Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приемные дети в семье: особенности передачи и адаптации. Кризисы приемной семьи». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Будущим приемным родителям или опекунам нужно обязательно знать о нарушениях привязанности, возникающих у приемных детей. Эти нарушения – корень многих проблемных ситуаций, поэтому если родитель понимает, что происходит с его приемным ребенком, то ему легче сохранять самообладание самому, а также находить подход к ребенку и решать возникающие проблемы.
Проблемы с формированием привязанности
Привязанность – это желание поддерживать и сохранять близкие отношения с другим человеком. Это потребность в близости, в общении, доверии. Научно доказан такой факт, что эмоциональное тепло влияет на развитие детей. Забота и участие взрослого позволяет ребенку учиться у взрослых, доверять и людям, и миру как таковому. Если же у маленького ребенка не было опыта продолжительных близких отношений с одним человеком, либо эти отношения несколько раз прерывались и не восстанавливались, то его способность к поддержанию привязанности уменьшается или утрачивается, в связи с чем могут возникнуть, например, такие ситуации:
- ребенок провоцирует, намеренно раздражает родителей, проверяет на прочность;
- ребенок может вообще не допускать доверительных отношений ни с одним взрослым. Он закрыт, эмоционально холоден. Он не агрессивен, но избегает близких отношений;
- ребенок то грубит и провоцирует, то ведет себя прямо противоположным образом – ищет ласки и внимания;
- ребенок намеренно нарушает границы, не испытывает сочувствия, предпочитает, чтобы его боялись. В этих случаях могут наблюдаться жестокие и разрушительные действия;
- ребенок ищет маму и папу во всех окружающих людях, готов быть со всеми ласковым. Качество здесь заменяется количеством.
Достаточное время для адаптации
Приемный ребёнок старше 2-х лет станет всячески стараться понравиться новой семье, или же будет сопротивляться, проявлять недоверие. Важно, чтобы принявшие его люди были изначально готовы к тому, что некоторое время кроха будет вести себя чрезмерно активно или, наоборот, слишком пассивно. В первом случае родители уже в начале пребывания чада в семье смогут услышать заветные «мама» и (или) «папа»; малыш будет улыбаться им, показывать свое расположение. Во втором случае кроха немного замкнется в себе, будет вести себя настороженно. Это абсолютно нормальное состояние человека, в прошлом пережившего тяжелую жизненную ситуацию, связанную с потерей близких.
Независимо от того, как будет вести себя приемный ребёнок, единственное что ему нужно — достаточное время для адаптации к новым обстоятельствам. Не стоит давить на малыша, принуждая его быстрее погружаться в уклад семьи. Ему нужно освоиться, привыкнуть к новому дому и родителям. Знакомить чадо с теми или иными семейными правилами нужно постепенно, без давления и спешки.
Приемному ребёнку необходимо доверие
До сих пор распространено много мифов о приемных детях. Главные из них заключаются в том, что «приемыши» вороваты, бесталанны, имеют низкий уровень умственных способностей. Но это заблуждение. Каждый ребёнок — индивидуальность! Не стоит причесывать всех под одну гребёнку.
Пока родители сами не удостоверятся в наличии у приемного чада определенной негативной черты, не стоит ставить на нем клеймо. Ни в коем случае нельзя обижать малыша своим недоверием. Даже если кто-либо из взрослых найдет конфеты у малыша под подушкой, это не свидетельствует о том, что он ворует. Это говорит лишь о том, что этих самых конфет в его жизни было слишком мало. Более того, практически все отклонения от нормального поведения можно исправить с помощью любви, участия и искренней поддержки. Самое главное — терпение и понимание. Всему свое время!
Все тайное становится явным
– Недавно был спор в соцсетях про раскрытие тайны. Приемная мама разыскала родственников ребенка, рассказала им про него, ему про них. На нее обрушился шквал негодования, мол, как она могла потревожить людей…
– Когда в семье хранится какая-то тайна, это всегда напряжение. Это большая иллюзия, что мы возьмем ребенка и напрочь забудем о том, что он не наш. Усыновители, которые скрывают от ребенка информацию, всё время будто сидят на пороховой бочке, непонятно, откуда может стать известной эта информация. И часто она становится известной совсем не так, как надо. Когда родители что-то скрывают, ребенок всегда чувствует. И задает вопросы. И чувствует, что его обманывают, поэтому думает, что с ним что-то не то, что его, может, не любят, а может, ему не рады. Он тоже начинает напрягаться, причем сам не понимает из-за чего.
С психологической точки зрения гораздо комфортнее всем, если тайны нет. Раскрывать ее надо грамотно, спокойно, без какого-то надрыва, мол, тебя, бедную сиротку, бросили, а мы, такие благородные, тебя подобрали. Не надо этого. Надо так: «Мы очень хотели ребенка, слава богу, что твоя мама тебя родила. Жаль, что она не смогла о тебе заботиться, но не было бы ее, не было бы тебя у нас, такого замечательного».
В какой-то момент ребенок всё равно проявляет интерес к кровным родственникам. Это не имеет отношения к усыновителям, это нормальное желание понимать, кто я такой, откуда взялся. Ребенок найдет, поинтересуется, ему станет что-то понятнее. Некоторые говорят: «Я наконец увидел человека, который на меня внешне похож».
«Пусть мама услышит, пусть мама придет»
– …Если такого взрослого нет, то дети и физически хуже развиваются, и интеллектуально, эмоционально. Такое может быть не только в учреждении, но и в неблагополучной семье. Родители пьют, сегодня заботятся, завтра не заботятся. Вроде привязанность есть, но она нестабильная. Непонятно ребенку, ждали его в этом мире – не ждали, любят – не любят, будут заботиться – не будут, выживет он – не выживет.
Бывают семьи внешне благополучные, но такие холодные, отстраненные, там тоже могут быть у ребенка депривационные особенности.
У ребенка велика потребность иметь своего взрослого, которому он важен, который его любит, который обеспечивает его безопасность. Это самое важное.
– Как обеспечить привязанность с ребенком, если детей много?
– Они же не разом все появились, а друг за другом. Когда ребенок младенец, с ним надо быть 24 на 7, на каждый его писк реагировать. Когда он становится старше, он готов подождать, пока его потребности удовлетворят. Когда он становится еще старше, он готов еще больше ждать. Психологически оптимальная разница между детьми 4-5 лет. Ребенок насытился заботой, он более самостоятельный, ему уже окружающие люди стали интересны, тогда можно обеспечивать привязанность следующего ребенка.
Если детей много и между ними маленькая разница, то могут развиваться и депривация, и детская ревность. Просто им не хватает личной заботы, а ее очень надо.
Кому стоит брать приемного ребенка в семью
Существует несколько самых распространённых причин, по которым люди берут в свою семью приёмного ребёнка.
- Отсутствие родных детей. Пары, отчаявшиеся дождаться собственного малыша, усыновляют или удочеряют сироту. Это укрепляет отношения между супругами, делает дом полной чашей. Между приёмными детьми и замещающими родителями возникают такие же отношения и чувства, как между родными людьми. Таким образом, приёмный ребёнок – это шанс сделать бездетную семью по-настоящему счастливой.
- Желание подарить тепло своей большой души малышу, оставшемуся без родителей. Есть люди, которые просто не могут пройти мимо чужой беды. Они особенно отзывчивы и добры, а также очень любят детей. Обычно такие семьи берут приёмных детей, потому что считают: чем больше в семье сыновей и дочек, тем она счастливее и сильнее.
- Желание изменить общество к лучшему. Каждая семья, принявшая сироту, делает немалый вклад в улучшение общества. Ведь воспитанники детских домов часто повторяют судьбу своих родителей и отказываются от собственных детей. Ребёнок, попавший в приёмную семью, в которой он чувствует себя любимым и нужным, разрывает эту порочную цепочку.
Да, воспитание приёмного ребёнка – это очень непростая работа, для которой потребуется много терпения и сил, прежде всего, душевных. В то же время взятие под свою опеку сироты является делом благим и богоугодным.
Приемные родители: радости и горести
Приемный родитель, приглашая ребенка в свою семью из детского дома или социального приюта, часто внутренне ощущает гордость
и подъем, потому что делает экстраординарный поступок, который должен изменить к лучшему судьбу ребенка. Однако достаточно скоро приемный родитель понимает, что помощи, сочувствия и поддержки достаточно мало в том обществе, в котором он создал приемную семью. Соседи подозревают его в корысти: думают, что ребенка приняли в семью из-за денег. Медицинские учреждения приходится штурмовать, пытаясь понять, какие заболевания — нередко хронические — нужно лечить срочно. Трудно найти хорошую школу, так как в личном деле у ребенка все достаточно плачевно.
И вот, сталкиваясь с подозрительностью и осуждением в обществе, приемный родитель занимает позицию глухой обороны. Он готов агрессивно защищать свою правоту и бороться за лучшие условия для своих детей в школе, учится не надеяться на помощь и поддержку, учится не доверять, критиковать, скандалить и искать правды в верхах управленческой иерархии. А иногда терпит несправедливость, пытается подстроиться под ожидания учителей, администрации, психологов, родственников, знакомых, испытывает стыд и вину за неудачи своего нового ребенка.
И бывает, что, не имея больше сил сопротивляться и пытаться найти помощь и поддержку, отдает ребенка обратно в детский дом…
Приемный ребенок: в чем его инаковость?
Никто не любит проблем и не рад, если трудности вдруг возникают в его жизни. Ребенок, оставшийся без родительской заботы, являет собой суть проблем нашего общества, а для школы становится вызовом. Он недополучил любви, родители не участвовали в его развитии и воспитании, а часто пренебрегали потребностями ребенка или были настолько непостоянны, что нельзя было предугадать, когда появится еда, утешат ли детское горе, можно ли рассчитывать на их любовь и физическое присутствие в своей жизни. А многие сироты просто не знают: кто их мама или папа.
В этом хаосе непредсказуемости, отсутствия безопасности, а часто и в атмосфере агрессии и насилия стихийно формируется личность ребенка, который собирает все проблемные черты современного общества.
В таком аномальном развитии страдает эмоционально-волевая сфера, рождается переживание неудовлетворенности своих потребностей, страх, тревожность, низкая оценка себя и своих результатов, любовь и ненависть по отношению к родителям, месть любым взрослым и детям, которые проявляют заботу и ласку, отсутствие воли в поступках, в достижении желаемого результата.
Страдает и интеллектуальная сфера психики ребенка. Бедность впечатлений от жизни в течение долгого времени, однообразие, концентрация внимания на поисках еды, крова, защиты — все это не позволяет ребенку вовремя сформировать важные мыслительные функции, поэтому ему тяжело осваивать абстрактное мышление, теоретические понятия, модели, что означает тотальный неуспех в старших классах школы.
На это накладывается негативный опыт учебной деятельности, низкая оценка способностей со стороны учителей, что приводит к несформированности специфических учебных навыков: понимания учебной задачи, алгоритма решения, умения прочитать условие, сформировать правильные выводы, объяснить результат и т.д.
В итоге — тотальный неуспех в школе, недоверие к фигуре учителя, закрытость или активное сопротивление, нежелание приходить в школу и, в целом, отсутствие интереса к жизни и новым событиям, людям, явлениям.
Сюда остается добавить только социальную незрелость и отклоняющееся от нормы поведение приемных детей. Ценностные установки детей-сирот часто асоциальны, вступают в противоречие с общепринятыми нормами, социальные роли стереотипны и шаблонны, упрощены. В мировосприятии доминирует асоциальный настрой, опора на негативный жизненный опыт, неприятие опыта других людей.
Попробуйте эмоционально пережить внутреннее мироощущение такого ребенка, постарайтесь найти здесь позитивную, радостную волну. Правда, это очень трудно сделать? Как легко соскальзывать в такой негатив при любой неудаче в общении с учителем, одноклассниками.
И как трудно восстанавливать веру в себя, в разумность мира, помощь и поддержку взрослых, если весь твой опыт говорит, что предадут, наплюют, осудят и будут заставлять что-то делать.
Портрет замещающих семей
Авторы исследования опрашивали семьи, в которых живёт хотя бы один приёмный ребёнок. В половине семей есть более одного приёмного ребёнка, в четверти — три и более. 70% семей не имеют родных несовершеннолетних детей.
Количество приёмных детей в семье |
|
1 |
45% |
2 |
27% |
3 |
12% |
4 |
5% |
5 и более |
9% |
Чем больше проблем у приёмных детей, тем большую тревогу испытывают родители.
Насколько вы согласны со следующими высказываниями? |
Уровень проблемности * |
|||
1. |
2. |
3. |
4. |
|
Окружающие часто не понимают моего решения взять ребёнка |
19% |
32% |
47% |
57% |
Быть приёмным родителем оказалось труднее, чем я думал |
16% |
25% |
35% |
51% |
Часто испытываю неловкость из-за поведения ребёнка |
7% |
9% |
18% |
35% |
Иногда мне кажется, что я не справляюсь с ролью родителя |
6% |
10% |
16% |
29% |
Мне приходили мысли, что решение взять ребёнка было ошибкой |
7% |
6% |
16% |
29% |
Не могу до конца принять приёмного ребёнка |
5% |
4% |
7% |
18% |
Может так получиться, что мне придётся вернуть ребёнка |
3% |
4% |
5% |
16% |
* Благополучные семьи — 1. Умеренные проблемы — 2. Серьёзные проблемы — 3. Профессиональные проблемы — 4. |
При разработке логики процесса социально-психологического сопровождения адаптации детей к условиям приемной семьи, нами учитывались основные положения, цели и задачи исследования.
Для решения поставленных в исследовании задач использованы идеи и технологии известных отечественных и зарубежных ученых: К. Роджерса, Т. Гордона, Р. Дрейкуса, Ч. Шефера, Л. Кэри, X. Кэдьюсона, Е.В. Сидоренко, Е.И. Лебедевой, И.М. Марковской, С.Н. Гринберг, В.Н. Ослон и др.
Представим более подробно поэтапную организацию тренинга психологического сопровождения родителей и ребенка в приемной семье, как технологию осуществления модели адаптации ребенка в приемной семье
Тренинг рассчитан на 32 часа. На знакомство с каждой семьей-участницей программы отводится 4 -5 часов: проводится предварительная диагностика проблем адаптации в конкретной семье, наблюдение за взаимодействием в паре родитель-ребенок. 27 часов непосредственно тренинговой работы распределены следующим образом: три цикла по 8 часов и 3 часа итоговая встреча с приемными родителями. Каждый цикл включает в себя работу с родительской группой (3 часа), детской группой (2 часа) и совместное занятие приемных родителей и детей (3 часа). Первое занятие (с родителями) нового цикла в частности предполагает анализ совместной деятельности приемных родителей и детей и обсуждение домашнего задания предыдущего цикла. Занятия проводились раз в неделю по 2-3 часа в зависимости от состава участников (детская, взрослая, совместная) группы.
Основными этапами данного тренинга выступали: диагностический, информационно — развивающий; аналитический. На каждом этапе совместного тренинга решались следующие задачи: диагностика наличного уровня отношений в диаде «ребенок — приемный родитель»; психологическое сопровождение адаптации ребенка в приемной семье; анализ результатов адаптации ребенка в условиях приемной семьи.
В тренинге приняли участие 18 семей, имеющих приемных детей (18 женщин, 14 мужчин, 36 приемных детей). Состав одной тренинговой группы не превышал 14 человек (5-7 взрослых и 5-7 детей) и организовывался с учетом возраста приемных детей и количества приемных детей в семье. Две группы имели в своем составе детей дошкольного возраста, одна — детей младшего и среднего школьного возраста. Средний возраст приемных родителей — 43,5 года. Родители многодетных приемных семей (8 и 6 детей) по собственной инициативе изъявили желание дважды участвовать в тренинге с детьми, общение с которыми вызывало у них наибольшие сложности.
Тренинг проходил на базе Воронежского филиала Российского государственного университета при поддержке Российского Детского фонда и комитета опеки и попечительства г.Воронежа. Совместный тренинг оказался эффективной формой укрепления взаимодействия между членами семьи и способствовал комфортному пребыванию ребенка в приемной семье, о чем свидетельствуют результаты полученных эмпирических данных.
В ходе диагностического этапа использовались различные методы психологической диагностики: анкетирование, беседа, опрос, интервью; методики: «Цветовой тест отношений» (A.M. Эткинд), опросник «Взаимодействие «взрослый-ребенок» (И.М. Марковская), анкета «Семейные роли» (А.В. Черников), методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейн, «Опросник для выявления психологических факторов адаптации ребенка в приемной семье» (O.K. Миневич), опросник «Семейные роли в приемной семье» (Н.А. Коваль, O.K. Миневич), проективная методика «Рисунок семьи», проективная методика Р. Жиля с целью выявления проблем социально-психологической адаптации у приемных родителей и детей. Были выбраны не столько констатирующие методы диагностики, сколько эвристические, расширяющие возможность понимания субъективного мира не только для специалиста, но и для участников тренинга. Некоторые мотоды использовались до и после тренинга с целью выявления эффективности выбранных упражнений для достижения цели и подтверждения гипотезы исследования, что адаптация приемных детей будет более успешной, если с помощью выявленных стратегий адаптации и с учетом социально-психологических факторов и условий формировать экстранаправленную, интранаправленную, медиаторную и гуманизирующую ролевую идентичность у приемных детей.
Успешность начального этапа тренинга достигалась путем определения для участников групп цели и задач тренинга, выявления ожиданий, опасений и сомнений, знакомства с правилами работы группы, а также создания благоприятной психологической атмосферы в группе, способствующей снижению напряжения, формированию чувства безопасности и повышению мотивации устойчивого интереса приемных родителей и детей к тренингу.
Второй этап был направлен на реализацию компонентов модели: исследованию социально-психологических факторов и условий адаптации, выработку стратегий и типов ролевой идентичности у приемных детей и родителей. Первый цикл занятий был объединен общей целью и задачами и носил название «Семейная презентация»
В ходе первого занятия с родителями происходило знакомство участников друг с другом, с целями и задачами курса, выяснение ожиданий и опасений родителей, связанных с приемом ребенка и своим статусом приемного родителя, обсуждение возможного влияния прежнего жизненного опыта приемного ребенка на его поведение в приемной семье. Первое занятие с детьми было направлено на выяснение ожиданий и опасений, связанных с новым статусом приемного ребенка. Совместное занятие способствовало осознанию собственных телесных границ, границ другого и границ семьи и включало в себя презентацию семьи как единой целостной структуры.
«У нас все — наши!» — гордо говорит Даша. В её семье 8 детей. Идея взять приёмных детей из детского дома у них с мужем Андреем была всегда, с момента создания семьи. «Мы женаты уже 12 лет. У нас трое кровных сыновей. Даниле 12 лет, Михаилу 5 лет и Петру 3 года. Мы хотели дочку. Отправились за ней, но дочки не оказалось. Зато нам предложили познакомиться с мальчиком, ему тогда было 10 месяцев. Красивый здоровый пухляш. Вот он, наш восточный парень! Это Руслан, — рассказывает Даша, обнимая вьющихся вокруг неё малышей. — Я считаю, на всё воля божья, и судьба, значит, распорядилась так, чтобы мы взяли его». История продолжилась: затем Даша и Андрей взяли из детского дома 10-летнюю Дашу, потом в семье появились близнецы Денис и Владик, а последним пришёл малыш Гена: сотрудники органов опеки сами позвонили и сообщили, что внезапно без родителей остался 28-дневный малыш, и Даша с Андреем тут же поехали за мальчиком.
Психологические особенности приёмных детей
Понятный распорядок дня и режим нужны всем детям, да и взрослым, в общем-то, тоже. Приемного ребенка очень важно сразу же познакомить с правилами, по которым он будет жить в вашей семье, и рассказать, как все устроено. Некоторые семьи во время гостевых визитов (это «пробный период», когда ребенок приезжает на время пожить в семье потенциальных родителей) хотят позволить ребенку все, чтобы он почувствовал себя хорошо, но это ошибка. Ведь потом, в обычной жизни правила будут другими, и ребенок почувствует себя обманутым. Лучше сразу выяснить, впишется ли воспитанник в правила вашего дома, чем решать эту проблему позже и отдавать его обратно в детский дом. Психологи школы приемных родителей советуют не препираться с ребенком по вопросам, которые находятся вне вашего контроля: например, когда подросток кричит, что не хочет ходить в школу, родители могут лишь объяснить, что получать образование все равно придется, ведь это не их личный каприз, а требование государства. Вы не можете отменить домашние задания, но всегда можете посочувствовать — это ребенку и нужно.
После «медового месяца» обычно наступает менее радостный период адаптации, когда ребенок начинает проверять родителей на прочность и отстаивать свои границы. Пока происходит притирка, ребенок может провоцировать родителей, делая разные вещи, за которые его теоретически могут вернуть в детдом. По логике ребенка, раз собственная мама когда-то его оставила, значит, и новая семья может поступить так же. И, чтобы довериться взрослым, ребенку нужно быть уверенным в том, что его не вернут, что его готовы принять любым. Тут родителям важно дать понять, что в жизни ребенка будут определенные запреты и правила, но вообще-то они рассчитывают жить с ним вместе долго и счастливо: «Играть в футбол в квартире мы, конечно, не разрешаем, но и отдавать тебя за это никуда не собираемся».
Юридических нюансов между разными формами устройства детей больше, но в рамках данной статьи о них мы говорить не будем. Хочу обозначить только одно, самое важное в данном контексте.
- Усыновление – это безвозмездная опека над ребенком. Оформляются необходимые документы, и малыш становится полноценным членом семьи. Все расходы и заботы ложатся на плечи родителей.
- Приемная семья – возмездная форма, то есть государство оказывает финансовую помощь приемным семьям, а между государством и семьей заключается договор, взрослый носит статус воспитателя и получает зарплату.
Существуют и другие характерные особенности приемной семьи, отличающие ее от других форм замещающих семей:
- Взять на воспитание можно одновременно до 8 детей.
- Ребенок носит статус воспитанника.
- Срок пребывания ребенка в семье оговаривается в договоре между органами опеки и приемной семьей.
Нередко форма приемной семьи служит проверкой для дальнейшего усыновления или опекунства. В приемную семью ребенок может быть помещен временно, например, при социальном сиротстве, когда мать или отец находятся на исправлении.
К функциям приемной семьи относится:
- развивающая,
- социализирующая,
- корригирующая,
- реабилитационная.
В обязанности приемных родителей входит:
- Воспитание на основе взаимоуважения, организации совместного быта и досуга, взаимопомощи.
- Создание условий для получения образования, физического и психического благополучия, духовного и нравственного развития.
- Защита прав и интересов ребенка.
- Своевременный и соответствующий уход и лечение ребенка.
- Взаимодействие с учителями или воспитателями образовательного учреждения, которое посещает ребенок.
- Извещение органов опеки о возникших проблемах или невозможности ухода за ребенком.
Из этого возникают следующие компетенции приемных родителей:
- Способность защитить права и интересы ребенка.
- Умение создать благоприятные условия жизнедеятельности, которые обеспечат процесс успешной психологической адаптации и социализации приемного ребенка.
Естественно, приемные родители должны быть дееспособными. Согласно гражданскому и семейному кодексу, обязательно прохождение школы приемных родителей, которая обеспечивает психолого-педагогическую и социально-правовую готовность граждан к принятию и воспитанию приемного ребенка.
Давление на ребенка и ожидание (не всегда осознаваемое) благодарности с его стороны. Каждый приемный ребенок испытывает ее, но не каждый может ее выразить.
Научить выражать благодарность и другим полезным социальным навыкам – задача приемных родителей. Научить, а не ожидать (требовать).
Детская тревога по поводу места и роли ребенка устраняется беседой. Но сначала родители должны обсудить это со специалистом, сопровождающим семью. Нужно в доступной и корректной форме объяснить ребенку, как и почему он оказался в семье, какие перспективы его ожидают.
Можно использовать примерно такую структуру разговора: «Твои родители не могут сейчас о тебе заботиться. Мы будем заботиться о тебе. Мы постараемся, чтобы тебе было хорошо у нас». Иногда можно добавить: «Когда дела у твоих родителей наладятся (они найдут работу, отремонтируют жилье, соберут необходимые документы и прочее), ты сможешь вернуться к ним», то есть рассказать о реальной ситуации в семье, но делать это можно только после обсуждения с психологом.
В контексте приемной семьи любой кризис можно считать конструктивным, даже если он носит ненормативный характер. Тому есть несколько объяснений:
- Кризис указывает на конкретную проблему, помогает ее понять и проработать.
- Нерешенный кризис не дает идти вперед в адаптации. В совокупности этапы адаптации и кризисы указывают направление и динамику движения семьи.
- Преодоление кризиса придает уверенности каждому члену семьи, и родителям как воспитателям в частности, дает силы на дальнейшую работу.
- Успешное разрешение кризиса способствует повышению самооценки ребенка и снижению уровня тревожности.
Продолжительность и особенности адаптации зависят от психического и физического состояния ребенка и членов приемной семьи, особенностей проживания и подготовленности родителей, возраста ребенка. Оптимальный возраст для устройства – 3 года и младше.
В психологии принято выделять 4 адаптационных этапа ребенка в приемной семье.
Первый месяц жизни в приемной семье. Как ребенок, так и другие члены семьи наполнены ожиданиями, интересом и идеализированными установками. Каждый хочет показать себя с лучшей стороны.
Первый кризис в новой семье, который сигнализирует об успешной адаптации. Гораздо хуже, если его нет. Ребенок понемногу осваивается и начинает проявлять свое «Я», что выражает хулиганством, непониманием между ним и семьей. Часто на этом этапе родители приходят в ужас и сомневаются о своем решении, конечно, если не знают, что проблемный этап – хороший признак.
Будущим приемным родителям или опекунам нужно обязательно знать о нарушениях привязанности, возникающих у приемных детей. Эти нарушения – корень многих проблемных ситуаций, поэтому если родитель понимает, что происходит с его приемным ребенком, то ему легче сохранять самообладание самому, а также находить подход к ребенку и решать возникающие проблемы.
Привязанность – это желание поддерживать и сохранять близкие отношения с другим человеком. Это потребность в близости, в общении, доверии. Научно доказан такой факт, что эмоциональное тепло влияет на развитие детей. Забота и участие взрослого позволяет ребенку учиться у взрослых, доверять и людям, и миру как таковому. Если же у маленького ребенка не было опыта продолжительных близких отношений с одним человеком, либо эти отношения несколько раз прерывались и не восстанавливались, то его способность к поддержанию привязанности уменьшается или утрачивается, в связи с чем могут возникнуть, например, такие ситуации:
- ребенок провоцирует, намеренно раздражает родителей, проверяет на прочность;
- ребенок может вообще не допускать доверительных отношений ни с одним взрослым. Он закрыт, эмоционально холоден. Он не агрессивен, но избегает близких отношений;
- ребенок то грубит и провоцирует, то ведет себя прямо противоположным образом – ищет ласки и внимания;
- ребенок намеренно нарушает границы, не испытывает сочувствия, предпочитает, чтобы его боялись. В этих случаях могут наблюдаться жестокие и разрушительные действия;
- ребенок ищет маму и папу во всех окружающих людях, готов быть со всеми ласковым. Качество здесь заменяется количеством.
Как правило, поведение ребенка с нарушением привязанности можно отнести к одному из типов, описанных выше. Родителям нужно знать, что практически все они корректируются, но требуется время, терпение, и иногда – помощь специалистов. Ситуации с жестоким, деструктивным поведением ребенка требуют отдельного контроля, потому что добиться социализации такого ребенка особенно сложно.
Особенности приемной семьи
Если ребёнка берёт на воспитание приёмная семья, то отношение к ней будет более снисходительным (в сравнении со статусом опекуна).
- Процесс оформления документов протекает гораздо проблематичнее, чем при опекунстве. Это связано с необходимостью заключения специального соглашения. Органы опеки и попечительства имеют право воспрепятствовать оформлению договора, если у них возникнут опасения по поводу того, что основная причина такого действия – это улучшение финансового положения.
- Приёмным родителям положено ежемесячное пособие от государства.
- Ребёнку, проживающему в приёмной семье, в отличие от варианта с опекой могут быть разрешены встречи с родственниками, в том числе и с настоящими родителями.
«Мы пошли в детективное агентство „Лунный свет“»
Дети из детдома, не знакомые со своими биологическими родителями, обычно не хотят их искать. Они чувствуют глубокую обиду за то, что их бросили. Так было и у моего мужа, который не знал своих мамы и папы. Но позже он поменял мнение и захотел изучить свои корни. Они с младшей сестрой знали только имя и фамилию матери, а также место её рождения.
Однажды у нас с мужем случился отпуск, во время которого мы никуда не поехали. Делать нам было нечего, и мы решили, что займёмся поисками его родственников. Сначала пошли в детективное агентство с фантастическим названием «Лунный свет», прямо как в сериале. Но там заломили настолько же фантастическую цену за решение каждого нашего вопроса. И мы решили, что попробуем сами.
Я порылась в интернете и нашла деревню, из которой была родом мама мужа. Выяснилось, что её переименовали и на сегодня там осталось всего лишь пара жилых домов. Мы поехали туда и начали просто стучаться в двери и задавать вопросы. Один дедушка вспомнил нужную нам семью. Он же сообщил, что в соседнем селе до сих пор живёт дядя мужа. Мы поехали туда. В сёлах все друг друга знают, и нам быстро указали, куда идти. А потом дядя дал Серёже номер телефона его биологической матери.
Оказалось, что она живёт в Челябинской области, поэтому после первого созвона они какое-то время общались по телефону. Потом решили встретиться и выбрали для этого городок Димитровград в Ульяновской области: там, как оказалось, жила Серёжина тётя.
Выяснилось, что отец Сергея тоже был из Димитровграда, но уже умер. Зато живыми оказались мать и брат отца. Благодаря последнему муж смог сделать ДНК-тест и удостовериться, что это действительно его кровные родственники. Так он обрёл бабушку и дядю.
Мать рассказала Серёже, почему они с сестрой оказались в детском доме. По её словам, она была слишком молодой, когда с разницей в год родила двоих детей. Вместе с малышами она одна жила в общежитии в Пензе, и денег вечно не хватало. Она стала употреблять много алкоголя, поэтому детей забрали социальные работники.
Позже Серёжа нашёл общагу, в которой они жили, и поговорил с соседями. Одна женщина вспомнила его семью и рассказала, что органы опеки вызвали жильцы дома, потому что испугались за детей. Малыши часто оставались одни, а однажды Серёжу, которому тогда было полтора года, увидели ходившим по краю балкона. Он просто чудом не упал вниз.
Больше детей у Серёжиной матери не было. Через пару лет после встречи с сыном она умерла. Муж говорит, что не держит на неё обиды.