Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уголовная ответственность за наемничество». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Объектом наемничества является состояние мира между государствами и народами. Общественная опасность наемничества заключается в том, что оно является средством, способствующим разжиганию и поддержанию вооруженных конфликтов, созданию нестабильности в мире. Для достижения этих целей используются лица, основным источником существования которых становится путь профессиональных убийц. Наемники принимают участие в военных действиях, вооруженных конфликтах в странах, гражданами которых они не являются и на территории которых не проживают. Они убивают людей, совершают иные акты насилия над ними, разрушают социально-экономические, культурные объекты, присваивают национальные ценности, личное имущество граждан. Весьма велик и моральный вред наемничества. Следует также отметить, что в ряде случаев ведение военных действий, развязывание вооруженных конфликтов было бы невозможно или весьма затруднено без использования наемников. Кроме того, события последних лет показывают, что наемничество широко используется различного рода террористическими организациями и бандформированиями.
Комментарии к ст. 359 УК РФ
1. Впервые понятие наемника было дано в 1977 г. в Дополнительном протоколе I к Женевским конвенциям о защите жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера 1949 г. Наемник не имеет права на статус комбатанта или военнопленного. Конвенция о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников 1989 г. к ним отнесла и лиц, которые были завербованы для участия в ранее запланированных актах насилия в целях свержения законной власти государства, подрыва его конституционного порядка или нарушения его территориальной неприкосновенности. В Конвенции к преступлениям были отнесены действия лиц, которые осуществляли вербовку, финансирование, обучение и использование наемников, а также попытку совершения перечисленных действий и соучастие в их совершении.
2. В комментируемой статье содержатся два состава преступления: вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях (ч. 1); 2) участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях (ч. 2).
3. Непосредственный объект преступления аналогичен объекту преступления, предусмотренного ст. 356 УК.
4. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 359 УК, включает вербовку, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение, использование наемника.
Вербовка означает достижение соглашения с гражданином третьих государств о его участии в вооруженном конфликте за материальное вознаграждение. Обучение — деятельность по тренировке лиц в получении специальных знаний и навыков пользования различными видами оружия и техники, приемов силовой борьбы, тактики боевых действий и др. в разнообразных климатических условиях в обстановке вооруженного конфликта. Финансирование наемника проявляется в предоставлении ему денежных средств, открытии счетов. Иное материальное обеспечение наемников включает снабжение их необходимым довольствием, обмундированием, военной техникой, транспортом и т.д. Под использованием наемников понимается привлечение их к непосредственному участию в вооруженном конфликте.
Обязательный признак состава преступления — обстановка в виде вооруженного конфликта или военных действий.
5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает общественно опасный характер вербовки, обучения, финансирования либо иного материального обеспечения наемника или использования его в вооруженном конфликте или военных действиях и желает совершить такие действия.
6. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.
7. Квалифицирующими признаками рассматриваемого преступления являются его совершение: 1) с использованием служебного положения; 2) в отношении несовершеннолетнего.
8. В части 3 комментируемой статьи предусмотрена ответственность наемника за его участие в вооруженном конфликте или военных действиях.
9. Объективная сторона характеризуется действиями, состоящими в непосредственном участии наемника в вооруженном конфликте или военных действиях. Обязательным признаком является обстановка вооруженного конфликта или военных действий. Преступление окончено с начала участия наемника в боевых операциях.
10. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Обязательный признак преступления — цель его совершения: получение лицом определенного материального вознаграждения за его участие в качестве наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.
11. Субъект преступления специальный — лицо, завербованное как наемник, достигшее возраста 16 лет. Согласно примечанию к ст. 359 наемником признается лицо, действующее в целях материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 28.03.98 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военную службу по контракту могут проходить иностранные граждане (см. комментарий к ст. 331). В рассматриваемое примечание необходимо внести дополнение об исключении из числа наемников иностранных лиц, входящих в личный состав вооруженных сил воюющей стороны и проходящих военную службу по контракту. В противном случае военнослужащие иностранцы, проходящие службу по контракту в рядах Вооруженных Сил РФ, при буквальном толковании положения, содержащегося в рассматриваемом примечании, будут считаться наемниками.
Второй комментарий к Ст. 359 УК РФ
1. Объект преступления — регламентированные международным правом средства и методы ведения войны. Понятие наемника раскрывается в примечании к данной статье УК.
2. Часть 1 ст. 359 УК РФ к объективной стороне наемничества относит следующие действия:
1) вербовку;
2) обучение;
3) финансирование или иное материальное обеспечение наемника;
4) использование наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.
Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, выражается в тех же действиях, совершенных лицом с использованием своего служебного положения либо в отношении несовершеннолетнего. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 359 УК РФ, характеризуется действием — участием наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.
3. Субъектом преступления является лицо, достигшее 16-летнего возраста (если деяние квалифицируется по ч. 2, т.е. совершенного с использованием своего служебного положения, субъект рассматривается как специальный; по ч. 3 ст. 359 УК субъект — специальный: наемник).
4. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.
Преступления против мира и безопасности человечества: понятие и виды. Уголовно-правовой анализ состава наемничества
Понятие преступлений против мира, безопасности человечества
Преступления против мира и безопасности человечества относятся к международным преступлениям, посягающим на основные принципы международного права, обеспечивающие мир и безопасность человечества.
Источниками норм об ответственности за преступления указанной группы являются многочисленные международно-правовые акты. Среди них можно выделить Устав Токийского международного военного трибунал, Устав Нюрнбергского трибунала, Резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН 1946 и 1947 гг. и другие.
В российском уголовном праве ответственность за преступления против мира и безопасности человечества установлены Главой 34 УК РФ: Преступления против мира и безопасности человечества.
Родовым объектом преступлений против мира и безопасности человечества являются общественные отношения, обеспечивающие основы существования государств и народов, а также основные принципы обеспечения международного мира и безопасности (мирное разрешение споров, неприменение силы, неприкосновенность границ, территориальная целостность, самоопределение народов и невмешательство во внутренние дела других государств и др.). Поскольку раздел XII УК не подразделяется на главы, родовой и видовой объекты рассматриваемых преступлений совпадают.
Одним из обязательных признаков некоторых преступлений против мира и безопасности человечества является предмет преступления (например, в ст. 355 УК — химическое, биологическое, токсинное и другие виды оружия массового поражения).
Все преступления против мира и безопасности человечества совершаются действиями. В число обязательных признаков объективной стороны некоторых составов (например, применение запрещенных средств и методов ведения войны — ст. 356 УК) входит особая обстановка совершения преступления – обстановка вооруженного конфликта или военных действий.
Большинство составов преступлений анализируемой главы являются формальными.
Их объективная сторона в качестве обязательного признака включает только совершение общественно опасного деяния, а наступление последствий лежит за рамками состава.
Только характеризуя объективную сторону экоцида, законодатель указал, что это деяние наказуемо при условии, что оно способно вызвать определенные общественно опасные последствия – экологическую катастрофу.
Субъективная сторона всех преступлений, предусмотренных Главы 34 УК, характеризуется виной в виде прямого умысла. В некоторых составах преступлений против мира и безопасности человечества одним из обязательных субъективных признаков является цель их совершения (например, в геноциде – цель полного или частичного уничтожения национальной, этнической, расовой или религиозной группы).
Субъектами преступлений против мира и безопасности человечества могут быть лица, достигшие 16 лет. Некоторые преступления предполагают наличие специального субъекта (например, лицо, занимающее высшие государственные должности РФ или субъекта РФ, — ст. 353 УК, участник вооруженного конфликта – ст. 356 УК).
Классифицировать преступления рассматриваемой группы в зависимости от их непосредственных объектов можно следующим образом:
1. Преступления против мира (ст. ст. 353 — 355 УК);
2. Военные преступления (ст. 356 УК);
3. Преступления против человечности (ст. ст. 357, 358 УК);
4. Преступления против стабильности международных отношений (ст.ст. 359, 360 УК).
- Статья 359. Наемничество
- Непосредственным объектом рассматриваемого состава преступления являются правоотношения, обеспечивающие общепринятые правила и обычаи ведения войны и вооруженных конфликтов.
- Объективная сторона преступления включает ряд общественно опасных действий:
- 1) вербовка наемника;
- 2) обучение наемника;
- 3) финансирование наемника;
- 4) иное материальное обеспечение наемника;
- 5) использование наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.
- Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения, которое: а) не является гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях; б) не проживает постоянно на его территории; в) не является лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.
Вербовка наемника выражается в действиях, направленных на заключение соглашения об оплачиваемом участии лица (наемника) в вооруженном межгосударственном конфликте или военных действиях. Она включает поиск кандидатов в наемники, психическое воздействия на них (уговоры, шантаж, обещания), заключение соглашения.
Обучение наемника предполагает передачу подопечным знаний о видах вооружения, способах его эффективного использования, методах проведения боевых, диверсионных и иных военных операций в различных географических и климатических условиях. В ходе подготовки у наемников формируются соответствующие умения и навыки.
- Финансирование наемника заключается в предоставлении ему денежных средств в наличной или безналичной форме в качестве вознаграждения за работу, компенсации расходов.
- Иное материальное обеспечение наемника предполагает предоставление военного обмундирования, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, военной техники, транспорта, снабжение продовольствием, питьевой водой, иной продукцией.
- Использование наемника в вооруженном конфликте или военных действиях означает его непосредственное привлечение к боевым операциям.
- В качестве обязательного признака законодатель указал на обстановку совершения преступления: вооруженный конфликт или военные действия.
Другой комментарий к статье 359 УК РФ
Объектом наемничества является состояние мира между государствами и народами. Общественная опасность наемничества заключается в том, что оно является средством, способствующим разжиганию и поддержанию вооруженных конфликтов, созданию нестабильности в мире. Для достижения этих целей используются лица, основным источником существования которых становится путь профессиональных убийц. Наемники принимают участие в военных действиях, вооруженных конфликтах в странах, гражданами которых они не являются и на территории которых не проживают. Они убивают людей, совершают иные акты насилия над ними, разрушают социально-экономические, культурные объекты, присваивают национальные ценности, личное имущество граждан. Весьма велик и моральный вред наемничества. Следует также отметить, что в ряде случаев ведение военных действий, развязывание вооруженных конфликтов было бы невозможно или весьма затруднено без использования наемников. Кроме того, события последних лет показывают, что наемничество широко используется различного рода террористическими организациями и бандформированиями.
Международная конвенция от 4 декабря 1989 г. о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников признает преступными не только действия самих наемников, но и лиц, их вербующих, использующих и обучающих. Запрещение наемничества содержится и в Декларации Генеральной Ассамблеи ООН «О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций» 1970 г. .
———————————
Действующее международное право. Т. 2. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 812 — 819.
Международное публичное право: Сборник документов. Т. 1. М.: БЕК, 1996. С. 2 — 8.
В соответствии со ст. 1 вышеназванной Конвенции для ее целей термин «наемник» означает любое лицо, которое:
a) специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;
b) принимая участие в военных действиях, руководствуется главным образом желанием получить личную выгоду и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;
c) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;
d) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;
e) не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.
Термин «наемник» означает также любое лицо, которое в любой другой ситуации:
a) специально завербовано на месте или за границей для участия в совместных насильственных действиях, направленных на:
i) свержение правительства или иной подрыв конституционного порядка государства или
ii) подрыв территориальной целостности государства;
b) принимая участие в таких действиях, руководствуется главным образом желанием получить значительную личную выгоду и которое побуждается к этому обещанием выплаты или выплатой материального вознаграждения;
c) не является ни гражданином, ни постоянным жителем государства, против которого направлены такие действия;
d) не направлено государством для выполнения официальных обязанностей;
e) не входит в личный состав вооруженных сил государства, на территории которого совершаются такие действия.
В примечании к ст. 359 УК РФ дается собственное определение наемника. Это обусловлено тем, что Россия не принимает участия в Конвенции о борьбе с наемничеством. В соответствии с российским уголовным законодательством наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.
Но данное определение понятия наемника разработано на основе Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол 1), от 8 июня 1977 г., где дано понятие наемника, тождественное конвенционному понятию, приведенному выше.
Учитывая характер наемничества, а также то, что оно отнесено к числу запрещенных средств и методов ведения войны, его следует отнести к преступлениям против мира. Необходимость отказа государств от использования наемников зафиксирована во многих международных правовых документах. Например, в Декларацию о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (24 октября 1970 г.) включено положение, согласно которому каждое государство обязано воздерживаться от организации или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства.
С объективной стороны наемничество может заключаться в совершении следующих действий: вербовке, обучении, финансировании или ином материальном обеспечении наемника, использовании его в вооруженном конфликте или военных действиях. Ответственность за перечисленные действия предусмотрена ч. 1 ст. 359 УК РФ. Для наличия состава наемничества достаточно совершения любого из перечисленных действий или любой их совокупности.
Вербовка означает наем людей для военной службы. Условия такого найма определяются сторонами. Соглашение может быть заключено как в письменной, так и в устной форме.
Обучение наемников состоит в организации и проведении с ними занятий по физической и психологической подготовке к проведению военных действий, обучению обращению с оружием, взрывчатыми, отравляющими веществами, проведению диверсий, тактике военных действий и иным дисциплинам, необходимым для обеспечения эффективных действий наемников в военных действиях или вооруженных конфликтах.
Финансирование наемников заключается в обеспечении их денежными средствами, которыми оплачивается работа наемников или направляемыми на иные нужды (оплату работы инструкторов, покупку оружия, обмундирования, аренду помещений, зданий и т.п.).
Под иным материальным обеспечением наемников понимается их снабжение продовольствием, обмундированием, оружием, боеприпасами, техникой и иной продукцией.
Использование наемника в вооруженном конфликте или военных действиях состоит в привлечении его к непосредственному участию в военных акциях. При этом наемник может быть использован не только для ведения боевых действий, но и в карательных, диверсионных и иных акциях.
Рассматриваемое преступление относится к формальным составам и будет окончено с момента совершения хотя бы одного из вышеперечисленных действий.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что совершает действия, составляющие наемничество, и желает их совершения.
Субъектом преступления является любое вменяемое лицо, достигшее шестнадцати лет. Субъект общий.
Часть 2 ст. 359 УК РФ предусматривает квалифицированный состав наемничества, за совершение которого устанавливается более строгая ответственность. Квалифицирующими признаками являются совершение наемничества с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего.
Под использованием своего служебного положения понимается реализация полномочий или возможностей, которые связаны с занятием лицом должности в государственных организациях или руководящей должности в коммерческой или иной организации.
Для данного квалифицированного состава наемничества необходим специальный субъект. При этом действия виновного должны квалифицироваться по совокупности со статьями, устанавливающими ответственность за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. 286 и др.).
1. Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях —
наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего, —
наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет либо без такового.
3. Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях —
наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.
Примечание.
Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.
Почему ЧВК Вагнер не сажают по статье «Наемничество»
Практически все знают, что наемничество в России запрещено, даже есть специальная статья в Уголовном Кодексе.
Поддержи автора! ✊ Подписывайся на канал и ???? и узнавай первым отборные материалы и инсайды. ????
Пункт 3 Статьи 359 УК РФ «Наемничество»: Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях — наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.
Но как мы знаем из свободных источников в сети Интернет, большое количество российских граждан без статуса военнослужащих принимают участие в том числе в боевых действиях в различных странах, например той же Сирии или Африке, хотя список стран гораздо больше.
Ответственность за наемничество
Указанная выше статья Уголовного Кодекса приравнивает к наемничеству такие действия, как:
- Обеспечение наемника всем необходимым для того, чтобы использовать его на войне. Выплата ему денег, доставка снаряжения и оружия, тренировки и прочее. Также к наемничеству приравнивается и вербовка — убеждение человека вступить в войну исключительно за деньги или обещание материальной выгоду военному специалисту, который уже состоялся как наемный элемент. За такие преступления Уголовный Кодекс Российской Федерации предусматривает наказание, выражающееся в заключении в тюремное учреждение, которое продлится от 4 и до 8 лет.
- Прямое участие наемника в войне, боевых действиях и конфликтах на территории какого-либо государства. За такое преступление Уголовный Кодекс предусматривает наказание, которое выражается в заключении в тюремном учреждении сроком от 3 лет и до 7 лет.
Все перечисленные преступления относятся Российской Федерацией и его законодательством к тяжким. Но также они могут быть причислены и к особо тяжким преступлениям, если все это совершается человеком, который использует своё положение на службе, возможности, открывающиеся высоким званием. Либо если все эти действия и преступления совершаются по отношению к детям и несовершеннолетним.
В таком случае Уголовный Кодекс Российской Федерации увеличивает срок заключения. Если наемничество будет расценено, как особо тяжкое, то обвиняемому придется провести в местах лишения свободы минимум 7 лет, а максимум — 15.
Статья 359. Наемничество
1. Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях —
наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего, —
наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет либо без такового.
3. Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях —
наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.
Примечание. Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.
Статья 359 УК РФ. Наемничество (действующая редакция)
1. Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях –
наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего, –
наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет либо без такового.
3. Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях –
наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.
Субъективные признаки наемничества
Субъект преступления является важным и необходимым элементом со-е until преступления. «Признаки его играют одну из ключевых ролей ft основании уголовной ответственности, существенно влияют на общественную опасность и правовую оценку содеянного, выступают факторами разграничения различных преступлений в процессе их квалификации, влияют на индивидуа лшацнюответственности и наказания» , наемника Согласно ст. 19, 20 УК РФ в качестве наемника может выступать только вменяемое фншческое лицо в возрасте 16 лет. Однако, ряд юристов дают весьма специфичную его характеристику: В.Н. Кудрявцев пишет, ЧТО практически речь пдеї о представителях вооруженных сил и спецслужб, которые вербуют, подготавливают, финансируют н используют наемников . В.П. Манков понимает под ним «уполномоченные на то государственными органами НЛП органами военного управления лица вербующей Державы, а также лица, действующие по своей инициативе или по инициативе национальных движении и народных ополчении
По мнению Д.Л. Потапова, речь должна идти только о специальных субъектах всех видов наемнических деяний, предусмотренных в ст. 359 УК РФ: «вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника осуществляются при наличии свяш или контакта виновных лиц со стороной вооруженного конфликта или военных действий, а использование наемника возможно только представителями стороны вооруженною конфликта или военных действий или лицами, действующими по поручению этих сторон, обладающими в обоих случаях в соответствии с теорией уголовного права общими требованиями к субъекту преступления — физическое лицо, вменяемость. достижение возраста 16-тн лет» .
Возраст вменяемого физического лица является важным и неотъемлемым признаком субъекта преступления. В то же время, «уголовный закон не содержит специальной нормы, предусматривающей понятие возраста, он только указывает на возрастные границы наступления уголовной ответственности. если лнцо совершило какое — либо преступление»3. Из данного предписания можно сделать вывод с том, что к уголовной ответственности не может быть привлечено лицо, не достигшее возраста уюловной ответственности, следовательно, оно не является субъектом пресіунлення.
Возраст уголовной ответственности, являясь одной из глобальных проблем субъекта преступления, выступает категорией динамичной не только в пашем государстве, но и во многих зарубежных странах. Это объясняется тем. что законодатель, устанавливая определенные возрастные рамки уголовной ответственности, в первую очередь берег во внимание исторические предпосылки развития общества, государства, а также положения, разработаипые наукой уголовного права. Устанавливая возрастные ограничения уголовной ответственности, законодатель учитывает особенности медицинских, психологических, педагогических наук. Кроме этого, «он исходит из типичных для большинства подростков условий их развития м формирования на разных стадиях жизненного пути» .
В литературе можно встретить различные подходы к пониманию возраста. К примеру, І.И. Щукина высказывает такую точку зрения, где «возрастом Принято называть Период развития человека, который чарактеризуется качественными изменениями в физических и психических процессах, подчиненным, особым закономерностям в их протекании»1. М.М. Коченов склоняется к по-ннманию возраста «как на количество прожигою человеком времени, и способность регулировать свое поведение в момент совершения преступления»2. J1.B. Норовых в какой-то мере разделяет мнение М.М. Коченова в определении возраста через призму количественного понятия, хотя за количеством прожитых лет. по ее мнению, «главный интерес представляє!- качественная наполняемость этих периодов, а зто определяет возраст как период в развитии любого человека» . В свою очередь Р.И. Михеев определяет возраст, как в широком смысле слова, так и и узком. В широком понимании возраст рассматривается как «календарный период времени, прошедший от рождения до какого-либо хронологического момента в жизни человека, а во в юром случае — указанный период психофизического состояния в жизни того или иного лица, с которым связаны как меднко-онолотическне. социально-пепчологические, так и правовые изменения «. При этом судебная практика указывает на то, что лицо считается достигшим того или иного возраста не в день рождения, а по истечении суток, на которые приходится этот день, т.е. с ноля часов следующих суток .
Для любого возраста всегда характерно волевое и осознанное действие пли поведение. Таким образом, справедливым будет утверждение Н.Ф. Кузнецовой о том, что «понятие общих признаков субъекта преступления, таких как возраст и вменяемость, связаны с характеристикой интеллектуально — волевого отношения к действиям и последствиям» .
О.Д. Снтконская исследуя и анализируя различные подходы, как юристов. так и психологов, сделала вывод о том, что. независимо от количества существующих подходов и точек зрения к интересующей проблеме, «все авторы рассматривают период с И до 12 лет н от 14 до 15 лет как переходный период or детства к юношеству, характеризуемый достаточно быстрым развитием интеллекта и воли, а также самой личности, позволяющие соотносить свои мотивы с социальными нормами поведения1 .
Законодатель нашей страны, взвесив псе пснхолоппескне, медицинские. педагогические и другие характеристики, установил нижний предел возрастной границы уголовной отнеіственности с 14 лет. Установление подобных границ в уголовной ответственности иностранных государств является серьезной проблемой, п законодатели этих стран сталкиваются с пей на протяжении длительного времени. В дореволюционный период С.А. Гуревич обращал внимание на то, что нижние границы многих иностранных государств не только разные, но и резко отличаются друг от друга. Так законодатели Италии. Испании устанавливают уголовную ответственность с 9 лет, до 10 повышают ее в Австрии, Болгарин, Голландии, до 12 в Германии. Венгрии, Румынии, Сербии.
В современных правовых системах возраст уголовной ответственности также определяется и уста и авл и вас гея по-разному. Скажем в Египте, Ираке, Ливане2, Йемене , Ирландии4 он установлен в возрасте 7 лет. Некоторые страны устанавливают возраст уголовной ответственноеш с 13 лет. в данном случае речь идет о подростка v. совершивших преступления являющиеся по своему характеру особо опасными (ряд штатов США, Франции. Узбекистан и др.).
Наемничество (ст. 359 УК РФ)
Наемничество относится к группе военных преступлений, так как речь идет о нарушении законов и обычаев войны (применение запрещенных средств и методов ее ведения). Даже в тех случаях, когда действия, составляющие объективную сторону наемничества, совершаются до начала боевых действий, они направлены на нарушение законов войны.
Непосредственным объектом наемничества являются отношения, обеспечивающие напряженность, нарушающие мир между государствами.
Согласно примечанию к ст.
359 УК РФ, воспроизводящему международно-правовое определение, наемником признается лицо: а) не являющееся гражданином государства, ведущего боевые действия, или не проживающее на его территории, а также не направленное на эту территорию для выполнения официальных обязанностей; б) реализующее цель получения материального вознаграждения за участие в боевых действиях. Статья 359, как и ст. 356, УК РФ карает за наемничество, обслуживающее не только войны (кстати, сам этот термин в статье не используется), но и любой вооруженный конфликт или военные действия как межгосударственного, так и внутригосударственного характера.
Объективная сторона деяний, предусмотренных ст. 359 УК РФ, устанавливает ответственность за вербовку, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно за его использование в боевых действиях. Наказуема вербовка, совершенная любым способом — от предложений и обещаний до принуждения.
Финансирование или иное материальное обеспечение также наказуемо независимо от способов (предоставление наемнику или его близким денежных или иных материальных средств).
Участие в вооруженном конфликте или военных действиях предполагает как непосредственное участие в боевых операциях, так и их обслуживание, например, связью, транспортом и т.д.
Квалифицирующие обстоятельства деяния вербовщика, предусмотренные ч. 2 ст. 359 УК РФ: использование служебного положения или в отношении несовершеннолетнего. В последнем случае представляется, что действия вербовщика должны по совокупности квалифицироваться и по ст. 150 УК РФ.
Наряду с ответственностью вербовщика предусматривается ответственность самого нанятого лица (наемника) за участие в вооруженном конфликте или военных действиях (ч. 3 ст. 359 УК РФ). Представляется, что это деяние окончено с момента включения наемника в состав вооруженных групп.
Субъективная сторона всех форм наемничества характеризуется прямым умыслом. Мотивация деяний, предусмотренных ст. 359 УК РФ, может быть самой разнообразной — от корысти до чувства патриотизма. Она влияет на индивидуализацию ответственности и наказание.
Субъект преступления общий — вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, действующее как по поручению другого лица, организации, государства, так и по собственной инициативе. Субъект преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 359 УК РФ, — специальный: лицо, завербованное в качестве наемника и включенное в вооруженное формирование.
§ 4. Преступления против человечества
В эту группу преступлений входят геноцид (ст. 357 УК РФ) и экоцид (ст. 358 УК РФ).
Их непосредственным объектом являются общественные отношения, обеспечивающие безопасные условия жизни народов, этносов, социальных или религиозных групп населения и т.д.
При геноциде преступные действия непосредственно направлены на уничтожение людей или создание таких условий для их жизни, которые рано или поздно приведут к их гибели или к исчезновению данной общности.
При экоциде преступные действия направлены на разрушение природной среды, но тем самым и на разрушение жизненных условий населения, проживающего на данной территории.
Геноцид и экоцид могут осуществляться как в ходе войн, иных вооруженных конфликтов (как это было, например, во Вьетнаме, где с помощью химических веществ американцами был уничтожен растительный и животный мир на обширных территориях), так и в мирное время. В частности, в результате захоронения радиоактивных отходов в условиях, заведомо влекущих отравление ими природной среды.
Геноцид объявлен международным преступлением против человечности Резолюцией ООН 1946 г. В настоящее время действует Конвенция о предупреждении геноцида и наказании за него (1948 г.).
Понятие геноцида по объективной стороне охватывает убийства, причинение тяжкого вреда здоровью, насильственное воспрепятствование деторождению, насильственное изъятие детей и передачу их в другую воспитательную среду в целях ассимиляции, если эти действия направлены на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы.
Речь идет о народе или его части (территориальной, культурной, исторической, психологической общности людей, могущих принадлежать к одному или к разным этносам). Этническая группа определяется принадлежностью к нации (национальности) во втором смысле этого термина, т.
е. к генетической, имеющей общих предков, общности. Расовая группа — это общность людей, выделенная по наследуемым внешним признакам (цвет кожи, разрез глаз, форма головы, структура волос и т.д.).
Религиозная группа — это общность, образованная по религиозной принадлежности.
Помимо перечисленных выше действий, составляющих объективную сторону геноцида, законодатель предусматривает и насильственное переселение либо создание таких жизненных условий, которые рассчитаны на физическое уничтожение членов соответствующей группы населения.
Преступление, предусмотренное ст. 357 УК РФ, с субъективной стороны характеризуется прямым умыслом, ориентированным на цель полного или частичного уничтожения соответствующей группы населения.
Субъектом рассматриваемого деяния является любой его участник, достигший шестнадцати лет (лица от четырнадцати до шестнадцати лет, участвующие в геноциде, например из религиозного фанатизма, несут ответственность за тяжкие преступления против личности). Вместе с тем необходима индивидуализация ответственности организаторов, в том числе должностных лиц, исполнителей, пособников. При этом возможна и констатация наличия преступной организации (преступного сообщества).
В связи с утверждениями в некоторых х УК РФ, что преступление геноцида является оконченным с момента наступления «указанных в законе последствий» , подчеркнем, что нельзя отождествлять преступную цель и ее реализацию.
Если закон предусматривает, например, ответственность за насильственное переселение, это деяние надо считать оконченным с момента начала принудительных действий (погрузку и этапирование), а не после вымирания переселенных лиц.
———————————
КонсультантПлюс: примечание.
Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева) включен в информационный банк согласно публикации — ИНФРА-М-НОРМА, 2000 (3-е издание, дополненное и измененное).
См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть / Под ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. М., 1996. С. 571.
Что касается экоцида, то его объективная сторона состоит в массовом уничтожении растительного или животного мира, отравлении атмосферы или водных ресурсов, а также в совершении иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу.
Речь идет о совершении не только выделенных в законе, но и любых других действий военного, производственного, научного, социально обслуживающего характера, создающих угрозу экологической катастрофы, т.е.
разрушения природной среды на значительной территории и превращения условий жизни в опасные для жизни и здоровья людей, нормального существования животного и растительного мира.
Надо отметить, что в характеристике объективной стороны экоцида имеются некоторые внутренние противоречия.
С одной стороны, прямо выделенные в ней действия предполагают обязательное наступление тяжких последствий, выражающихся в массовом уничтожении, массовом отравлении природы, экологической катастрофе.
С другой — закон предусматривает и возможность совершения иных действий, лишь способных ее вызвать.
ВЕДЕНИЕ
Сегодня на планете полыхает огромное количество локальных вооруженных конфликтов, носящих как международный, так и немеждународный характер. Этими конфликтами затронуто большое количество стран практически всех континентов. К сожалению, не стала исключением и территория Российской Федерации, где наиболее активное применение вооруженной силы отмечено в Северо-Кавказском регионе. Не последнюю роль в эскалации подобных вооруженных конфликтов и, возможно, ведущую роль в продолжающейся ситуации активного применения вооруженной силы в этом регионе России сыграли и продолжают играть наемники. Именно эта категория людей, «циркулируя» в пределах вооруженных конфликтов, активизирует последние. Важно указать, что наемническая деятельность в современный период уже не ограничивается, как раньше, ситуациями политической нестабильности или стремлением обострить эти ситуации в целях получения прибыли за счет эксплуатации природных ресурсов на территории некоторых государств. Негативная сторона наемничества выражается в том, что деятельность наемника в качестве частного лица, так же как и наемническая деятельность в форме противоправного деяния, ответственность за которое несет государство или организация, использующие наемников в определенных целях, отвечает, прежде всего, низменным интересам, проявляющимся в нарушении права народов на самоопределение, мира и безопасности человечества, стабильности конституционного правительства и государственных структур в регионах или сложившегося правопорядка путем осуществления преступной деятельности, наносящей серьезный ущерб жизни, свободе, здоровью и физической неприкосновенности населения и принципам мирного сосуществования.
Можно отметить, что наемническая деятельность, как правило, возникает в любых благоприятствующих ей обстоятельствах, будь то внутренний или международный вооруженный конфликт, тайная деятельность определенного государства или политической организации против какого-либо другого государства с целью дестабилизации в нем обстановки, незаконная торговля с целью получения огромной прибыли или террористические акты, направленные на устрашение и запугивание местного населения или международного сообщества. Обычно наемники применяют всевозможные виды насилия в нарушение норм международного права, причем насилие может являться и нередко является одним из главных компонентов их преступной деятельности. Следовательно, наемническая деятельность характеризуется тем, что она носит общемировой и постоянный характер.
В настоящее время можно говорить о новых формах данной преступной деятельности: наряду с наемниками, которые по-прежнему лично участвуют во внутренних вооруженных конфликтах, существуют наемники, действующие в рамках современных международных охранных структур военного характера или оказывающие профессиональные услуги в деле незаконного оборота наркотиков, алмазов или оружия.
Актуальность темы работы обусловлена тем, что это опасное явление с формально-юридической точки зрения таковым на сегодняшний день не признается. Практически все международные акты, говорящие о преступности этого деяния, носят характер так называемого «мягкого» права. В этой ситуации можно говорить лишь о признании наемничества преступлением обычными нормами, но и такое признание зависит еще от многих факторов и, на наш взгляд, не является неоспоримым.
Цель работы: рассмотреть проблему наемничества и уголовной ответственности за него, раскрыть новые формы существования данного явления на современном этапе, попытаться дать им уголовно-правовую оценку и проследить причины отсутствия соответствующей уголовно-правовой регламентации данного преступления как на международном, так и на внутригосударственном уровнях.
Задачи работы:
1. Описать деятельность международного сообщества в борьбе с наемничеством.
2. Выявить пределы уголовной ответственности за преступления против
мира и безопасности человечества.
3. Проанализировать объективные и субъективные признаки наемничества.
Предметом исследования является уголовная ответственность за наемничество.
Объект исследования — уголовное законодательство в борьбе с наемничеством.
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ
МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. Международное сообщество в борьбе с наемничеством
Определение наемника было формально закреплено в международном праве в 1977 году в части 2 статьи 47 Дополнительного протокола 1 к Женевским конвенциям о защите жертв войны. Наемником признавалось лицо, которое было завербовано на месте или за границей для участия в вооруженном конфликте, непосредственно участвует в боевых действиях, не является ни гражданином стороны вооруженного конфликта, ни лицом, постоянно проживающим на территории стороны вооруженного конфликта, которому обещано или в действительности выплачивается вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение комбатантов того же ранга и функций, входящих в личный состав вооруженных сил стороны данного конфликта и которое не является лицом, присланным для исполнения официальных обязанностей государством, не являющимся стороной данного вооруженного конфликта.
Вместе с тем данное определение было весьма ограниченным в силу того, что, как указывалось выше, право Женевы является правом гуманитарным, оно устанавливает правовые нормы, регламентирующие защиту жертв войны, в том числе и законных комбатантов, оказавшихся во власти противоборствующей стороны, которая осуществляется как сторонами, находящимися в конфликте, так и нейтральными государствами и международными организациями. Определение наемника в части 2 статьи 47, части 1 статьи 47 Дополнительного протокола 1 установило, что наемник не имеет права на статус комбатанта, то есть не пользуется защитой, которую сторона вооруженного конфликта либо нейтральная сторона, осуществляющая миссию «добрых услуг», обязана предоставить жертвам войны.
Определение наемника по Дополнительному протоколу 1 не было связано с ответственностью наемника за собственно наемничество, а лишь предоставляло право захватившей его стороне не обращаться с ним как с законным комбатантом, то есть не содержать его в условиях, предоставляемых военнопленным, а также привлечь его к ответственности за сам факт участия в вооруженном конфликте и деяния, совершенные в ходе вооруженного конфликта, совершение которых признается правомерным и не влекущим ответственности для законных комбатантов. Произвол стороны вооруженного конфликта в отношении захваченного ею наемника ограничивался только требованием Женевских конвенций и Дополнительных протоколов о том, что «никто не может быть лишен права на нормальное и беспристрастное судопроизводство», и признанием нарушения указанного права военным преступлением в смысле Женевских конвенций и Дополнительных протоколов.
Часть 3 ст. 359ук содержит самостоятельный состав преступления, связанный с наемничеством.
Объективная сторона этого преступления характеризуется действиями, состоящими в личном участии лица в вооруженном конфликте или военных действиях. В число обязательных объективных признаков также включается обстановка военных действий или вооруженного конфликта. Состав преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 359УК, является формальным. Оно окончено с того момента, как лицо, завербованное в качестве наемника, совершает действия, состоящие в его непосредственном участии в планировании или проведении боевых действий и военных операций.
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что участвует в качестве наемника в вооруженном конфликте или военных действиях, и желает действовать таким образом. Обязательным субъективным признаком в данном случае является цель — получение лицом материального вознаграждения за свое участие в вооруженном конфликте или военных действиях. 17
Субъект преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 359УК, — специальный: лицо, завербованное в качестве наемника. Понятие наемника, законодательно определенное впримечании к ст. 359УК, практически совпадает с рассмотренным ранее международно-правовым определением.
Что такое наемничество
Первые случаи использования данного метода известны еще со времен далекой древности. Он заключается в поиске добровольцев, которые за деньги отправляются воевать в другую страну, то есть мотивами этих граждан выступают не политические или религиозные убеждения, а лишь корыстный умысел.
Наемник в вооруженном конфликте или военных действиях – это лицо, поступившее на службу к какой-то организации за материальное обеспечение. К ним не следует относить тех людей, которые отправляются в зону военных действий по своим рабочим обязанностям, – консультантов, инструкторов и пр.
Наемничество наказывается в России по ст.359 УК РФ.
Эти солдаты отправляются в страны в надежде заработать деньги, но не по каким-то своим мотивам или для исполнения рабочих обязанностей. В настоящее время это очень широко используется США, например, при конфликтах в Ираке или Афганистане.
359 статья за наемничество предполагает наказание исключительно в виде лишения свободы. Минимальный срок наказания по первой части – четыре года, максимальный – 8 лет. В виде дополнительного вида наказания здесь может быть использовано ограничение свободы до двух лет.
Информация к размышлению
Наемничество относится к преступлениям против мира и безопасности, также как и экоцид — экологические преступления. Несмотря на призывы общественности и ООН к бережному отношению к планете, определенные группы лиц используют ресурсы Земли в своих целях.
Должностное лицо за совершение действий, подпадающих под состав преступления наемничество, наказывается лишением свободы минимум на семь лет, максимум на пятнадцать лет. При этом в виде дополнительного вида наказания может выступать штраф (до 500 000 рублей или в размере трехлетней заработной платы или иного дохода за этот же период) либо ограничение свободы на срок от 1 до 2 лет.
Отягчающие и смягчающие обстоятельства
В качестве отягчающих обстоятельств происшествия могут выступать мотивы самого гражданина: если он это сделал по причине ненависти к какой-то религии или расе.
Также очень строго наказываются деяния лиц, которые отправились наемниками на стороне террористических организаций.
Наиболее суровые наказания назначаются тем наемникам, кто состоял на службе в террористических организациях.
Факторы, которые могут несколько смягчить меру пресечения:
- совершение подобного правонарушения по причине тяжелых жизненных обстоятельств;
- наличие маленьких детей у обвиняемого.
На полную отмену наказания рассчитывать вряд ли придется, но на смягчение – да.