Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уголовная ответственность за взяточничество в государствах-членах ЕС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Во всем мире коррупция рассматривается как наиболее опасное для общества явление, за которое предусмотрено уголовное или административное наказание. Дела о коррумпированности государственных деятелей подвергаются общественной огласке.
Наказание за взяточничество в разных странах мира
Самой решительной политикой в борьбе с коррупцией с помощью законодательных средств отличаются США. На международном уровне признается, что уголовное законодательство этой страны содержит более широкое понятие уголовно наказуемой коррупции, чем в странах Европы, которые уделяют проблеме коррупции не меньше внимания.
Законодательство США предусматривает наказание за активный и пассивный подкуп в виде штрафа, сумма которого исчисляется тройным размером взятки, или лишением свободы до 15 лет. То и другое наказание могут быть совмещены по решению суда. За стимулирование совершения законных действий должностным лицом, т.е. за дачу и получение «чаевых», законодательство США предусматривает штраф, размер которого определяет суд, или лишение свободы до 2 лет, или совмещение того и другого.
В ситуации выявления некоторых из перечисленных выше признаков преступлений (см. параграфы 2 и 3) или их совокупности должностному лицу рекомендуется:
- незамедлительно обсудить эти обстоятельства с руководством следственного органа;
- при наличии оснований оформить уведомление о склонении к совершению коррупционного правонарушения в порядке, предусмотренном антикоррупционным законодательством10;
- принять меры к изобличению мнимого посредника, например, с привлечением органов – субъектов ОРД.
Наиболее распространенные вопросы
Вопрос: к какой категории следует отнести лиц, которые выступили как посредники, но при этом сумма, переданная ими, составила менее 25 тыс. рублей?
Ответ: уголовный кодекс РФ предусматривает, что при недостижении размера взятки от 25 тыс. рублей виновник избегает уголовной ответственности, так как она не предусмотрена законом. Таким образом, если размер взятки оказался ниже суммы, представленной в УК РФ, действия лиц в этом случае считаются декриминализованными.
Д. Гарбатович полагает, что имеющая уголовно-правовая норма является специальной по отношению к другим нормам ответственности, среди которых – непосредственно передача взятки. И если произойдет факт конкуренции между общей и специальной нормами для наказания правонарушителя, будет выбрана специальная. Другими словами, если гражданин был пойман как посредник в момент дачи или получения взятки в небольшом размере и специальные нормы подобное действие как преступление не рассматривают, то деяние будет отнесено к классификации соучастия в совершении преступления. Подобного мнения придерживается В. Борков, отмечая, что если размер взятки не превышает установленного УК РФ размера, то посредник выступит в качестве соучастника и понесет ответственность за это.
Что такое посредничество во взятке
Федеральным законом от 04.05.2011 № 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции».
Ст. 291.1 УК РФ определяет, что посредничество во взяточничестве – это:
непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки.
Для квалификации преступления установлен минимальный порог, при котором посредника будут привлекать к уголовной ответственности. На момент июня 2020 года минимум равен сумме, определяющей значительный ущерб, — 25 тысяч рублей. Если взятка оказалась меньше, чем 25 тыс. рублей, то деяние не признается уголовно наказуемым. Уголовно-правовая характеристика взяточничества включает в себя два отдельных действия: получение взятки и её дача. Посредничество во взяточничестве относится к обоим составляющим: посредник может, как давать, так и получать деньги и материальные ценности.
Предложение посредничества, обещание его оказать
Отдельное преступление запрещено ч. 5 ст. 291.1 УК РФ. Оно отличается от деяний по предыдущим частям объективной стороной, то есть действиями, составляющими преступление. Для наступления ответственности она может состоять:
- В обещании оказать посредничество во взяточничестве – это выраженное посредником согласие в любой форме, взятое на себя обязательство совершить действия, являющиеся объективной стороной посредничества, о которой говорилось выше, или часть ее. Здесь инициатива исходит от заинтересованных в даче-получении взятки людей, а не от «будущего» посредника.
- В предложении оказать посильную «помощь» при передаче или получении взятки – какие-либо действия, исходящие от вероятного посредника, направленные на доведение до сведения заинтересованных людей информации о, например, имеющейся у него возможности «решить вопрос» за взятку, помочь ее получить.
Это преступление также характеризуется формальным составом – для наступления за него ответственности не обязательно наступление негативных последствий. Оно завершено с момента совершения указанных выше действий – высказывания намерения, согласия выступить посредником.
Если впоследствии человек, обещавший или предложивший посредничество, его совершил – он может привлекаться не по ч. 5 ст. 291.1, а по ч. 1-4 этой статьи.
Размер взятки как квалифицирующий признак коррупционного деяния
Сотрудникам госорганов в соответствии со смыслом ст.575 ГК России запрещается преподносить подарки стоимостью более 3 тыс. руб. Если цена превышает эту сумму, такое деяние может признаваться как коррупционное, за исключением случаев, когда подаренное передается в госструктуру, сотрудником которой он является.
Какая сумма считается взяткой, оценивается по стоимости имущественных активов, переданных госслужащему в качестве взятки. Поэтому главным квалифицирующим признаком для определения тяжести преступного деяния и размера наказания за него является ее стоимость в денежном выражении. Взятки по своему размеру подразделяются:
- взятка в размере от 25 до 150 тыс. руб. квалифицируется как значительная;
- взятка в размере от 150 тыс. руб. до 1 млн. руб. квалифицируется как крупная;
- взятка в размере более 1 млн. руб. квалифицируется как особо крупная.
Судебная практика показывает, что квалифицировать взятку проще всего в денежном выражении. Если денежным выражением является валюта, размер взятки устанавливается по курсу на день дачи взятки. Аналогично размер взятки рассчитывается, когда она давалась в ценных бумагах, в имущественном виде или оказании услуги. Размер взятки в этих случаях определяет эксперт.
Дача взятки также является преступным деянием
Попытка передачи имущественных активов лицу, занимающему госдолжность, квалифицируется как его подкуп и в подобной ситуации чиновник может, или получить эти активы, или отказаться от них. Если госслужащий соглашается принять их, его действия в соответствии со ст.290 УК России квалифицируются, как взяткополучательство, а действия лица, дающего взятку или оказывающего посредничество во взяточничестве, согласно ст.291 УК России квалифицируются, как взяткодательство.
В случаях, когда чиновник, занимающий госдолжность, отказывается от получения имущественных активов, действия лица, предлагающего имущественные активы, квалифицируются как покушение на взяточничество.
В существующей на сегодня судебной практике одновременное делопроизводство в отношении взяткодателя и взяткополучателя встречаются нечасто. Это связано со сложностью установления сговора между взяткодателем и взяткополучателем, так как один из них заявляет на другого в органы правопорядка и соответственно освобождается от ответственности.
Если в описываемой ситуации судебный пристав принял сделанное предложение, то такое противоправное действие осталось бы нераскрытым, так как договорившиеся стороны сохраняли в тайне эту незаконную сделку.
Следует отметить, что в соответствии с госполитикой по борьбе с коррупционными деяниями, в учреждениях всех уровней проводят занятия и семинары, на которых рассказывается, как правильно вести себя чиновникам в ситуациях, связанных с взяточничеством. Кроме того, существуют на регулярной основе специальные комиссии, решающие проблемы конфликтов интересов, дающие консультации по проблемам доходов и расходов, проводящие служебные проверки по действиям, имеющим признаки коррупции.
Ответственность за взяточничество лица, занимающего госдолжность, регламентируется ст.291 УК России:
Комментарий к Ст. 291.1 Уголовного кодекса
1. В ст. 290, 291 УК указывается, что взятка может быть получена и дана через посредника (см. также п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24). Посредником во взяточничестве является лицо, которое непосредственно передает взятку по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иным образом способствует взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки при условии, что взятка получается (дается) в значительном размере (примечание 1 к ст. 290 УК). От указанных лиц посредник отличается тем, что действует не в своих интересах и не по своей инициативе. Соответственно, посредничество в получении (даче) взятки в незначительном размере не наказуемо.
2. В ч. 5 данной статьи содержится самостоятельный состав преступления: обещание или предложение посредничества во взяточничестве. Наказуемость подобных действий должна быть обусловлена конкретными действиями во исполнение преступного намерения (см. п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24). Ответственность также наступает, только если обещание или предложение связаны со взяткой в значительном размере.
Предложение посредничества, обещание его оказать
Отдельное преступление запрещено ч. 5 ст. 291.1 УК РФ. Оно отличается от деяний по предыдущим частям объективной стороной, то есть действиями, составляющими преступление. Для наступления ответственности она может состоять:
- В обещании оказать посредничество во взяточничестве – это выраженное посредником согласие в любой форме, взятое на себя обязательство совершить действия, являющиеся объективной стороной посредничества, о которой говорилось выше, или часть ее. Здесь инициатива исходит от заинтересованных в даче-получении взятки людей, а не от «будущего» посредника.
- В предложении оказать посильную «помощь» при передаче или получении взятки – какие-либо действия, исходящие от вероятного посредника, направленные на доведение до сведения заинтересованных людей информации о, например, имеющейся у него возможности «решить вопрос» за взятку, помочь ее получить.
Это преступление также характеризуется формальным составом – для наступления за него ответственности не обязательно наступление негативных последствий. Оно завершено с момента совершения указанных выше действий – высказывания намерения, согласия выступить посредником.
Если впоследствии человек, обещавший или предложивший посредничество, его совершил – он может привлекаться не по ч. 5 ст. 291.1, а по ч. 1-4 этой статьи.
Статья 291.1 УК РФ. Посредничество во взяточничестве — последняя редакция
1. Посредничество во взяточничестве, то есть непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере, —
наказывается штрафом в размере до семисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы взятки или без такового.
2. Посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) либо лицом с использованием своего служебного положения —
наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от двадцатикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Посредничество во взяточничестве, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) в крупном размере, —
наказывается штрафом в размере от одного миллиона до двух миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, или в размере от пятидесятикратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
4. Посредничество во взяточничестве, совершенное в особо крупном размере, —
наказывается штрафом в размере от одного миллиона пятисот тысяч до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, или в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.
5. Обещание или предложение посредничества во взяточничестве —
наказывается штрафом в размере до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, или в размере до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
Другой комментарий к статье 291.1 УК РФ
1. О понятии и признаках взяточничества см. комментарий к ст. ст. 290 и 291 УК.
2. Посредничество заключается в оказании содействия (помощи) взяткодателю или взяткополучателю в даче (получении) взятки. По своей юридической сущности посредничество является пособничеством в даче (получении взятки), специально выделенным законодателем в силу повышенной общественной опасности в самостоятельный состав. Передавая предмет взятки от взяткодателя взяткополучателю, посредник способствует совершению обоих преступлений.
Законодатель называет следующие формы посредничества:
1) непосредственную передачу взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя;
2) обещание передачи взятки;
3) предложение передачи взятки;
4) иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении или реализации ими соглашения о даче (получении) взятки.
Непосредственная передача взятки представляет собой чисто техническую функцию по перемещению предмета взятки от одного лица к другому.
Обещание передачи взятки представляет интеллектуальный вид пособничества. В этом случае посредник заявляет взяткополучателю (взяткодателю) о своем согласии передать предмет взятки, что укрепляет уже созревшую у них решимость участвовать в преступлении. Иное способствование в передаче взятки может охватывать все иные разновидности содействия при пособничестве (дачу советов, информации, средств передачи взятки, устранение препятствий и т.п.).
Посредник может представлять интересы как взяткодателя, так и взяткополучателя. В отличие от взяткодателя посредник, действующий от его имени и по его поручению, не добивается за счет передаваемой взятки совершения или несовершения должностным лицом каких-либо действий в своих интересах; он представляет не свои, а чужие интересы. Решение о передаче взятки принимает взяткодатель. Посредник выполняет его волю, в силу чего он не может выступать инициатором дачи взятки.
Посредник, действующий от имени взяткополучателя, получает предмет взятки не для себя, а для последнего. Посредник не берет на себя обязательства совершения или несовершения каких-либо действий. Они лежат на взяткополучателе. Взяткополучатель определяет условия получения взятки.
3. Размер предмета взятки должен быть значительным, т.е. он должен быть не менее 25 тыс. руб.
4. Момент окончания посредничества наступает неодинаково в разных отмеченных его формах. При непосредственной передаче предмета взятки оно будет окончено, если должностное лицо примет предложенную ему взятку. В противном случае действия посредника и взяткодателя должны квалифицироваться как покушение соответственно на посредничество и дачу взятки.
При обещании передачи взятки и предложении ее передачи посредничество окончено непосредственно с момента их совершения независимо от того, передана взятка или нет.
Момент окончания посредничества в других формах способствования взяткодателю (взяткополучателю) зависит от их особенностей. При этом следует учитывать, что помощь посредника может заключаться не только в содействии передаче взятки, но и в достижении соглашения об этом и его реализации.
5. Посредничество во взяточничестве нужно отличать от так называемого мнимого посредничества, при котором лицо получает предмет взятки с целью присвоения им самим без намерения передачи его должностному лицу. Такие действия должны квалифицироваться как мошенничество.
6. С субъективной стороны посредничество является умышленным преступлением.
7. Субъект преступления — лицо, достигшее 16 лет.
8. О понятии незаконных действий, использовании служебного положения см. комментарий к ст. ст. 201, 285, 290 УК.
9. Размеры значительного, крупного и особо крупного взяточничества определены в примечании 1 к ст. 290 УК.
10. В примечании к комментируемой статье установлен специальный вид освобождения от уголовной ответственности при деятельном раскаянии.
Вопрос квалификации преступления
Состав преступления в делах о посредничестве при взяточничестве состоит из:
- Объектом признаются общественные отношения – порядок реализации государственной власти.
- Субъектом может быть любой дееспособный человек. Дополнительным ограничением для субъекта является возраст – минимум 16 лет.
- Объективная сторона характеризует механизм того, как осуществлялось посредничество во взяточничестве.
- Субъективная сторона – наличие умысла обязательно. Мотивы могут быть разными.
Состав преступления по ст. 291.1 УК РФ схож с другими статьями, затрагивающими вопрос подкупа представителя власти. Комментарии к статье подробно раскрывают формы реализации посредничества:
- прямая передача/получение;
- обещание передачи;
- предложение получения;
- иные формы достижения договоренности.
В каких случаях происходит освобождение от ответственности?
Законом также оговариваются ситуации, когда с гражданина снимается уголовная ответственность. Их на самом деле не так много, а у обвиняемого должны быть существенные аргументы, чтобы опровергнуть свою вину.
Так, например, если будет выполнено хотя бы одно из действий, перечисленных ниже, гражданин сможет избежать ответственности.
- Гражданин самостоятельно сознается в своем поступке органам правопорядка, а также уточняет факт, что участники преступления требовали от него совершения незаконного действия.
- Гражданин, который вымогает взятку, является чиновником.
Также существуют факторы, которые не позволяют уйти от ответственности. К таким факторам относятся:
- причины и мотивы, побудившие гражданина сделать сообщение об организации преступления правоохранительным органам;
- время с момента совершения преступления, а именно – передачи взятки.
Разъяснение положений ст. 291 УК РФ – дача взятки
- Уважаемые граждане, помните, что дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе, когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) предусматривает уголовную ответственность.
- По нормам Уголовного кодекса, под взяткой понимается получение должностным лицом любых государственных или муниципальных органов (взяткополучатель) вознаграждения в виде денежных средств, ценностей, материальных благ или же оказания услуг, за совершение оговорённых действий или же отказ от их совершения (бездействие) в пользу лица, предоставляющего это вознаграждение (взяткодатель).
- Совершаемое за это вознаграждение действие или бездействие обязательно должно входить в служебную компетенцию должностного лица, а также может заключаться в покровительства или попустительства по службе, а также в оказании помощи при решении иных вопросов, не входящих в компетенцию взяткополучателя, но на принятие решений по которым он может повлиять.