Государственное регулирование на валютном рынке

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственное регулирование на валютном рынке». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Деятельность предпринимателя на валютном рынке может пониматься как деятельность любого субъекта правоотношения, имеющего юридический статус предпринимателя, что ассоциируется с пониманием валютного рынка в широком смысле, а также как деятельность предпринимателя — профессионального участника, если речь идет о валютном рынке России в узком смысле.

Организация и проведение операций на валютном рынке

Закон о валютном регулировании относит к валютным операциям следующие: операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте; ввоз и пересылку в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылку из Российской Федерации валютных ценностей; осуществление международных денежных переводов; расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации.

Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.

Российское законодательство предусматривает специальный порядок осуществления такого рода операций предпринимателями-резидентами и нерезидентами.

В тех случаях, когда на валютном рынке осуществляется профессиональная деятельность по купле-продаже иностранных валют, мировая практика подразделяет операции, совершаемые профессиональными участниками на валютном рынке, на наличные (спот), срочные (форвардные), так называемые валютные операции «своп», сочетающие наличную и срочную сделки.

Наличные валютные операции осуществляются в основном на условиях «спот» (spot).

Операции на условиях «спот» подразделяются на операцию собственно «спот», операции «Today» и «Tomorrow».

Сущность операции спот заключается в купле-продаже валюты на условиях ее поставки на второй рабочий день со дня заключения сделки по курсу, зафиксированному в момент ее заключения.

Ни одна из сторон сделки по обмену валютами не предоставляет другой стороне кредита, а стремится в тот день, когда выплачивается одна валюта (например, евро), получить эквивалент в другой валюте (например, в долларах США).

На практике в силу технических особенностей клиринговых расчетов, различия в часовых поясах трудно гарантировать одновременное (в один и тот же день) получение валюты партнерами по сделке, что создает определенный риск.

Поэтому такие операции осуществляются, как правило, между первоклассными банками.

Сказанное относится и к российскому валютному рынку, участники которого также стремятся заключать подобные сделки с крупными иностранными банками.

На внутреннем валютном рынке России очень широко используют такую разновидность сделки «спот», как краткосрочные конверсионные операции (сделка «Today» и сделка «Tomorrow»).

При осуществлении сделки «Today» используется курс валют в день заключения сделки: российские уполномоченные банки осуществляют в один день операцию рубль/доллар.

При сделке «Tomorrow» обмен валютами происходит на следующий день после совершения сделки.

Однако курс купли-продажи валют фиксируется в момент совершения сделки.

Срочными валютными операциями (форвардными, фьючерсными) называют сделки, расчет по которым производится более чем через два рабочих дня после заключения сделки.

Срочные форвардные сделки представляют собой контракт между банком и его контрагентом, по которому стороны договариваются о купле-продаже иностранной валюты при условии поставки ее через определенный срок (обычно от 1-6 месяцев), но по курсу, зафиксированному, сегодня, в момент заключения контракта.

В то же время следует отметить, что форвардные сделки не обязательно предусматривают поставку валюты, а могут ограничиваться лишь возмещением разницы между курсом форвардной сделки и текущим валютным курсом на рынке (так называемый «индексный форвард»).

Срочные форвардные сделки наиболее распространены в межбанковской торговле иностранной валютой.

На практике это обусловлено желанием импортера (например, для оплаты поставки товара требуется значительная сумма иностранной валюты) снизить валютный риск в связи с повышением валюты платежа.

Импортер склонен обратиться в банк и купить валюту со сроком поставки, приближенным к сроку платежа.

Будет применен курс «форвард», который отличается от курса «спот» на величину форвардной премии или дисконта, зависящих от процентных ставок по валютам форвардного контракта.

Для определения форвардного курса в международной практике широко используется ставка «ЛИБОР».

Процентная ставка «ЛИБОР» представляет собой ставку предложения кредитных ресурсов первоклассными банками на Лондонском межбанковском рынке.

Указанная ставка является ориентиром, или базой, международных расчетов.

Это связано с тем, что процентная ставка «ЛИБОР» объективно показывает текущее состояние рынка краткосрочных кредитных ресурсов.

Форвардный контракт заключается вне биржи и остается вне ее контроля, ответственность за неисполнение контракта возлагается на его участников.

Следует заметить, что подобного рода договоры очень специфичны, они не представляют собой гражданско-правовые договоры в прямом смысле, а имеют ряд особенностей, присущих форвардным сделкам.

В правовой литературе и судебной практике нет однозначной квалификации форвардных сделок.

Например, Федеральный арбитражный суд Московского округа, рассматривая в порядке кассации дело по иску Сберегательного банка России к Промстройбанку России, постановил, что сделки по купле-продаже валюты на условиях «расчетный (индексный) форвард» (расчеты осуществляются в рублях в сумме, представляющей разницу между стоимостью базового валютного актива по изначально зафиксированному курсу и его стоимостью по курсу, определяемому в будущем периоде) основаны на риске для той или иной стороны неблагоприятного изменения курса и в соответствии со ст.1062 ГК РФ не подлежат судебной защите, поскольку такие сделки являются разновидностью игровых (пари).

Вместе с тем в литературе высказывается мнение, что расчетный форвардный контракт относится к договорам, хотя и не предусмотренным законом, но не противоречащим ему.

На основании ст.8 и п.2 ст.421 ГК РФ сторонам предоставляется право заключить договор, не предусмотренный законом или иными правовыми актами.

Лишение судебной защиты требований, возникающих из расчетных форвардных договоров, заключаемых банками в процессе своей предпринимательской деятельности, представляет собой ограничение конституционной свободы предпринимательской деятельности, гарантированной ч.1 ст.34 Конституции России.

Фьючерсные контракты относятся к категории биржевых инструментов.

Фьючерсный контракт представляет собой соглашение, в силу которого возникает обязательство о продаже или покупке стандартного количества определенной валюты на определенную дату (в будущем) по курсу, заранее установленному при заключении сделки.

Особенностью биржевых (фьючерсных) операций является использование стандартных контрактов, в которых детально определяются все условия — сумма, сроки, метод расчета и т.д.

Фьючерсные контракты заключаются на биржах с соблюдением определенных биржевых правил, с участием расчетных палат, регистрирующих контракты и гарантирующих исполнение сделки.

В одних странах расчетные палаты являются структурными подразделениями биржи, как это имеет место в США; в других странах, например в Великобритании, расчетная палата LIFFE является дочерней компанией крупнейших клиринговых банков Великобритании и независима от биржи.

В России фьючерсные контракты (купля-продажа американского доллара) заключаются на межбанковских валютных биржах под контролем и с участием Биржевой палаты.

Валютный контроль в РФ: какими законами регулируется

Под валютный контроль подпадают валютные операции, в том числе денежные расчёты между российскими резидентами и нерезидентами. Операции могут проходить как иностранной валюте, так и в рублях. Расчёты с иностранными компаниями в рублях также подпадают под валютный контроль. Также контролируются операции между нерезидентами на территории РФ в рублях, переводы резидентов между своими счетами и операции между резидентами — в предусмотренных законом случаях. Большую долю операций, подлежащих валютному контролю, составляют сделки по внешнеторговым контрактам.

Справка! Валютные резиденты — граждане РФ и иностранцы, у которых есть российский вид на жительство, вне зависимости от того, сколько времени они в реальности проводят в России. Организации, созданные в РФ по внутреннему законодательству, а также их филиалы и представительства (в том числе, находящиеся за рубежом), находящиеся за рубежом официальные представительства РФ (в том числе представительства федеральных органов исполнительной власти, дипмиссии, консульства, представительства при международных организациях), вступающие в валютные правоотношения субъекты и муниципальные образования РФ.

Валютный контроль регулируется рядом нормативных актов.

  1. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
  2. Инструкция Банка России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учёта и отчётности по валютным операциям, порядке и сроках их представления».

Регулирование режима конвертации валюты

Примечательно, что ещё совсем недавно владение валютой частными лицами в РФ расценивалось как уголовное преступление. Нельзя было легально обменять валюту, при этом чёрный валютный рынок процветал. Одновременно с этим для предприятий было предложено множество валютных курсов по льготным ставкам, что максимально способствовало процветанию коррупции и злоупотреблению служебным положением.

Читайте также:  Декларация по транспортному налогу
Определение 2

Множественность валютных курсов – это дифференцированность курсов валют по различным операциям, группам товаров и странам, которая характерна для развивающихся стран и стран с переходной экономикой.

Необходимо отметить, что некоторые ограничения конвертации валюты сохранялись даже в развитых странах Западной Европы до середины 1980-х гг. А Китай и вовсе поощряет конвертацию долларов в юани, при этом обратная операция всегда сопровождается некоторыми трудностями. Ввоз валюты в Китай не ограничен, а вот для того, чтобы вывезти валюту из страны потребуется немало усилий: получение многоступенчатых разрешений и согласований.

Замечание 1

Всем, кто хочет купить за юани доллары для вывоза их из страны, в первую очередь, пытаются продать вместо валюты китайские товары для вывоза за границу.

Граждане Китая вправе получать доллары из-за рубежа, хранить валюту в банках, а также покупать за доллары юани. Покупать доллары внутри страны уголовно наказуемо. Ограничения на конвертацию валюты могут выступать в качестве необходимой меры для зашиты внутреннего рынка страны на этапе формирования. При этом со временем они могут сыграть роль тормоза в процессе расширения международных связей и экономического развития. В этой связи обязательно стоит сказать о том, что международный опыт свидетельствует о том, что вначале государства должны снять ограничения с нерезидентов и только после с резидентов. Следующим этапом должно идти ослабление контроля за проведением текущих операций и только завершающим – либерализация режима вывоза капитала. Только после отмены всех перечисленных выше ограничений национальная валюта с юридической позиции станет свободно конвертируемой.

Валютные ограничения движения капитала

Валютные ограничения движения капитала имеют тесную связь с кредитным регулированием. В сфере контроля за движением капитала в последние годы происходит отход от жёстких разрешительно-запретительных мер и наблюдается стремление осуществлять уведомительные процедуры и тщательно фиксировать информацию обо всех видах движения валюты.

Среди форм валютных ограничений выделяют режим валютного управления. Его суть заключается в том, чтобы установить договорённость и провести эмиссию национальной валюты, которая обеспечивается иностранной.

Пример 2

Гонконг является отличным примером механизма валютного ограничения движения капитала.

Монетарные власти Гонконга удерживают долларовые резервы покрытия банковских резервов в гонконгских долларах и наличной валюты в обращении. В этой связи налагается определённая фискальная дисциплина, однако гонконгский регулятор не может работать в качестве кредитора последней инстанции, что отличает его выгодно от центрального банка.

Выбирая конкретные формы валютного регулирования, к примеру, западные страны, действуют под влиянием собственной валютной политики в процессе восстановления конвертируемости валют после Второй мировой войны. Переход к частной обратимости валют становился причиной постепенного отказа от некоторых валютных ограничений. Таким образом, происходило сужение круга валютных ограничений и мер валютного контроля, а его следствием стало сокращение прямого вмешательства государства и рост значимости косвенного регулирования рыночного характера.

Страны с переходной экономикой и развивающимися рынками проходят процесс становления валютного регулирования посредством сочетания прямого и косвенного регулирования валютного рынка. Более глубокая интеграция национального хозяйство в мировое чревато большим стремлением государства к созданию условий и мер, которые способствуют снижению неблагоприятных последствий воздействия внешних причин для своей экономики.

Определение 3

Валютное регулирование – это самостоятельный метод государственного регулирования экономики наравне с денежно-кредитным, налогово-бюджетным и внешнеторговым регулированием.

Особенность валютного регулирования в том, что с одной стороны оно зависит напрямую от денежно-кредитного регулирования, поскольку валюта – это деньги, которые используются в международных экономических отношениях. А с другой стороны – валютное регулирование влияет на внешнюю торговлю, а внешнеторговое регулирование в свою очередь воздействует на валютные отношения.

Алгоритм валютного регулирования можно представить в виде последовательности следующих этапов:

  1. Установление целей валютного регулирования.
  2. Формирование валютной политики.
  3. Осуществление валютного регулирования.
  4. Осуществление контроля за реализацией валютного регулирования.
  5. Корректировка процесса валютного регулирования.

Процесс регулирования валютных отношений состоит из нескольких ровней:

  1. Уровень частных предприятий, в первую очередь национальные и международные банки и корпорации, располагающие огромными валютными ресурсами и принимающие активное участие в валютных операциях.
  2. Государственный уровень.
  3. Межгосударственный уровень.
Определение 4

Валютное регулирование – это составная часть механизма осуществления валютной политики, которая проводится с целью достижения устойчивого экономического роста и укрепления позиций страны в международных экономических отношениях.

Таким образом, можно смело говорить о том, что валютная политика представляет собой комплекс мер, которые реализуются в сфере международных валютных, кредитных и других экономических отношениях.

Валютная политика состоит из мер, которые обеспечивают:

  • Относительную эквивалентность обменного курса национальной валюты.
  • Формирование золотовалютных резервов страны.
  • Необходимый уровень капиталовложений в национальную экономику.
  • Эффективное управление государственным внешним долгом.
  • Функционирование системы международных расчётов и международного движения капитала.
  • Экономическую безопасность страны, которая состоит из решения проблем экономического роста, безработицы и инфляции, поддержание равновесия платёжного баланса.

Формирование ключевых направлений валютной политики прежде всего должно быть подчинено общегосударственным интересам и одновременно с этим не должно противоречить принципам международной валютной системы, в пределах которой происходит развитие всех видов валютных отношений между субъектами мировой экономики. С юридической точки зрения политика должна быть оформлена на основе национального валютного законодательства и с учётов международных норм, двусторонних и многосторонних соглашений.

Кто осуществляет валютный контроль в Российской Федерации

Согласно положениям ч. 1 ст. 22 173-РФ валютный контроль осуществляют:

  • Правительство РФ;
  • органы валютного контроля;
  • агенты валютного контроля.

Органами валютного контроля в РФ являются (ч. 2 ст. 22):

  • Банк России;
  • подразделения валютного контроля таможни;
  • подразделения валютного контроля налоговой службы.

Ч. 3 ст. 22 определяет уполномоченные банки как агенты валютного контроля, также в их число включены профессиональные участники рынка ценных бумаг и государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».

В соответствии с положениями ч. 6 ст. 22:

  • Правительство РФ координирует деятельность органов налогового контроля таможни и налоговой службы, а также их взаимодействие с Банком России (ч. 6 ст. 22);
  • Банк России взаимодействует с другими органами валютного контроля, координирует взаимодействие агентов валютного контроля с органами валютного контроля при обмене информацией.

Функции органов валютного контроля:

  • в функции Банка России при осуществлении валютного контроля входит контроль за осуществлением валютных операций кредитными и некредитными финансовыми организациями (ч. 4 ст. 22);
  • органы и агенты валютного контроля осуществляют контроль за валютными операциями других субъектов, резидентов и нерезидентов РФ (ч. 5 ст. 22).

В целом за 1999 г. обменный курс изменился с 20,65 руб. за доллар на 31 декабря 1998 года до 27 руб. за доллар на конец 1999 года. Таким образом, в реальном выражении (с учетом инфляции на 1999 г.) рубль укрепился. Такой результат был достигнут на фоне некоторого общего улучшения платежного баланса, выразившегося в том, что удалось сохранить и даже несколько увеличить золотовалютные резервы.[13]

В 2001 году основными задачами политики валютного курса Банка России являлись укрепление доверия к национальной валюте и обеспечение стабильности на внутреннем валютном рынке, а также пополнение золотовалютных резервов для поддержания устойчивости российской финансовой системы. Курсовая политика базировалась на использовании режима плавающего валютного курса, что позволяло Банку России учитывать изменения конъюнктуры на мировых товарных и финансовых рынках и динамику спроса на деньги.

Реализация политики валютного курса в 2001 году происходила в условиях, обеспечивших значительное положительное сальдо счета текущих операций платежного баланса (около 28 млрд. долл. США за девять месяцев 2001 года), которое превысило прогнозировавшийся уровень, хотя и несколько уступало показателям аналогичного периода предшествующего года (33,4 млрд. долл. США). Основным фактором его формирования стало сохранение благоприятной ценовой конъюнктуры основных товаров российского экспорта в течение первых трех кварталов года. Приток иностранной валюты в страну создавал потенциал значительного реального укрепления рубля.

В сложившейся ситуации для поддержания баланса между предложением иностранной валюты и спросом на нее на внутреннем валютном рынке Банк России использовал инструменты денежно-кредитной политики, среди которых главную роль играли интервенции на валютном рынке, ограничивавшие резкие колебания валютного курса рубля. Накопленные валютные резервы позволили Банку России эффективно противодействовать кратковременным всплескам спроса на иностранную валюту, предотвращая экономически необоснованные резкие курсовые колебания.

Ежемесячные темпы прироста официального курса доллара США к рублю в январе—октябре 2001 года не превышали 1,1%. Темпы роста реального курса рубля к доллару США и к евро за январь—сентябрь 2001 года по отношению к декабрю 2000 года составили 6 и 4% соответственно.

Несмотря на напряженный график обслуживания внешнего долга и значительные объемы валютных ресурсов, приобретаемых Минфином России для этих целей у Банка России, с начала 2003 года сохранялись довольно высокие темпы прироста золотовалютных резервов, и к 1 ноября золотовалютные резервы страны возросли на 35,7% по сравнению с 1 января, достигнув 38,0 млрд. долл. США. Накопление золотовалютных резервов происходило одновременно с сокращением чистых внутренних активов органов денежно-кредитного регулирования и не приводило к чрезмерному росту денежного предложения, а его инфляционные последствия сдерживались предпринимаемыми стерилизационными мерами.

Следует отметить, что укрепление рубля в реальном выражении не оказывало значимого воздействия на экономическую ситуацию на фоне существенного улучшения условий торговли для России. Кроме того, реальное укрепление рубля создавало дополнительные стимулы для увеличения объема инвестиций, направленных на повышение производительности труда и эффективности производства за счет использования интенсивных факторов его роста.

Валютное регулирование: общая характеристика

Валютное регулирование представляет собой законодательную форму осуществления валютной политики государства. В свою очередь, валютная политика — составная часть общеэкономической, в том числе денежно- кредитной, политики государства, направленная на укрепление валютнофинансового положения страны, поддержание на высоком уровне ее платежеспособности и кредитоспособности, обеспечение поступления валюты из- за рубежа по внешнеэкономическому обороту, приостановку бегства капитала за границу, привлечение иностранного капитала, укрепление российского рубля и т.д.

Читайте также:  Квартира с материнским капиталом: как продать

К основным элементам валютного регулирования указанных экономических отношений можно отнести: установление порядка проведения валютных операций; определение условий и порядка формирования валютного резерва страны и валютных фондов хозяйствующих субъектов; валютный контроль.

Что относится к валютным операциям на законодательном уровне

Закон «О валютном госрегулировании и контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ определяет валютные операции путем перечисления их видов.

В статье 1 173-го Закона раскрываются основные понятия и термины, используемые в Законе, в том числе и понятие валютных операций.

В соответствии с законодательством РФ к валютным операциям относятся:

  • приобретение либо отчуждение валютных ценностей резидентами между собой (купля-продажа, дарение, наследование и так далее) либо их использование для осуществления оплаты;

  • приобретение либо отчуждение резидентом у нерезидента и наоборот валюты или ценных бумаг, в том числе в российской валюте, либо их использование для осуществления оплаты;

  • приобретение либо отчуждение между нерезидентами валюты и ценных бумаг, в том числе в российской валюте, либо их использование для оплаты;

  • ввоз и вывоз в Россию и из России валюты и ценных бумаг, в том числе в российской валюте;

  • перевод валюты и ценных бумаг, в том числе в российской валюте, со счета в России на счет того же лица за рубежом и наоборот;

  • перевод нерезидентом ценных бумаг, российской валюты со счета в России на счет за рубежом;

  • перевод российской валюты резидентом на счет другого резидента из России за рубеж и наоборот, а также совершение такого перевода со счета на счет, как на свой собственный, так и другого резидента, за пределами России.

Итогом работы является раскрытие следующих вопросов: что такое -государственное регулирование, и каковы особенности регулирования именно международных валютных отношений.

Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Такое регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной системе. Тем не менее, и здесь экономическая роль государства велика. Экономика России представляет собой преимущественно рыночную систему. Вместе с тем экономические функции государства играют в ней очень существенную роль.

Исторически первыми возникли национальные валютные системы, закрепленные национальным законодательством с учетом норм международного права. Национальная валютная система является составной частью денежной системы страны, хотя она относительно самостоятельна и выходит за национальные границы. Ее особенности определяются степенью развития и состоянием экономики и внешнеэкономических связей страны. MBО являются составной частью и одной из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В МВО сосредоточены проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно и тесно переплетается. По мере интернационализации хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно потоки капитала.

Валютная политика — составная часть экономической политики государства и внешнеэкономической политики, представляющая линию действий государства внутри и вне страны, проводимую посредством воздействия на валюту, валютный курс, валютные операции. Основные инструменты валютной политики — валютная интервенция, валютные ограничения, валютные резервы, валютное субсидирование, валютные паритеты.

Центральные банки стран не обязаны вмешиваться в работу валютных рынков для поддержания фиксированного паритета своей валюты. Однако они осуществляют валютные интервенции для стабилизации курсов валют. Страна сама выбирает режим валютного курса, но ей запрещено выражать сто через золото.

МВФ наблюдает за политикой стран в области валютных курсов; страны-члены МВФ должны избегать манипулирования валютными курсами, позволяющего воспрепятствовать действительной перестройке платежных балансов или получать односторонние преимущества перед другими странами-членами МВФ.

По классификации МВФ страна может выбрать следующие режимы валютных курсов: фиксированный, плавающий или смешанный. Курс национальной валюты привязывается к искусственно сконструированным валютным комбинациям. Обычно в данные комбинации (или корзины валют) входят валюты основных стран -•торговых партнеров данной страны.

Курс рассчитывается на основе скользящего паритета. Устанавливается твердый курс по отношению к базовой валюте, но связь между динамикой национального и базового курса не автоматическая, а рассчитывается по специально оговоренной формуле, учитывающей различия (например, в темпах роста цен).

В условиях длительного дефицита платёжного баланса, роста внешней задолженности, уменьшение валютных резервов на первый план выступает первичная цель — оздоровление платёжного баланса и подчинённые ей цели — привлечение капитала в страну, повышение национальной конкурентоспособности на мировых рынках. Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто и никогда не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Все сходятся в понимании того, что невидимая рука рынка должна дополняться видимой рукой государства.

На сегодняшний день в Российской Федерации сформирована система валютного регулирования и валютного контроля. Существует нормативно-правовая база, определяющая правила валютного регулирования, функционируют органы контроля, к нарушителям применяются санкции.

Так как по роду объекта регулирования сфера валютного регулирования и валютного контроля затрагивает многие отрасли права, довольно часто из-за несоответствия норм права возникают правовые коллизии, которые тем более опасны, что ответственность слишком высока.

Однако, суть валютного регулирования и валютного контроля не может остановить экспорт капитала из России, если финансовый климат страны не располагает к инвестициям.

Внешнеэкономическая политика — это деятельность, регулирующая экономические отношения страны с другими государствами. Ей принадлежит значительная роль в обеспечении эффективного использования внешнего фактора в национальной экономике. По мере эволюции международных экономических отношений сформировался обширный инструментарий внешнеэкономической политики. Следует отметить, что формировался он на основе теории и практики рыночного хозяйства, а не принципов внешнеэкономической деятельности государств с планируемой из центра экономикой.

В сфере торгового обмена международные режимы вырабатываются, прежде всего в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (далее — ГАТТ) — международной организации, действующей на базе многостороннего договора, фиксирующего принципы и правила мировой торговли. ГАТТ регулирует в настоящее время около 90% мирового объема торговли. Работа, проводимая под эгидой ГАТТ, призвана противостоять периодически усиливающемуся протекционизму, как на национальном, так и на региональном уровне, способствовать либерализации межстранового торгового обмена, в том числе и через регламентацию действий правительств по регулированию внешнеэкономической сферы.

В мире насчитывается более 30 различных интеграционных объединений во всех частях света, абсолютное большинство которых использует в той или иной мере координацию тарифной политики. Наиболее развитое интеграционное объединение — Европейский союз (ЕС), одним из первых этапов которого стало создание западноевропейскими странами таможенного союза.

В системе регулирования рыночной экономики важное место занимает валютная политика, инструментом реализации которой является валютное регулирование.

В настоящее время реформа законодательства в области валютного регулирования и контроля направлена на упрощение и постепенную отмену ограничений при совершении резидентами и нерезидентами операций с валютными ценностями. Одновременно в целях обеспечения стабильности внутреннего финансового рынка Банком России продол­жается работа по созданию нормативной базы, направленной на стабилизацию денежной сферы, которая препятствует утечке капиталов за границу.

В большинстве стран центральный банк является проводником государственной валютной политики, однако, к примеру, в Италии валютную политику разрабатывает и реализует наряду с центральным банком специально созданное ведомство — итальянское валютное бюро.

Валютная политика представляет собой комплекс мероприятий, направленных на стимулирование внешнеэкономических позиций государства, прежде всего уравновешивание платежного баланса и устойчивость курса национальной валюты.

Действующий в настоящее время закон выделяет из валютных операций операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте и эти валютные операции подразделяет на текущие и «капитальные». В новом Законе указанное деление проводится только в отношении валютных операций между резидентами и нерезидентами вне зависимости от объекта сделки. Закрытый перечень капитальных операций уменьшен и полностью приведен в Законе. Фирмы, которые проводят такие операции, по-новому Закону не должны получать на них индивидуальные разрешения, но, как и прежде, могут столкнуться с различными ограничениями.

Согласно новому Закону, часть этих ограничений может вести Правительство России, часть — Центральный банк. Если они этого не сделают, все валютные операции можно проводить без ограничений, то есть по принципу «все что не запрещено, то разрешено». Списоквозможных ограничений по капитальным операциям также закрытый.

Таким образом, рассмотрев понятие государственного регулирования международных валютных отношений и валютной политики, можно сделать вывод о том, что существуют различные мнения законодателей в отношении дальнейшего развития валютного регулирования. Однако развитие законодательства в этой области пока движется по пути ужесточения, что указанная система не является основообразующим институтом финансового права и ее развитие целиком зависит от финансового и инвестиционного климата страны.

Методы валютного регулирования

Валютное регулирование в РФ включает ряд методов:

  • управление процентными ставками рефинансирования и их изменение;
  • валютные интервенции, то есть прямое вмешательство ЦБ в валютный рынок для корректировки курса;
  • защита национальной экономики и валюты;
  • введение ограничений по операциям с валютой;
  • девальвация и ревальвация;
  • управление золотовалютными резервами;
  • реализация и приобретение золота;
  • внесение изменений в режим обратимости валюты;
  • диверсификации резервов валюты;
  • регулирование баланса.

Из методов регулирования плавно вытекает валютный контроль операций:

  • импортных и экспортных;
  • ценных бумаг;
  • по обмену валютных ценностей;
  • реализация доли валютной выручки.
Читайте также:  Губернаторские выплаты на детей в 2023 году: что нового в Ставрополе

Валютные отношения как структурный элемент механизма валютного регулирования не представляют собой однородную массу, а, в свою очередь, имеют логическую систему построения, включающую субъекты, объекты и валютные операции, то есть действия, которые субъекты валютных отношений имеют право совершать применительно к объектам . Специфика валютного законодательства состоит в том, что общеправовые категории субъектов не совсем подходят к данному вопросу. Валютное законодательство использует совершенно новые категории субъектов, неизвестные гражданскому праву в целом, а именно: «резиденты» и «нерезиденты». Важность выделения этих категорий субъектов заключается в том, что в зависимости от их вида различается правовой режим осуществления ими валютных операций. К числу лиц, включаемых Законом в категорию резидентов, относятся:

  • физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;
  • постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство иностранные граждане и лица без гражданства;
  • юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;
  • находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения юридических лиц — резидентов;
  • дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях;
  • Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, которые вступают в валютные отношения (пп. 6 п. 1 ст. 1).

См.: Емелин А.В. Основы правового регулирования валютных отношений // Закон. 2005. N 4; Смирникова Ю.Л. Валютные правоотношения как элемент механизма финансово-правового регулирования // Международное публичное и частное право. 2006. N 6.

Примечание. Законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные Федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы.

К нерезидентам согласно Закону относятся следующие лица:

  • физические лица, не являющиеся резидентами;
  • юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;
  • организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;
  • аккредитованные в РФ дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
  • межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в РФ;
  • находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов — юридических лиц и организаций, не являющихся юридическими лицами;
  • иные лица, не являющиеся резидентами (пп. 7 п. 1 ст. 1).

Закон не раскрывает в деталях характеристики резидентов и нерезидентов , поэтому для точного уяснения сути этих категорий необходимо обращаться к иным нормативно-правовым актам. Определение статуса клиента банка (резидента или нерезидента) представляется важнейшим элементом деятельности уполномоченных банков, поскольку позволяет, во-первых, установить, какие нормативные акты подлежат применению в отношении данного субъекта (требования валютного законодательства в отношении резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций сильно отличаются), а во-вторых, правильно идентифицировать его с позиции соблюдения требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

См. об этом более подробно: Смирникова Ю.Л. Валютно-правовой статус резидентов и нерезидентов // Внешнеторговое право. 2007. N 1.

Так, Закон относит к резидентам физических лиц — иностранных граждан и лиц без гражданства, которые постоянно проживают в России на основании вида на жительство. Этот вопрос регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ред. от 18.07.2011) . Согласно данному Закону все иностранные граждане, находящиеся на территории России, делятся на три категории:

  • временно пребывающие в России;
  • временно проживающие в России;
  • постоянно проживающие в России (п. 1 ст. 2).

Обязанности резидентов и нерезидентов в действиях с валютой

Что касается обязанностей участников операций с валютой, то они уполномочены:

Предоставлять только достоверную и полноценную информацию на запросы валютно-контрольных органов и агентов, предъявлять любые запрашиваемые документы валютного контроля по открытию и текущему ведению счетов, связанному с участием резидента (нерезидента).
Составлять отчёты по осуществлённым валютным операциям согласно требуемым срокам, в соответствии с законодательством, установленными правилами, инструкциями

При этом важно сберегать всю задействованную в валютных операциях не менее трёх лет с момента совершения того или иного действия в сфере валютных правоотношений.
Безукоризненно следовать рекомендациям и предписаниям органов, обеспечивающих осуществление валютного контроля, устранять обнаруженные ими в ходе проверок нарушения в актах валютного регулирования.. В основном использование административных методов является оптимальным вариантом для государства, проходящего этап перехода от одной стадии экономического развития к более высокой

В основном использование административных методов является оптимальным вариантом для государства, проходящего этап перехода от одной стадии экономического развития к более высокой.

Рынок иностранных валют — это рынок, где различные иностранные валюты обмениваются друг на друга. Это конкретные рынки, характеризующиеся большим числом покупателей и продавцов, торгующих долларами, рублями, марками, иенами. Это обычные рынки с чистой конкуренцией, отсутствием монополий. С другой стороны, цена, или обменный курс национальной валюты — это не обычная цена, поскольку она связывает все внутренние цены со всеми иностранными. Изменение курса валют может повлечь за собой очень важные последствия для уровней производства, внутренних и экспортных цен, занятости. Так, например, повышении курса национальной валюты по сравнению с заграничной ведет к ослаблению национальной экономики и стимулирует зарубежную, и наоборот. Но при этом очень важно выбрать правильную тактику «игры» на международном валютном рынке; в справедливости этого утверждения легко убедиться па примере финансового кризиса в России в конце 90-х годов XX века.

Валютный рынок необходим для развития динамичного международного сотрудничества во всех сферах жизнедеятельности. Экономика и финансы главные связующие в том числе в культурных и научных связях разных стран.

Отсутствие валютного рынка приведет к бартерному отношению на международном уровне, снижению качества жизни во многих странах с отсталой экономикой, крупные и долгосрочные научные исследования станут трудноисполнимой задачей. Для сотрудничества в таких условиях придется вводить только нескольку крупных валют, что безусловно приведет к поляризованной системе международных отношений, малые страны станут заложниками крупных стран, которые будут диктовать правила игры. Такой мир будет не безопасен.

Вместе с тем международный валютный рынок нуждается в глубоком изучении для формирования новых структур и для облегчения участия для стран.

Некоторая стабилизация рубля показала, что значительная часть экспорта малоэффективна из-за низкой производительности труда, технологической отсталости. Чтобы началась структурная перестройка промышленности и сельского хозяйства, необходимо сближение внутренних и внешних цен. Поэтому правильно выбранная н проводимая валютная политика государства очень важна для общества в целом, а значит, для каждого из нас.

1. Авдокушев Е.Ф. Международные экономические отношения. – Москва.,-2011.

2. Балабанов И.Т. Внешнеэкономические связи.-Москва.,1998.

3. Валютный и денежный рынок: Курс для начинающих. Учебное пособие. 2012.

4. Гугнин В.К. — Межбанковский кредитный рынок России. 2012.

5. Дадашева О.Ю. Инвестиционная деятельность банков // Валютное регулирование. Валютный контроль. 2012.

6. Деньги, кредит, банки. Под ред. Е.Ф. Жукова. – Москва., — 2013.

7. Деньги, кредит, банки. Справочное пособие. Под редакцией Г. И. Кравцовой, 2013г.

8. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е. Ф. Жуков, Л. М. Максимова, А. В. Печникова и др. 2012.

9. Журавлева Г.П. — Экономическая теория. Макроэкономика -1,2. Метаэкономика. Экономика трансформаций. 2011

10. Кочетков А.А. — Экономическая теория: Учебник для бакалавров. 2013.

11. Лайди А. — Валютный трейдинг и межрыночный анализ: Как зарабатывать на изменениях глобальных рынков. 2013.

12. Мировая экономика. Введение во внешнеэкономическую деятельность. Москва.2011.

13. Мировая экономика и международные экономические отношения (для бакалавров). Учебное пособие. 2012.

14. Сборник научных трудов вузов России «Проблемы экономики, финансов и управления производством». Москва. 2012.

15. Усатова Л.В. — Бухгалтерский учет в коммерческих банках: Учебное пособие. 2013.

16. Финансово-кредитный словарь. Под редакцией Грязнова А.Г. 2012.

17. Хмыз О.В. — Современные валютные рынки и международные платежные системы. Москва. 2012г

18. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ред. от 02.07.2013).

19. Алексеева Д.Г., Антропцева И.О., Бергер Е.В., Игнатьева Е.А., Кальней М.Г., Шаповалов М.А. Комментарий к Федеральному закону от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» 2013.

20. Жолобов П.С. Особенности организации валютного регулирования в России // Валютное регулирование. Валютный контроль. 2012. №9

21. Копина А.А. Валютная политика Содружества Независимых Государств // Финансовое право. 2013. №3

22. Мотохин А.М. Новый этап развития валютного регулирования в России // Международные банковские операции. 2012. № 3.

23. Полянская В.А. Как сделать паспорт сделки // Главная книга. 2013. № 1.

24.Сергеева М.А. Взаимодействие банков и таможенных органов в сфере валютного контроля // Международные банковские операции. 2012. № 2.

25. Флорова Г.Н. Учет валютных операций // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке. 2012. № 11.

26. Яковлева М. Опасности валютных операций // Расчет. 2012. № 8.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *