Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как провести инвентаризацию основных средств». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В первую очередь это пересчет активов, которые есть в компании. С помощью такого действия становится возможным сохранить имущество фирмы невредимым. Ее главная задача – сопоставить реальные остатки и виртуальные, проверив данные, указанные в бухучете. Так считают деньги, оборудование, здания, долговые обязательства и многое другое.
Документальное оформление инвентаризации
Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н предусмотрены следующие документы для оформления инвентаризации в казенных учреждениях:
Код формы |
Наименование документа |
0504835 |
Акт о результатах инвентаризации |
0504082 |
Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств |
0504086 |
Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов |
0504087 |
Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов |
0504088 |
Инвентаризационная опись наличных денежных средств |
0504089 |
Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами |
0504091 |
Инвентаризационная опись расчетов по поступлениям |
0504092 |
Ведомость расхождений по результатам инвентаризации |
Как провести инвентаризацию основных средств: составляем приказ
Каждая перепись начинается именно с этого документа, который готовит руководитель организации. Можно пользоваться формой ИНВ-22 или создать свой типовой шаблон для этих целей.
Необходимо указать определенные пункты:
- наименование предприятия;
- дата, в которую начнется и завершится процесс;
- кто будет председателем и членами комиссии;
- насколько комплексной будет проверка (выборочная или полная);
- по какой причине инициируется;
- в какой срок следует сдать документацию в бухгалтерию.
Оформленный приказ должен быть зарегистрирован в журнале ИНВ-23, а затем – вручен главному проверяющему.
До того как начинать, следует проверить, есть ли в наличии:
- техпаспорта на все объекты;
- карточки учета;
- документы в случае если ОС сдаются в аренду.
Документирование итогов инвентаризации
Результаты инвентаризационных мероприятий также облекаются в документальную форму. По итогам инвентаризации имущества организации формируется следующий комплект документов:
- — документация, в которой фиксируются расхождения между фактическим наличием инвентаризируемых средств и данными бухучета. Сличительная ведомость составляется в двух экземплярах по форме, утвержденной в конкретной организации.
В документе должны быть присутствовать:- реквизиты документа (номер и дата составления);
- реквизиты приказа о назначении инвентаризации;
- указание периода проведения мероприятий;
- краткая характеристика проверяемого имущества;
- результаты инвентаризации (излишки или недостача, количество, стоимость);
- подписи уполномоченных лиц (директора, бухгалтера, мат. ответственных сотрудников).
- Протокол инвентаризационной комиссии, который составляется по результатам заседания. Заседание проводится после фактически проведенных мероприятий по ревизии имущества и включает:
- анализ выявленных расхождений;
- установление причин несоответствия фактического и учтенного количества имущества и виновных лиц;
- принятие решения по редактированию бухгалтерских показателей.
Когда проводят инвентаризацию обязательств организации
В периодической сверке нуждаются не только имущественные/вещественные объекты предприятия, но и корректность отраженных на счетах бухгалтерского учета сумм. Для этого проводят инвентаризацию финансовых обязательств. Например, ревизия дебиторской и кредиторской задолженности или же инвентаризация резервов по отпускам.
Периодичность ревизии финобязательств в целом совпадает с периодичностью проведения инвентаризационных мероприятий в отношении имущественных объектов, то есть проводится в дни, установленные либо законодательством, либо внутренними документами организации. При этом проведение финансовой инвентаризации по основаниям, определенным в нормативных актах, является обязательным.
В отношении автономных или бюджетных учреждений помимо общих оснований (к примеру, при реорганизации предприятия или замене мат. ответственных работников) установлена обязательная периодичность ревизии финобязательств — один раз в квартал (п. 69 инструкции, утвержденной приказом Минфина № 33н от 25.03.2011).
Излишки основных средств отражают в составе прочих доходов, проводки при выявлении недостачи будут зависеть от наличия или отсутствия виновных лиц.
Проводки при наличии излишков:
- Дт 08 Кт 91/1.
- Дт 01 Кт 08.
Проводки при обнаружении недостачи:
- Дт 01/выбытие Кт 01 – списана первоначальная стоимость ОС.
- Дт 02 Кт 01/выбытие – списана амортизация.
- Дт 94 Кт 01/выбытие – остаточная стоимость ОС отнесена на недостачи.
- Дт 73/2 Кт 94 – сумма объекта по остаточной стоимости отнесена на виновных лиц.
- Дт 50, 51, 70 Кт 73/2 – недостача удержана из зарплаты, погашена в кассу или на расчетный счет.
- Дт 91/2 Кт 94 – если виновник не установлен, недостачу относят в прочие расходы. Проводка делается на дату получения соответствующих документов от госорганов (ст. 265-2(5) НК РФ).
В налоговом учете стоимость излишков основных средств входит в состав внереализационных доходов, недостача ОС считается внереализационным расходом. Внесенная виновником недостача отражается как внереализационный доход.
При списании недостачи необходимо восстановить НДС по основному средству, поскольку объект не работает в производстве. Восстанавливают входной НДС в соответствии с размером остаточной стоимости.
Выявлена безнадежная дебиторская задолженность
Безнадежная дебиторская задолженность — сумма, которую организация не может взыскать со своих контрагентов в силу определенных причин, в том числе в связи с истечением срока исковой давности. Общий срок исковой давности составляет три года (ст. 196 ГК РФ).
В бухгалтерском учете безнадежная (нереальная к взысканию) задолженность списывается по каждому обязательству на основании инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся на счет средств резерва сомнительных долгов. А если в период, предшествующий отчетному, суммы таких долгов не резервировались, они относятся на финансовые результаты у коммерческой организации (п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н).
Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Указанная задолженность должна учитываться на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника (приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н).
В целях налогообложения согласно п. 2 ст. 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта госоргана или ликвидации организации.
Безнадежными долгами также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, в случае возврата взыскателю исполнительного документа по основаниям, перечисленным в п. 2 ст. 266 НК РФ.
В целях исчисления налога на прибыль суммы безнадежных долгов приравниваются к убыткам, полученным налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, и включаются в состав внереализационных расходов организации, если в отношении конкретной задолженности ранее не создавался резерв по сомнительным долгам, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, то в состав внереализационных расходов включаются суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва (пп. 2 п. 2 с. 265 НК РФ).
Факт истечения срока исковой давности для взыскания долга является достаточным основанием для признания задолженности безнадежной и от организации не требуется проведения других мероприятий, например, направления письма контрагенту.
Важно заметить, что расход признается в отчетном периоде, в котором истек срок исковой давности (письма Минфина России от 20.01.2022 N 03-03-07/2970, от 16.02.2021 N 03-03-06/2/10482, постановление Президиума ВАС РФ от 15.06.2010 № 1574/10). Безнадежная задолженность списывается в полной сумме с учетом НДС (письма Минфина России от 26.10.2017 № 03-07-11/70423, от 24.07.2013 № 03-03-06/1/29315, от 11.06.2013 № 03-03-06/1/21726).
На счетах бухгалтерского учета списание безнадежной «дебиторки» отражается следующим образом:
- Дебет 91 (63) Кредит 62 (76) — списана безнадежная дебиторская задолженность;
- Дебет 007 — списанный безнадежный долг учтен за балансом.
Если списывается безнадежный долг по выданным авансам, то ранее принятый к вычету НДС безопаснее восстановить и включить в расходы вместе со всей суммой долга (письма Минфина России от 28.01.2020 N 03-07-11/5018, от 05.06.2018 № 03-07-11/38251, от 23.06.2016 № 03-07-11/36478). Хотя, из буквального толкования норм НК РФ данный вывод не следует.
Полный перечень случаев, когда налогоплательщику следует восстановить принятый к вычету НДС, приведен в п. 3 ст. 170 НК РФ и является закрытым. Основания для восстановления НДС в случае списания покупателем дебиторской задолженности по предоплате в приведенной норме не содержатся. Cм. также постановления АС Западно-Сибирского округа от 12.03.2018 № Ф04-6237/2017, АС Поволжского округа от 16.11.2016 № Ф06-14629/2016, АС Московского округа от 10.10.2016 № Ф05-14000/2016 и др.
На счетах бухгалтерского учета:
- Дебет 60 Кредит 51 — перечислен аванс поставщику;
- Дебет 68 Кредит 76.ВА — НДС заявлен к вычету;
- Дебет 91 Кредит 60 — списана задолженность по истечении срока исковой давности;
- Дебет 76.ВА Кредит 68 — восстановлен ранее заявленный к вычету НДС.
Издание приказа о проведении инвентаризации
Процедура инвентаризации кассы организации начинается с издания ее руководителем приказа о проведении инвентаризационного мероприятия. Для этого можно использовать как самостоятельно разработанную и утвержденную организацией форму приказа, так и унифицированную форму № ИНВ-22, утв. постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88.
Решение об использовании самостоятельно разработанных или унифицированных форм документов необходимо зафиксировать в учетной политике организации. В любом случае такой приказ должен содержать следующую информацию:
- дату начала и дату окончания инвентаризации;
- место проведения инвентаризации;
- участки и объекты, подлежащие проверке;
- причину, по которой проводится инвентаризация (смена кассира, составление годовой бухотчетности, контрольное мероприятие и т.д.);
- состав инвентаризационной комиссии и ее председатель;
- срок сдачи в бухгалтерию материалов по инвентаризации.
Цель и задачи инвентаризации
Главная цель инвентаризации в бюджетном учреждении сводится к тому, чтобы определить, правильно ли ведется бухгалтерский учет в организации, соответствует ли он нормативному законодательству и совершаются ли противоправные действия ответственными лицами.
В соответствии с указанной целью можно выявить задачи, решаемые при помощи инвентаризации:
- фактическая перепись и пересчет имущества бюджетного учреждения;
- сличение полученных данных с информацией по бухгалтерскому учету;
- составление документации по инвентаризации, в том числе выделение объектов, по которым данные фактического и бухгалтерского учета расходятся;
- определение факторов, повлиявших на расхождение информации.
Все задачи в обязательном порядке должны быть осуществлены, поскольку они являются важными этапами в формировании результатов, а потому пропуск или неправильное осуществление одной из них влечет за собой формирование неверной итоговой информации. При этом ответственными за результирующие показатели инвентаризации считаются все сотрудники, которых касается данное мероприятие, будь то руководитель бюджетного учреждения, председатель или члены инвентаризационной комиссии, сотрудники бухгалтерии или материально-ответственные лица.
Проверка остатков продукции при инвентаризации
На следующем этапе комиссия путем пересчета осуществляет проверку фактического наличия остатков продукции на складе/магазине. Данная процедура обязательно должна проводиться в присутствии материально ответственных лиц.
При проведении инвентаризации необходимо руководствоваться методическими рекомендациями, утв. приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49. В приложениях к данному приказу содержатся и типовые формы документов, составляемых в процессе и по итогам инвентаризации.
Перед началом пересчета остатков составляется инвентаризационная опись (форма № инв-3 по ОКУД 0309003). Опись составляется в двух экземплярах, один из которых впоследствии передается в бухгалтерию для сверки с данными бухучета, а второй – передается материально ответственному лицу.
После этого с материально ответственных лиц необходимо будет получить расписки о том, что все расходные и приходные документы были переданы в бухгалтерию организации. Данная расписка дается в самом бланке инвентаризационной описи. Также они расписываются в том, что все товарные остатки к моменту начала инвентаризации были оприходованы, а выбывшие – списаны в расход.
Пересчет может осуществляться как вручную, так и с использованием технических средств. Например, терминалов сбора данных, которые посредством сканирования считывают коды готовой продукции и по итогам считывания информации со всех коробок продукции автоматически формируют инвентаризационные описи.
После фактического пересчета остатков продукции полученные данные разрешается вносить в опись. Что-либо указывать в описи со слов участников инвентаризации нельзя. Готовая продукция и ее остатки отражаются в описи по каждому отдельному наименованию. В описи указывают вид, группу, количество, артикул и другие характеристики продукции, принятые в учете организации.
Инвентаризацию проводят последовательно по местам хранения в порядке расположения продукции в помещении. После того как продукция в помещении полностью проверена и внесена в опись, помещение закрывается и при необходимости пломбируется, а проверяющие переходят к проверке следующего помещения.
Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся товары, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны (письмо Минфина от 03.10.2018 № 07-01-10/71098).
Причем во время перерывов в работе инвентаризационной комиссии (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в шкафу/сейфе в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.
Какой порядок проведения инвентаризации
В каждом бюджетном учреждении должно быть положение о проведении инвентаризации. Такое требование содержится в пункте 9в федерального стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». Действующие на настоящий момент Методические указания, утвержденные Минфином в приказе от 13.06.1995 года № 49н, устарели. Например, в последние два года к целям проведения инвентаризации добавились:
- проверка на соответствие критериям признания активом;
- выявление сомнительной задолженности;
- выявление признаков обесценения;
- выявление изменений составных частей имущественного комплекса (в том числе неотделимых улучшений), произведенных арендатором.
В утвержденном руководителем порядке проведения инвентаризации должна быть учтена специфика бюджетного учреждения.
Ежегодная инвентаризация формирует у бухгалтера определенные знания. Чтобы проверить их, пройдите тест «Правда или заблуждение» сами и дайте пройти своим бухгалтерам. Благодаря ему вы не только проверите свои знания, но и выявите слабые места.
Какое имущество учредитель может отнести к особо ценному?
Следует понимать, что фактически независимо от стоимости имущества учредитель может причислить к особо ценному любое движимое имущество, если сочтет, что без этого имущества осуществление бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет сильно затруднено. Но подход собственника имущества может быть и вполне либеральным – например, в г. Астрахани в отношении муниципального бюджетного учреждения «Детская школа искусств № 20» в перечень особо ценного движимого имущества были включены только два объекта: рояль с балансовой стоимостью в 66 тыс. руб. и баян с балансовой стоимостью 56 тыс. руб. Но такой подход встречается не очень часто – все же учредитель (собственник имущества) стремится максимально ограничить самостоятельность учреждения в распоряжении движимым имуществом и отнести к категории особо ценного движимого имущества как можно больше различных объектов. Например, для муниципального бюджетного учреждения «Усть-Цилемская детская музыкальная школа» (Республика Коми) к этой категории, в отличие от предыдущего случая, был отнесен 21 объект, в том числе не только дорогостоящая звуковая аппаратура, но и дешевые гитары.
Учредитель может отнести к особо ценному любое движимое имущество.
В результате появления у бюджетного учреждения новых имущественных объектов в перечни особо ценного движимого имущества могут вноситься изменения. Иными словами, собственник имущества, которое приобретается бюджетным учреждением, может «добавлять» его в перечень особо ценного движимого. Например, в июле 2016 года администрация г. Шахты Ростовской области внесла в соответствующий перечень такой имущественный объект, как теневой навес с балансовой стоимостью 1,5 млн руб., закрепив его за муниципальным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад № 37».
Отражение в бюджетном учете операции по оприходованию излишков хозяйственных материалов
Операция |
Корреспонденция счетов |
Сумма, |
|
Дебет |
Кредит |
||
Оприходованы |
110536340 |
140110180 |
500 |
Пример 4. В ходе инвентаризации обнаружена недостача продуктов питания на общую сумму 1000 руб., в том числе 50 руб. в пределах норм естественной убыли. Рыночная стоимость продуктов питания, которые относятся к недостаче сверх норм естественной убыли, — 900 руб. Эта сумма добровольно внесена материально ответственным лицом в кассу учреждения. Отражение в бюджетном учете недостачи продуктов питания приведено в табл. 4.
Значение для предприятия
Проведение регулярных проверок на предприятиях, содержимых за счет казенных средств, является неотъемлемым процессом их хозяйственной деятельности. Значимость инвентаризации в бюджетных учреждениях обусловлена перечнем возможных ситуаций, подлежащих обязательному контроллингу со стороны руководства, а именно:
- условия передачи имения бюджетного предприятия в аренду;
- условия реализации или выкупа бюджетного имущества;
- контроль состояния актива и пассива государственного учреждения;
- смена материально-ответственного лица и передачи дел;
- наличие фактов хищения, злоупотребления служебным положением и порчи ценностей;
- ситуации пожаров, стихийных бедствий и прочих чрезвычайных ситуаций.
Не менее важным моментом в работе казенного предприятия является проверка кассы и хранящихся в ней денежных средств. Целью инвентаризации кассы в бюджетном учреждении является проверка реального учета на действующем участке кассовых операций, а также выявление соответствия информации в кассовых документах с фактической наличностью. Но в каких случаях проверка кассы является обязательной? Этому предшествуют следующие ситуации:
- передача казенного имущества в аренду или в собственность покупателя;
- канун составления годовой отчетности;
- смена МОЛ;
- выявление признаков кражи, хищения, порчи имущества;
- форс-мажорные ситуации;
- стихийные бедствия;
- аварии;
- чрезвычайные ситуации;
- ликвидация или реорганизация предприятия.
Перед проведением проверки все процессы по движению в кассе прекращаются, кассир предоставляет комиссии совокупность всех ПКО, РКО, денежных ведомостей. Будучи материально-ответственным лицом, он также подтверждает, что им сдана вся кассовая документация в бухгалтерию или самим членам комиссии, а также дает информацию о том, что все прибывшие средства оприходованы, а выбывшие – списаны. Затем наступает непосредственное проведение самой проверки, которая подразумевает обязательный пересчет всех наличных банкнот в кассе с их конкретным номиналом, а выявленная по итогу подсчета сумма сверяется с той, которая была указана кассиром в кассовой ведомости и остатках на конец периода. Если на предприятии присутствует контрольно-кассовая техника, проверка начинается со сверки чеков и вписанных в них сумм с данными в программе. Не обходят стороной и отсутствие перелимита в кассе – сумма на остатках не должна превышать граничного его значения. Нужно также заметить, что помарки, ошибки и вычерки в кассовых документах недопустимы. По окончании инвентаризации кассовых средств в двух экземплярах комиссией составляется акт инвентаризации. Один из них передается в бухгалтерию, другой остается у МОЛ в лице кассира.