Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как провести сверку расчетов с налоговой инспекцией». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно российскому законодательству, все налогоплательщики обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать фискальные сборы в государственный бюджет. В противном случае компанию или индивидуального предпринимателя накажут рублем: выставят штрафы и пени. А за особо крупные налоговые преступления грозит уголовная ответственность.
Итак, мы определили, как получить акт сверки с налоговой. Документ имеет унифицированную форму КНД 1160070. Бланк утвержден Приказом ФНС России №ММВ-7-17/685@ от 16.12.2016. Структура формы — это титульник и два раздела.
В титульном листе указаны регистрационные сведения налогоплательщика. Также прописаны виды фискальных платежей и период, за который сформирован проверочный документ. Разделы №1 и №2 заполняются отдельно по каждому виду налога, сбора или взноса.
Сверьте информацию с данными бухгалтерского и налогового учетов. После проведенной выверки налогоплательщик обязан сообщить о результатах в ФНС. Если нет разногласий, то в акте делается отметка «Согласовано, без разногласий», и один экземпляр возвращается в инспекцию.
Сверка с налоговой: «подводные камни» и «засады»
Согласно п/п. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право «на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам». Этому праву налогоплательщика корреспондирует установленная п/п. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ обязанность налоговых органов «осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в течение следующего дня после дня составления такого акта». Кроме этого законодатель (в следующем абзаце) поручил ФНС России разработать и утвердить Порядок проведения сверки и форму Акта сверки.
Так как до настоящего времени регламент данной процедуры официально не введён в действие, есть возможность пофантазировать в стиле газетной рубрики «Если бы директором был Я».
Согласно буквальному значению процитированных правовых норм налоговый орган обязан организовать сличение своих учетных данных с данными налогоплательщика по его налоговым обязательствам и выдать налогоплательщику оформленный Акт совместной сверки расчетов.
Сверка данных в любой сфере организуется по принципу «от простого к сложному»: сначала сравнивают итоговое «сальдо»; если не сходится, стороны совместно проверяют исходные данные и устанавливают источник ошибки.
Исходя из закреплённых в НК РФ взаимных прав и обязанностей (в том числе «принуждение» сторон к конструктивному сотрудничеству), в Порядок сверки расчётов должен быть заложен примерно такой алгоритм.
1) или налоговый орган по результату выездной налоговой проверки (правомерность инициации других мероприятий налогового контроля сомнительна; в тоже время проверяемые вопросы могут быть существенно сужены) устанавливает факты нарушений законодательства о налогах и сборов (в том числе неправильный учет) и, в конечном итоге по результату налоговой проверки (после вступления в силу соответствующего решения) обязывает налогоплательщика привести свои учетные данные к надлежащим показателям (налогоплательщик по ходу этой процедуры вправе обжаловать действия налогового органа в установленном порядке);
2) или налоговый орган по результату внутреннего служебного расследования устанавливает факты нарушений учета (а также виновного сотрудника) и исправляет допущенные ошибки.
К сожалению, реальное положение в комментируемой сфере отнюдь не радужное.
Поручение законодателя (абз. 2 п/п. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ) на текущий момент исполнено только частично:
Приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-17/685@ утверждена форма Акта сверки расчётов.
Так выглядит Раздел 2 (более менее «адекватная» часть)
Порядок же проведения совместной сверки расчётов существует пока только как Проект, размещённый в открытом доступе для обсуждения. Не утверждённый и, соответственно, «неофициальный».
При этом территориальные налоговые органы, хотя и негласно, строго руководствуются им при проведении сверки расчётов с налогоплательщиками.
Несправедливо не упомянуть об одном малозначительном (во всяком случае для предпринимателей и организаций) исключении.
Порядок проведения сверки в отношении имущественных налогов физических лиц утверждён Приказом ФНС России от 18.11.2016 N ММВ-7-12/629@.
Отметим, что сверка расчетов с физическими лицами по имущественным налогам весьма простая (с точки зрения технологии) процедура, так как налоговый орган, во-первых, имеет полную объективную информацию об объектах налогообложения (которая поступает из государственных информационных ресурсов в режиме реального времени), во-вторых, самостоятельно ведёт учёт как налоговых начислений (извещая об обязанности налогоплательщиков), так и о поступивших в их погашение платежей.
Если не углубляться в детали, то можно отметить три глобальных недостатка Проекта, делающие практически невозможной совместную сверку расчетов (особо интересующиеся могут лично ознакомиться с Проектом и досконально его исследовать).
Как было отмечено выше, для проведения совместной сверки расчетов по налогам стороны должны иметь в момент сверки сопоставимые данные.
Налогоплательщик во исполнение п. 1 ст. 45 НК РФ самостоятельно ведёт учет своих налоговых обязанностей (налоговые начисления) и их исполнение (платежи в бюджет). Поэтому в любой момент времени (даже ИП, ведущий свой налоговый учет буквально «на коленке») обладает полной информацией о состоянии своих налоговых обязательств (начисления и их исполнение). Соответственно его данные всегда актуальны. Это относится, кстати, и к текущему (не оконченному) налоговому периоду.
В учете налогового органа картина прямо противоположная.
Поступившие в бюджет платежи налогоплательщиков (во исполнение налоговых обязанностей) отражаются в интерактивных информационных ресурсах налоговых органов в автоматизированном режиме. По времени это буквально на второй — третий день после банковской операции налогоплательщика. Соответственно во «внутреннем» учёте налогового органа (далее — карточка «Расчеты с бюджетом», КРСБ) эти суммы постоянно формируют положительное сальдо в пользу налогоплательщика. А вот налоговая обязанность (начисленный налог) будет отражена в КРСБ и, соответственно, «обнулит» сальдо, только по окончании «декларационной кампании» — то есть спустя полгода после окончания налогового периода. Поэтому весьма продолжительное время в КРСБ отражается заведомо недостоверная (по объективной причине) информация. Усугубляя положение, налоговые органы полностью безосновательно квалифицируют такое положительное сальдо как «переплату».
Об этой проблеме известно ФНС России и Минфину России, однако положение вещей воспринимается как вполне нормальное. Например, Минфин России в письме от 02.08.2019 № 03-02-08/58397 констатирует:
Таким образом, налоговый орган сможет представить объективные данные по состоянию расчетов с налогоплательщиком, во-первых, только после окончания камеральной налоговой проверки полученной от этого налогоплательщика декларации. Во-вторых, только в отношении истекших (и уже проверенных) налоговых периодов. Однако комментируемый Проект данную специфику напрочь игнорирует.
В Проекте прямо предписано налоговому органу представлять для сверки данные в разрезе календарных лет («налоговый период» по тексту ни разу не упоминается), и даже предусмотрена возможность провести сверку расчётов по состоянию на текущую дату.
Проектом как таковая «сверка» вообще не предусмотрена (в понимании квалифицированных специалистов).
Согласно Проекту сверка расчётов считается завершенной сразу же после того, как налоговый орган в срок 5 дней «отреагирует» на заявление налогоплательщика (о сверке) и выдаст налогоплательщику (направит по почте или по электронным каналам коммуникации) автоматически сформированный на основании данных КРСБ (заметим — заведомо недостоверных) Акт сверки. То есть, вообще проигнорирована элементарная логика нормальной процедуры взаимной сверки расчётов сторон.
Нельзя не отметить, что некоторые положительные «сигналы» от центрального аппарата ФНС России всё-таки «исходят»: проблема явно известна.
Во-первых, критикуемый Проект так и не утверждён до настоящего времени (хотя прошло уже более 2-х лет).
Во-вторых, ФНС России в ответе на запрос о порядке проведения взаимной сверки расчётов ( Письмо ФНС России от 25.12.2018 № ГД-03-19/10036 ) указало следующее:
Отметим, что в одном абзаце коротко и ёмко изложен оптимальный механизм сверки расчётов (сравнение данных, зарегистрированных в учётных регистрах сторон).
Однако далеко не факт, что такое прогрессивное «мнение» ФНС России подвигнет сотрудников территориальных налоговых органов «нарушить» общепринятый Порядок. Тем более, что в официально утверждённую форму Акта сверки такой алгоритм сличения данных никак не «втиснешь».
Сверка с налоговой по прибыли
Вопрос задал Ульяна Х.
Ответственный за ответ: Елена Медведева (★9.64/10)
День добрый! Бухгалтерия 3.0. Бухгалтерия предприятия, редакция 3.0 (3.0.88.28)
Девочки, может подскажите, как налоговая считает переплату по Прибыли? Как мне ее увидеть (сверить со своей ОСВ)?
Ведь по акту сверки форма КНД 1160070 по строке 2.2.1 (начислено/доначислено) стоит сумма с учетом доначислено по декларациям (за 2020 год) и также с учетом начислений 4 квартала (2019 года), но без учета 4 квартала 2020 (отчет же сдается в текущем 21 году).
по строке 2.3.1 стоит сумма к уменьшению (по декларации)
по строке 2.4.1 стоит сумма уплаченных налогов в 2020 г
То же самое и по выписке по расчетам с бюджетом (есть 4 кв 2019 года, есть начисления 1,2,3 кв-лов 2020 года), есть по графе 10 и 11 начисленная сумма налога к доплате (строка 070 и 040 декларации) и ее оплата по платежке. И есть сумма к уменьшению, по строке 080 и 050, она же в выписке.
Есть переплата и по справке о состоянии расчетов, такие же суммы, как в акте и выписке. Есть переплата на конец года.
ТоЛЬКО С ОСВ ЭТИ СУММЫ НЕ ИДУТ, как их сверить? Что из чего вычесть?
А в ОСВ за 2020 год программа формирует все начисления 2020 года, по Кт отражается начисленный налог, то что отражается по строке 180 декларации)
Не могу выйти на их сальдо, даже по их акту сверки.
Получите понятные самоучители 2021 по 1С бесплатно:
В 1с в ОСВ по счету 68.04.1 стоит переплата по налогу на Прибыль на начало 2020 (допустим 152 р)
В течении года перезачли переплату по налогу на прибыль в счет ндс, оборот по кт (130 р)
Плюсуем нашу оплату в течении года оборот по Дт (допустим 116 р)
Минусуем начисленный по Кт в 1с (108 р) и зачет переплаты по Кт (130 р)
Получаем сальдо по дт (30 р) снова переплата.
Сальдо по Дт начальное (152) + Оплачен налог (116) — (Начислен налог в 2020 г)108 — (Зачтена переплата в счет НДС)130 = 30 (дт сальдо — переплата)
Это было в 1с по ОСВ.
А в их сверке:
строка 1.2.1 положит.сальдо = 135 р
строка 2.2.1 начислен (с учетом доначислений и 4 кв 2019 и без 4 кв 2020) = 122 р
строка 2.3.1 уменьшено = 44 р
строка 2.4.1 уплачено (как и в ОСВ за 2020) = 116 р
строка 3.2.1 положит сальдо = 41 р
Как они вышли на 41 р?
При том при всем что на начало 2020 года по
акту сверки положит сальдо как = 135 р
по выписке по расчетам с бюджетом переплата/сальдо = 132 р
по справке о состоянии расчетов переплата = 135 р
А в ОСВ дт сальдо = 152 р
Но я так понимаю, что сальдо в ОСВ с их сальдо и не пойдет по ой причине, что у них начисления в актах учитываются за 4 кв 2019 без учета 4 кв 2020, а у нас в 1с за 2020, но и еще, у них фиксируются доплаты и к уменьшению.
Выписка операций по расчётам с бюджетом – что это такое
Акт сверки по налогам и сборам показывает только итоговые суммы задолженности или переплаты на день запроса. Проследить историю платежей в ИФНС можно в выписке операций по расчётам с бюджетом за определённый период. В ней отражается сальдо на его начало и конец, а также начисленные за период суммы и поступления от налогоплательщика. Выписка поможет понять, откуда взялась задолженность или переплата.
Итак, мы рассказали, как можно получить акт сверки с налоговой инспекцией и что с ним делать. Часто причиной того, что деньги не были зачислены на нужный счёт, является элементарная ошибка. И чтобы подобные оплошности не обходились слишком дорого, полезно время от времени сверяться с бюджетом.
Если вы не согласны с остатками на едином налоговом счете, придется искать источник расхождений.
5 действий бухгалтера для поиска источника расхождений:
1. Поиск ошибок в собственном учете. Все ли документы корректно проведены? Правильно ли сформировано входящее сальдо? Как учтены суммы, которые не входят в состав ЕНП и не учитываются на ЕНС в соответствии с действующим законодательством?
2. Проведите сверку с ФНС. Корректно оформите акт сверки. Укажите ФНС на наличие расхождений. Проследите, чтобы все разногласия были документально оформлены в акте.
3. ФНС может запросить документы. Будьте готовы. Если налоговики не учли какой-то платеж или отчет, придется предоставить платежное поручение или уточненную декларацию.
4. Ошибку в своих данных ФНС обязана устранить сама. Подпишите финальный акт сверки. Через неделю-две проконтролируйте еще раз сальдо ЕНС, чтобы убедиться, что все в порядке.
5. Если нашли свою ошибку, придется откорректировать свой учет и, возможно, доплатить налоги.
Заявление при личном обращении
Унифицированной формы для заявления чиновники не утвердили. Следовательно, обратиться в ФНС вы вправе в произвольной форме. Укажите обязательные реквизиты:
- Полное наименование организации либо Ф.И.О. индивидуального предпринимателя.
- ИНН, КПП, ОГРН, адреса и контактные телефоны.
- Перечень налогов, взносов, сборов, по которым требуется выверка.
- Период времени (год, квартал, месяц, любой иной период), за который проводится проверка.
- Способ получения акта сверки с налоговой инспекцией (образец ниже): почтой или лично.
- Ф.И.О. и должность работника, ответственного за проведение выверки по расчетам.
Отметим, что если налогоплательщик предпочитает получить акт выверки по почте, то необходимо прописать адрес для отправки. В противном случае ФНС отправит письмо на юридический адрес компании.
Варианты подачи заявления на сверку
Проведение сверки расчет налогоплательщика по налогам проводится согласно пункту 3 Регламента из приказа ФНС России от 9.09.2005 № САЭ-3-01/444 @.
Обратиться в ИФНС по вопросу проведения сверки можно по-разному:
- При личном визите или направив представителя. Необязательно ехать в «свою» налоговую — можно посетить любой территориальный орган ФНС. Если направляете представителя, не забудьте дать ему доверенность — оригинал и копию.
- Через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС. Этот вариант подойдет зарегистрированным пользователям. Чтобы стать таковым, придется все же посетить ИФНС. Однако при наличии доступа к порталу «Госуслуг» этого можно избежать.
- В электронном виде по ТКС. Подходит тем, кто подключил электронный документооборот с Налоговой службой.
Алгоритм получения акта сверки.
Акт сверки расчетов по налогам, в отличие от справок, в которых указываются данные только из карточек РСБ налоговиков, является двусторонним документом, так как в нем отражается информация каждой из сторон.
Форма акта утверждена Приказом ФНС РФ от 16.12.2016 № ММВ-7-17/685@, электронный формат документа – Приказом ФНС РФ от 04.10.2010 № ММВ-7-6/476@. Порядок проведения справка сверка расчетов по налогам определен Регламентом и Временным порядком. А порядок передачи акта сверки в электронном виде по каналам ТКС – Приказом ФНС РФ от 29.12.2010 № ММВ-7-8/781@.
Срок проведения сверки и оформления акта по ней при отсутствии расхождений между данными налогового органа и налогоплательщика не должен превышать 10 рабочих дней. При выявлении расхождений – не более 15 рабочих дней. В установленных сроках не учитываются дни на доставку актов сверки налогоплательщикам по почте (п. 3.1.2 Регламента, п. 14 Временного порядка).
Как упоминалось ранее, инициатором проведения сверки расчетов в равной степени могут быть как налогоплательщик (учреждение), так и контролеры.
Если проверку инициирует инспекция, то она формирует акт, основываясь на своих сведениях, и направляет его для согласования налогоплательщику.
Акт сверки подписывается, чтобы выявить и устранить расхождения в расчетах между налогоплательщиком и инспекцией. Нормы Налогового кодекса не дают налоговикам права составить акт по собственной инициативе или отказаться от его подписания (см. Постановление АС МО от 14.03.2019 № Ф05-1914/2019 по делу № А41-45928/2018).
Если сверку инициирует налогоплательщик, то он подает в инспекцию соответствующее заявление в произвольной форме (поскольку форма его не установлена законодательно) лично или по почте (п. 3.4.1 Регламента).
Получив заявление, инспекция должна сформировать акт сверки расчетов по налогам на основе имеющихся у нее данных о начисленных и уплаченных налогах (пенях, штрафах) в течение 5 рабочих дней (п. 3.4.3 Регламента, п. 18 Временного порядка).
Дальнейшие действия налогоплательщика при сверке расчетов по налогам (не зависящие от того, кто именно инициировал проведение сверки) таковы.
По результатам сравнения данных из акта проверки, направленного налоговым органом, со сведениями, имеющимися у налогоплательщика, возможны два варианта развития событий.
-
Расхождения в сведениях не выявлены. В этом случае акт сверки подписывается обеими сторонами. Один экземпляр акта будет находиться у налогоплательщика, другой – в налоговом органе (п. 3.4.5 Регламента).
-
Выявлены расхождения в сведениях. В этом случае вначале устанавливаются причины расхождений. Они могут быть обусловлены рядом причин, например:
Данные параметры имеют значение для того, кто формируется проверочный документ.
- Так, для того, кто издает акт сверки, обычно дебетовая (левая табличная) часть будет означать отгрузки.
- Кредитовая сторона будет закрывать данные левой части оплатами от потребителя товаров, услуг. Соответственно, для другой организации, кредитовая часть «перевернется» в левую, а для встречающей опять же в правую. Соответственно, закрытие задолженности будет происходить отгрузками.
Что такое дебет, расскажет это видео:
Чтение акта сверки целесообразно начинать с самого начала. Если планируется беглая проверка, формируется аналогичный акт и проверяется свернутое.
Не помешает проверить остатки и в разрезе дебета и кредита. Свои данные, полученные от оппонента, будут в правой части акта. При наличии расхождений в дебетовой или кредитовой табличных частях, необходимо выверить каждую отгрузку (оплату).
Дебет и кредит в акте сверки
Удобство и скорость выполнения таких действий напрямую зависит от инструмента, которым пользуется бухгалтерия.
- Если учет ведется вручную, для формирования дебетовой части используются сведения по принципу «нам должны».
- Для кредита берутся данные по контрагенту.
При формировании акта сверки необходимо не только указать отгрузки и оплаты в разрезе дат, но и подвести итоги, а также указать общий остаток задолженности а конец выбранного отчетного периода.
Дебет и кредит в акте сверки – что это такое простыми словами
Сумма по Кредиту будет означать долг за вами, по Дебету — долг за клиентом.
Аналогично окончательное сальдо. Окончательное сальдо считается так:
вычисляем сумму колонки по
дебеду, включая начальное сальдо; считаем аналогичную сумму по кредиту.
Закрывающим документом (вместо акта) может выступать и счет (или иной документ), но при условии, что в договоре прописано данное обстоятельство. Например, если рассмотреть оплату Эльбы, то у нас в договоре прописано:
«11.3. В случае если в течение 5 (пяти) дней с момента получения доступа к Контур.Бухгалтерию Лицензиар не получил претензий Лицензиата, связанных с объемом предоставленных прав, то считается что неисключительное право использования Контур.Бухгалтерии предоставлены Лицензиату в полном объеме надлежащим образом.»
При наличии такого положения в договоре, нам не нужны акты, а в акте сверки, мы зачет обязательств отражали бы через 5 дней после оплаты на основании договора или сформированной на его основе бухсправки.
Последствия камеральной проверки для юридических лиц
Если ваш расчет 6-НДФЛ не вызвал у налоговиков вопросов, то никаких дальнейших событий после проверки происходить не будет. Однако при выявлении нестыковок вам будет направлено уведомление и соответствующие вопросы. Вам придется ответить на них, пояснив правильность своих действий при заполнении расчета, либо подать уточненный отчет, устраняющий допущенные ошибки.
НДФЛ-агентам, нарушившим правила внесения данных в отчет, грозят такие наказания:
- Если налоговый агент передал в инспекцию расчет с неправильными данными, на него налагается штраф в размере 500 руб. по ст. 126.1 НК РФ.
- Если по результатам проверки расчета выявится недоплата налога, по решению налогового органа может быть назначен штраф, равный 20% от суммы задолженности (ст. 123 НК РФ). Работники налоговой также вышлют требование об уплате недоимки и соответствующей суммы пеней. Размер пеней зависит от суммы недоимки и времени просрочки.
О распространенных затруднениях при составлении расчета читайте в публикации «Как проверить 6-НДФЛ на ошибки?».
Внимание — новая форма акта сверки с налоговой
Акты сверки с налоговиками оформляются с 2019 года по форме, утв.
Приказом ФНС от 16.12.2016 № В статье пойдет речь о целях изменений прежней формы, о сути корректировок и о способах получения таких документов. Каждый налогоплательщик вправе реализовать свое желание и свериться с ИФНС по произведенным платежам в бюджет. С 2019 года федеральной налоговой службе переданы функции администратора страховых взносов.
По этой причине был изменен и акт сверки с налоговой. Форму дополнили, чтобы сделать пригодной для сверок и по взносам.
В документ теперь могут включаться сведения не только по налоговым платежам и соответствующим пеням и штрафам, но и аналогичная информация по взносам, вносимым в страховые фонды. Образец акта сверки с налоговой приводится на нашем сайте. А не так давно акт сверки и другие документы на зачет / возврат взносов .
Как и прежде, акт сверки с налоговой предоставляется по запросу, направляемому в ИФНС.
Несмотря на то, что документ можно составлять в произвольной форме, при его составлении следует придерживаться определенных правил оформления и последовательности изложения. Для того чтобы налогоплательщики могли сориентироваться в правилах его составления, для письменного заявления на акт сверки с налоговой образец представлен на нашем сайте.
Скачать образец запроса для письменного обращения Современные программные системы позволяют общаться с налоговиками через интернет. В том числе можно провести сверку расчетов и получить в электронном виде акт сверки по налогам и сборам.
Однако для этого организация должна обладать усиленной квалифицированной электронной подписью, которой и визируется запрос, посылаемый по ТКС в налоговую инспекцию, где организация стоит на учете.
Образец заявления на сверку расчетов с налоговой для такого случая немного отличается от того, который оформляется в письменном виде. Мы его тоже привели на нашем сайте. Скачать рекомендованную форму запроса для ТКС Рекомендуем образец заявления на сверку расчетов с налоговой, который устроил и инспекцию и компанию, сохранить как шаблон, чтобы впоследствии ускорить оформление. Специалистам службы дается на обработку документа и на подготовку ответа налогоплательщику 5 рабочих дней.
Если в запросе поставлена дата, которая должна служить точкой отсчета для сверки, то налоговики на нее и будут ориентироваться. Если такая дата не проставлена, расчеты будут сверяться на ту дату, когда оформлено заявление.
Как сверить сальдо по налогам и взносам с инспекцией
«Налоговики уже несколько раз в этом году обновляли остатки по взносам, но неразбериху так и не устранили. У кого-то задвоились долги, кому-то приписали чужие. Поэтому сразу же после отчетности проведите сверку с ИФНС по взносам, а заодно по всем налогам. Тогда получится избежать неприятных сюрпризов, когда из-за мнимых долгов инспекция внезапно заморозит счета.
Шаг первый. Закажите акт и выписку операций с бюджетом
Шаг второй. Сверьте цифры в акте с данными учета
Сверьте остатки в акте из налоговой инспекции с вашими данными по бухучету по счетам 68 и 69 (см. таблицу ниже). Начисления попадают в базу ИФНС после того, как вы подадите расчет или декларацию. Поэтому взносы и НДФЛ за октябрь текущего года, а также все авансы по УСН, которые вы уже показали в бухучете, в графу «начисления» карточки ИФНС еще не попали.
Регламент проведения сверки расчетов с бюджетом по налогам
Сверка расчетов по налогам, страховым взносам, пеням, штрафам может проводиться по инициативе налоговой инспекции либо по инициативе налогоплательщика. Основным документом, который регулирует порядок сверки, является приказ ФНС России от 9.09.2005 № САЭ-3-01/444 @ «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами», Раздел 3 (далее — Регламент ФНС).
Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.
В этом документе сказано, что сверка расчетов проводится обязательно в следующих случаях:
Также инспекция может предложить сверить расчеты, если она обнаружила возможную переплату налогов в бюджет ( 3 ст. 78 Налогового кодекса РФ).
Совет: если сверку инициирует налоговый орган, то рекомендуем вам принять предложение налогового органа о проведении сверки. Хотя участие в ней является вашим правом, а не обязанностью (пп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ). Сверка позволяет своевременно выявить переплату, а также обнаружить ошибки и несовпадения данных.
Акт сверки с налоговой
Получив заявление налогоплательщика, в течение 5 рабочих дней инспекторы оформляют результаты сверки специальным актом и передают его налогоплательщику лично, либо по почте. На заявление о сверке, поданное электронно, акт из налоговой поступит только в электронном виде.
Действующая форма акта сверки с налоговой, образец которого прилагается ниже, утверждена приказом ФНС РФ от 16.12.2016 № ММВ-7-17/685 и применяется с 27.01.2017 г. Акт состоит из титульного листа и разделов 1 и 2, содержащих результаты сверки. Разделы формируются по каждому налогу, страхвзносу и сбору отдельно, согласно присвоенному им КБК.
Если показатели, отраженные в акте, не вызвали у налогоплательщика возражений, в разделе 1 нужно указать «Согласовано без разногласий». При наличии расхождений со своими данными, в графе 4 раздела 1, возле сумм, вызывающих возражение, нужно проставить свои цифры, а в конце раздела 1 написать «Согласовано с разногласиями». Если акт с расхождениями будет подписан без указания на их наличие, это означает, что данная задолженность налогоплательщиком признана.
В разделе 2 акта сверки ИФНС (графа 2) и налогоплательщик (графа 3) по своим данным отражают сведения о недоимках и переплатах. Так, положительное сальдо в акте сверки с налоговой означает, что у налогоплательщика имеется переплата по налогу, страхвзносу и т.п. Переплата может возникнуть, например, при уплате авансовых платежей до того, как сдана декларация по налогу, или если в платежке ошибочно была указана большая сумма налога, чем начислено, и т.п.
Наличие отрицательного сальдо в акте сверки с налоговой говорит о недоимке, которая возникла, например, при неуплате налога, или неверном заполнении реквизитов платежного поручения, в результате чего в ИФНС налоговые платежи не поступили.
Оформление разногласий невозможно при получении электронного акта сверки, поскольку он предназначен лишь для ознакомления налогоплательщика с состоянием его налоговых расчетов, и возврату в ИФНС не подлежит (п. 2.22 приказа ФНС от 13.06.2013 № ММВ-7-6/196).
При отсутствии расхождений сверка расчетов с налоговой считается завершенной, налогоплательщик и должностное лицо ИФНС подписывают акт, оставляя себе по одному экземпляру.
При наличии разногласий следует выяснить их причины, которыми могут быть:
Налогоплательщику для устранения расхождений нужно предоставить в ИФНС подтверждающие документы (выписки банка, копии платежек, квитанций и т.п.). При ошибке по вине налоговой, в соответствующий отдел направляется служебная записка, а на исправление отводится не более 5 рабочих дней. На основании уточненных данных, в течение 3 дней формируется и подписывается новый акт сверки.
Таким образом, срок сверки и оформления акта при отсутствии разногласий составляет не более 10 рабочих дней, а если расхождения имеются – не более 15 рабочих дней.
Сверка расчетов с налоговой инспекцией
Запрос или заявление на проведение сверки поступает от компании или физического лица в отдел работы с налогоплательщиками. Срок проведения сверки (включая формирование и оформление акта) при отсутствии расхождений между данными налогового органа и налогоплательщика не должен превышать 10 рабочих дней. Акт с выявленными расхождениями должен быть составлен не позднее 15 рабочих дней. Дни доставки по почте не учитываются. Срок проведения сверки с крупнейшими налогоплательщиками можно продлить.
А вот если расхождения выявлены, то окончание сверки может затянуться. Налоговики начнут выверку своего информационного ресурса, содержащего данные по налогоплательщику, и попытаются найти собственные ошибки. Для этого формируется второй раздел акта сверки – полная форма акта. Данные информационных ресурсов налоговой будут сверяться с первичными документами плательщика. К примеру, организация посчитала, что в акте сверки отражена уплата по налогу на доходы физических лиц в меньшей сумме. Неучтенная разница складывается из двух платежных поручений фирмы. Поэтому инспектор, удостоверившись в правильности заполнения первичных документов об уплате, должен будет принять меры для устранения ошибок.
Передача акта и сопутствующих документов в ФНС
После того, как бухгалтер сверит данные, а руководитель фирмы поставит здесь автограф и печать, документ возвращается. Заявитель может воспользоваться наиболее удобным способом возвращения. Кроме личного посещения, есть возможность отправить акт почтой. Когда документ получает ответственное лицо, оно убеждается, что здесь отсутствуют расхождения. В этом случае налоговый инспектор прилаживает данный акт к делу организации. Это и является завершающим этапом. Если аналогичная сверка по этим же налогам понадобится в будущем, период проверки будет начинаться именно с этого дня. Ведь документально подтверждено, что в данных за предыдущий период нет никаких расхождений.
Получение актуализированного акта сверки, его подписание и возвращение в налоговую
Если данные не совпадают, они указываются в акте. При этом его все равно нужно вернуть в налоговую. Инспектору необходимо устранить имеющиеся несоответствия. В распоряжении ответственного сотрудника имеется несколько дней, за которые он обязан составить обновленный акт. После этого документ снова передается в организацию. По сути, такие действия можно назвать уточнением проведенной ранее сверки.
Повторный акт также перепроверяется в организации, подписывается руководителем, отправляется обратно в ФНС. Иногда можно столкнуться с ситуацией, когда несоответствия подтвердились. В этом случае рекомендуется лично прийти на прием к инспектору. К такому визиту нужно подготовиться, а именно, взять первичные документы, которые могут понадобиться для личной сверки.
Учет результатов процедуры
Независимо от результата проведения сверки, вся информация о ней должна фиксироваться на предприятии при помощи бухгалтерского учета. Это относится к различным хозяйственным операциям, однако преимущественно это касается зачетов платежей в государственный бюджет.
При наличии разногласий
Если главный бухгалтер обнаруживает несоответствие данных, он указывается сведения из документации фирмы. Они указываются напротив тех налоговых платежей, по которым имеются разногласия. Учитывая эту информацию, инспектор проверяет данные еще раз при помощи информационных систем. При необходимости ответственное лицо предприятия должно принести документы, подтверждающие уплату именно этих налогов.
Существует вероятность того, что инспектор просто ошибся. В этом случае он оформляет специальное уведомление. Также бывают ситуации, когда ошибся налогоплательщик. Например, в платежной квитанции неправильно указал КБК. Корректировочный акт это также должен отображать. По сути, при помощи такого документа инспектор указывает ошибку, которую допустил налогоплательщик. Эти ошибки должны быть исправлены. К примеру, организация должна составить корректировочную декларацию, оплатить недостающие взносы и штрафы.