Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности регулирования банкротства организаций рынка ЖКХ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Случается и так, что учредители или руководители планируют ликвидировать компанию при наличии у нее долгов, погасить которые не представляется возможным. Для таких ситуаций создана упрощенная процедура банкротства. Она значительно короче стандартной, ведь ни наблюдение, ни финансовое оздоровление, ни внешнее управление при ней не вводят, так как собственники компании не планируют восстанавливать бизнес.
Процедура признания несостоятельным муниципального предприятия
К основным стадиям банкротства, согласно закону, относятся:
- наблюдение;
- санация;
- внешнее управление;
- конкурсное производство;
- заключение мирового соглашения.
Как уже упоминалось, банкротства МУП происходит по общим правилам. Основанием для признания предприятия несостоятельным является заявление, поданное в арбитражный суд.
Но до этого возможно проведение таких процедур как наблюдение и санация (финансовое оздоровление).
Они предшествуют принятию решения о банкротстве и направлены на улучшение финансового положения МУП и восстановления его платежеспособности.
Если эти меры не помогли, то вводится внешнее управление.
Оно также направлено на восстановление платежеспособности должника. Для этого руководитель МУП отстраняется, а вместо него все решения принимает внешний управляющий (ст. 94 Закона).
Он назначается арбитражным судом из числа профессиональных специалистов — арбитражных управляющих (ст. 20-26 Закона).
В зависимости от того, насколько успешной была деятельность внешнего управляющего, суд выносит решение о:
- прекращении производства по делу о банкротстве;
- заключении мирового соглашения;
- введении следующей процедуры — конкурсного производства.
С момента введения конкурсного производства уже не идет речь о сохранении предприятия.
В каких случаях подается заявление о банкротстве АО
Процедура банкротства АО может быть инициирована как учредителями (добровольное банкротство), так и кредиторами или другими заинтересованными лицами (принудительное). Поводом для подачи заявления в арбитражный суд является наличие задолженности более 100 тысяч рублей, при этом срок невыполнения финансовых обязательств должен превышать 90 дней. Для того чтобы арбитражный суд принял заявление к рассмотрению, необходимо предоставить также ряд документов, подтверждающих неплатежеспособность предприятия.
После истечения 90-дневного срока с момента выполнения последних действий по кредитам или обязательным платежам, суд может зарегистрировать подаваемое заявление, и первоочередность обращения в инстанцию имеет большую важность. Сторона, обратившаяся с заявлением первой, предлагает кандидатуру арбитражного управляющего, который будет заниматься процессом.
Причины банкротства муниципального предприятия
Основной причиной закрытия муниципальной организации является ее финансовая несостоятельность — неспособность удовлетворить требования всех кредиторов в полной мере. В число кредиторов входят рабочие предприятия, которым не выплачивают зарплату. Наряду с финансовой несостоятельностью перед рабочими, поставщиками сырья, материалов, МУП перестает платить налоги и другие обязательные платежи. Банкротство МУП зависит от внешних и внутренних факторов. К числу внешних факторов относят:
- влияние мирового экономического кризиса;
- действующую государственную политику с колебаниями валюты, инфляцией, неполной занятостью населения, низкой покупательной способностью и другими тенденциями;
- природные, климатические, форс-мажорные обстоятельства.
- Внутренние факторы связаны с неэффективным руководством компанией. Сюда можно отнести:
- физический и моральный износ основных средств;
- низкий уровень модернизации оборудования и производственных процессов;
- неграмотное руководство предприятием;
- частые аварийные ремонты;
- повышение цен на сырье, материалы, оборотные средства;
- «тормозящие» факторы действия или бездействия со стороны учредителя;
- сотрудничество с другими компаниями;
- смена руководителя.
Наблюдение как процедура банкротства
Наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях
- обеспечения сохранности имущества должника,
- проведения анализа финансового состояния должника,
- составления реестра требований кредиторов,
- проведения первого собрания кредиторов.
По общему правилу наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности заявления о признании должника банкротом в порядке, предусмотренном ст. 48 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Наблюдение должно быть завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве, т.е. в течение не более 7 месяцев с даты поступления заявления о банкротстве в арбитражный суд (ст. 51).
С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия (ст. 63 ФЗ):
- требования кредиторов, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику;
- по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств (кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику);
- приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям (в том числе снимаются аресты на имущество и иные ограничения), за исключением исполнительных документов, выданных на основании судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и о возмещении морального вреда. Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения;
- не допускаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп либо приобретение должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);
- не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная очередность удовлетворения требований кредиторов;
- не допускается изъятие собственником имущества должника — унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества;
- не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника.
В целях обеспечения наступления предусмотренных последствий определение арбитражного суда о введении наблюдения направляется арбитражным судом в кредитные организации, с которыми у должника заключен Договор банковского счета, а также в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника и его филиалов и представительств, в уполномоченные органы.
Несостоятельность (банкротство) юридического лица — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Суть процедуры банкротства в том, что юридическое лицо, которое не в состоянии в полном объеме выплатить свои долги, выплачивает долги за счет своего имущества, после чего ликвидируется. Не выплаченные долги, на которых не хватило средств у организации, списываются.
Банкротство позволяет очистить экономический оборот от долгов, которые все равно не могут быть взысканы, из-за недостатка имущества.
Участникам (акционерам) признание юридического лица банкротом позволяет начать свою жизнь с чистого листа, не будучи обремененными долгами, нереальными к выплате.
Несостоятельность (банкротство) юридического лица регулируется статьей 65 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Процедура банкротства не применяется к казенным предприятиям, учреждениям, политическим партиям и религиозным организациям. Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда (п. 1 ст. 65 ГК рФ).
Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве) (п. 3 ст. 65 ГК РФ).
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы (п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
Не признаются объектом обложения НДС операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами) (пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ).
Это правило было введено с 01.01.2015 Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ.
НДС не уплачивается только если должник признан банкротом. Это решение принимается перед стадией банкротства Конкурсное производство. На всех остальных стадиях банкротства НДС должником уплачивается.
Контролирующие органы считают, что работы и услуги, выполненные банкротом, облагаются НДС, так как в пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ не предусмотрено их освобождение от налогообложения (Письма Минфина России от 30.10.2015 N 03-07-14/62525, от 06.05.2015 N 03-07-11/26074, ФНС России от 17.08.2016 N СД-4-3/15110@).
НДС до 01.01.2015
До 01.01.2015 реализация имущества банкротов облагалась НДС, но этот НДС удерживал и уплачивал налоговый агент (п. 4.1. ст. 161 НК РФ — отменен с 01.01.2015).
Признаки неплатежеспособности юридического лица
Критерии, определяющие неплатежеспособность юридического лица:
- неспособность совершать выплаты по договорам, обязательным платежам;
- недостаточное количество имущества и активных средств.
Следует различать некоторые типы неплатежеспособности:
- временная – позволяет избежать банкротства при разработке соответствующей антикризисной стратегии;
- хроническая – означает значительное превышение доли средств, поглощаемых различными тратами (в том числе и на штрафы за неуплату) по отношению к прибыли;
- абсолютная – финансовое оздоровление невозможно или предполагаемый для него срок превышает лимит, установленный кредиторами.
Варианты решений суда
Поданное в арбитражный суд заявление о несостоятельности юрилица регистрируется. Затем суд начинает его рассмотрение и изучение. Текст самого иска изучается на предмет его соответствие всем юридическим требованиям. Приложенные документы — на релевантность и соответствие реальному положению вещей. Чтобы полнее оценить финансовую ситуацию банкрота, суд рассылает запросы во всевозможные компетенции инстанции.
Суду необходимо понять – какие меры, предусмотренные в законе, целесообразно применить в отношении банкрота. Задача эта кропотливая и требующая немало времени. Как правило, оно занимает у суда около двух месяцев. После того, как вся необходимая информация собрана и проанализирована, судья принимает одно из четырех решений:
Отклонить иск, не найдя в деле оснований для банкротства. Дело закрывается.
Приостановить дело о банкротстве, в случае, если за прошедшее время стороны договорились и заключили мировое соглашение. В этом случае дело не закрывается. Оно будет возобновлено, если должник нарушит условия мирового соглашения.
Принять решение о реструктуризации долга и санации компании. Так поступают в том случае, если есть предпосылки к тому, чтобы компания расплатилась с долгами род руководством временного управляющего. То есть, перестала быть неплатежеспособной и вернулась к нормальному функционированию.
Сразу запустить конкурсное производство под руководством арбитражного управляющего. Это означает, что все ликвидные активы предприятия будут реализованы. Вырученные средства пойдут на погашение долгов. Остаток долгов будет списан. Юридическое лицо ликвидировано.
Процедура признания несостоятельным муниципального предприятия
К основным стадиям банкротства, согласно закону, относятся:
- наблюдение;
- санация;
- внешнее управление;
- конкурсное производство;
- заключение мирового соглашения.
Как уже упоминалось, банкротства МУП происходит по общим правилам. Основанием для признания предприятия несостоятельным является заявление, поданное в арбитражный суд.
Но до этого возможно проведение таких процедур как наблюдение и санация (финансовое оздоровление).
Они предшествуют принятию решения о банкротстве и направлены на улучшение финансового положения МУП и восстановления его платежеспособности.
Если эти меры не помогли, то вводится внешнее управление.
Оно также направлено на восстановление платежеспособности должника. Для этого руководитель МУП отстраняется, а вместо него все решения принимает внешний управляющий (ст. 94 Закона).
Он назначается арбитражным судом из числа профессиональных специалистов — арбитражных управляющих (ст. 20-26 Закона).
В зависимости от того, насколько успешной была деятельность внешнего управляющего, суд выносит решение о:
- прекращении производства по делу о банкротстве;
- заключении мирового соглашения;
- введении следующей процедуры — конкурсного производства.
С момента введения конкурсного производства уже не идет речь о сохранении предприятия.
Процедура банкротства инициируется путем подачи иска в суд конкурсными кредиторами, работниками, самим должником, уполномоченными или государственными органами, к которым принадлежат также местное самоуправление. Именно они зачастую и выступают инициаторами в данном случае.
Выявление признаков банкротства МУП осуществляется, как правило, инициаторами процедуры.
Руководитель МУП и собственник его имущества обязаны, выявив потенциальные проблемы, сами подать иск о банкротстве в таких случаях:
- выполнения кредиторских требований приведет к невозможности оплаты обязательных или иных платежей;
- управляющим, уполномоченным органом, в том числе и собственником, решено обратиться с иском о банкротстве;
- процедура выплаты долгов путем реализации имущества усложнит или заблокирует деятельность потенциального банкрота;
- обнаружены признаки неплатежеспособности, нехватки имущества для покрытия долгов или нормальной работы.
Стоимость процедуры банкротства
Процедура банкротства – это весьма затратное мероприятие. Сначала, необходимо оплатить госпошлину, которая составляет 6000 рублей. Квитанцию об оплате необходимо предоставить вместе с подачей документов в арбитражный суд. Кроме этого, нужно также оплатить услуги внешнего управляющего за каждый месяц его работы. Минимальная расценка на них – 30 тысяч рублей.
Эти затраты владелец бизнеса несет еще до фактического назначения судебного разбирательства. Далее, в процессе движения по этапам банкротства, нужно будет оплачивать услуги аудиторов, консультации юристов, проведение независимых экспертиз, услуги адвокатов и нотариусов и многое другое. В общей сумме, затраты на процедуру банкротства оцениваются в 220-250 тысяч рублей.
Очень часто, если банкротство происходит по причине реальной неплатежеспособности предприятия, у владельца нет средств на оплату всех необходимых услуг. Тогда необходимо к обращению в суд приложить ходатайство судье. После его рассмотрения последний может назначить государственного управляющего, либо вынести иное решение, которое уменьшит финансовое бремя на период банкротства.
Во время проведения банкротства, юридическое лицо проходит через несколько процедур.
Закон устанавливает их максимально возможную длительность:
- Период наблюдения не может превышать 7 месяцев. За это время временный управляющий должен провести анализ активов и путей выхода из кризиса. Продления этого срока не предусмотрено.
- Период финансового оздоровления не может длиться более 2 лет (24 месяца). При этом первая и вторая очередь кредиторов должны быть погашены не позднее 6 месяцев с момента начала. Общая сумма долгов должна быть погашена за месяц до окончания периода.
- Период внешнего управления по закону длится 18 месяцев. При этом при истечении срока возможно его продление на период еще 6 месяцев.
- Период конкурсного производства — последний период банкротства. Он не может превышать 12 месяцев, однако при необходимости может быть продлен еще на 6 месяцев.
Закон о коммерческих организациях применим ко всем некоммерческим структурам, которые создаются на территории Российской Федерации. В соответствии со ст. 9.2 Федерального закона № 7 устанавливаются особенности правового положения бюджетных учреждений. Законодательство устанавливает и порядок присоединения бюджетных организаций.
Согласно Постановлению Правительства РФ № 539 от 26 июля 2010 года принимается решение и проводятся мероприятия по ликвидации бюджетной организации. Согласно нормам из раздела V данного порядка, решение по ликвидации федерального предприятия может приниматься федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя по отношению к данной организации.
В принятом решении должна указываться следующая информация:
- название учреждения с указанием его типа;
- название федерального органа исполнительной власти, который осуществляет полномочия и функции учредителя;
- название федерального органа исполнительной власти, который ответственен за осуществление процедуры ликвидации;
- название правопреемника казенного учреждения, в том числе по обязательствам, которые могут наступать по судебным решениям.
Готовится проект правового акта федерального органа исполнительной власти, который осуществляет функции учредителя. Данный проект касается ликвидации федерального учреждения, которое находится в ведении федерального агентства или федеральной службы, находящихся в ведомстве указанного федерального органа. Только на основе подготовленного проекта возможна передача имущества предприятия.
Есть возможность ликвидации федерального казенного учреждения, осуществляющего функции по государственному управлению. Информация о структуре, к которой данные функции перешли, появляется по завершении процедуры ликвидации.
Если на данное учреждение возложены публичные обязательства перед гражданами, появляется соответствующая информация. Указывается, какой орган будет отвечать по обязательствам, в том числе финансовым.
Особенности реорганизации и ликвидации УП
Реорганизация и ликвидация унитарных предприятий предусмотрена главой 5 закона. Она устанавливает ряд особых правил проведения таких процедур.
Реорганизация
Реорганизация унитарного предприятия может совершаться во всех возможных формах, при условии соблюдения ряда правил. Она предписывает ограниченный состав участников слияния, присоединения и разделения.
Случаи слияния и присоединения возможны при участии 2-х и более УП. Реорганизация унитарного предприятия в этой форме с другими юрлицами невозможна. Разделение и выделение тоже допускается только с образованием аналогичных организаций.
Реорганизация унитарного предприятия посредством преобразования может осуществляться только в случае создания государственного (муниципального) учреждения, либо автономной некоммерческой организации. Исключения составляют случаи приватизации.
Ликвидация
Ликвидация унитарного предприятия происходит по стандартным для всех юрлиц основаниям (ст. 61 ГК). Процедура предполагает создание ликвидационной комиссии, выполняющей все функции по управлению и работе с кредиторами.
Ликвидация унитарного предприятия считается осуществленной с даты внесения соответствующих данных в ЕГРЮЛ.