Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как проводится инвентаризация финансовых обязательств в бюджетной организации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При выявлении не принятых на учет ОС комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели (п. 3.3 Методических указаний № 49). Выявленные при инвентаризации активы, отвечающие признакам ОС, указанным в п. 4 ФСБУ 6/2020 «Основные средства», принимаются к бухучету по справедливой стоимости (п. 14 ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения») и отражаются по дебету счета 08 (01) в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы».
Отражение в учете инвентаризационных разниц
При инвентаризации выявляется фактическое наличие активов и обязательств, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета (п. 79 СГС «Концептуальные основы»).
Напомним, что согласно Указаниям № 52н, утвержденным Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н, для казенных учреждений предусмотрены следующие формы для документального оформления проведения инвентаризации.
№ формы |
Наименование формы |
0504835 |
Акт о результатах инвентаризации |
0504082 |
Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств |
0504086 |
Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов |
0504087 |
Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов |
0504088 |
Инвентаризационная опись наличных денежных средств |
0504089 |
Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами |
0504091 |
Инвентаризационная опись расчетов по поступлениям |
0504092 |
Ведомость расхождений по результатам инвентаризации |
Выявлены неучтенные объекты ОС
Срок полезного использования выявленного ОС определяется при его принятии к бухгалтерскому учету.
В целях налогообложения стоимость обнаруженного имущества признается внереализационным доходом. Первоначальной стоимостью ОС признается его рыночная стоимость (п. 20 ст. 250 НК РФ, абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ). Эту величину нужно подтвердить документально.
Для этого могут быть использованы данные о ценах на аналогичные основные средства, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в СМИ и специальной литературе; экспертные заключения (например, оценщиков) о стоимости отдельных объектов основных средств. Начисление амортизации по ОС начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором оно было введено в эксплуатацию.
Выявлена безнадежная дебиторская задолженность
Безнадежная дебиторская задолженность — сумма, которую организация не может взыскать со своих контрагентов в силу определенных причин, в том числе в связи с истечением срока исковой давности. Общий срок исковой давности составляет три года (ст. 196 ГК РФ).
В бухгалтерском учете безнадежная (нереальная к взысканию) задолженность списывается по каждому обязательству на основании инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся на счет средств резерва сомнительных долгов. А если в период, предшествующий отчетному, суммы таких долгов не резервировались, они относятся на финансовые результаты у коммерческой организации (п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н).
Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Указанная задолженность должна учитываться на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника (приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н).
В целях налогообложения согласно п. 2 ст. 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта госоргана или ликвидации организации.
Безнадежными долгами также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, в случае возврата взыскателю исполнительного документа по основаниям, перечисленным в п. 2 ст. 266 НК РФ.
В целях исчисления налога на прибыль суммы безнадежных долгов приравниваются к убыткам, полученным налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, и включаются в состав внереализационных расходов организации, если в отношении конкретной задолженности ранее не создавался резерв по сомнительным долгам, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, то в состав внереализационных расходов включаются суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва (пп. 2 п. 2 с. 265 НК РФ).
Факт истечения срока исковой давности для взыскания долга является достаточным основанием для признания задолженности безнадежной и от организации не требуется проведения других мероприятий, например, направления письма контрагенту.
Важно заметить, что расход признается в отчетном периоде, в котором истек срок исковой давности (письма Минфина России от 20.01.2022 N 03-03-07/2970, от 16.02.2021 N 03-03-06/2/10482, постановление Президиума ВАС РФ от 15.06.2010 № 1574/10). Безнадежная задолженность списывается в полной сумме с учетом НДС (письма Минфина России от 26.10.2017 № 03-07-11/70423, от 24.07.2013 № 03-03-06/1/29315, от 11.06.2013 № 03-03-06/1/21726).
На счетах бухгалтерского учета списание безнадежной «дебиторки» отражается следующим образом:
- Дебет 91 (63) Кредит 62 (76) — списана безнадежная дебиторская задолженность;
- Дебет 007 — списанный безнадежный долг учтен за балансом.
Если списывается безнадежный долг по выданным авансам, то ранее принятый к вычету НДС безопаснее восстановить и включить в расходы вместе со всей суммой долга (письма Минфина России от 28.01.2020 N 03-07-11/5018, от 05.06.2018 № 03-07-11/38251, от 23.06.2016 № 03-07-11/36478). Хотя, из буквального толкования норм НК РФ данный вывод не следует.
Полный перечень случаев, когда налогоплательщику следует восстановить принятый к вычету НДС, приведен в п. 3 ст. 170 НК РФ и является закрытым. Основания для восстановления НДС в случае списания покупателем дебиторской задолженности по предоплате в приведенной норме не содержатся. Cм. также постановления АС Западно-Сибирского округа от 12.03.2018 № Ф04-6237/2017, АС Поволжского округа от 16.11.2016 № Ф06-14629/2016, АС Московского округа от 10.10.2016 № Ф05-14000/2016 и др.
На счетах бухгалтерского учета:
- Дебет 60 Кредит 51 — перечислен аванс поставщику;
- Дебет 68 Кредит 76.ВА — НДС заявлен к вычету;
- Дебет 91 Кредит 60 — списана задолженность по истечении срока исковой давности;
- Дебет 76.ВА Кредит 68 — восстановлен ранее заявленный к вычету НДС.
Оформление документов по инвентаризации объектов ОС
Унифицированные формы документов по оформлению инвентаризации утверждены Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н.
В целях инвентаризации объектов основных средств применяется инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087) (далее – инвентаризационная опись).
В инвентаризационной описи отражается следующая информация:
Графа |
Информация, отражаемая в инвентаризационной описи по объектам основных средств |
1 |
Порядковый номер |
2 |
Наименование объекта |
3 |
Для инвентарных объектов бухгалтерского учета – инвентарный номер, для иных – номер (код), позволяющий однозначно идентифицировать объект (серия, партия, заводской номер или иная информация) |
4 |
Единица измерения |
5 |
Оценочная стоимость, которая определяется в отношении объекта: – предназначенного для реализации; |
6 |
Фактическое наличие (состояние) количества объектов |
7 |
Сумма материальных ценностей, предназначенных для реализации (определяется путем умножения показателя графы 5 на показатель графы 6) |
8 |
Информация о состоянии объекта на дату инвентаризации с учетом оценки его технического состояния и (или) степени вовлеченности в хозяйственный оборот (например, для объектов основных средств: «эксплуатация», «требует ремонта», «находится на консервации», «не соответствует требованиям эксплуатации», «не введен в эксплуатацию»)* |
9 |
Информация о возможных способах вовлечения объектов в хозяйственный оборот, использования в целях получения экономической выгоды (извлечения полезного потенциала) либо – при отсутствии возможности – о способах выбытия объекта (например, для объектов основных средств: «введение в эксплуатацию», «ремонт», «консервация объекта», «дооснащение (дооборудование)», «списание», «утилизация») |
10* |
Номер (код) счета бухгалтерского учета |
11* |
Количество объектов по данным бухгалтерского учета |
12* |
Балансовая стоимость объекта |
13 |
Количество объектов, по которым выявлена недостача по данным бухгалтерского учета |
14 |
Сумма (определяется путем умножения показателя графы 13 на результат деления показателя графы 12 на показатель графы 11) |
15 |
Количество объектов, превышающих данные бухгалтерского учета |
16 |
Сумма (определяется путем умножения показателя графы 15 на показатель графы 5) |
17 |
Количество объектов, в отношении которых инвентаризационной комиссией установлено их несоответствие условиям признания их активами |
18 |
Сумма (определяется путем умножения показателя графы 17 на результат деления показателя графы 12 на показатель графы 11) |
19 |
Информация, не нашедшая отражения в предыдущих графах (об объектах учета, в отношении которых выявлена недостача, о причинах (основаниях) изменения статуса и (или) целевой функции объекта учета с предыдущей инвентаризации и др.) |
Сущность инвентаризации в бюджетном учреждении
Инвентаризация предполагает проверку наличия и состояния имущества на установленную дату и соответствие такой информации данным проводимого в бюджетном учреждении бухучета. Сущность инвентаризации заключается в том, чтобы сравнить фактическую и учетную информацию между собой и выявить ошибки бухгалтеров или материально-ответственных лиц, исправить их в отчетном периоде и в последующем не допускать. Также инвентаризация необходима в том случае, когда предполагается факт хищения и присвоения государственного имущества виновной стороной.
Инвентаризация обязательна к проведению при наступлении определенных ситуаций, к которым относятся:
- реорганизация учреждения;
- смена или увольнение материально-ответственных лиц;
- составление годовой финансовой и бухгалтерской отчетности;
- подозрения по факту хищения или кражи;
- чрезвычайная ситуация вследствие стихийного бедствия.
Как составить приказ о проведении инвентаризации
Обычно распоряжение о начале проверки издает руководитель организации в плановом или внеплановом порядке. Ответственным за такое мероприятие обычно является главный бухгалтер или другой работник бухгалтерии. Занимается подсчетом материальных ценностей специальная комиссия, члены которой должны быть ознакомлены с соответствующим локальным актом под подпись.
В бюджетных организациях посредством инвентаризации становится возможным проверить наличие и состояние имущества. Сличить данные об имуществе со времени последней проверки с результатами на текущую дату, выявить характер и причины возможных несоответствий. И уже на основании полученных данных оценить правильность и соответствие бухгалтерского учета, осуществляемого на предприятии. В целом причины и процедура инвентаризации в бюджетной и коммерческой организации примерно одинаковы.
Инвентаризация расчетов по счету 208 00 «Расчеты с подотчетными лицами»
Инвентаризация расчетов, совершаемых по счету 208 00 «Расчеты с подотчетными лицами», представляет собой сверку подотчетных сумм по отчетам подотчетных лиц по выданным авансам, а также сумм выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение) (п. 3.47 Методических указаний). При проведении проверки в части командировочных расходов следует обратить внимание на наличие:
- служебного задания;
- приказа о направлении в командировку;
- командировочного удостоверения;
- документов, приложенных к авансовому отчету, которые подтверждают расходование средств и приобретение ценностей (в частности, товарных и кассовых чеков, проездных билетов, счетов за проживание в гостинице).
Напомним, что в соответствии с п. 4.4 Положения о порядке ведения кассовых операций денежные средства выдаются под отчет по распоряжению руководителя учреждения на основании письменного заявления получателя, в котором в обязательном порядке указываются назначение аванса и срок, на который он выдается.
Письменное заявление на выдачу денежных средств под отчет должно содержать собственноручную надпись руководителя учреждения о сумме наличных денег и сроке, на который они выдаются, а также его подпись и дату (п. 4.4 Положения о порядке ведения кассовых операций). Указанная надпись необходима на каждом заявлении о выдаче денежных средств под отчет.
В бухгалтерском учете данная операция отражается следующим образом:
Казенное учреждение |
Бюджетное учреждение |
Автономное учреждение |
|||
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
0 208 00 560 |
0 201 34 610 |
0 208 00 560 |
0 201 34 610 |
0 208 00 000 |
0 201 34 000 |
0 208 00 560 |
0 210 03 660 |
0 208 00 560 |
0 201 11 610 |
0 208 00 000 |
0 201 11 000 |
Всю процедуру проведения инвентаризации можно условно разделить на несколько взаимосвязанных этапов, к которым относятся:
Этап |
Описание |
Подготовительный | Руководителем издается приказ, документы проводятся в бухучете, создается инвентаризационная комиссия |
Фактический | Комиссия осуществляет перепись наименований и количества объектов ревизии, составляет инвентаризационные описи |
Сличительный | Комиссия сличает данные фактического и бухгалтерского учета, выявляет отклонения, составляет сличительные ведомости |
Заключительный | Комиссия формирует результаты инвентаризации и вносит предложения по усовершенствованию учета, руководитель издает приказ о результатах инвентаризации и привлечении к ответственности виновников |
Каждый из этих этапов важен, поскольку от него зависят результаты инвентаризации, поэтому к каждому из них должен быть организован тщательный и аккуратный подход. Нужно учитывать, что для получения максимально достоверных данных необходимо проконтролировать, чтобы бухгалтеры и материально-ответственные лица в полной мере выполнили поставленные перед ними задачи, а также в состав комиссии входили только ответственные сотрудники. Кроме того, при проведении фактического этапа инвентаризации при перерывах в данном процессе помещения должны быть опечатаны, а документы спрятаны в сейфах, закрываемых на ключ.
Соотношение 106 счета и 101
На счете Н99 «Прибыли и убытки» формируется финансовый результат по приносящей доход деятельности и налоговая база по налогу на прибыль. Забалансовые счета НПВ, Н69, Н70 используются только в качестве корреспондирующих счетов в проводках с другими счетами налогового учета. На счетах НПВ, Н69, Н70 не ведется полноценный учет: не отражаются все «дебеты» и «кредиты», остаток по ним «обнуляется» в конце года.
Получить полный текст Корреспондирующие счета НПВ, Н69, Н70 и аналитика необходимы для отражения причины признания доходов и расходов в налоговом учете. Соответствие счетов бухгалтерского и налогового учета Для автоматического отражения хозяйственных операций в налоговом учете установлено соответствие счетов НУ счетам БУ с учетом дополнительных реквизитов (см. табл. 1). Таблица 1.
Счет 106 в налоговом учете это
Внимание
Если в конце месяца не введен документ «Инвентаризация незавершенного производства», то при заполнении документа «Закрытие производственных счетов» программа считает, что остатки на счете 109.61 должны быть равны нулю. Оправдывая своё название, следующий документ в разделе предназначен для закрытия производственных счетов. А документ «Распределение общих производственных затрат» нужен для формирования проводок по распределению общепроизводственных (109.71) и общехозяйственных (109.81) расходов.
Также в данном разделе есть несколько удобных отчетов, в которых можно посмотреть, как рассчиталась себестоимость продукции, и как распределились затраты. Это основные моменты посхеме учетапроизводственных операций в программе 1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8 ред. Оприходование материалов осуществляется в сумме их фактической стоимости с помощью документов:
- Покупка материалов (Материальные запасы — Поступление) — для материальных запасов приобретенных у поставщиков или через подотчетных лиц.
- Поступление материалов прочее (Материальные запасы — Поступление) — по всем основаниям, кроме покупки.
Документы почти идентичны. Документ Покупка материалов. В документе Покупка материалов можно выбрать только 2 операции:
- Поступление от поставщика Д 10х К 302;
- Поступление через подотчетное лицо Д 10х К 208.
Если не выбран КФО 1 — Бюджет, то становится активным флажок Принять НДС к вычету, позволяющий при проведении сформировать корреспонденции по учету НДС (Д-т Счет НДС, К-т Счет кредита) на сумму НДС.
Инфо
Раздел лицевого счета — выбрать раздел лицевого счета, по которому учитывается принятое обязательство. При проведении документа 1С откроет новый документ для заполнения, либо предварительно появится диалоговое окно: Налоговый учет поступления материалов. Если в документе выбран КФО 2 и материалы сразу поступают на счет 105.хх, при проведении будут сформированы проводки по налоговому учету.
Д Н10 (Н41, Н43), К НПВ Поступление и выбытие имущества, работ, услуг, прав Счет дебета налогового учета определяется счетом дебета бухгалтерского учета. Соответствие такое:
- 105.х7 — Н43 — продукция
- 105.х8 — Н41 — товары
- для прочих — Н10 — прочие МЗ
После проведения документа по кнопке можно распечатать Приходный ордер ф.0504207: Документ Принятие к учету материалов.
Флажок Поступление материалов на счет 106 в документе Покупка материалов позволяет отнести поступающие НФА на дебет счета 106.хП (Покупка) Вложения в материальные запасы. На счете формируется фактическая стоимость, а затем с помощью документа Принятие к учету материалов НФА данного вида принимаются к учету на счет 105.хх. Можно внести этот документ на основании документа Покупка материалов: С помощью документа Услуги сторонних организаций можно отразить, к примеру, расходы на доставку, установив в счете дебета 106.ЗП.
Корреспонденция в данном случае будет — Д 106.ЗП, К 302.34. После того, как фактическая стоимость на счете сформирована, допустимо приступить к принятию к учету. Проводка — Д 105.36, К 106.ЗП. Теперь при проведении документа поле Сумма отражает накопленные затраты организации на приобретение материальных запасов.
Для чего нужна нумерация
Бухгалтеры, работающие на предприятиях не один год, знают, что на балансе их организации имеются ОС, но не каждый на практике сталкивался с необходимостью принять новый объект основных средств. Некоторые работники бухгалтерии не имеют представления о том, как нужно правильно провести эту процедуру, зарегистрировать объект в бухгалтерских регистрах и отразить на счетах баланса. Существует немало причин, при которых инвентарный номер основных средств необходим:
- Наличие на предприятии большого количества объектов;
- Постоянные перемещения материальных активов;
- Существование арендованных зданий, механизмов, машин и оборудования;
- Регулярные инвентаризации средств организации.
Зная, как присваиваются инвентарные номера основным средствам, бухгалтер предприятия постоянно будет иметь оперативную информацию о состоянии учета ОС и своевременно предоставлять ее руководству организации и контролирующим органам.
Официальный документ, по которому необходимо ориентироваться при решении этого вопроса — Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина РФ 13.10.2003 № 91 н, здесь мы лишь кратко изложим необходимые шаги и примерную последовательность процедуры.
Инвентарный номер и особенности его применения
Инвентарный номер присваивается имущественному объекту в момент принятия его к учету. После этого тот приобретает статус инвентарного объекта – единицы БУ. Номер наносится на объект с помощью устойчивой краски, штрихкода, гравировкой, с помощью жетона, который не подлежит быстрому и незаметному удалению, другим аналогичным способом. Номер должен быть нанесен так, чтобы при проведении инвентаризации его можно было легко и без ошибок идентифицировать с данными БУ.
Основными объектами, в отношении которых таким способом организуется БУ и осуществляется контроль, являются:
- ОС – основные средства, объекты имущества организации, которые находятся в работе более года, предназначены для производственных нужд, и стоимость которых составляет законодательно определенную величину;
- нематериальные объекты, активы (НМА) — к ним относят продукты интеллектуального труда, например, технологические разработки, разработки ПО, товарные знаки, фирменные наименования и др.объекты, у которых нет материальной формы, но которые могут в перспективе принести материальную выгоду (см. ГК РФ ст. 1225-1, ПБУ 14/07);
- непроизведенные объекты, активы – это природные объекты, недра, земли, водные объекты и др.
Объектам стоимостью менее 3 тыс. руб. инвентарный номер не нужен.
Типичные ошибки при присвоении инвентарных номеров
Допущенные неточности и ошибки могут не только внести хаос в процесс учета инвентарных объектов, но и привести к негативным последствиям при проведении контроля со стороны. Особенно актуально это для МУП, других государственных организаций, подведомственных организаций. Наиболее распространенные из них приведены ниже:
- Расхождения с принятой учетной политикой: произвольное изменение длины номера, включение в него буквенных обозначений либо, наоборот, их игнорирование на практике.
- Нанесение номера способом, не обеспечивающим его сохранность во все время эксплуатации объекта: непрочным красителем, наклеиванием этикеток и т.д.
- Непроставление инвентарного номера по причине якобы невозможности его проставить. Действительно, инструкция 157н позволяет не проставлять физически этот номер, а лишь заносить его в регистры БУ при соответствующих условиях. Однако, если контрольная комиссия при этом обнаружит, что нанесение на самом деле было возможно, у организации могут возникнуть проблемы.
- Нанесение инвентарного номера на объекты произвольно, без необходимости. Пример: нумерация объекта стоимостью менее 3000 руб.
Издание приказа о проведении инвентаризации
Процедура инвентаризации кассы организации начинается с издания ее руководителем приказа о проведении инвентаризационного мероприятия. Для этого можно использовать как самостоятельно разработанную и утвержденную организацией форму приказа, так и унифицированную форму № ИНВ-22, утв. постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88.
Решение об использовании самостоятельно разработанных или унифицированных форм документов необходимо зафиксировать в учетной политике организации. В любом случае такой приказ должен содержать следующую информацию:
- дату начала и дату окончания инвентаризации;
- место проведения инвентаризации;
- участки и объекты, подлежащие проверке;
- причину, по которой проводится инвентаризация (смена кассира, составление годовой бухотчетности, контрольное мероприятие и т.д.);
- состав инвентаризационной комиссии и ее председатель;
- срок сдачи в бухгалтерию материалов по инвентаризации.
Основные правила проведения инвентаризации
Под инвентаризацией кассы понимают контрольное мероприятие, в рамках которого посредством пересчета проверяется и документально подтверждается наличие и количество денежных средств, хранящихся в кассе организации. Инвентаризация всегда преследует следующие цели:
- выявление фактического наличия денег в кассе;
- сопоставление фактического наличия денег с данными бухгалтерского учета;
- проверка полноты отражения выявленных денег в учете.
Количество инвентаризаций в текущем году, их продолжительность, порядок и дату их проведения самостоятельно определяет руководитель организации. При этом он должен соблюдать общий порядок инвентаризации, установленный Методическими указаниями Минфина, утв. приказом от 13.06.1995 № 49.
Инвентаризация кассы может проводиться как в обязательном порядке, так и по усмотрению руководства организации. В последнем случае основания и периодичность инвентаризаций определяет сама организация. Случаи же обязательной инвентаризации кассы установлены в п. 27 положения по ведению бухучета, утв. приказом Минфина от 29.07.1998 № 34н. Так, в обязательном порядке инвентаризация кассы должна проводиться:
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
- при смене материально ответственных лиц (кассиров);
- при выявлении фактов хищения из кассы;
- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
- при реорганизации или ликвидации организации.
Инвентаризация кассы организаций проходит в несколько этапов и начинается с издания соответствующего приказа.
Процедура инвентаризации кассы организации начинается с издания ее руководителем приказа о проведении инвентаризационного мероприятия. Для этого можно использовать как самостоятельно разработанную и утвержденную организацией форму приказа, так и унифицированную форму № ИНВ-22, утв. постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88.
Решение об использовании самостоятельно разработанных или унифицированных форм документов необходимо зафиксировать в учетной политике организации. В любом случае такой приказ должен содержать следующую информацию:
- дату начала и дату окончания инвентаризации;
- место проведения инвентаризации;
- участки и объекты, подлежащие проверке;
- причину, по которой проводится инвентаризация (смена кассира, составление годовой бухотчетности, контрольное мероприятие и т.д.);
- состав инвентаризационной комиссии и ее председатель;
- срок сдачи в бухгалтерию материалов по инвентаризации.
Фактическое наличие денег в кассе организации определяют путем обязательного подсчета всех имеющихся в кассе банкнот и монет. При подсчете фактического наличия денежных знаков в кассе принимаются к учету все имеющиеся в ней наличные деньги, в том числе и в иностранной валюте.
Подсчет денег осуществляется в обязательном присутствии всех членов инвентаризационной комиссии и кассира. Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения данных о фактических остатках денежных средств в кассе, а также правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
Получившуюся в результате подсчета денежную сумму сравнивают с остатками денег по данным кассовой книги (бухгалтерской учетной программы). По итогам сравнения (сверки) комиссия может прийти к следующим выводам:
- полное соответствие фактического наличия денежных средств данным учета;
- выявление недостачи денежных средств;
- обнаружение в кассе излишка денежных средств.
Все эти выводы и результаты подсчета подлежат обязательному отражению в акте инвентаризации (п. 2.5 Методических указаний).
По завершении инвентаризации выявленные расхождения (излишки, недостача), факты несоответствия имущества критериям признания его активом, убытки от обесценения активов или их снижение должны быть отражены в бухгалтерском и налоговом учете.
Основанием для отражения в учете записей по результатам инвентаризации являются инвентаризационные описи, ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092), акты о результатах инвентаризации (ф. 0504835) и иные документы, обосновывающие соответствующие факты хозяйственной жизни.
Инвентарный номер основных средств в бюджетных учреждениях
В соответствии с требованиями пункта 13 Инструкции № 157н наименование основного средства формулируется на русском языке. Основные средства, подлежащие государственной регистрации (объекты недвижимости, автотранспорт) отражаются в учете в соответствии с наименованиями, указанными в регистрационных документах. Пример Если автомобиль по паспорту технического средства (ПТС) называется «ГАЗ31051», то в учете он не должен значиться как «Волга».
Отдельные помещения зданий, имеющие разное функциональное назначение, а также являющиеся самостоятельными объектами имущественных прав, учитываются как самостоятельные инвентарные объекты основных средств.
В соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) учет объектов недвижимости производится на основании технической документации (кадастрового паспорта).
Этот принцип используется при постановке на бухгалтерский учет зданий и отдельных помещений. В наименовании объекта учета указываются соответствующие идентификационные данные, например, литеры, этажность, подземная этажность.
, оргтехники, бытовой техники, приборы, инструменты, производственное оборудование отражаются в учете по следующим правилам:
- в карточке основного средства отражается полный состав объекта, серийный (заводской) номер объекта и всех его частей, имеющих индивидуальные заводские (серийные) номера.
- наименование марки (модели) указывается согласно документации производителя (технического паспорта) на соответствующем языке (если принтер называется «Canon», недопустимо в учете отражать его как «Канон»);
- наименование вида объекта указывается полностью без сокращений на русском языке в соответствии с документами производителя (согласно техническому паспорту), т. е. в учете не должны значиться «DVD», «бесперебойники» и т. п.;
- наименование объекта состоит из наименований вида объекта и марки (модели);
Инвентарный номер, который присвоен объекту, материально ответственный сотрудник обозначает в присутствии члена комиссии по поступлению и выбытию активов. Номер наносите на объект одним из способов:
- другим способом, который обеспечивает сохранность маркировки: насечкой, чеканкой на металле.
- краской;
- прикреплением к объекту жетона;
Если инвентарный номер невозможно нанести на основное средство, отразите его только в соответствующих регистрах бухучета.
Такой порядок установлен пунктом 46 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.
Для основных средств следующих групп подлежат сохранению документы государственной регистрации:
- сооружения;
- здания;
- автомобильный транспорт.
Для основных средств следующих групп подлежит сохранению техническая документация (технические паспорта):
- транспорт;
- вычислительная техника;
- оргтехника;
- здания;
- сооружения;
- промышленное оборудование;
- сложнобытовые приборы.
Как бюджетным учреждениям присваивать инвентарные номера
Как ввести в эксплуатацию основное средство Инвентарный номер При вводе основного средства в эксплуатацию ему присваивают уникальный инвентарный номер.
Сделайте это для объектов в эксплуатации, запасе или на консервации.
Исключение – движимое имущество стоимостью до 10 000 руб. включительно и библиотечный фонд. Такой порядок установлен пунктом 9 Стандарта «Основные средства», пунктом 46 Инструкции к Единому Из рекомендации Единый план счетов учета по Инструкции № 157н меняется С 2023 года учет в учреждениях изменят.
Минфин вносит поправки в Инструкцию к Единому плану счетов № 157н. Планируют добавить новые счета учета и изменить суммовые критерии для расчета амортизации.
Подробнее об изменениях, которые внесут, смотрите в документе.
Проект Минфина России от 24 ноября 2017 г.
скорректирует Инструкцию № 157н. Следите за новостями Системы, чтобы узнать, когда приказ будет утвержден и опубликован. Материалы по ссылкам доступны всем, кто подписан на Систему.
Если у вас нет подписки, закажите счет на оплату или попробуйте бесплатный доступ на три дня.
Поделиться информацией с коллегой Что изменится в учете 3.
Приведут в соответствие Инструкцию № 157н с разделом VI Стандарта «Основные средства». А именно изменят суммовые критерии для начисления амортизации: Было Станет Амортизацию не начисляют, инвентарные номера не присваивают, на балансе не учитывают: Движимое имущество стоимостью до 3000 руб. включительно. Исключение – библиотечный фонд Движимое имущество стоимостью до 10 000 руб.
включительно. Исключение – библиотечный фонд Единовременно при вводе объекта в эксплуатацию начисляют 100-процентную амортизацию: Недвижимое имущество стоимостью до 40 000 руб.
Недвижимое имущество стоимостью до 100 000 руб. Движимое имущество стоимостью от 3000 руб.
до 40 000 руб. включительно Движимое имущество стоимостью от 10 000 руб. до 100 000 руб. включительно Библиотечный фонд стоимостью до 40 000 руб. включительно Библиотечный фонд стоимостью до 100 000 руб.
включительно Амортизацию начисляют ежемесячно: Недвижимое и движимое имущество, а также объекты библиотечного фонда стоимостью свыше 40 000 руб. Недвижимое и движимое имущество, а также объекты библиотечного фонда стоимостью свыше 100 000 руб.
П.9 Стандарта, утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н «Каждому инвентарному объекту основных средств присваивается инвентарный номер в порядке, установленном учетной политикой субъекта учета с учетом положений настоящего Стандарта и Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учрежденийКак с этого года бюджетным учреждениям ставить на учет основные средства?
Надо ли присваивать объектам от 3000 до 10000 рублей инвентарные номера, если они ставятся на забаланс? И что сейчас у бюджетных учреждений в приоритете — инструкция 157н (в которую (далее соответственно — Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, Единый план счетов бухгалтерского учета)».
Методические рекомендации, направленные письмом Минфина России от 15.12.2017 № 02-07-07/84237 «Положения СГС «Основные средства» применяются, если иное не предусмотрено: другими федеральными стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, применяемыми начиная с 2023 года; иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, в частности: иными нормативными правовыми актами, регулирующими единую методологию бюджетного учета и бюджетной отчетности, принятыми в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации: — приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений) и инструкции по его применению» (далее — Инструкция № 157н);».
Инвентарные номера не присваивайте. До внесения изменений в Инструкцию № 157н утвердите данный порядок в учетной политике. С 1 января 2023 года действуют и Стандарты, и Инструкция № 157н.
Наиболее правильным будет применять Инструкцию № 157н в следующих случаях: — это предусмотрено в Стандарте; — в Стандарте отсутствует информация по вопросу, отраженному в Инструкции № 157н.