Основные формы земельной собственности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные формы земельной собственности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Ст. 9 Конституции РФ предусматривает: «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности». Используемое сослагательное наклонение в формулировке статьи, а также допустимость иных форм собственности, как представляется, придают ст. 9 Конституции широкий смысл, позволяющий решать вопрос о формах собственности, не будучи связанными жесткими временными, территориальными и иными критериями.

Частная собственность на землю и ее виды

Все три правомочия имеют ясно выраженный физический и юридический аспект. Общие права собственников земли закреплены, кроме указанной статьи ГК РФ, и в ст. 40 ЗК РФ (Права собственников земельных участков на использование земельных участков).

Ст. 209 ГК РФ в частности определяет следующие права собственника:

    • отчуждать свое имущество в собственность другим лицам;
    • передавать другим лицам, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом;
    • отдавать имущество в залог и обременять его другими способами;
    • распоряжаться имуществом иным образом.

    Подробнее о правомочиях владения, пользования, распоряжения землей

    Право владения землей означает физическое обладание предметом собственности , т.е. землей. Владеть землей может и несобственник, но только легитимно, т.е. в соответствии с законом. В противном случае владение землей будет считаться самовольным захватом или самовольной передачей земли, за что по законодательству может применяться юридическая ответственность. Осуществление данного правомочия производится путем ограничения доступа на земельный участок несобственников, т.е. лиц, не имеющих права на данный земельный участок.

    Право пользования землей дает возможность эксплуатировать ее полезные свойства и качества . Однако многие собственники не пользуются землей непосредственно, а предоставляют ее во владение и пользование другим лицам. Особенно это характерно для такого земельного собственника, как государство. Как показывает опыт стран мира, у собственника в этом случае сохраняется право на извлечение выгод из принадлежащей ему земли, но опосредованно — путем получения арендной платы за землю. Непосредственно же пользуется землей то лицо, которому она предоставлена во владение. Пользование в этом случае как бы раздваивается. Но что касается права пользования, то формально оно принадлежит владельцу земли — арендатору (а не собственнику), поскольку он непосредственно эксплуатирует землю.

    Во многих случаях собственник сам владеет и пользуется своей землей. Чтобы отделить эти случаи от случаев предоставления земли в аренду, в теории права различают как бы две категории собственников: передающих и не передающих землю в чужое владение и пользование.

    Право распоряжения землей в полной мере принадлежит только собственнику. У владельца-несобственника (арендатора) этого права либо вовсе нет, либо он обладает им в ограниченном виде и только с согласия собственника.

    Распоряжение землей может выражаться в двух основных формах:

      1. вещественной (право необратимого изменения назначения земли, например ее застройки, перепланировки ландшафта; мероприятия по трансформации угодий, например, посадке леса на месте пашни или раскорчевка леса под пастбище);
      2. правовой (выражается в праве собственника продать, заложить землю, передать ее в дар, обменять, завещать по наследству, сдать в аренду по частям или полностью, передать другому лицу в бесплатное пользование, внести в уставный капитал организации, т.е. в праве на определение юридической судьбы земельного участка как вещи . Иногда сюда добавляют право выбирать управляющего (управомоченное лицо), которому доверяется вести хозяйство от имени и по поручению собственника, а также — изменение его правового режима путем перевода земельного участка из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка).

      При этом владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц .

      Граждане и их объединения могут приобретать в частную собственность земельные участки:

        1. за плату или бесплатно из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности (приватизация);
        2. путем совершения иных сделок с землей, предусмотренных земельным законодательством.

        В соответствии со ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные ими по основаниям, установленным гражданским законодательством.

        Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в частную собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

        Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися

          1. на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и
          2. на иных особо установленных территориях Российской Федерации.

          Следует отметить, что объектами права частной собственности выступают земельные участки лишь некоторых категорий земель. Наиболее либерален в этом смысле правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, приобретение права частной собственности на которые фактически не ограничивается. Любые земли сельскохозяйственного назначения могут быть приобретены в частную собственность в пределах установленных предельных размеров.

          Согласно ст. 27 ЗК РФ не могут предоставляться в частную собственность земельные участки , отнесенные к землям:

            1. изъятым из оборота (например, государственные природные заповедники и национальные парки);
            2. ограниченным в обороте (например, из состава земель лесного фонда).

            Правомочия владения, пользования, распоряжения могут быть ограничены государством. На лиц, имеющих земельные участки на праве частной собственности, возлагается ряд обязанностей. Они должны

              • своевременно платить земельный налог,
              • осуществлять мероприятия по охране земель,
              • соблюдать требования градостроительных регламентов,
              • своевременно приступать к использованию земельного участка,
              • эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением и др.

              Право частной собственности возникает чаще всего в результате совершения различного рода сделок — купли-продажи земельных участков, приватизации, мены, дарения, наследования, ипотеки, приобретения права собственности на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (приватизации).

              Иными основаниями для возникновения права частной собственности являются:

                1. административно-правовые акты (решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления);
                2. приобретательная давность;
                3. приватизация.

                Основания прекращения частной собственности на землю разделяют на добровольное и принудительное.

                Перераспределение участков

                Между органами госвласти и местного самоуправления возможно перераспределение земель в определённых случаях.

                1. Все перераспределяемые земли не пребывают в частном пользовании или собственности, не находятся в ведении органов власти, права третьих лиц на них не распространены (кроме сервитута). Органы, между которыми распределяются земли, заключают соглашение, исключением является ситуация, когда участок находится в ведении одного органа – он может тогда единолично принять решение.
                2. Часть земель, подпадающих под распределение, принадлежит государству или муниципалитету, а остальные земли не принадлежат никому и не обременены.
                3. Перераспределяет земли один орган, в ведении которого находятся все эти земли.

                Основаниями являются соглашение между субъектами, единоличное решение, проект межевания. Все границы территорий должны быть уточнены и утверждены.

                Случаи, когда может происходить перераспределение участков, принадлежащих федерации, муниципалитету и находящихся в частной собственности:

                • приведение границ наделов в соответствие с проектами межевания;
                • перераспределение наделов с целью выравнивания их границ – производится только при расширении участков, что принадлежат частным владельцам;
                • распределение земель между частными владельцами – осуществляется также с условием расширения границ наделов вплоть до максимального размера;
                • необходимость изъятия земель для федеральных или местных нужд.

                Основаниями служат договоры между владельцами перераспределяемых участков, в которые должна быть включена информация о праве на этот надел и причинах изменения в праве собственности, также на эти участки нужны документы из Ростреестра. Кроме того, органы власти предоставляют счёт, на основании которого проводится доплата за то, что участок увеличился.

                Для осуществления перераспределения готовится проект межевания земель или схема, отображающая расположение надела.

                Муниципалитет и госорганы могут также передать в собственность надел бесплатно. Перечень случаев бесплатной передачи земли исчерпывающий.

                Территории, доступные и недоступные для частной собственности

                Заполучить надел гражданину или компании в индивидуальное владение реально если:

                • участок передается в частную собственность в соответствии с требованиями федерального законодательства;
                • право возникло в период разграничения государственных владений;
                • куплено оно любым из способов, оговоренных в Гражданском кодексе;
                • надел был отдан в использование безвозмездно федеральным органом;
                • речь идет о земле сельхозназначения, не изъятой из оборота.

                Если говорить о территориях, на которые по действующему законодательству невозможна частная собственность, ни купить, ни подарить частному лицу или организации их нельзя. А делят их на две группы: это земли,

                Изъятые из оборота:

                • заповедники и национальные парки;
                • участки, где возведены строения военных судов;
                • земли, на которых размещены службы государственной безопасности и их сооружения;
                • местности со зданиями на них, отданными под нужды армии;
                • территории, отведенные под атомные электростанции, для хранения радиоактивных веществ и ядерного материала;
                • объекты, на которых созданы ЗАТО;
                • места расположения воинских и гражданских кладбищ;
                • участки с размещенными на них тюрьмами;
                • места, где находятся сооружения для коммуникаций

                Оборот которых ограничен:

                • особо охраняемые территории;
                • связанные с культурным наследием;
                • занятые космической инфраструктурой или гидротехникой;
                • отданные для органов обороны, таможни;
                • пространства, где организовано строительство или ремонт транспорта;
                • загрязнённые территории;
                • земли, сохраняемые для федеральных или муниципальных нужд;
                • места производства ядовитых или наркотических веществ;
                • территории, близко подходящие к воде, которая используется для питья или хозяйственных нужд;
                • лесной фонд;
                • водные объекты в пределах надела, принадлежащие государству

                Какую ответственность несет собственник земли?

                Получая право на землю, владелец получает с ней долю ответственности. При любом раскладе, земельный участок находится на территории государства и является частью общей экосистемы. Поэтому законодатель имеет право наделять собственника земли определенной ответственностью.

                Первое, что должен принимать во внимание владелец участка – это права других землепользователей.

                Следует отметить, что государство, в лице муниципальных органов власти, выделяет загородные земельные участки под определенные виды использования. Назначение земли зависит:

                • от географического месторасположения;
                • специфики выделенных земель;
                • естественного природного назначения.

                Муниципальная собственность на землю.

                Имущество (в том числе и земля), принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (п. 1 ст. 215 ГК РФ). В состав муниципальной собственности, как предусматривает ст. 29 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», входят в том числе муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности.

                В соответствии с п. 1 ст. 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки:

                — которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ (круг таких участков установлен п. 1 ст. З Закона о введении в действие ЗК РФ;

                — право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

                — которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

                Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население непосредственно. Органы местного самоуправления в соответствии с законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования. Муниципальная собственность признается и защищается государством равным образом с государственной, частной и иными формами собственности[10].

                В зависимости от открытости доступа граждан на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, они могут быть поделены на два вида: земельные участки общего пользования и земельные участки, закрытые для общего доступа. В соответствии с п. 1 ст. 262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом или иным правовым актом, а также собственником соответствующего земельного участка.

                Структура права собственности на землю

                Функции права собственности

                Владение – фактическое обладание землей путем:

                • отвода участка на местности;
                • перенесения в натуру проектов землеустройства;
                • создание зон с особыми условиями использования;
                • возведение межевых линий, знаков, заборов;
                • охраны от посягательств на участок;
                • учета земель на балансе предприятия или в хозяйстве гражданина;
                • государственной регистрации права собственности, аренды.

                Пользование – извлечение из земли полезных свойств или дохода другим путем:

                • свободного хозяйствования;
                • рациональной организации территории;
                • защиты земель от процессов разрушения, загрязнения и заражения вредителями;
                • использование имеющихся на участке общих полезных ископаемых, торфа, воды и др.;
                • пребывание в лесу для отдыха, сбора ягод и др.;
                • получение доходов или ренты;
                • иным способом.

                Распоряжение – определение юридической судьбы участка путем:

                1. Изменения статуса участка:
                • перевод из одной категории в другую;
                • установление определенного порядка пользования;
                • возведение строений на участке и др.
                1. Изменение состава лиц-собственников, владельцев и пользователей участка:
                • отчуждение участка;
                • передача в аренду и т.п.;
                • невозможность существования бесхозных участков.

                Могут быть сосредоточенны у одного собственника или разделены между различными субъектами.

                Виды собственности на землю

                Государственная собственность на землю — земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Управление и распоряжение землями, находящимися в государственной собственности осуществляется органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

                Собственность на землю муниципальная — земельные участки, принадлежащие на праве собственности муниципальным образованиям. Управление и распоряжение землями муниципальной собственности осуществляется органами местного самоуправления.

                Собственность на землю общая долевая — общая собственность на землю двух или нескольких лиц с определением доли каждого из них.

                Собственность на землю общая совместная — общая собственность на землю без определения долей каждого из собственников.

                Собственность на землю субъекта Российской Федерации — земли, принадлежащие на праве собственности субъекту Российской Федерации.

                Собственность на землю федеральная — земли, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации.

                Собственность на землю частная — право юридических лиц, граждан и их объединений владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими им земельными участками.

                Характеристика частной собственности

                Частные владения подразумевают принадлежность земли отдельному лицу, нескольким гражданам, которых объединяет статус юридического лица, а также товариществу.

                Любые земли можно перевести в личную собственность. Исключением станут те, которые официально исключены из оборота или ограничены.

                К таким территориям относятся заповедные зоны, участки из лесного фонда страны.

                Кроме непосредственно земельного участка гражданину принадлежат строения, деревья и иные насаждения на территории земельного надела.

                К собственности могут относиться небольшие закрытые водоемы, расположенные на участке.

                Отличительной чертой частной собственности считают ее целевое назначение. Цели могут быть следующими:

                • садоводство;
                • ведение личного хозяйства;
                • постройка дома и прочих подсобных помещений;
                • строительство дачи или гаража.

                Сущность права на землю

                Согласно ГК РФ, сущность права земельной собственности определяют три составляющие, называемые также правомочиями, а именно: владение, распоряжение, пользование.

                Владение землёй означает её физическую принадлежность собственнику. Тем не менее владеть земельным ресурсом может и не собственник на основании документов, законно подтверждающих это правомочие. Все виды прав на землю предполагают пользование ею, то есть использование её полезных свойств (пример: обработка земли с целью вырастить на ней урожай).

                Это важно знать: Правила благоустройства территории Санкт -Петербурга по Постановления 961

                Нередко владение и пользование воспринимается как одно и то же действие, но это не совсем так. Иногда владелец не пользуется своим имуществом, но и не передаёт право собственности другому лицу. Пример: лесные хозяйства по праву являются собственниками лесных земельных участков, но сами они не пользуются ими, а лишь охраняют их от незаконного вмешательства и контролируют деятельность других лесопользователей.

                Ограничения на частную собственность

                В ряде случаев частная собственность на землю может быть прекращена или ограничена. Рассмотрим эти ситуации.

                1. Добровольное лишение прав. Иными словами, это передача прав на землю другим лицам в случае продажи или дарения.
                2. Взыскание за невыполнение обязательств. Владелец участка может не выполнять взятые на себя обязательства, например налоговые, за что его имущественные объекты подлежат взысканию. Однако такие меры имеют много ограничений по своему применению. Например, нельзя их применить, если на участке расположен жилой дом, который является единственным жильём должника.
                3. Конфискация имущества за совершение уголовного преступления.
                4. Национализация — процедура, обратная приватизации. Заключается в изъятии территории и передаче её государству или муниципалитету для их нужд, например прокладывания автомобильных дорог. Национализация производится с полным возмещением убытков, нанесённых частному лицу. К примеру, если требуется снести строения, то за них тоже положена компенсация.
                5. Конфискация земель за грубое нарушение целевого предназначения. Но чаще всего до таких радикальных мер не доходит. Например, жилой дом, поставленный на землях сельскохозяйственного назначения, по решению суда могут потребовать снести.
                6. Прекращение прав собственности на территорию, которая согласно законодательству не могла принадлежать частному лицу. Отчуждение должно произойти в течение года.

                Рассмотрим подробнее последний пункт. Некоторые участки не могут быть переданы из государственной и муниципальной собственности в частную. Они называются изъятыми или ограниченными в обороте. К ним относятся:

                • заповедные территории;
                • земли, где расположены военные, промышленные объекты, судостроительные заводы, объекты атомной энергетики;
                • участки, расположенные поблизости от водных ресурсов;
                • лесной фонд;
                • места, где расположены тюрьмы или кладбища;
                • объекты с коммуникациями или предназначенные для муниципального строительства.

                Оборот таких земель запрещён или ограничен. Эти территории не могут стать частной собственностью.

                Виды хозяйственного использования земель. Право собственности на землю

                Тема № 4. Земельный строй и земельные отношения.

                Земля в пределах внешних границ страны (включая занятую водой) составляет территориальную основу суверенитета государства. В соответствии с Конституцией России она является основой жизни и деятельности народов, проживающих на данной территории. При этом земля может находиться в частной государственной, муниципальной и иных формах собственности.

                Для осуществления хозяйственной и иной деятельности земля предоставляется: в собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, садоводства, огородничества, животноводства и других целей, связанных с ведением сельскохо­зяйственного производства.

                Собственность —необходимое условие для экономической свободы и жизни отдельного человека, а также общества и государства в целом.

                Что такое частная собственность, форма собственности – частная, что это значит

                Частная собственность — это в экономике разновидность формы владения, предусматривающая права юридических и физических лиц, групп этих лиц, на объект принадлежности. Все права регулируются на законодательном уровне. Частная форма собственности – это база рыночных отношений. Она закрепляет контрольное право конкретных людей на экономические выгоды, жизненные блага. Объектами частного пользования может быть:

                • конечная продукция;
                • капитал;
                • недвижимость;
                • земельные ресурсы;
                • богатства природы.

                Частная форма собственности подразделяется на два вида:

                1. Группа производственных средств, используемых людьми, задействованными в процессе работы.
                2. Группы объектов, облагаемых вещественными производственными условиями работников. Они основаны на применении чужого труда.

                Частной собственностью может являться магазин, парикмахерская, дачный участок, квартира и многое другое. Собственник может поступать с объектами по своему усмотрению, несмотря на то, что эти объекты входят в рыночную экономику. На законодательном уровне допускается процесс перехода владений государства к частным лицам. Это приватизация. Если же частное имущество переходит к государству, то такой процесс называют национализацией.

                Общее понятие частной собственности – это взаимоотношения между гражданами, основанные на материальных принципах, касающиеся любых сфер занятости, и производственных средств. Право на распоряжение объектом имеет исключительно собственник.

                Кому может принадлежать?

                Садовые товарищества, дачные и фермерские хозяйства также имеют право получать землю в свою собственность для ведения хозяйства.

                Согласно статье 15 Земельного Кодекса право собственности в данном случае между лицами обговаривается.

                Какими правами наделяют гражданина в случае получения земельного участка в собственность? Это:

                • Собственник может отчуждать участок вместе со всеми зданиями и постройками на нём.
                • Владелец земли имеет гораздо больше преимуществ в случае покупки земли, нежели её аренде.
                • Владелец может распоряжаться только той землёй, которая изъята из оборота государственной.
                • Если у гражданина забирают земельный участок на законных основаниях, он имеет право на денежную компенсацию, только если это была не конфискация в связи с неправомерными действиями гражданина по отношению к использованию надела.
                • Гражданин может лишиться права собственности в случае, если она была использована в качестве залога при оформлении ипотечного кредита или же заложена в других финансовых учреждениях. Если владелец не выполняет свои обязательства перед банком, то последний имеет полное право забрать за неуплату долга. Гражданин может лишиться земли и в случае его банкротства.
                • Гражданин имеет право пользоваться землёй для личных потребностей или целей.

                Предметом земельного права как отрасли российского права являются общественные отношения по поводу земли как основы жизни и деятельности на соответствующей территории (земельные отношения).

                Специфика этих отношений как самостоятельного предмета правового регулирования обусловливается их объектом – землей. Земля является природным объектом, природным ресурсом, основным средством производства в сельском и лесном хозяйстве и базисом для иной деятельности. Земля как природный объект находится в органической связи с иными природными объектами: недрами, водами, лесами, животным и растительным миром. Это обусловливает связь земельных правоотношений с иными правоотношениями по поводу пользования и охраны иных природных объектов и ресурсов в целом и каждого в отдельности, чем, в свою очередь, определяется наличие такой связи земельного права с другими природоресурсными отраслями законодательства.

                Объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков.

                Земля как природный объект и природный ресурс может выступать в качестве объекта земельных отношений в целом. Выделение земли как природного объекта связано с отношениями по охране земель и контролю за соблюдением требований по охране и рациональному использованию земли. Земельный участок как объект земельных отношений – это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Данное понятие земельного участка следует считать основным для включения земельного участка в земельно-правовые отношения.

                Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории.

                Особенности земли порождают специфику как земельных правоотношений, так и предмета земельного права.

                Таким образом, предметом земельного права являются общественные отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

                К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов применяются законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и иные специальные федеральные законы.

                К земельным отношениям нормы указанных отраслей применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

                Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды.

                Земельное законодательство – это система нормативных актов РФ, субъектов РФ, регулирующих земельные отношения. Земельное законодательство в соответствии со ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении РФ и ее субъектов.

                Основу земельного законодательства составляют: Гражданский кодекс (ч. 1, 2), Водный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Налоговый кодекс (ч. 2), Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве, Закон о личном подсобном хозяйстве, Закон о землеустройстве, Закон о плате за землю, Закон об охране окружающей среды, Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения, Кодекс РФ об административных правонарушениях.

                Принятие и взаимодействие актов земельного законодательства основано на нормах Конституции. Согласно ст. 72 Конституции РФ земельное законодательство, законодательство о природных ресурсах, равно как и иные отрасли законодательства, упомянутые в этой статье, находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Согласно ст. 76 Конституции устанавливается взаимоотношение нормативных актов. Так, по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 76 Конституции РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным субъектом РФ, действует федеральный закон. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, действует нормативный правовой акт субъекта РФ.

                Субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение 3 месяцев.

                Создана и активно функционирует Правительственная комиссия по разработке нормативных правовых актов в области реформирования и регулирования земельныхотношений.

                Сегодня не все земельные проблемы решены законодательным путем окончательно. Это касается порядка выкупа или аренды земель, цен на них, совмещения строения и земельного участка, на котором оно расположено или который необходим для его использования и обслуживания.

                На основании и во исполнение ЗК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

                Граждане, общественные организации, объединения и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с изъятием (выкупом) для государственных и муниципальных нужд и предоставлением земельных участков и затрагивающих интересы населения.

                Нормы земельного права, включаемые в нормативные правовые акты иных отраслей законодательства, должны соответствовать ЗК РФ.


                Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *