Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 37 ТК РФ. Порядок ведения коллективных переговоров (действующая редакция)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Необходимость в проведении коллективных переговоров может возникнуть перед первичным заключением колдоговора либо незадолго до того, как срок предыдущего коллективного договора должен истечь, но не ранее чем за 3 месяца.
Этапы ведения коллективных переговоров
Процесс организации и проведения коллективных переговоров протекает в несколько этапов.
1 этап. Право на представительство. Одна из сторон принимает решение о том, что необходимо провести коллективные переговоры. Для этого нужно сначала выбрать представителей. От работодателей может выступать руководство или уполномоченные им лица, наделенные правом подписи. Что касается сотрудников, тут выбор несколько сложнее:
- если в компании нет профсоюза, необходимо выбрать представителя тайным голосованием на общем собрании;
- если профсоюз есть, но в него входит менее 50% работников, также будет необходимо тайное голосование о наделении профсоюзной организации полномочиями выделить представителя для коллективных переговоров;
- профсоюзная организация, членство в которой поддерживают более половины персонала, вправе выбрать представителя для переговоров самостоятельно;
- если профсоюзных организаций в компании несколько, они могут сформировать единый орган для представительства на коллективных переговорах, в котором от каждой организации будет равное число представителей.
2 этап. Предложение о переговорах. Наделенный правомочиями представитель или представительский орган выступает с переговорной инициативой. Она заключается в направлении письменного предложения. После его получения у другой стороны есть неделя на формирование ответа и подготовку к переговорам, то есть выбрать своих представителей. Переговоры считаются начатыми на следующий день после получения ответа на предложение о переговорах, то есть максимум на 8 день со дня его отправления. Ответ от работодателя должен быть в форме приказа о создании комиссии для ведения переговоров с перечислением ее членов.
3 этап. Уточнение полномочий. После выбора представителей стороны должны оговорить значимые факторы права и обязанностей представителей сторон на будущих переговорах. Нужно максимально предусмотреть процедуры на случай появления потенциальных «камней преткновения», например:
- порядок и время предоставления информации по запросам сторон;
- обязательства о неразглашении охраняемых законом тайн, могущих «всплыть» в ходе переговоров;
- вопросы взаимной ответственности и др.
4 этап. Время, место, регламент. Согласование сроков проведения, места, где будут проходить переговоры, и порядка налаживания диалога. В качестве даты окончания переговоров следует наметить день подписания колдоговора после достижения согласия. Сами переговоры не могут длиться долее 3 месяцев.
5 этап. Обсуждение проекта колдоговора, то есть сами переговоры. Если оговорены конкретные изменения, они вносятся в текст договора, то есть производится его корректировка. Все это время продолжает действовать старый колдоговор, даже если срок его уже истек.
6 этап. Заключение нового колдоговора. После того как проект разработан, его утверждают (подписывают представители обеих сторон). Со стороны персонала должны быть подписи каждого участника переговоров как членов представительского органа.
Коллективные переговоры и цели их проведения
Одной из самых важных форм социального партнерства принято считать коллективные переговоры (КП). Этот термин определен в статье 2 Конвенции №154 Международной организации труда, а обозначает он:
- переговоры, проходящие между предпринимателями (или их организациями) и трудящимися, которые также могут быть объединены в организации, с целью определения условий труда и занятости;
- урегулирование взаимоотношений, которые возникают между вышеперечисленными сторонами.
В ходе проведения коллективных переговоров профсоюзами и иными участниками процесса регулируются вопросы разработки и заключения коллективных договоров, которые призваны обеспечить право на социальную защиту работников и служить для разрешения споров в сфере труда.
Основной целью проведения КП является заключение коллективного договора или соглашения, а также внесение в подобные документы изменений или дополнений для того, чтобы:
- определить условия труда работников, их занятость и прочие права;
- урегулировать взаимоотношения между трудящимися и работодателями;
- обеспечить урегулирование взаимосвязей, которые возникают между организациями работодателей и работников.
Этапы ведения коллективных переговоров
Необходимость в проведении коллективных переговоров может возникнуть перед первичным заключением колдоговора либо незадолго до того, как срок предыдущего коллективного договора должен истечь, но не ранее чем за 3 месяца.
Процесс организации и проведения коллективных переговоров протекает в несколько этапов.
1 этап. Право на представительство. Одна из сторон принимает решение о том, что необходимо провести коллективные переговоры. Для этого нужно сначала выбрать представителей. От работодателей может выступать руководство или уполномоченные им лица, наделенные правом подписи. Что касается сотрудников, тут выбор несколько сложнее:
- если в компании нет профсоюза, необходимо выбрать представителя тайным голосованием на общем собрании;
- если профсоюз есть, но в него входит менее 50% работников, также будет необходимо тайное голосование о наделении профсоюзной организации полномочиями выделить представителя для коллективных переговоров;
- профсоюзная организация, членство в которой поддерживают более половины персонала, вправе выбрать представителя для переговоров самостоятельно;
- если профсоюзных организаций в компании несколько, они могут сформировать единый орган для представительства на коллективных переговорах, в котором от каждой организации будет равное число представителей.
2 этап. Предложение о переговорах. Наделенный правомочиями представитель или представительский орган выступает с переговорной инициативой. Она заключается в направлении письменного предложения. После его получения у другой стороны есть неделя на формирование ответа и подготовку к переговорам, то есть выбрать своих представителей. Переговоры считаются начатыми на следующий день после получения ответа на предложение о переговорах, то есть максимум на 8 день со дня его отправления. Ответ от работодателя должен быть в форме приказа о создании комиссии для ведения переговоров с перечислением ее членов.
3 этап. Уточнение полномочий. После выбора представителей стороны должны оговорить значимые факторы права и обязанностей представителей сторон на будущих переговорах. Нужно максимально предусмотреть процедуры на случай появления потенциальных «камней преткновения», например:
- порядок и время предоставления информации по запросам сторон;
- обязательства о неразглашении охраняемых законом тайн, могущих «всплыть» в ходе переговоров;
- вопросы взаимной ответственности и др.
4 этап. Время, место, регламент. Согласование сроков проведения, места, где будут проходить переговоры, и порядка налаживания диалога. В качестве даты окончания переговоров следует наметить день подписания колдоговора после достижения согласия. Сами переговоры не могут длиться долее 3 месяцев.
5 этап. Обсуждение проекта колдоговора, то есть сами переговоры. Если оговорены конкретные изменения, они вносятся в текст договора, то есть производится его корректировка. Все это время продолжает действовать старый колдоговор, даже если срок его уже истек.
6 этап. Заключение нового колдоговора. После того как проект разработан, его утверждают (подписывают представители обеих сторон). Со стороны персонала должны быть подписи каждого участника переговоров как членов представительского органа.
Начальство не идет на переговоры?
Закон не разрешает руководству уклоняться от переговоров, если персонал направил соответствующий запрос. Не имеет права начальствующая сторона и нарушать установленный регламентом ход переговоров. Если же такие нарушения допускаются, ст. 54 ТК РФ встает на стражу интересов трудового коллектива, предусматривая для строптивого работодателя ряд санкций, применяющихся, когда:
- сторона уклоняется от участия в коллективных переговорах;
- сторона отказывается вносить согласованные изменения в текст коллективного договора;
- сторона отказывается ратифицировать итоговый документ своей подписью.
КоАп РФ в ст. 5.28 детально разъясняет, что имеется в виду под «уклонением сторон от коллективных переговоров», а также озвучивает размер возможного штрафа – от 1000 до 3000 рублей за каждое доказанное нарушение.
Участие в переговорах и гарантии с компенсациями для заинтересованных лиц
Коллективные переговоры организуют, опираясь на статью 39 ТК РФ. Помимо самих заинтересованных сторон, процедура допускает участие посредников, специалистов и экспертов. У всех этих лиц есть право на гарантии с дополнительными компенсациями, описанными на законодательном уровне.
Следующие гарантии обеспечивают успешное проведение мероприятия в любых условиях:
- Сохранение заработной платы на указанный период.
- Освобождение от основной работы на время этой процедуры. Не больше, чем на три месяца.
Всем лицам гарантирована компенсация любых затрат, связанных с участием в переговорах. Размеры и источники компенсаций определяются на нескольких основаниях:
- соглашение;
- коллективный договор;
- законодательство.
Приглашающая сторона обычно оплачивает услуги экспертов и любых посредников. Исключение – когда важные документы предусматривают другие условия.
Все работники, принимающие в процессе непосредственное участие, могут рассчитывать на оформление дополнительных гарантий. Например, представителей коллектива нельзя подвергать дисциплинарным взысканиям, пока проходит мероприятие. Запрет распространяется на увольнение, переводы на другие должности. Увольнение допустимо, только если доказано, что гражданин совершил серьезный проступок, допускающий применение наказаний.
Ошибки и дополнительные нюансы
Многие думают, что коллективные переговоры и соглашения – обязательные требования текущего законодательства. Но в нормативных актах нет требований, которые бы подтверждали это, Не предусмотрено и наказаний для руководства, отказывающегося от оформления документов, письменной фиксации.
Главное – помнить о том, что руководитель не может отказаться, когда ему поступает предложение. Нужно в любом случае оформить письменный ответ, где вторая сторона сообщает о том, какого представителя выбирает. Сами переговоры организуют не позднее следующего дня после поступления документа.
Статья 54 ТК РФ отдельно описывает последствия нарушений для тех, кто уклоняется от обязанностей в этом направлении. Ответственность чаще все материальная и дисциплинарная либо административная. Некоторые случаи допускают применение наказаний сразу нескольких видов.
Одна из основных причин появления споров с руководством – невозможность выплачивать заработную плату, соответствующую работе и ответственности граждан на своей должности. Переговоры помогают прийти к соглашению мирным путем, без обращения с жалобой к вышестоящим инстанциям. Главное – не отказываться от этого мероприятия, выбирать представителей, способных должным образом защитить интересы.
Проведение коллективных переговоров: основные этапы
Порядок проведения коллективных переговоров следующий:
- Одна из сторон составляет письменное предложение о начале переговорного процесса и направляет его другой стороне. Предложение о начале коллективных переговоров, образец которого не унифицирован, должно содержать четко сформулированные требования для обсуждения. Например:
«Нижеподписавшиеся представители работников компании (наименование), предлагают начать коллективные переговоры о разработке и заключении коллективного договора. Для этого предлагается обсудить следующие вопросы: 1. Предоставление дополнительных отпусков. 2. Установление надбавок. …» и т.д.
- Издается приказ о составе комиссии, порядке и сроках проведения мероприятия.
- Стороны обсуждают вопросы. Разногласия, которые не могут быть улажены в рабочем порядке, решаются в соответствии с положениями ст. и гл. ТК РФ.
- Представители сторон подписывают согласованный документ, и колдоговор вступает в силу.
Порядок ведения коллективных переговоров определяется трудовым законодательством, но не всегда работники и работодатели действуют четко по этой схеме. Все отношения, которые возникают между органами власти и местного самоуправления, работниками и работодателями можно объединить в один термин, а именно – социальное партнерство. Основываясь на нем, можно урегулировать отношения между этими разными сторонами таким образом, чтобы добиться максимального удовлетворения интересов каждой из сторон.
А что касается социального партнерства, то оно подробно описано в 27 статье Трудового Кодекса Российской Федерации. Здесь можно узнать о различных формах переговоров, а также о том, как к ним нужно подготавливаться, как согласовывать и регулировать конфликты, и как должны переговоры заканчиваться.
Локальные нормативные акты о труде
ТК РФ предусматривает достаточно обширный перечень случаев, когда работодатель обязан принимать локальные нормативные акты и иные решения с учетом мотивированного мнения первичной профсоюзной организации. Целесообразно определить в коллективном договоре перечень этих локальных нормативных актов, а также предусмотреть возможность их принятия по согласованию или совместно с представительными органами работников.
Право выражать свое мнение предоставляется только тем первичным профсоюзным организациям, которые представляют интересы всех или большинства работников, то есть объединяющим более 50% работников организации (ст. 372 ТК РФ). Несоблюдение процедуры учета мнения профсоюза влечет негативные последствия для работодателя — локальный нормативный акт будет считаться не подлежащим применению (ст. 8 ТК РФ).
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Эмблема профсоюза
Назва галіновага прафсаюза Назва пярвічнай прафсаюзнай арганізацыі |
Наименование отраслевого профсоюза Наименование первичной профсоюзной организации |