Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чем грозит задолженность по уплате налогов, штрафов и пеней». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По смыслу комментируемой статьи пени подлежат уплате налогоплательщиком или плательщиком сборов в случае образования у него недоимки, то есть не уплаченной в установленный НК РФ и иными актами налогового законодательства срок суммы налога или сбора. Пени уплачиваются помимо сумм недоимки, независимо от применения иных способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Комментарий к Ст. 75 Налогового кодекса
В российском законодательстве понятия «пеня» используется в нескольких значениях. В ГК РФ под пеней понимается разновидность неустойки, при которой сумма неустойки возрастает пропорционально сроку задолженности. Пеня в гражданском праве выступает в качестве длящейся неустойки, которая подлежит взысканию за каждый день просрочки обязательства, не исполненного в установленный срок. В свою очередь НК РФ признает пеню в качестве одного из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, состоящих во взыскании установленной денежной суммы, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны уплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов .
———————————
Налоговое право России в вопросах и ответах / Под ред. А.А. Ялбулганова. М., 2007. С. 102.
Сравнение гражданского законодательства и законодательства о налогах и сборах позволяет выделить следующие общие черты, характеризующие общеправовое понятие «пеня»:
во-первых, пеня — это денежная сумма;
во-вторых, основанием уплаты пени служит пропуск установленного для исполнения имущественной обязанности срока;
в-третьих, целью взыскания пени является обеспечение исполнения имущественных обязанностей.
Из смысла п. 1 комментируемой статьи следует, что она закрепляет общую норму, применимую ко всем отношениям, связанным с уплатой налогов и сборов. В п. 1 содержится легальное определение понятия «пеня».
Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Таким образом, пеня всегда представляет собой денежную сумму. Иные виды имущества не могут выступать в качестве пени. Пеня (в отличие от других способов обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов, упомянутых в гл. 11 НК РФ) выплачивается во всех случаях несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Иными словами, условиями применения пени является неуплата сумм налогов и сборов как в установленные законом сроки, так и при их переносе на более поздний срок (когда предоставлена отсрочка или рассрочка в уплате налогов и сборов или инвестиционный налоговый кредит). Сумма пени уплачивается независимо от применения других способов обеспечения уплаты налогов и сборов (залога, поручительства, ареста имущества и т.д.).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15 июля 1999 года N 11-П отмечает, что пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства. Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, то есть представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога.
———————————
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 11-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР» и Законов Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и «О федеральных органах налоговой полиции» // Собрание законодательства РФ. 1999. N 30. Ст. 3988.
В п. 3 Определения от 4 июля 2002 года N 200-О Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что анализ ст. 75 НК РФ в целом, а также других положений НК РФ приводит к выводу, что уплата пеней связывается законодателем не с налоговым или отчетным периодом, а с днем уплаты налога, установленным законодательным актом об этом налоге: обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 45 НК РФ); сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору (п. 1 ст. 57 НК РФ); эти сроки определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить, либо на действие, которое должно быть совершено (п. 3 ст. 57 НК РФ); подлежащая уплате сумма налога уплачивается в установленные сроки (п. 2 ст. 58 НК РФ).
———————————
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июля 2002 года N 200-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества открытого типа «Энергомаш» на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 5 Закона Российской Федерации «О дорожных фондах в Российской Федерации», пункта 5 Порядка образования и использования территориального дорожного фонда Новгородской области, пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 13 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2013. N 1.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П , Определении от 4 июля 2002 года N 202-О определил, что пени являются дополнительным платежом, направленным на компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.
———————————
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 года N 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции» // Собрание законодательства РФ. 1997. N 1. Ст. 197.
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июля 2002 года N 202-О «По жалобе унитарного государственного предприятия «Дорожное ремонтно-строительное управление N 7″ на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2013. N 1.
Необходимо отметить, что положения комментируемой статьи охватывают и начисление пени на суммы налогов и сборов, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза ЕАЭС.
В соответствии с п. 1 ст. 151 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» пенями признаются денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
———————————
Собрание законодательства РФ. 2010. N 48. Ст. 6252.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.
Статья 75 НК РФ. Пеня (действующая редакция)
Понятие налоговой санкции предусмотрено пунктами 1, 2 статьи 114 НК РФ, согласно которым налоговые санкции являются мерой ответственности за совершение налогового правонарушения и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 НК РФ.
Следовательно, налоговые санкции и пени имеют различную правовую природу.
Пунктом 18 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ N 41/9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в силу статей 106, 108, 109 НК РФ вина является обязательным условием привлечения лица к ответственности за налоговое правонарушение, в связи с чем необходимо иметь в виду, что освобождение налогоплательщика и налогового агента от ответственности за совершение налогового правонарушения освобождает их только от взыскания штрафов, но не пени, поскольку последняя не является мерой налоговой ответственности.
Учитывая, что пени, начисленные в соответствии со статьей 75 НК РФ, являются мерой компенсационного характера потерь бюджета, а не мерой налоговой ответственности, и исходя из смысла статьи 114 Налогового кодекса и пункта 18 указанного Постановления, освобождение налогоплательщика от ответственности ввиду отсутствия вины в совершении налогового правонарушения возможно только в отношении взыскания штрафов, но не пени.
В Постановлении Президиума Томского областного суда от 21.03.2012 N 44г-8/2012 разъяснено, что основная цель налоговой пени — обеспечить надлежащее исполнение налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами публично-правовой обязанности по своевременной уплате налоговых платежей.
Согласно правовой позиции КС РФ, сформулированной в Постановлении от 17.12.1996 N 20-П, пеня является разновидностью правовосстановительных мер государственно-правового принуждения, имеющих целью восполнить недоимку и компенсировать имущественные потери казне, причиненные несвоевременной уплатой налога.
Ваш комментарий (вопрос) Если у вас есть вопросы по этой статье, вы можете сообщить нам. В нашей команде только опытные эксперты и специалисты с профильным образованием. В данной теме вам постараются помочь:
Автор статьи Ирина Русанова
Консультант, автор Попович Анна
Финансовый автор Пихоцкая Ольга
-
Sergey
19.04.2021 в 21:12 А в какой срок необходимо оплачивать пени по налогам? Установлены ли такие сроки юридически?
Ответить ↓ Анна Попович
20.04.2021 в 02:29Уважаемый Сергей. по общему правилу, пени по требованию нужно заплатить за восемь рабочих дней после его получения, если налоговая не установила другой срок. Юридически это регулируется НК РФ.
Ответить ↓
10.03.2021 в 14:54
«начиная с 31-го дня, назначаются пени размером в 1/300 ставки рефинансирования; начиная с 91-го дня, размер неустойки повышается до 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.» — так в чём же отличие?
Ответить ↓
-
Анна Попович
10.03.2021 в 15:56
Уважаемый Владимир, расчет пени производится в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ, действующей на день фактической оплаты от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки платежа, начиная с 31-го дня от дня просрочки платежа, установленного договором срока оплаты, и до фактической оплаты в течение 90-дней с даты оплаты, установленной договором. При не оплате в указанный выше срок с 91-го дня расчет производится в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ.
Ответить ↓
Допустим, Николай владеет земельным участком, налог на который составляет 6000 рублей в год, про которые он забыл. Полную задолженность ему удалось погасить только 10 марта следующего года, соответственно просрочка составила 100 дней. Пени считаются по следующей формуле: 6000 руб. × 100 дней × 7.5/100/300. Таким образом, сумма неустойки составила 150 рублей.
Но что, если пени начислили на большую задолженность, к примеру, юридическому лицу? Компания недоплатила налог в размере 50 000 рублей. Период расчета пеней начался с 1 апреля 2019 года, задолженность же была погашена только 1 декабря. 50 000 руб. × 210 дней × 7.5/ 100/ 300 = 2625 рублей.
Важная деталь начисления пеней заключается в том, что итоговый размер неустойки не может быть больше суммы долга. Если налогоплательщик задолжал государству 1000 рублей, то начисленные пени не превысят эту сумму.
Пример расчета пени по налогам
ООО «Компания» является плательщиком НДС. По результатам 4 квартала 2019 г. был исчислен НДС к уплате в размере 30 000 руб.
Таким образом, организация должна была перечислить в бюджет:
- 25.10.2019 — 10 000 руб.;
- 25.11.2019 — 10 000 руб.;
- 27.12.2019 — 10 000 руб.
Первый и третий платежи ООО «Компания» перечислила своевременно, а второй платеж (по сроку — 25.11.2019) — только 28 декабря. За несвоевременное перечисление с организации будет взыскана налоговая неустойка в следующем порядке:
- с 26 ноября по 25 декабря — в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ;
- с 26 по 27 декабря — в размере 1/150 (так как срок просрочки превысил 30 дней).
Кроме того, в этот период ЦБ поменял размер ставки. До 16 декабря она составляла 6,5%, а начиная с 16.12.2019 была снижена до 6,25%.
Рассчитаем с помощью таблицы размер пени за несвоевременную уплату налогов:
Период расчета | Число календарных дней | Ставка рефинансирования | Расчет | Результат |
---|---|---|---|---|
26.11–16.12 | 21 | 6,5 | 10 000 × 6,5% × 1/300 × 21 | 45,5 |
17.12–25.12 | 9 | 6,25 | 10 000 × 6,25% × 1/300 × 9 | 18,75 |
26.12–27.12 | 2 | 6,25 | 10 000 × 6,25% × 1/150 × 2 | 8,33 |
Итого | 72,58 |
Когда пени не начисляются
Ст. 64 НК РФ предоставляет плательщикам возможность получить отсрочку (или рассрочку) по уплате налога в определенных обстоятельствах. По федеральным налогам срок уплаты может увеличиваться на 1-3 года. Закономерно, что в таком случае пени не начисляются.
Период исполнения обязательств перед бюджетом увеличивается решением ИФНС по заявлению плательщика, финансовое положение которого не позволяет в данный момент перечислить обязательную сумму по причине:
- причинения ущерба стихийным бедствием или катастрофой;
- несвоевременного получения бюджетных ассигнований;
- угрозы банкротства (при единовременной уплате налога);
- ведения деятельности сезонного характера и др.
Пени на налоги: общая информация
В статье №75 HK РФ регламентированы все вопросы, касающиеся пени по налоговым сборам: в каких случаях исчисляется эта штрафная санкция, в каком размере и в каком порядке – принудительном или добровольном. Закон гласит, что пени выплачивается в том случае, если налогоплательщик вовремя не внёс вменённые ему налоговые платежи, то есть, просрочил выплату. При этом неважно, была ли с опозданием внесена часть суммы или же весь налоговый сбор.
Также свод законов объясняет, что начисление пени не противоречит и не исключает иной ответственности за нарушение налогового законодательства. Иными словами, даже если человеку назначат дополнительный денежный штраф, обязанность по уплате пени, начисленных за каждый день просрочки, всё равно будет закреплена за должником.
Уплачивая налог, человек должен озаботиться тем, чтобы деньги поступили в казну государства не позднее числа, указанного крайней датой оплаты. Уже со следующего дня начнёт «капать» пени.
Зачет и возврат излишне уплаченных налогов и сборов
В случаях, когда налогоплательщик излишне уплачивает (переплачивает) или же с него излишне удержана (взыскана) сумма налога или сбора, налогоплательщик имеет право на зачет и (или) возврат излишне уплаченной суммы.
Излишняя оплата (переплата налогов), сборов или пени может произойти по различным причинам.
Достаточно часто переплата происходит из-за ошибки в расчетах или же из-за неверной суммы недоимки, указанной налоговым органом, и т.д. Результатом подобных ошибок становится перечисление в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд денежной суммы в большем, чем причитается, размере.
Налоговое законодательство предусматривает два варианта имущественных прав в случаях, когда обязательные платежи излишне оплачены. К таким вариантам относятся зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм.
Налогоплательщик может самостоятельно установить факт переплаты налога, но это может быть сделано и налоговым органом. Налоговый орган, в случае обнаружения факта переплаты налога, сбора или пени, должен сообщить налогоплательщику не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта, таможенные органы — в течение 10 дней.
В соответствии с п. п. 1, 14 ст. 78 НК РФ суммы излишне уплаченных авансовых платежей, налогов, сборов, пеней, штрафов подлежат зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по налогам, погашения недоимки по налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику.
При этом необходимо учитывать следующие условия.
Во-первых, суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 г. и подлежащие возврату, возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до вышеуказанной даты. Если уплата (взыскание) налога, сбора, пеней и (или) штрафов производилась до 1 января 2007 г. в иностранной валюте, зачет (возврат) налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и (или) штрафов, а также начисление процентов за нарушение установленного срока возврата вышеуказанных сумм осуществляются после 31 декабря 2006 г. в валюте Российской Федерации, пересчитанной по курсу Банка России на день, когда произошла излишняя уплата (взыскание).
Во-вторых, с 1 января 2007 г. и до 1 января 2008 г. суммы излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов подлежат возврату (зачету) за счет сумм поступлений, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством.
В-третьих, с 1 января 2008 г. зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если операция производится в установленные НК РФ сроки.
В случае если налогоплательщик выполнил все условия зачета (возврата) налога, налоговый орган не имеет права отказать в зачете (возврате) налога или затягивать принятие решения.
Правила расчета пени по налогам
Если налоговые платежи перечисляются в бюджет с опозданием (то есть с нарушением установленных сроков), то помимо самих налогов необходимо дополнительно уплатить еще и пени. Расчет пеней является, пожалуй, одной из самых рутинных задач, которую приходится решать бухгалтеру. Впрочем, для ее успешного выполнения ему нужно учесть ряд нюансов.
В начале напомним основные тезисы, касающиеся исполнения обязанности по уплате налога, определенные п. 3 ст. 45 НК РФ:
- обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком только после предъявления им соответствующего поручения в банк. Данное поручение подтверждает перечисление денежных средств на счет Федерального казначейства;
- на банковском счете налогоплательщика, предъявляющего поручение, должна быть достаточная сумма денежного остатка на момент совершения платежа.
В 45 норме НК сказано, что налог считается уплаченным, а значит и обязанность исполненной, как только в банк предъявлено поручение о переводе средств в бюджетную систему со всеми необходимыми реквизитами (счет казначейства и т.д.). При этом немаловажным является и то, что средств плательщика должно быть достаточно, для проведения соответствующей трансакции.
Если в установленные законом сроки не произвести платежную операцию или деньги не поступили по иным причинам (при переводе по поручению деньги были зачислены не по назначению, например, из-за ошибки в реквизитах) образуется недоимка, которая влечет начисление неустойки, а порой и иных меры.
Начисление пени за неуплату налогов производится не произвольно, а строго по определенной формуле. Учитывается срок наличия недоимки в днях, размер основного долга (неисполненного обязательства) , ставка рефинансирования, действовавшая в период просрочки и коэффициент, применимый к конкретному виду правоотношений. Для налоговой сферы это в основном 1/300.
При этом пени охватывают не только налоговые платежи, но и авансовые выплаты на налоги и сборы.
Если ИФНС выявила недоимку, то она направляет в адрес неплательщика письменное требование. Оно содержит размер долга, срок, который предоставлен для самостоятельного погашения обязательства, начисленная пеня на дату отправки документа. Одновременно адресату разъясняются последствия игнорирования требования.
Рассчитать пени по налогу правильно
В статье 112, пункте 2 НКУ, есть четкие указания, которые накладывают на плательщика финансовые обязательства, если он нарушит закон о налогообложении.
Санкции могут выступать в роли штрафа или пени. Итак, пеня – это проценты, которые накладываются на сумму денег, которую вы не уплатили в определенный срок – именно такое определение дает часть 14 статья 162 НКУ. Чаще всего данная ситуация возникает в случае неуплаты или просрочки долгового обязательства.
Если понимать пеню так, как написано в главе 12, 2 разделе НК, в также в инструкции №953, то можно выделить основные положения, которым подчиняется данный штраф:
- Пеню начисляют, если налогоплательщик не уплатил вовремя налоговый сбор или, вообще забыл о нем.
- Налогоплательщик оплатил меньше, чем того требует закон – например, воспользовался не тем процентом НДС, которым располагает его фирма.
- Налоговый агент забыл перечислить деньги в пользу налогоплательщика или физических лиц, и тем самым нарушил долговые обязательства во время проверки.
Таким образов, пеня – это неустойка, которую плательщик обязан заплатить в государственный бюджет, за то, что не вовремя уплатил налоговый сбор, или же штраф за нарушение каких-либо условий налогового сбора.
Так, если вы несвоевременно оплатили долг или же уплатили меньше чем положено, а также не удержали НДФЛ с дохода на налог – на вас может быть наложена пеня.Также, ее могут удержать за нарушения неналоговых законов, например, с неправильными валютными действиями или подакцизной продукции.
Также, существуют отдельные случаи, когда может быть назначена пеня:
- Если были нарушены условия освобождения от каких-либо обязательств по налогам, например, на ввоз или вывоз товара на территорию страны.
- Если при расчете за задолженность была превышена сумма возможных расходов.
- Также, пеня может быть назначена не только физическому лицу, но и в частности государству. К таковым относятся невыплаты в отведенный срок по НДС, в таком случае пеня устанавливается около 120% от НБУ ставки, на пеню в срок ее действия.
Ответственность за неуплату
Если налогоплательщик не выполняет свои обязанности в должном порядке, имеет крупную задолженность, налоговая имеет право подать на него в суд для принудительного взыскания нужной суммы. Согласно вынесенному постановлению взыскивать долг будут за счет имущества должника или денег, хранящихся на его банковских счетах. Это оговорено в 1 пункте 48 ст. НК РФ.
Если смотреть 2 пункт той же статьи, здесь говорится, что обращение в суд возможно в том случае, если в течение 3 лет с момента истечения срока исполнения самого раннего требования:
- долг превысил 3000 руб. Налоговый орган может обратиться в суд в течение полугода со дня, когда величина задолженности превысила 3000 руб.;
- долг меньше 3000 руб. Обращение в суд допускается в течение полугода с последнего дня истечения упомянутого трехлетнего периода.
Важно понимать, что в любом случае суд будет на стороне налоговой службы и взыщет долг с налогоплательщика. Поэтому, лучше не допускать подобных ситуаций и платить налоги своевременно.
Расчет налога ЕНВД, онлайн калькулятор
Расчет пеней за несвоевременную уплату налога
Пени – денежная сумма, взимаемая с налогоплательщика в случае уплаты им налога в более поздние сроки, чем это предусмотрено законодательством. Пени не следует путать со штрафом. Это один из способов обеспечения исполнения обязательств по уплате налогов и сборов, установленных Налоговым кодексом (ст. 75 НК РФ). Штраф же, в свою очередь, является санкцией за совершение налогового правонарушения. В частности, за неуплату или неполную уплату налога в результате его неправильного исчисления предусмотрен штраф в размере 20% от неуплаченной суммы. Основание – статья 122 Налогового кодекса. Иными словами, в случае просрочки платежа по налогу, налогоплательщику придется уплатить и пени, и штраф.
Важный момент:
При несвоевременной уплате авансовых платежей по налогу также осуществляется начисление пеней (ст. 58 НК РФ).
Пени на сумму недоимки не начисляются только в строго оговоренных Налоговым кодексом случаях.
Во-первых, если налоговым органом или судом на имущество (в том числе денежные средства) налогоплательщика был наложен арест или были приостановлены операции по его банковским счетам, в результате чего налогоплательщик не смог погасить задолженность по недоимке. Причем пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств.
Во-вторых, в случае, когда налогоплательщик действовал в соответствии с разъяснениями о порядке исчисления и уплаты налога или по иным вопросам применения налогового законодательства, данными Минфином России или ФНС. И результате этого образовалась недоимка по налогу. Однако следует иметь в виду, что речь идет о разъяснениях, данных соответствующим органом либо непосредственно налогоплательщику на его запрос, либо неопределенному кругу лиц (так называемые массовые письма). Обратите внимание: в справочно-правовых системах можно найти огромное количество писем (например, Минфина России), разъясняющих позицию финансового ведомства по тому или иному вопросу. К сожалению, подавляющее большинство подобных разъяснений как раз и являются частными ответами на запросы конкретных налогоплательщиков. Если подобным разъяснением воспользовалась другая организация, и в результате налоговой проверки была выявлена недоимка, организации придется доплатить налог, штраф и пени.
Таким образом, рекомендуем самостоятельно обращаться за письменными разъяснениями в налоговый орган или Минфин России по сложным вопросам налогообложения. При этом важно полно и достоверно описать спорную ситуацию.
Никакие другие случаи (например, подача заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога) не приостанавливает начисления пени на сумму налога, подлежащую уплате.
Порядок расчета пеней предусмотрен статьей 75 Налогового кодекса. Они начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога. Начинать начисление пеней следует со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога. Пени определяются в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после его уплаты в полном объеме.
Рассмотрим пример.
Авансовые платежи по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, перечисляются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Это установлено пунктом 7 статьи 346.21 Налогового кодекса. То есть крайний срок уплаты авансовых платежей за 9 месяцев 2010 года – 25 октября 2010 года. Предположим, организация ООО «Фристайл», применяющая УСН, по итогам 9 месяцев 2010 года исчислила к уплате авансовые платежи в размере 30 000 руб. Сумма была перечислена в бюджет 29 октября 2010 года. За четыре календарных дня просрочки необходимо начислить пени. Расчет пеней производится следующим образом: 30 000 руб. * 7.75% ÷ 300 * 4 дн. = 31 руб. При этом 7.75% – это ставка рефинансирования, действующая в данный период.
ООО «Фристайл» перечислило пени одновременно с уплатой авансовых платежей, то есть 29 октября.
Зачастую задолженность перед бюджетом организация погашает частями. В такой ситуации расчет пеней осуществляется от суммы просроченной задолженности при каждой уплате.
Изменим условия примера.
Допустим, ООО «Фристайл» погасило задолженность перед бюджетом в два этапа: первый платеж на сумму 15 000 руб. был осуществлен 27 октября 2010 года, второй – на сумму 15 000 руб. – 29 октября 2010 года. Расчет пеней будет следующим. При уплате первой части недоимки пени составят 30 000 руб. * 7.75% ÷ 300 * 2 дн. = 15.5 руб.
При окончательном погашении задолженности перед бюджетом пени рассчитываются так: 15 000 руб. * 7.75% ÷ 300 * 2 дн. = 7.75 руб. Общая сумма пеней в размере 15.5 руб. + 7.75 руб. = 23.25 руб. была уплачена организацией 29 октября.
За время, пока налогоплательщик погашал недоимку, ставка рефинансирования может измениться. Это следует учитывать при расчете пеней.
Проиллюстрируем сказанное.
По итогам 1 квартала 2010 года ЗАО «Магнум», применяющему упрощенную систему налогообложения, необходимо уплатить авансовые платежи в размере 30 000 руб. Срок оплаты – 26 апреля 2010 года (25 апреля – выходной день). Организация полностью погасила задолженность 14 мая 2010 года. То есть просрочка платежа составила 18 календарных дней. В рассматриваемом периоде менялась ставка рефинансирования. До 29 апреля 2010 года включительно она составляла 8.25%, а с 30 апреля – 8%. Расчет пеней в этом случае будет таким: за период с 27 по 29 апреля они исчисляются исходя из ставки рефинансирования 8.25%, а с 30 апреля по 14 мая – исходя из 8%. Общая сумма составит 30 000 руб. * 8.25% ÷ 300 * 3 дн. + 30 000 руб. * 8% ÷ 300 х 15 дн. = 144.75 руб.
Мы рассмотрели ситуации, когда при просрочке налоговых платежей в бюджет налогоплательщик самостоятельно рассчитывает и уплачивает пени. Однако пени могут быть взысканы налоговым органом принудительно за счет денежных средств или иного имущества налогоплательщика (организации или индивидуального предпринимателя). Порядок такого взыскания предусмотрен статьями 46-48 НК РФ.
Налоговым кодексом предусмотрены случаи, когда принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется в судебном порядке (подп. 1-3 п. 2 ст. 45 и п. 6 ст. 75 НК РФ). Перечислим их.
Во-первых, с организации, которой открыт лицевой счет. Имеется в виду лицевой счет для учета операций по исполнению бюджета (ст. 220.1. Бюджетного кодекса).
Во-вторых, в целях взыскания недоимки, числящейся более трех месяцев за организациями, признаваемых по действующему законодательству РФ зависимыми (дочерними). Недоимка взимается в случае, когда выручка за реализуемые товары (работы, услуги) этих зависимых (дочерних) обществ (предприятий) поступает на счета основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий). В обратной ситуации (поступление на счета дочерних предприятий выручки за реализуемые товары (работы, услуги) основных предприятий) наличие более чем трехмесячной недоимки также служит основанием для ее взыскания в судебном порядке.
В-третьих, с организации или индивидуального предпринимателя, в случае, когда их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика.
В заключение отметим, что все вышесказанное распространяется на плательщиков сборов и налоговых агентов.