и присваивается тем гражданам, которые когда-то эмигрировали из России (не являются ее налоговыми субъектами), но стали участниками программы по возвращению и добровольному переселению в нашу страну.
- Статус «5» применяется к тем физическим лицам, кому был присвоен статус беженца, и удовлетворена просьба о получении убежища на территории России, и которые не являются ее налоговыми субъектами.
- Статус «6» также встречается довольно редко и применяется к иностранным гражданам, которые работают на территории России на основании выданного патента.
До 2021 года таких статусов было всего 3, но их не хватало для охвата всех возможных групп налогоплательщиков.
На данный момент именно включение в одну из вышеперечисленных групп и присвоение соответствующего кода напрямую влияет на то, какой процентной ставкой будет обложен доход налогоплательщика. Именно поэтому и юридические лица, и проверяющие налоговые органы, относятся к грамотному присвоению данного кода очень серьезно.
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Какой указывать статус плательщика в платежном поручении в 2021 году
Статус плательщика прописывается в поле 101 платежки, обозначая самого плательщика и вид платежа. Эта графа может быть заполнена числовым кодом или оставаться пустой. Последний вариант характерен для перевода средств в пользу обычных контрагентов. Указание статуса обязательно только при проведении расчетов с бюджетом. Это позволяет казначейству быстро и правильно отправлять и разносить платежи.
Основным документом, регламентирующим порядок заполнения платежек, является Приказ Минфина от 12.11.2013 г. под № 107н. Варианты актуальных цифровых обозначений, указываемых в поле 101, прописаны в приложении № 5 Приказа № 107н:
- Код 01 – статус плательщика в платежном поручении в 2021 году, обозначающий налогоплательщика (в т.ч. плательщика страхвзносов) – юрлицо.
- Числовая комбинация 02 означает, что деньги переводятся в бюджет налоговым агентом.
- Шифр 03 используют почтовые организации федерального уровня подчинения для перечислений от имени физических лиц (исключение составляют уплачиваемые таможенные сборы).
- Налоговые органы обозначаются кодом 04.
- Код 05 предназначен для платежей от ФССП – Службы судебных приставов.
- Если юридическое лицо, выступает в качестве участника внешнеэкономических операций, применяется шифр 06.
- Для таможенных органов внедрен код 07.
- Для обозначения плательщиков, которые перечисляют средства в пользу бюджета, но назначение их платежа не связано с уплатой налогов, страхвзносов или сборов, находящихся в ведении ФНС, используется код 08. Этот статус плательщика в платежном поручении в 2021 году может использоваться как юрлицами и ИП, так и лицами, занимающимися частной практикой, при уплате взносов на «травматизм» в ФСС.
- При погашении обязательств по налогам, страхвзносам и сборам, которые находятся в ведении налоговиков, в платежке указывают статус налогоплательщика: 09, если речь идет об ИП;
- 10, если в роли плательщика выступает нотариус;
- 11, когда деньги перечисляются от имени адвоката, открывшего адвокатский кабинет;
- 12 – шифр обозначает плательщика-главу КФХ;
- 13, если платеж вносится физическим лицом.
- Код 15 введен для обозначения кредитных организаций и почтовых учреждений. Шифр применяется в случаях, когда платежка на перевод от физлиц оформляется одной суммой с приложенным реестром.
- Для физических лиц, участвующих во внешнеэкономических операциях, предусмотрена комбинация 16, а если лицо имеет статус ИП, то используется код 17.
- При оплате таможенных сборов и отсутствии обязательств по декларированию ценностей проставляется код 18.
- Если организациями и их филиалами деньги направляются в бюджет в погашение долга физического лица на основании исполнительного документа, применяется код 19. Эта комбинация может использоваться при условии, что переводимые деньги были удержаны из зарплаты должника.
- Кодом 20 обозначается кредитная структура, перечисляющая средства по отдельному платежу, полученному от физического лица.
- Шифр 21 введен для ответственных участников консолидированных групп плательщиков налогов, а 22 код обозначает простых участников таких групп.
- ФСС переводит средства, идентифицируя статус плательщика в платежном поручении в 2021 году кодом 23.
- Если платеж реализуется от имени физического лица в пользу ФСС, проставляется шифр 24.
- Код 25 используют банки-гаранты при возврате НДС и уплате акцизов.
- Шифром 26 обозначаются учредители компании-должника, которые осуществляют платеж для покрытия кредиторских обязательств по реестру требований при банкротстве.
- По платежам, которые в результате их незачисления получателю подлежат возврату в бюджет, банковские организации проставляют статус 27.
- Последний вариант кодовой комбинации – 28. Он предназначен для идентификации получателей международных почтовых отправлений.
Разновидности ошибок при заполнении платежных поручений
Некорректное заполнение статуса плательщика приводит к неверному выбору лицевого счета, что влечет за собой назначение санкций, штрафов. Часто допускаются ошибки при уплате НДФЛ за сотрудника (указывается код 01, а нужен 02, т.к. организация выступает в роли налогового агента), при переводе НДС по аренде государственного учреждения (компания выступает в качестве посредника).
Во избежание недоразумений нужно подавать заявление в ФНС об уточнении платежа и прикладывать копию платежки. Есть и другой вариант:
- повторно уплатить налог с правильным указанием всех реквизитов;
- после произвести зачет либо возврат излишне уплаченной суммы в соответствии со ст. 78 НК РФ.
Во втором случае штрафов удастся избежать. Однако пени за просрочку будут начисляться ежедневно в размере одной 300-ой ставки рефинансирования от неуплаченной величины налогового сбора (взноса).
Своевременное осуществление сверок с налоговой службой, социальными фондами позволит в краткий срок устранить допущенные неточности и произвести уплату налоговых сборов (взносов) вовремя.