Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новый штраф за отсутствие страховки ОСАГО с 1 января 2023 года – правда или нет?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По закону страховой полис необходимо иметь при себе во время управления транспортным средством. Если нет страховки на машину, но при этом она оформлена, это также является нарушением. Ответственность за езду без ОСАГО указана в части 2 статьи 12.3 КоАП. В соответствии с законодательством сотрудник ДПС имеет право оштрафовать нарушителя или ограничиться предупреждением.
Фиксируют ли камеры автофиксации вождение без ОСАГО?
Пока ещё нет. Если быть точнее, то фиксируют, но очень редко, в редких экспериментальных местах, а штрафы с таких камер водителям до сих пор (актуально на январь 2023 года) не приходят.
Вот только уже в скором времени всё может измениться. Да, вот уже почти 5 лет Российский союз автостраховщиков кормит нас обещаниями о том, что вот-вот технически будет реализована система, способная по камерам штрафовать водителей, передвигающихся без полиса на автомобиль. Вот только воз и ныне там!
Тем временем, РСА снова пообещали, что уже в первые месяцы 2023 года камеры заработают на проверку наличия на машину действующей страховки, и автовладельцам начнут приходить штрафы за езду без ОСАГО. И в этот раз есть одно уточнение – штраф с камеры будет приходить владельцу машины не чаще чем раз в сутки.
Насколько в этот раз данные слова соответствуют действительности, покажет время. Но прибавим к этому повышение штрафа хотя бы до 3 000 рублей, и на работу/с работы, например, без страховки уже не поездить!
В 2023 году будут актуальными штрафы за отсутствие страховки, принятые в сентябре 2018.
Изменения в законодательстве о ПДД вызваны введением автоматической фиксации. Камеры видеонаблюдения начали осуществлять проверку ТС по номерам на предмет наличия страховки. Установлена взаимосвязь баз РСА и ГИБДД.
Итак, проверять наличие ОСАГО теперь уполномочены патрульные ДПС и камеры. Пока система фотофиксация на этапе внедрения, сотрудники ГАИ будут контролировать и проверять показания автоматики.
Законом определены виды штрафов за отсутствие страховки по причинам:
- неоформление документа;
- езда на чужой машине водителя, не вписанного в страховку;
- отсутствие бумажного варианта электронного полиса;
- фальшивый бланк;
- вождение вне срока действия ОСАГО;
- непредъявление действующей страховки;
- просроченный страховой полис.
Езда без страховки, штраф в 2021 году [с доп. от 01.01.2021]
Однажды остановил меня сотрудник ГИБДД, представился и попросил полис ОСАГО для проверки, я говорю, да нет проблем и открываю бардачок, чтобы достать документы, смотрю и меня аж пот прошиб, документов нет – я их забыл дома и права, и полис ОСАГО, и свидетельство о регистрации.
И хорошо, что сотрудник ГИБДД пошел на встречу и дал возможность родственникам привести документы. Иначе штрафа за езду без страховки мне бы не избежать, да, что лукавить, эвакуировали бы мое авто и пришлось бы мне потом побегать. Документов — то не было вообще никаких.
Но даже если при Вас есть документы на авто и права на управление транспортным средством, но отсутствует страховка, штрафа все равно не избежать. Размер его зависит от вида правонарушения.
Штраф за отсутствие ОСАГО
Чем грозит просроченный полис и какие штрафы предусмотрены за его отсутствие? Что может повлиять на размер штрафа за езду без ОСАГО?
Согласно текущему законодательству, езда без полиса обязательного страхования в 2022 году запрещена и, при обнаружении его отсутствия во время остановки инспектором, водителю придется платить штраф.
Любая авария при этом обернется полной выплатой всего нанесенного ущерба пострадавшей стороне. В результате поездки без страховки чаще всего заканчиваются серьезными проблемами.
Мнимая экономия, даже за 9 лет, не покроет всего ущерба, нанесенного любому дорогому автомобилю.
Сейчас в законе прописаны следующие нарушения, за которые полагаются штрафы:
- просроченный полис;
- езда без полиса обязательного страхования;
- водитель не вписан в действующий полис.
Оштрафовать за эти нарушения могут при любой остановке, когда инспектор будет проверять наличие страховки.
Что говорить ДПС, если всё равно хотят оштрафовать?
Сотрудники ГИБДД бывают разными. Если одним достаточно договора купли-продажи и ПТС, и они пожелают вам счастливого пути, то другие не преминут возможностью попытаться оштрафовать вас за езду без полиса ОСАГО.
Обычно инспекторы ДПС давят на то, что у водителей есть обязанность застраховать автогражданскую ответственность. И, якобы, несмотря на послабление в законе в виде 10 суток – это не является индульгенцией на вождение автомобиля. По их логике, раз у водителя нет ОСАГО, то и за руль в этот период садиться нельзя.
Однако такие размышления сотрудников ГИБДД в корне не верные!
Если в отношении вас всё же пытаются составить постановление со штрафом, сообщите, что не согласны с этим. Напомните инспектору, что право владения транспортным средством – это ни что иное, как возможность им управлять, находясь за рулём, а не только иметь машину в собственности. Также сошлитесь на решение Верховного Суда, которое мы приводили выше.
Если ничего не помогает – заявите, что намерены обжаловать постановление, а также сообщить вышестоящему начальству инспектора о его служебном несоответствии.
Далее, если постановление на вас составили, останется его обжаловать. На практике это быстрее сделать через начальника ГАИ. Такие штрафы обычно сразу отменяют. Доказательством законности езды без ОСАГО будет копия ДКП машины, по которому с даты подписания и на момент вашего привлечения еще не истекли десять дней.
А есть ли новый закон?
Да, есть. Как мы уже отметили выше, депутаты Госдумы придумали внести изменения в действующий Административный кодекс по части ужесточения ответственности за езду без страхового полиса вплоть до лишения права управления.
Что же это за новый закон? Действительно, это самый настоящий Федеральный закон – если быть точнее, его проект, который приобретёт статус ФЗ, когда его примут, чего пока не случилось. Но давайте обо всём по порядку!
19 июня 2019 года законодатели внесли на обсуждение в Госдуму законопроект о внесении изменений в статью 12.37 КоАП, которая как раз и отвечает за наказания в сфере ОСАГО. В 1 её части ответственность за невписанных водителей, во второй – за отсутствие страховки.
В частности, депутаты предложили:
- ввести 3 часть в статью 12.37, которая будет предусматривать штраф 5 000 рублей или лишение прав за повторную езду без полиса ОСАГО,
- внести в другие соответствующие статьи Кодекса поправки касательно того, что по новой норме дела уполномочены рассматривать судьи и начальники ГИБДД.
Посмотреть официальный текст нового проекта закона, а также его карточку на официальном сайте законодательной деятельности.
Случаи, когда штраф можно оспорить
В некоторых случаях привлечение к ответственности за езду без страховки неправомерно. Если водитель не согласен с тем, что допустил правонарушение, он вправе отразить соответствующее мнение при составлении протокола. Впоследствии судебное постановление, принятое по данному поводу, можно оспорить в течение 10 дней от даты подписания решения суда.
Дата будет указана в уведомлении, направленном автовладельцу.
Решение о назначении штрафных санкций необоснованно при следующих обстоятельствах:
- машиной управляет иностранный гражданин, оформивший зеленую карту, — этот документ освобождает иностранцев от полиса ОСАГО, предоставляя временную гражданскую защиту;
- речь идет о новом автомобиле, купленном не больше десяти дней назад — этот срок законодательство предоставляет владельцу для заключения договора автогражданки; дата сделки купли-продажи указана в соответствующем соглашении, которое водитель обязан иметь при себе;
- у водителя есть сканированная копия электронного полиса.
Штраф с камеры наблюдения
Этот вопрос является незакрытым. Водители должны знать, что камеры считывают сведения о наличии страховки, но “письма счастья” по этому вопросу никому не приходят. На самом деле, в скором времени планируют перевести камеры в режим считывания данных о транспорте на дорогах России. В таких обстоятельствах можно будет определять и страховку у автомобиля. Для слаженной работы фиксации видеокамерами нарушений нужно объединение трех структур:
- базы государственной автоинспекции,
- центра организации движения,
- российского Союза автостраховщиков.
А пока что эти три силы не сконцентрированы в одном месте. Услуги страховых компаний дорожают. Из года в год поднимается в цене и стоимость страхового полиса. Водители, желая сэкономить на этом, не покупают свидетельство о страховании машины. Если попасться на проверку при остановке сотрудником ДПС, водителю всё же с большой долей вероятности будет выписан штраф. Однако какими бы фактами не оперировал сотрудник полиции, у него нет права отнимать у вас транспортное средство, ставить его на штрафплощадке, снимать номера или же отбирать права.
Будучи юридически грамотным, изучая законы, вы сможете избежать массы неприятностей. В условиях настоящего времени видеофиксация автомобилей на трассах не позволяет выписывать штрафы дистанционно. Эксперты в области автомобильного транспорта настоятельно рекомендуют не пропускать срок продления своего страхового полиса ОСАГО — так вы будете застрахованы от неприятностей в случае непредвиденных обстоятельств, в первую очередь, не понесете серьёзные убытки. В случае ДТП водитель может оказаться в невыгодном положении, а при наличии полиса страхования ответственность возьмет на себя страховщик.
Автострахованием в Российской Федерации предусмотрены два типа договоров — КАСКО и ОСАГО. Если первый тип является добровольным, то второй является обязательным. Будучи ответственным водителем, необходимо заранее посмотреть документы, определить срок истечения полиса, вовремя продлевать его в страховой компании и, конечно же, аккуратно ездить по дорогам, чтобы полис не пригодился.
Для чего нужен ОСАГО?
При возникновении дорожных происшествий страховая компания компенсирует убытки потерпевшим. Если был причинен вред жизни и здоровью, страховая возместит пострадавшим ущерб в рамках до полумиллиона рублей. При причинения вреда транспортному средству – до четырехсот тысяч рублей, независимо от количества участников аварии.
Основное призвание страховки – защита интересов водителей в случае причинения вреда жизни и здоровью автолюбителей, а также их объектов передвижения – транспорту.
Поэтому не стоит намеренно отказываться от оформления страхового полиса ОСАГО, самонадеянно полагаясь лишь на свои водительские навыки. Ведь может случиться происшествие, платить за последствия которого придется круглую сумму из собственных средств.
Фотофиксация езды без страховки или техосмотра
Еще с 2015 года начали обсуждать создание электронной системы, позволяющей объединить несколько электронных баз (РСА – наличие полиса, ЦОДД – считывание номера и определение владельца и ГИБДД – выписывание штрафа). Но на практике реализация данного проекта откладывается уже несколько лет. Тестовую версию запустили только в 2019 году, и первые водители получали обычные уведомления, в которых констатировался факт отсутствия ОСАГО. Никаких штрафов выписано не было.
На данный момент система находится еще на подготовке к запуску, и первой испытывать нововведение будет Москва. Что же касается сроков ввода в эксплуатацию системы, то они еще не определены. Как показал тестовый запуск системы, для отслеживания случаев езды без ОСАГО нужно полностью сканировать все движущиеся авто под всеми камерами, затем исключать миллионы дублей, посылать миллионы запросов в РСА, сервера которой тоже не смогут выдержать такой поток запросов. Поэтому окончательный запуск системы отложен.
При оформлении полиса с минимальным коэффициентом ограничения (1) необходимо помнить, что в документ должны быть вписаны все лица, имеющие право ездить на указанном транспортном средстве, так как действие полиса распространяется только на фиксированный круг лиц, которые могут находиться за рулем.
Обратите внимание, что речь идет именно о водителе, а не пассажире, поэтому в 2023 году, если сотрудники ГИБДД проверят документы, а за рулем окажется человек, не вписанный в полис водителю выпишут штраф за езду без ОСАГО, даже если рядом как пассажир сидит застрахованный хозяин.
Если вы точно знаете, что за рулем может оказаться кто-то, не указанный в перечне разрешенных лиц, лучше изначально не экономить, а оформлять полис без указания конкретного водителя, что поднимет коэффициент ограничения до значения 2,32, но избавит от многих проблем в будущем.
Когда можно ездить без страховки, не нарушая закон
Все исключения, когда водителю не подвергается штрафу за отсутствие ОСАГО, перечислены в положениях ФЗ №40. Ниже приведён список техники, на которую не требуется оформлять обязательной страховки:
- ТС, максимальная скорость которых, согласно техпаспорту, не превышает 20 км/ч.
- Мототехника, имеющая объём мотора меньше 50 кв.см, и развивающая скорость менее 50 км/ч.
- Гусеничная техника – сельскохозяйственная, строительная, дорожная.
- Автоприцепы с полной эксплуатационной массой менее 750 кг.
- Гужевые повозки – сани и колёсные телеги.
- Недавно приобретенные автомобили, с момента покупки которых не прошло 10 суток.
При управлении транспортными средствами, не вошедшими в список, шофёр обязан иметь на руках действующий страховой полис. Он предъявляется для проверки инспектору ДПС вместе с другой документацией, указанной в пункте №2.1 ПДД. Полис, срок действия которого закончился, автоматически утрачивает свою юридическую силу. Чтобы не быть оштрафованным, водителю стоит заранее позаботиться о продлении договора.
Последствия езды без страховки
Заранее не знаешь, как сложится ситуация на дороге, поэтому покупка страховки помогает собственной безопасности автовладельца. Любой непредвиденный случай приводит к тому, что не только новые штрафы за отсутствие страховки принесут водителю существенные траты, но и возможна серьезная материальная ответственность за порчу чужого имущества.
Изменения штрафов за отсутствие страховки стимулируют людей, управляющих транспортным средством, приобрести страховой полис, и тогда в случае аварии ремонт поврежденной машины происходит за счет страховой компании, а не за собственные средства водителя. Сумма за ремонт пострадавшего автомобиля часто намного превосходит стоимость полиса. По этой причине своевременная его покупка является выгодной для всех автовладельцев.
Что вправе делать инспектор ГИБДД
Следить за наличием ОСАГО обязаны сотрудники ДПС и ГИБДД. В 2021 г. они будут продолжать требовать у остановленных на автотрассе водителей полис «автогражданки». Это необходимо из-за того, что многие автовладельцы сознательно или по объективным причинам не имеют при себе страховки.
В 2021 г. водитель по требованию инспектора обязан показать полис ОСАГО. Это может быть страховка, оформленная на обычном бумажном бланке страховой фирмы, либо распечатка электронной версии того же полиса.
В 2021 г. большинство автовладельцев перейдет на более удобную форму покупки ОСАГО и будет делать это через Интернет. Получив на электронную почту полис, его следует распечатать на обычной бумаге и возить с собой. Такой вариант имеет полную юридическую силу, однако отсутствие распечатки полиса будет приравниваться к отсутствию полиса вообще и может наказываться штрафом.
Что делать, если у виновника ДТП нет обязательной автостраховки?
Сразу после аварии необходимо запросить у виновника полис и проверить его через базу данных на сайте РСА. Если страхования нет или оно фальшивое, то виновник обязан будет платить пострадавшим самостоятельно.
Если у одного из участников по какой-то причине нет автогражданки, обязательно нужно дождаться ГИБДД и оформлять происшествие при них. Европротокол не подходит.
Когда будет вынесено постановление о том, кто виновен в ДТП, необходимо:
- Взять паспортные данные нарушителя.
- Утвердить сумму возмещения или порядок исправления ущерба.
- Оговорить, в какие сроки нужно выплатить деньги или отремонтировать повреждения.
- Составить расписку, указав в ней все условия сделки и сроки.
- После получения денежных средств или ремонта написать ответную расписку о том, что претензий к нарушителю больше нет.
Разногласия можно уладить и без суда, если ситуация очевидна. Достаточно договориться прямо на месте и составить расписку.
Кстати, если в ДТП пострадали или погибли люди, то даже при отсутствии у виновника автогражданки можно получить компенсационную выплату. Для этого нужно обратиться в Российский союз автостраховщиков с соответствующим заявлением.
Если нарушитель пропал после оформления расписки или отказывается платить, то придется отсылать ему досудебную претензию с требованием возместить нанесенный ущерб. К ней необходимо приложить все документы, включая оценку стоимости восстановления, чеки, постановления и т.д. Если никакой реакции не последовало, то надо подавать иск в суд, приложив все те же документы, что и в досудебной претензии.
Регрессное требование
В некоторых случаях страховая компания имеет право потребовать от клиента возмещение страховой выплаты. Это значит, что виновник ДТП обязан возместить страховой компании средства, которые она потратила на выплату потерпевшим. Регрессное требование регулируется статьей 1081 ГК РФ и распространяется, в том числе, и на страховщиков.
Применяться оно может, если виновник:
- причинил вред жизни или здоровью потерпевшего вследствие умысла;
- вел машину в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного) или не выполнил требование о прохождении медицинского освидетельствования для проверки на это состояние или употребил алкоголь, наркотические или психотропные вещества после ДТП, к которому он причастен;
- не имел права на управление машиной, за рулем которой находился в момент ДТП;
- скрылся с места ДТП;
- не включен в договор ОСАГО как водитель, допущенный к управлению машиной, за рулем которой находился в момент ДТП;
- использовал ТС в период, не предусмотренный договором обязательного страхования (если договор заключен с условием использования ТС в период, предусмотренный договором обязательного страхования);
- до истечения 15 календарных дней (за исключением праздников) со дня аварии оформил документы о ДТП в упрощенном порядке, начал ремонт или утилизировал машину, и (или) не представил ее по требованию страховщика для осмотра и (или) независимой технической экспертизы;
- при покупке полиса ОСАГО предоставил страховой компании недостоверные сведения, что привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии;
- ездил с диагностической картой, срок действия которой на момент ДТП истек. (Этот пункт относится только к определенным типам ТС: легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов);
- причинил вред, управляя машиной с прицепом, но не упомянул о нем при заключении договора ОСАГО (действует для водителей всех автомобилей, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям).